СОДЕРЖАНИЕ
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
(инвариантная часть ОПОП)
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
(вариативная часть ОПОП)
Организация формирования общих компетенций по программам начального
и среднего профессионального образования
Оценивание уровня сформированности общих компетенций
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
В числе образовательных результатов, определенных стандартами довузовского профессионального образования нового поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Очевидно, что новые образовательные результаты останутся декларацией до тех пор, пока не будут сформированы принципы и конкретные механизмы их измерения. Таким образом, первый требующий решения вопрос – это вопрос о конкретизации и декомпозиции общих компетенций, определенных стандартом, для целей их оценивания, и, соответственно, планирования формирования их в рамках образовательного процесса учреждения довузовского профессионального образования.
В процессе приведения формулировок стандарта в формат, позволяющий осуществлять оценку общих компетенций, необходимо выполнить следующие действия:
- сопоставление формулировок с определением, данным в тексте стандарта общей компетенции, для исключения фрагментов формулировки, не соответствующих сущности общей компетенции как образовательного результата;
- разделение на отдельные аспекты формулировок, описывающих несколько способов деятельности;
- объединение формулировок, описывающий один способ деятельности, применяемый к разным объектам;
- сопоставление формулировок стандартов НПО и СПО, направленное на установление преемственности в формировании общих компетенций;
- определение промежуточных уровней освоения общей компетенции для целей формирующего оценивания.
ОК 1. НПО |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 1. СПО |
Формулировка понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии не указывает на деятельность, т.е. не является формулировкой общей компетенции. Это знаниевый результат на уровне понимания (по Блуму), получение которого демонстрируется обучающимся через объяснение, приведение произвольных примеров и т.п. Формулировки стандартов НПО и СПО абсолютно идентичны. Однако единицы содержания – собственно та «будущая профессия», сущность и социальную значимость которой обучающийся должен знать на уровне понимания – оказываются в рамках различных программ НПО и СПО различными.
Формулировка проявлять к ней (будущей профессии) устойчивый интерес не представляет собой указания на образовательный результат. Интерес и степень его устойчивости не могут быть оценены средствами педагогического тестирования. Таким образом, данная часть формулировки указывает на то, что в процессе обучения следует поддерживать постоянный интерес обучающегося к осваиваемой профессии, но не дает указания на диагносцируемый результат образования.
ОК 2. НПО |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 2. СПО |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
При сопоставлении данных формулировок, несомненно указывающих на универсальные способы деятельности, можно заметить, что повышается уровень требований. Если в первом случае способ достижения поставленной цели задается обучающемуся извне, то во втором – определяется им самостоятельно.
Кроме того, каждая из формулировок указывает на многосоставную деятельность, поэтому может быть разбита на отдельные аспекты. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, означает, во-первых, планирование деятельности в соответствии с заданным способом и, во-вторых, определение ресурсов для ее осуществления. Определять методы решения профессиональных задач, оценивать их (методы решения задачи) эффективность и качество является дополнительным аспектом, появляющимся в требованиях к выпускнику программ СПО.
Наконец, в каждом из трех аспектов можно определить уровни усложнения деятельности. В основу иерархии следует положить те же принципы, которые приняты для ключевых компетентностей как результатов общего образования, определенных региональной Концепцией компетентностно-ориентированного образования, а именно:
- повышение уровня субъектности (от ситуативно верного воспроизведения культурно признанной нормы, образца, до конструирования в ситуации неопределенности);
- повышение уровня интеграции (от отдельных законченных действий через сложносоставную деятельность к соорганизации ресурсов различных типов для успешной деятельности в конкретной ситуации, т.е. интеграции различных общих компетенций).
Таким образом, получаем формулировки:
ОК 2.1 Организация (планирование) деятельности:
Планирует деятельность, применяя технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно)
é
разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологии
(элементы технологий), позволяющие решить каждую из задач
é
планирует деятельность в рамках заданных (известных) технологий, в том числе выделяя отдельные составляющие технологии
é
корректно воспроизводит технологию по инструкции
ОК 2.2 Организация деятельности (планирование ресурсов)
анализирует потребности в ресурсах и планирует ресурсы
в соответствии с заданным способом решения задачи
é
называет ресурсы для решения поставленной задачи в соответствии с заданным способом деятельности
ОК 2.3. Определение методов решения профессиональных задач
выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности
é
выбирает способ (технологию) решения задачи на основе анализа условий и ресурсов
в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами
ОК 3. НПО |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 3. СПО[1] |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 7. СПО |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
Деятельность, описанная в ОК 7 из стандартов СПО, пересекается с деятельностью, описанной в ОК 3, в аспекте нести (принимать) ответственность. Можно проследить некоторое усложнение деятельности, предписанной формулировками ОК 3 и ОК 7 СПО в сравнении с предписанной формулировкой ОК 3 НПО.
Все представленные формулировки описывают многоаспектную деятельность, поэтому прежде чем проводить сопоставление, разобьем описанные формулировкой общие компетенции на аспекты.
ОК 3. НПО:
- анализ рабочей ситуации (подготовка принятия решения);
- текущий контроль и коррекция деятельности;
- ответственность за результаты работы.
ОК 3. СПО:
- принятие решения (постановка цели);
- ответственность за принятое решение.
ОК 7. СПО:
- ответственность за результаты работы;
- текущий контроль и коррекция своей деятельности и деятельности группы;
- постановка цели (принятие решения).
Для учителя начальных классов:
- мотивирование обучающихся;
- организация работы обучающихся.
При сопоставлении данных формулировок, представленных поаспектно, заметно, что
а) с повышением уровня образовательной программы предписывается расширение деятельности по текущему контролю и оценке – включение в нее, наряду с собственной деятельностью, деятельности коллег (подчиненных) без усложнения самой деятельности;
б) с повышением уровня образовательной программы в требованиях к общим компетенциям появляется деятельность по целеполаганию, тогда как на уровне программы НПО имела место лишь деятельность по анализу ситуации, предшествующая целеполаганию;
в) в стандартах по специальностям СПО имеется дублирование позиций, описывающих целеполагание (принятие решения означает определение цели и задач своей деятельности) и принятие ответственности, что позволяет объединить работу над формированием ОК 3 и ОК 7;
г) в некоторых стандартах по специальностям СПО имеется ряд формулировок, которые указывают на объект профессионального воздействия, следовательно, такие составляющие формулировки указывают на аспекты не общих, а профессиональных компетенций (т.е. их формирование требует специальных знаний об объекте и граничных условиях деятельности);
д) большинство формулировок предполагает принятие \ несение ответственности, и непосредственно на деятельность (по несению ответственности) не указывает.
Сказанное выше определяет способы работы с формулировками рассматриваемых образовательных результатов. Формулировки, указывающие на аспект профессиональной компетенции (проявляющийся при непосредственном выполнении профессиональной функции), следует отнести к соответствующему разделу, проверить, нет ли дублирования, сравнив с формулировками профессиональных компетенций, заданными стандартом. При отсутствии дублирования работа над такими результатами строится в соответствии с технологией формирования профессиональных компетенций. В нашем примере так следует поступить с частью формулировки ОК 7 учителя:
- мотивирует обучающихся;
- организует работу обучающихся.
Тем более что организация деятельности обучающихся и их мотивация будут существенно отличаться в рамках той или иной педагогической технологии, т.е. технологии профессиональной деятельности.
Поскольку формулировка несет \ принимает ответственность не указывает на деятельность, представляя собой либо ценностную характеристику, либо указание на правовое положение материально-ответственного или иного лица, требуется уточнение того способа деятельности, освоив который обучающийся будет функционально готов принимать на себя ответственность. Если опустить моральную составляющую ответственности, решение человека ответственно, когда он не только проанализировал ситуацию и обосновал свое решение ссылками как на внешние обстоятельства, так и на внутренние мотивы, ценности, предпочтения, но и спрогнозировал последствия воплощения данного решения в жизнь. Нести ответственность за результаты своей работы можно только в том случае, если субъект в состоянии эти результаты (и возможные эффекты от их получения) оценить.
Таким образом, можно переформулировать обсуждаемый аспект для целей планирования его формирования и оценивания следующим образом:
- итоговый контроль, оценка и коррекция своей деятельности (и деятельности группы) и ее результатов;
- оценка последствий принятого решения.
Последний аспект, как и часть формулировки некоторых стандартов СПО «оценивать риски», можно смело включать в аспект принятие решения, поскольку и та и другая деятельность неотделимы от целеполагания. Аспект «анализ рабочей ситуации» включать сюда же нецелесообразно, поскольку такой анализ может быть проведен как с целью принятия решения о дальнейшей деятельности, так и с целью получения оценочного вывода. Также стоит заметить, что указание на стандартность \ нестандартность ситуации, присутствующее в формулировках стандартов некоторых специальностей СПО, не дает дополнительных условий для формирования и оценивания компетенции, поскольку а) эта характеристика будет являться субъективной, б) формирование и оценивание любой ключевой компетенции возможно только при организации деятельности обучающегося на базе ранее незнакомого ему содержания (ситуации).
Теперь в каждом из аспектов можно определить уровни усложнения деятельности.
ОК 3.1 Анализ рабочей ситуации:
проводит анализ причин существования проблемы
é
определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации;
самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе смоделированной и обоснованной идеальной ситуации
é
самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе заданной эталонной ситуации
é
анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая ее соответствие \ несоответствие эталонной ситуации
ОК 3.2 Текущий контроль и коррекция деятельности:
предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов оценки продукта.
é
предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов
текущего контроля
é
планирует текущий контроль своей деятельности в соответствии с заданной технологией деятельности и определенным результатом (целью) или
продуктом деятельности
é
осуществляет текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму
ОК 3.3 Оценка результатов деятельности:
продукт:
определяет критерии оценки продукта на основе задачи деятельности
é
оценивает и планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев
é
оценивает продукт своей деятельности по характеристикам
результат:
определяет показатели результативности деятельности в соответствии с поставленной задачей деятельности
é
оценивает результаты деятельности по заданным показателям
ОК 3.4 Принятие ответственного решения:
выбирает оптимальный способ разрешения проблемы в соответствии с самостоятельно заданными критериями и ставит цель;
называет риски на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации;
предлагает способы предотвращения и нейтрализации рисков;
прогнозирует последствия принятого решения
é
выбирает способ разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями и ставит цель;
проводит анализ ситуации по заданным критериям и называет риски;
анализирует риски и обосновывает достижимость цели;
анализирует наступившие последствия принятого решения
ОК 4. НПО |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 4. СПО |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
При сопоставлении данных формулировок, несомненно указывающих на универсальные способы деятельности, можно заметить, что повышение уровня сложности работы с информацией не наблюдается. Для программ СПО изменяется указание на задачи работы с информацией (это усложнение уже нашло свое отражение в ОК 3) и перечень операций, дополняющих поиск информации. Последнее скорее указывает на пробел в формулировке, содержащейся в стандартах НПО, поскольку сложно предположить, что собственно поиском информации (без ее извлечения и обработки) выпускнику программ НПО следует ограничиться.
Все представленные формулировки описывают многоаспектную деятельность и требуют не только разделения на аспекты, но и определения уровней освоения деятельности не только в целях формирующего оценивания, но и с тем, чтобы разграничить результаты выпускника программ НПО и СПО.
ОК 4.1 Поиск информации:
принимает решение о завершении \ продолжении информационного поиска на основе оценки достоверности \ непротиворечивости полученной информации;
предлагает источник информации определенного типа / конкретный источник для получения недостающей информации и обосновывает свое предложение;
характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей деятельности
é
формулирует вопросы, нацеленные на получение недостающей информации;
характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей информационного поиска
é
указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи;
самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета
é
выделяет из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи
ОК 4.2 Извлечение и первичная обработка информации:
извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной структуры
é
извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска структуре
é
извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры;
предлагает простую структуру для систематизации информации в соответствии с задачей информационного поиска
é
извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры
ОК 4.3 Обработка информации:
делает обобщение на основе предоставленных эмпирических или статистических данных
делает вывод о причинах событий и явлений на основе причинно-следственного анализа информации о них
é
делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях,
задает критерии для сравнительного анализа информации в соответствии с поставленной задачей деятельности
é
делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и \ или приводит аргументы в поддержку вывода
é
выделяет в источнике информации вывод и \ или аргументы, обосновывающие определенный вывод
ОК 5. НПО |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 5. СПО |
Формулировка использовать (какое-либо средство) не указывает на деятельность, в процессе которой это средство применяется. Если мы перенесем акцент в формулировке – осуществляет профессиональную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, - то получим указание не на универсальные, а на специальные способы деятельности, которые еще нужно конкретизировать. При этом речь пойдет о профессиональной деятельности, в которой могут потребоваться самые разнообразные ИКТ и ИТ-ресурсы в зависимости от ее содержания (например, 1С-бухгалтерия вряд ли понадобится станочнику, ArdCAM – бухгалтеру). Если предположить универсальность самих ИКТ, то мы ограничимся системной оболочкой, набором офисных программ и ресурсов Интернет, которые могут быть использованы в деятельности, описанной в любой из рассматриваемых общих компетенций.
Таким образом, речь идет о значимом умении (общем или профессиональном – в зависимости от конкретных средств ИКТ), которое необходимо формировать как предметное умение (знание на уровне применения) в рамках соответствующих дисциплин или как профессиональное умение в рамах соответствующих профессиональных модулей.
ОК 6. НПО |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 6. СПО |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами, социальными партнерами (учитель начальных классов), потребителями (техник). |
При сопоставлении данных формулировок, несомненно указывающих на универсальные способы деятельности, можно заметить, что повышения уровня сложности коммуникации \ взаимодействия не наблюдается. Для программ СПО изменяется указание на контрагентов коммуникации, причем они отличаются в стандартах по различным специальностям. Это само по себе свидетельствует о том, что общая компетенция в сфере коммуникации смешивается с профессиональной компетенцией (например, обучение подразумевает определенное взаимодействие, так же как и, например, работа с рекламациями или консультирование покупателя). Тем не менее, каждая из формулировок содержит указание на два аспекта: совместное решение профессиональных задач (работа в команде) и общение за пределами этого процесса (с руководством, иными коллегами, клиентами, партнерами и т.п.), которое может преследовать самые разнообразные цели. Типичные цели взаимодействия и соответствующие им технологии зафиксированы в списках профессиональных компетенций для тех профессий и специальностей, для которых общение является одной из профессиональных функций. При неопределенности цели коммуникации эффективное общение \ взаимодействие целесообразно разделить на аспекты в соответствии со спецификой универсальных технологий коммуникации, связанных с формами коммуникации: монологическое выступление перед аудиторией, диалог, письменная коммуникация.
Таким образом, получается четыре аспекта ОК 6, внутри которых можно выстроить иерархию деятельности с позиции ее усложнения, следовательно, повышения уровня образовательного результата.
ОК 6.1 Работа в команде (группе):
процедура:
при групповом обсуждении:
использует приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмирует причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения \ деятельности
фиксирует особые мнения
é
принимает и фиксирует решение по всем вопросам для группового обсуждения
é
договаривается о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствии с поставленной целью деятельности команды (группы)
é
участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу
содержание:
при групповом обсуждении:
дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы, относительно цели групповой работы
é
развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею)
é
задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других;
убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею
é
аргументированно принимает или отвергает идеи
ОК 6.2 Эффективное общение (монолог):
самостоятельно готовит средства наглядности,
самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания в зависимости от его цели и целевой аудитории
é
использует средства наглядности или невербальные средства коммуникации
é
соблюдает заданный жанр высказывания (служебный доклад, выступление на совещании \ собрании, презентация товара / услуг)
é
соблюдает нормы публичной речи и регламент, использует паузы для выделения смысловых блоков своей речи, использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своей речи
ОК 6.3 Эффективное общение (диалог):
обмен информацией:
работает с вопросами в развитие темы и \ или на дискредитацию позиции
é
запрашивает мнение партнера по диалогу
é
отвечает на вопросы, направленные на выяснение мнения (позиции);
задает вопросы, направленные на выяснение фактической информации
é
начинает и заканчивает служебный разговор в соответствии с нормами;
отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации
понимание:
выделяет и соотносит точки зрения, представленные в диалоге или дискуссии
é
извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) фактическую и оценочную информацию, определяя основную тему, звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы, оценки
é
извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) требуемое содержание фактической информации и логические связи, организующие эту информацию
é
извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) основное (общее) содержание фактической информации
ОК 6.4 Эффективное общение (письменная коммуникация):
самостоятельно определяет жанр продукта письменной коммуникации в зависимости от цели, содержания и адресата
é
создает продукт письменной коммуникации сложной структуры, содержащий сопоставление позиций и \ или аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции
é
создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры
é
создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры
ОК 7. НПО |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ОК 10 \ ОК 12. СПО |
Данная формулировка не указывает на способ деятельности, тем более на универсальный (сама формулировка содержит ограничение по гендерному признаку). Если рассматривать воинскую обязанность как временную профессиональную деятельность, мы имеем дело с профессиональной компетенцией, требующей определенных знаний и умений и опыта деятельности для ее формирования.
Список общих компетенций в стандартах СПО шире, чем в стандартах НПО. При этом инвариантными по отношению к специальностям являются еще две общие компетенции.
ОК 8. СПО |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Формулировка является многосоставной и может быть разбита на следующие аспекты. Содержание деятельности по каждому из этих аспектов дублирует содержание деятельности, уже заданное формулировками других общих компетенций, отличаясь от них лишь указанием на объект воздействия:
- постановка цели \ задач деятельности (профессионального и личностного развития) –
дублирование за счет конкретизации объекта воздействия: ставит задачи (принимает решения) – ОК 3;
- планирование собственного образования (формального и неформального) - дублирование за счет конкретизации объекта воздействия: планирует деятельность – ОК 2;
- реализация собственного образования (формального и неформального) - дублирование за счет конкретизации объекта воздействия: следует технологии – ОК 2; прямое дублирование: осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для… профессионального и личностного развития – ОК 4.
Вместе с тем первый аспект, описывающий уже предписанную ОК 3 деятельность, подразумевает иные основания для принятия решения на этапе его подготовки. Поэтому можно выделить в качестве отдельного аспекта оценку собственного продвижения (в рамках профессионального и личностного развития) и предусмотреть уровни освоения данного результата для целей формирующего оценивания. Рекомендуется элементарные уровни освоения данного результата формировать у обучающихся по программам НПО.
ОК 8.1 Оценка собственного продвижения:
анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения
é
анализирует \ формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи
é
указывает «точки успеха» и «точки роста»;
указывает причины успехов и неудач в деятельности
é
называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности
ОК 9. СПО, учитель |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 9. СПО, техник |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Следует признать, что данная формулировка не конкретизирована в отношении деятельности. Неясно, что делает техник, когда «ориентируется», а осуществление профессиональной деятельности включает в себя множество неразделенных видов профессиональной деятельности учителя, при этом неизвестно, какой именно имеется в виду. Другими словами, мы имеем дело с общей характеристикой работника, являющейся следствием (при наличии у него соответствующих мотивов) сформированности всех рассмотренных выше общих компетенций, а также профессиональных компетенций, а не с формулировкой общей компетенции как достижимого и измеримого результата образования.
Некоторые общие компетенции встречаются только в одном или нескольких стандартах, что позволяет поставить под сомнение их универсальность. Рассмотрим несколько примеров из стандарта подготовки учителя начальных классов.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Следует признать, что перед нами формулировка профессиональной функции (см. основные характеристики деятельности учителя, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих[2]). Таким образом, на ее основе может быть сформулирована профессиональная компетенция, но не общая.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирования.
Следует признать, что данная формулировка не указывает на конкретную деятельность, т.е. не является формулировкой компетенции. Это знаниевый результат на уровне применения (по Блуму), единицами содержания (которые в формулировке не конкретизированы) являются нормы правового регулирования педагогической деятельности (точнее, образовательной деятельности).
Продемонстрированная выше работа со списками общих компетенций, заданными стандартами НПО \ СПО, позволяет определить место данных образовательных результатов в образовательном процессе учреждения довузовского профессионального образования следующим образом:
- формулировки, указывающие на знания и умения обучающегося (в том числе инвариантные для любой профессии \ специальности), следует отнести к знаниевым результатам образования, проводить их формирование и оценивание (с применением знаниево-ориентированных тестов) в рамках освоения обучающимися содержания соответствующей дисциплины или междисциплинарного курса;
- формулировки, указывающие на специальные профессионально-значимые способы деятельности, следует сопоставить со списком профессиональных компетенций, определенных стандартом, и проводить их формирование и оценивание (с применением продуктных заданий) в рамках освоения обучающимися содержания соответствующих профессиональных модулей;
- формулировки, указывающие на универсальные способы деятельности, необходимо разделить на аспекты и, указав уровни освоения общих компетенций, проводить их формирование и оценивание (с применением компетентностно-ориентированных тестов) в рамках различных форм образовательного процесса, которые будут описаны во втором разделе рекомендаций.
Операционализация общих компетенций для целей формирования и оценивания, проведенная указанным выше способом, позволяет составить таблицу требований к деятельности обучающихся по уровням сформированности общих компетенций (см. табл. 1), которая станет инструментом планирования процесса освоения общих компетенций обучающимися и подготовки контрольно-измерительных материалов для их оценки.
Предполагается, что соответствие требованиям уровня I должно быть обеспечено в начальный период обучения по программам НПО, поскольку обеспечивает успешность дальнейшего освоения программы.
Требования уровня II соответствуют формулировкам стандарта НПО в тех случаях, когда стандарты НПО и СПО предполагают уровневую дифференциацию одной и той же общей компетенции. Данные требования могут стать основанием для разработки оценочных материалов для измерения конечных результатов обучения по программам НПО в части общих компетенций.
Требования уровня III соответствуют формулировкам стандарта НПО в тех случаях, когда стандарты НПО и СПО предполагают уровневую дифференциацию одной и той же общей компетенции. Требования уровня IV предполагают конкретизацию требований стандарта СПО с повышением степени субъектности или интегративности деятельности. Рекомендуется использовать требования уровня III для разработки оценочных материалов для измерения конечных результатов обучения в части общих компетенций по программам СПО базового уровня, а требования уровня IV – по программам СПО повышенного уровня.
Таблица 1.
Требования к деятельности обучающихся по уровням сформированности общих компетенций
ОК (шифр, согласно стандартам) |
Аспект общей компетенции |
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Уровень IV |
Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления |
|||||
ОК 2 |
ОК 2.1. Планирование деятельности |
корректно воспроизводит технологию по инструкции |
планирует деятельность по решению задачи в рамках заданных (известных) технологий, в том числе выделяя отдельные составляющие технологии |
разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологии (элементы технологий), позволяющие решить каждую из задач |
планирует деятельность, применяя технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) |
ОК 2.2. Планирование |
называет ресурсы для решения поставленной задачи в соответствии с заданным способом деятельности |
анализирует потребности в ресурсах и планирует ресурсы в соответствии с заданным способом решения задачи |
|
|
|
ОК 2.3. Определение методов решения профессиональных задач
|
|
|
выбирает способ (технологию) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами |
выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности |
|
ОК 3 |
ОК 3.1. Анализ рабочей ситуации |
анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая ее соответствие \ несоответствие эталонной ситуации |
самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе заданной эталонной ситуации |
самостоятельно задает критерии для анализа рабочей ситуации на основе смоделированной и обоснованной идеальной ситуации |
|
|
|
определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации |
проводит анализ причин существования проблемы |
||
ОК 3.2. Текущий контроль и коррекция деятельности |
осуществляет текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму |
планирует текущий контроль своей деятельности в соответствии с заданной технологией деятельности и определенным результатом (целью) или продуктом деятельности |
предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля |
предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов оценки продукта |
|
ОК 3.3. Оценка результатов деятельности |
оценивает продукт своей деятельности по характеристикам |
оценивает продукт своей деятельности на основе заданных критериев |
|
|
|
|
планирует продукт (задает характеристики) на основе заданных критериев его оценки |
определяет критерии оценки продукта на основе задачи деятельности |
|
||
|
|
оценивает результаты деятельности по заданным показателям |
определяет показатели результативности деятельности в соответствии с поставленной задачей деятельности
|
||
ОК 3.4. Принятие ответственного решения |
|
|
выбирает способ разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями и ставит цель деятельности |
задает критерии для определения способа разрешения проблемы |
|
|
|
оценивает последствия принятых решений |
прогнозирует последствия принятых решений |
||
|
|
проводит анализ ситуации по заданным критериям и называет риски |
называет риски на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации |
||
|
|
анализирует риски (определяет степень вероятности и степень влияния на достижение цели) и обосновывает достижимость цели |
предлагает способы предотвращения и способы нейтрализации рисков |
||
ОК 8 (СПО) |
ОК 8.1. Оценка собственного продвижения |
называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности |
указывает «точки успеха» и «точки роста»
указывает причины успехов и неудач в деятельности [3] |
анализирует \ формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи
|
анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения |
Компетенции в сфере работы с информацией |
|||||
ОК 4 |
ОК 4.1. Поиск информации |
выделяет из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи |
самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета |
|
|
|
указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи |
формулирует вопросы, нацеленные на получение недостающей информации |
предлагает источник информации определенного типа / конкретный источник для получения недостающей информации и обосновывает свое предложение |
||
|
|
характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей информационного поиска |
характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей деятельности принимает решение о завершении \ продолжении информационного поиска на основе оценки достоверности \ непротиворечивости полученной информации
|
||
ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации |
извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры |
извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры |
извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска структуре |
извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной структуры |
|
|
предлагает простую структуру для систематизации информации в соответствии с задачей информационного поиска |
|
|
||
ОК 4.3. Обработка информации |
выделяет в источнике информации вывод и \ или аргументы, обосновывающие определенный вывод |
делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и \ или приводит аргументы в поддержку вывода |
задает критерии для сравнительного анализа информации в соответствии с поставленной задачей деятельности делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях |
делает вывод о причинах событий и явлений на основе причинно-следственного анализа информации о них делает обобщение на основе предоставленных эмпирических или статистических данных
|
|
Компетенции в сфере коммуникации |
|||||
ОК 6 |
ОК 6.1. Работа в команде (группе) |
участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу |
договаривается о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствии с поставленной целью деятельности команды (группы) |
принимает и фиксирует решение по всем вопросам для группового обсуждения |
фиксирует особые мнения; использует приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмирует причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения |
при групповом обсуждении: аргументированно отвергает или принимает идеи |
при групповом обсуждении: задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других при групповом обсуждении: убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею |
при групповом обсуждении: развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею) |
дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы, относительно цели групповой работы |
||
ОК 6.2. Эффективное общение: монолог |
соблюдает нормы публичной речи и регламент, использует паузы для выделения смысловых блоков своей речи, использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своей речи
|
соблюдает заданный жанр высказывания (служебный доклад, выступление на совещании \ собрании, презентация товара / услуг)
|
использует средства наглядности или невербальные средства коммуникации |
самостоятельно готовит средства наглядности; самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания в зависимости от его цели и целевой аудитории |
|
ОК 6.3. Эффективное общение: диалог |
начинает и заканчивает служебный разговор в соответствии с нормами; отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации |
отвечает на вопросы, направленные на выяснение мнения (позиции); задает вопросы, направленные на выяснение фактической информации |
запрашивает мнение партнера по диалогу |
работает с вопросами в развитие темы и \ или на дискредитацию позиции |
|
извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) основное (общее) содержание фактической информации |
извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) требуемое содержание фактической информации и логические связи, организующие эту информацию |
извлекает из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) фактическую и оценочную информацию, определяя основную тему, звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы, оценки |
выделяет и соотносит точки зрения, представленные в диалоге или дискуссии |
||
ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация |
создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры |
создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры |
создает продукт письменной коммуникации сложной структуры, содержащий сопоставление позиций и \ или аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции |
самостоятельно определяет жанр продукта письменной коммуникации в зависимости от цели, содержания и адресата |
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
(вариативная часть ОПОП)
Концепция вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Самарской области определяет дополнительную в отношении заданных стандартом общую компетенцию – осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру, - включение которой в ОПОП обусловлено необходимостью данного результата для эффективного поведения на региональном рынке труда.
Согласно нормативному определению термина «общая компетенция», речь идет о «способе деятельности, универсальном для всех (большинства) профессий и специальностей, направленном на решение профессионально-трудовых задач и являющимся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Кроме того, общая компетенция описывает способ деятельности, являющийся универсальным для больших классов объектов. В формулировке общей компетенции, заданной на региональном уровне, содержится указание на две деятельности:
- сложносоставную деятельность по трудоустройству, подразумевающую применение самых разных способов деятельности к определенным (относящимся к процессу трудоустройства) объектам воздействия с заданной целью (осуществление трудоустройства);
- деятельность по долгосрочному планированию с элементами прогнозирования, совершаемую над заданным объектом, – собственной профессиональной карьерой.
Такая определенность объектов воздействия позволяет включить в число промежуточных результатов, способствующих формированию данной общей компетенции, некоторые знания, касающиеся этих объектов, которые составят информационную основу деятельности.
Заметно, что деятельность обучающегося, демонстрируемая в процессе проявления общей компетенции осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру, дублирует те или иные аспекты общих компетенций, определенных на федеральном уровне, применительно к заданному объекту воздействия (см. табл. 2). Поэтому работу над формированием данной общей компетенции рекомендуется проводить тогда, когда у обучающих уже сформированы общие компетенции инвариантной части ОПОП хотя бы на уровне I. Эта работа будет предполагать:
- формирование информационной основы деятельности;
- получение обучающимися опыта деятельности в отношении такого объекта, как профессиональная карьера, в модельной ситуации с учетом того, что обучающийся не располагает достаточными информацией и опытом для прямого решения задачи планирования профессиональной карьеры;
- получение обучающимися опыта деятельности по решению задачи трудоустройства в модельной ситуации с учетом того, что перенесение этой деятельности в реальные условия невозможно в рамках образовательного процесса учреждения довузовского профессионального образования.
Таблица 2.
Аспекты общих компетенций инвариантной части ОПОП в составе общей компетенции «осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру»
ОК вариативной части ОПОП |
ОК инвариантной части ОПОП |
осуществлять эффективное трудоустройство |
ОК 3.1. Анализ рабочей ситуации ОК 4.1. Поиск информации ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации ОК 4.3. Обработка информации ОК 6.3. Эффективное общение: диалог ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация |
планировать профессиональную карьеру |
ОК 8.1, уровень III-IV анализирует \ формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи; анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения |
Проведенный анализ позволяет конкретизировать ОК осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру для целей формирования и оценивания. При этом следует сделать еще два замечания:
- из таблицы 2 видно, что деятельностная составляющая компонента планировать профессиональную карьеру может быть сформирована на базе деятельности, освоенной в соответствии с требованиями к обучающимся по программам СПО. Поэтому для обучающихся по программам НПО этот компонент может быть оценен лишь на уровне проверки информированности об объекте деятельности (профессиональной карьере) и способах деятельности (планирования профессиональной карьеры);
- оценка диалога во всех составляющих данной деятельности, заданных в требованиях к сформированности ОК 6.3, является крайне трудоемким процессом, требующим большого ресурса времени, что заставляет здесь сосредоточиться на общих нормах ведения диалога с представителем работодателя по поводу трудоустройства, т.е. на общем умении.
Таким образом, оценка ОК осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру будет проводиться на основе демонстрации обучающимся деятельности:
Обучающиеся по программам НПО |
Обучающиеся по программам СПО |
- дают аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда |
|
- аргументируют целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы |
|
- составляют структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями |
|
- составляют резюме по заданной форме |
- составляют резюме с учетом специфики работодателя |
- применяют основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях |
- корректно отвечают на «неудобные вопросы» потенциального работодателя |
- оперируют понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»; - объясняют причины, побуждающие работника к построению карьеры |
- задают критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу; - анализируют \ формулируют запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном \ определенном направлении |
- дают оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами |
Организация формирования общих компетенций по программам начального
и среднего профессионального образования
Особенностью общих компетенций, важной при отборе способов их формирования, является то, что этот результат образования формируется и проявляется (т.е. может быть оценен) только в процессе деятельности. Поскольку общие компетенции представляет собой обобщенные способы деятельности, овладение ими является долговременным и сложным процессом и обеспечивается в той или иной мере всеми элементами ОПОП НПО/СПО, как это показано на рисунке 1.
На первом этапе формирования общих компетенций необходимо обеспечить
1) понимание обучающимися универсальных технологий деятельности, которые лежат в основе общих компетенций,
2) минимальный опыт приме нения универсальных технологий деятельности к различным объектам и анализ этого опыта.
Кроме того, на этом этапе необходимо обеспечить преемственное развитие общих компетенций обучающихся по программам НПО/СПО на основе сформированных в системе общего образования ключевых компетентностей. Начальный этап обучения в учреждении довузовского профессионального образования решает, кроме всего прочего, задачу обеспечения понимания обучающимися сущности профессиональной деятельности и трудовых отношений, особенностей выбранной профессии \ специальности, а также является адаптационным с точки зрения изменения социального статуса и социального окружения обучающегося (школьник – студент \ учащийся учреждения НПО). Постановка значительного числа задач, лишь опосредовано связанных с подготовкой к работе по профессии \ специальности, делает оптимальным их решение в рамках специально выделенной структурной единицы ОПОП. Поэтом на начальном этапе обучения в учреждении довузовского профессионального образования следует ввести дополнительную учебную дисциплину «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» (в рамках общепрофессионального цикла ОПОП НПО и общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО).
Задачи данной дисциплины – продемонстрировать обучающимся основные способы работы с информацией, разрешения проблем и коммуникации, обеспечить опыт их применения и анализ этого опыта. Содержание учебной дисциплины составляют способы деятельности, соответствующие требованиям к деятельности уровней I-II сформированности общих компетенций (см. табл. 1). Освоение этих способов деятельности будет происходить в работе с информацией или модельными ситуациями, связанными со студенческой жизнью; ситуациями на рынке труда; ситуациями, в которых выстраиваются общетрудовые отношения. Опыт самостоятельного применения осваиваемых способов деятельности обучающиеся получат в контексте общетрудовых отношений и специфики осваиваемой профессии \ специальности.
Рис. 1. Организация формирования общих компетенций в процессе реализации ОПОП НПО/СПО
Для обучающихся по программам СПО на базе полного общего образования следует ввести учебную дисциплину «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» (в рамках общепрофессионального цикла ОПОП СПО), которая будет построена таким же образом, как и в случае с НПО, но будет предполагать работу в соответствии с требованиями к деятельности уровней III-IV сформированности общих компетенций (см. табл. 1). Такое решение обусловлено тем, что требования к уровню сформированности ключевых компетентностей выпускника 11-го класса выше, чем 9-го, и освоение общих компетенций может начаться с более высокого уровня. Если обучающийся приступил к освоению программы СПО на основе освоенной программы НПО, он должен демонстрировать деятельность в соответствии с требованиями уровней I-II по результатам предшествующего обучения.
Для обучающихся по программам СПО на базе основного общего образования по завершении первого года обучения следует дополнительно предложить учебную дисциплину «Общие компетенции профессионала», обеспечивающую освоение способов работы с информацией, разрешения проблем и коммуникации в соответствии с требованиями уровня III для всех студентов, уровня IV – для обучающихся по программам повышенного уровня.
Важно помнить, что в рамках освоения перечисленных учебных дисциплин обучающийся приобретает лишь минимальный опыт применения универсальных способов деятельности. Необходима дополнительная работа, позволяющая закрепить присвоенные технологии работы с информацией, коммуникации и самоорганизации. Эта работа должна быть организована в процессе освоения содержания всех структурных единиц ОПОП. Конкретные общие компетенции и их аспекты для освоения в рамках изучения той или иной структурной единицы ОПОП выбираются таким образом, чтобы работа над ними не только не препятствовала, но и способствовала получению образовательных результатов, заданных для каждой структурной единицы.
Здесь важно заметить, что те или иные знания являются внутренним ресурсом, к которому человек может обратить в своей деятельности, если того требует содержание деятельности. Но и общие компетенции, в свою очередь, являются ресурсом для формирования знаний и освоения специальных технологий деятельности. Очевидно, что человек, умеющий извлекать, структурировать и обрабатывать любую информацию, скорее и успешнее присвоит информацию, необходимую для получения знаниевых результатов. Человек, умеющий действовать в соответствии с любой инструкцией, планировать деятельность, отбирать технологии, планировать и осуществлять текущий контроль, оценивать результаты, скорее и успешнее освоит заданную технологию профессиональной деятельности. С другой стороны, получение и анализ опыта освоения новой информации, общения с новыми целевыми аудиториями, работы в соответствии с вновь осваиваемой технологией обеспечивают расширение опыта применения универсальных способов деятельности, установление внутренних связей между средствами и результатами своей работы, другими словами – обеспечивают повышение уровня сформированности общих компетенций.
Сказанное означает, что компетентностно-ориентированные задания должны быть введены во все структурные единицы ОПОП в соответствии с основным содержанием той или иной структурной единицы. При этом, бóльшая часть компетентностно-ориентированных заданий должна быть организована в формате самостоятельной работы обучающихся (как внеаудиторной, так и аудиторной), подразумевающей обсуждение результатов работы с преподавателем (как в аудиторном, так и в консультационном режиме).
Такая организация работы подразумевает формирующее оценивание уровня сформированности общих компетенций наряду с формирующим и суммирующим оцениванием знаний, умений, профессиональных компетенций, запланированных в качестве образовательных результатов той или иной структурной единицы ОПОП. Другими словами, предлагая обучающемуся компетентностно-ориентированное задание, следует оценивать продемонстрированный им уровень сформированности общих компетенций. Степень присвоения знаний \ освоения умений, которые были получены в процессе выполнения такого задания или цикла заданий, следует оценивать в рамках отдельных процедур.
Применение компетентностно-ориентированных заданий в процессе освоения обучающимися учебных дисциплин или междисциплинарных курсов означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:
- использования дополнительных возможностей изучаемого материала;
- адекватных способов организации изучения традиционного программного материала.
Для применения на занятиях компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала.
Работа над формированием различных общих компетенций во всех аспектах:
- прикладной характер содержания темы,
- содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п.,
- содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности,
- материал, работа с которым допускает выход за пределы учреждения, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений социальной сферы и т.п.
Работа над формированием ОК 4 (обработка информации) на всех уровнях и ОК 6 (письменная коммуникация, монолог) на уровнях III-IV:
- содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование,
- материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с конъюнктурными, широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.).
Работа над формированием ОК 2 и ОК 3 (за исключением аспекта «принятие ответственного решения»):
- содержание программы, связанное с формированием учебных (предметных) и профессиональных умений, освоением технологий профессиональной деятельности.
Среди способов организации изучения содержания структурных единиц ОПОП, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать
- организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения преподавателем.
Этот способ предоставляет возможность формировать ОК 4 во всех аспектах и, при условии практико-ориентированного содержания, ОК 2 во всех аспектах и ОК 3 (за исключением аспекта «принятие ответственного решения»).
Особо следует отметить специфику включения в занятие заданий, нацеленных на формирование ОК 6 в аспекте «работа в группе». При организации групповой работы на занятии необходимо предусмотреть различные задания для разных групп или комбинирование индивидуальной и групповой работы, причем компетентностно-ориентированным может быть задание только одной группы, поскольку преподаватель может наблюдать (а значит, оценивать) работу одной группы. При организации групповой работы следует выбрать такое задание, которое не может быть выполнено индивидуально одним или каждым членом группы. Такие задания подразумевают:
- необходимость согласования заведомо различных интересов или принятия решения, касающегося последующей деятельности обучающихся, в которой одновременно должны осуществляться различные роли;
- ограничение по ресурсам: информационным (каждый из участников группы владеет лишь частью информации, необходимой для успешного выполнения заданий) или ресурсу времени (задание не может быть выполнено в установленное время одним человеком).
Особо следует остановиться на такой организационной форме самостоятельной работы обучающихся, как учебный проект. Учебный проект – это специально организованная деятельность обучающихся по достижению цели, лежащей за пределами образовательной программы, в рамках содержания, определенного образовательной программой. Он не основывается ни на реальных проблемах обучающихся, ни на проблемах ближайшего социума. В этом его достоинство и недостаток одновременно. Очевидным преимуществом оказывается то, что учебный проект можно «вписать» в процесс освоения содержания дисциплин и профессиональных модулей, поскольку в процессе работы над техническим заданием или проблемной ситуацией, задающими учебный проект, обучающиеся не только осваивают общие компетенции, но и знаниевые результаты образования или профессиональные компетенции (в зависимости от содержания деятельности).
Для формирования общих компетенций может быть использован потенциал воспитательной работы в учреждении, которая может частично строиться на основе проектных технологий. Социальный проект так же, как и учебный, позволяет формировать у обучающихся общие компетенции, причем возможна такая организация работы, при которой обучающиеся взаимодействуют с социумом в контексте будущей профессиональной деятельности. Так, будущие повара могут взаимодействовать с социумом в рамках распространения принципов здорового питания, обучающиеся на любые профессии из сферы обслуживания – в рамках реализации населением прав потребителей и т.п. Социальный проект может быть нацелен на изменения в микросоциуме – группе, учреждении, - выполняя таким образом функции самоорганизации обучающихся.
Особое место в процессе формирования общих компетенций занимают учебные дисциплины инвариантной части ОПОП «Эффективное поведение на рынке труда» (общепрофессиональный цикл ОПОП НПО \ общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОПОП СПО) и «Основы предпринимательства» (общепрофессиональный цикл ОПОП НПО \ профессиональный цикл ОПОП СПО). Не менее 85% учебного времени в рамках данных дисциплин отводится на выполнение обучающимися компетентностно-ориентированных заданий. В рамках освоения «Основ предпринимательства» выполнение таких заданий нацелено на формирование знаний и умений, необходимых для организации предпринимательской деятельности (ОПОП НПО и ОПОП СПО) и опыта составления бизнес-плана (ОПОП СПО). В рамках освоения программы «Эффективное поведение на рынке труда» предполагается конкретизация контекста применения универсальных способов деятельности и интеграция отдельных аспектов отдельных общих компетенций для получения конечного результата – общей компетенции, заданной на региональном уровне как осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.
Ключевым элементом ОПОП для формирования общих компетенций является профессиональная (производственная) практика, т.к. обучающийся оказывается не в модельной, а в реальной ситуации, вынуждающей его использовать в своей деятельности различные общие компетенции, ситуативно выбирая те или иные освоенные универсальные способы деятельности и комбинируя их. При этом важно помнить, что производственная практика является системообразующим элементом ОПОП, поскольку оба вида конечных результатов профессионального образования – общие и профессиональные компетенции – формируются в деятельности. Во время производственной практики обучающийся:
1) получает опыт завершенной деятельности в рамках участия в трудовых отношениях в реальной ситуации,
2) получает опыт завершенного действия по выполнению конкретных профессиональных функций,
3) выстраивает собственные ресурсы (знания, умения, навыки, освоенные способы деятельности) в соответствии с поставленными задачами, которые имеют производственный или учебно-производственный характер.
Таким образом, прохождение производственной практики должно быть организовано так, чтобы задачи завершения формирования профессиональных компетенций и общих компетенций решались в комплексе, не конкурируя друг с другом. Средством такой организации может стать дневник производственной практики, включающий, кроме всего прочего, компетентностно-ориентированные задания.
Оценивание уровня сформированности общих компетенций
Стандарты довузовского профессионального образования определяют общие компетенции как конечные результаты освоения обучающимся ОПОП. Вместе с тем общие компетенции определены как результаты освоения профессиональных модулей и учебных дисциплин, причем таким образом, что одна и та же общая компетенция может оказаться результатом освоения обучающимся каждой из десятка и более структурных единиц ОПОП.
Это кажущееся противоречие. Стандарты однозначно указывают на то, что формирование общих компетенций происходит в рамках всех структурных единиц ОПОП, а значит, в рамках любого профессионального модуля или учебной дисциплины должно проводиться их формирующее оценивание.
Если сопоставлять процесс оценивания и контроля, следует заметить, что при изучении большинства учебных дисциплин и междисциплинарных курсов оценивание общих компетенций проводится в безотметочном формате или его результаты оформляются в виде текущих отметок.
В процессе изучения учебных дисциплин «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» и «Общие компетенции профессионала» итоговая бинарная отметка (зачтено \ не зачтено) может быть выставлена по совокупности выполнения обучающимся компетентностно-ориентированных заданий по каждому из разделов программы учебной дисциплины и по дисциплине в целом. При этом основанием для положительной оценки по учебной дисциплине «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» является полное соответствие деятельности обучающегося требованиям уровня I, а по учебной дисциплине «Общие компетенции профессионала» для программ базового уровня – полное соответствие деятельности обучающегося требованиям уровня II и частичное – требованиям уровня III; для программ повышенного уровня – полное соответствие деятельности обучающегося требованиям уровня III и частичное – требованиям уровня IV.
В процессе изучения учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» итоговая бинарная отметка (зачтено \ не зачтено), свидетельствующая об освоении общей компетенции осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру, может быть выставлена по совокупности выполнения обучающимся компетентностно-ориентированных заданий.
В процессе изучения учебной дисциплины «Основы предпринимательства» в рамках ОПОП СПО итоговая отметка по дисциплине (дифференцированная или нет – на выбор образовательного учреждения) может складываться из результатов суммирующего оценивания знаний в формате знаниево-ориентированного теста и специальных умений и общих компетенций в формате оценивания продукта учебной деятельности – бизнес-плана. В процессе освоения ОПОП НПО оценивание общих компетенций в рамках оценивания результатов освоения дисциплины «Основы предпринимательства» осуществляется в том же режиме, что и при освоении обучающимися содержания других учебных дисциплин и междисциплинарных модулей, т.е. оценивание общих компетенций проводится в безотметочном формате или его результаты оформляются в виде текущих отметок.
В процессе оценивания образовательных результатов производственной практики необходимо предусмотреть отдельную (дифференцированную или нет – на выбор образовательного учреждения) отметку по результатам оценивания компетентностно-ориентированных заданий, включенных в дневник практики, и описать механизм учета этой отметки при выставлении итоговой отметки за производственную практику.
Суммирующее оценивание общих компетенций следует производить на завершающем этапе обучения средствами компетентностно-ориентированного теста. Для этого следует выделить в учебном плане 4-6 часов для проведения указанного контрольного мероприятия.
[1] Здесь и далее использованы формулировки из стандартов подготовки техника и учителя начальных классов. Формулировки ОК 3 в стандартах по различным специальностям несколько различаются, оставаясь близкими по своей сути. Мы опираемся на две формулировки, разнящиеся в наибольшей степени.
[2] Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
№ 593 от 14 августа 2009 г.
[3] В стандартах по профессиям НПО ОК 8 отсутствует, но, учитывая тенденцию непрерывного образования, рекомендуется предусмотреть освоение обучающимися по программам НПО элементарных способов деятельности, на основе которых может быть сформирована ОК 8.1 в случае их дальнейшего обучения по программам СПО.