УДК 378.001.891

В.И. Власова,

кандидат педагогических наук,

доцент (Невинномысский Государственный Гуманитарно-Технический институт)

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

 

Ключевые слова: процесс воспитания, инновационные процессы, воспитательное пространство, воспитательная среда, личностно-профессиональное становление студентов.

 

 

Власова Виктория Ивановна. Воспитательная среда как фактор личностно-профессионального становления студентов в вузе.

       В данной статье характеризуются подходы к воспитательной работе со студентами в вузе. Раскрываются перспективы личности в образовательном учреждении.

 

Vlasova Victoria Ivanovna. Vospitatelinaya ambience as factor larval-professional formation student in high school.

    Approaches to educational work with students in high schools are characterized in the given article. Prospects of the person in educational institution are opened.


Воспитание является важнейшей функцией общества с древ­нейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в соци­альные и производственные отношения невозможно развитие об­щества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

Воспитание как целенаправленный процесс культуроемкого развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень акту­ального развития личности в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержа­ния, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализ­ма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и ма­лоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включен­ными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уров­нем культуры в целом.

Активные инновационные процессы, происходящие в социально-политической и экономической сферах общества, вызвали необходимость осуществления образовательных реформ. Состояние, тенденции и перспективы развития высшей школы, анализ практики в сфере воспитания убеждают в том, что изменения в системе высшего образования требуют пересмотра традиционных подходов в использовании технологий воспитательного взаимодействия педагогов и студентов.

Образовательное учреждение является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. В этой связи актуальна проблема  личностно-профессионального становления обучающихся. В данном контексте особое значение приобретает обновление содержания и организационных форм воспитания, разрабатываемых на основе принципов системности, практико-ориентированности, научной обоснованности, прогностического подхода. Решающим фактором в личностно-профессиональном становлении студентов выступает осмысление позиций педагога и обучающегося в их меж­личностном общении в процессе обучения и воспитания. Воспитательная среда рассматривается при этом как сообщество, которое способствует обогащению содержания и форм воспитания, соединению собственной активности личности с организацией различных видов деятельности.

         С целью определения психолого-педагогических основ социального развития и самореализации личности студента исследованы работы А.В.Дмитриева, Л.В.Комаровской, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, А.Н.Лутошкина, А.Маслоу, П.Н.Рогонова, В.С.Семенова,  и др., согласно которым структурными компонентами адаптационного поля самостоятельной жизни и деятельности являются: индивидуальный природный адаптационный потенциал, личный опыт взаимодействия  с окружающей средой с целью адаптации, усвоение социального опыта адаптации предшествующих поколений, деятельность по созданию идеального и реального адаптационного поля самостоятельной жизни и деятельности [3, с.54]. В этой связи нами рассмотрены и осмыслены понятия «развитие», «реализация», «адаптация», «социализация» в контексте сознательного управления созревающей личности своим развитием, включающим реалистическое оценивание своих возможностей, определение целей и направлений своего самосовершенствования; оценку средовых условий личностно-профессионального становления и возможностей их корректировки.

Осмысление этих понятий привело к  исследованию различных подходов к определению понятия «среда», которые позволяют выделить анализ исследований среды в смежных науках: филосо­фии (И.А.Тен, Э.Фромм), социологии (П.Сорокин), психологии (Л.П.Буева, Дж.Гибсон, М.Хейдметс и др.), а также ретроспекцию средового подхода в отечественной педагогике ( В.А. Козы­рев, А.А. Макареня, Ю.С.Мануйлов, Т.В. Менг, В.А. Ясвин и др.). В работах отечественных исследователей, проводимых в контексте культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Г.Цукерман и др.), разводятся понятия «место образования», «образовательное простран­ство» и «образовательная среда». Применительно к воспитательной среде, исходя из вышесказанного, необходимо выделить понятия «воспитательного пространства» и «воспитательной среды», которые определяются  профессионально-деятельностной точкой зрения; задаются совокупностью воспитательных процессов и сред, являются производным от них, однако к ним не сводятся [4, с. 39].

С целью выявления воспитательного потенциала нами уточнены сущность категорий «воспитательная среда как педагогический феномен» и «воспитание». Воспитательная  среда, в нашем понимании, — развивающийся пространственно-временной континуум, который аккумулирует целенаправленно создаваемые условия взаимодействия субъективного мира развивающейся личности с уникальными характеристиками (выбор переживаний, поиск смыслов) и объективным миром (другие личности, научно-педагогические школы, предметно-пространственное окружение), в которых целью и ценностью становится повышение собственной субъектности и реализация личностного потенциала.

Исходя из того, что среде присущи два уровня – социокультурный и ситуационный, мы сопоставили характерологические особенности средств воспитания и факторов воспитательной среды.

Средовый подход в нашей интерпретации складывается из следующих процедур средового подхода: определение возможностей и педагогического потенциала  среды (Г.Г Дилигенский, В.Э.Мильман, В.Кеннон, В.А.Козырев, Ш.А.Надирашвили); педагогическая реконструкция среды; экспертиза воспитательной среды [9, с.16].

Можно выделить ряд функций, которые выполняет воспитательная среда: социально-адаптационная, культурологическая, воспитательная, гуманистическая. Согласно проведенным исследованиям, правильно организованная воспитательная среда дает богатые возможности для личностно-профессионального становления. Это возможности свободы принятия студентом решения об его вхождении в воспитательную среду, выбора деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения; построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; более интенсивного проживания различных ролей; освоения различных сред: культурной, природной, информационной и др.

Анализ современной философской, социологической, психологической, педагогической литературы позволяет утверждать, что для проектирования воспитательной среды, способствующей личностно-профессиональному становлению, имеется достаточно разработанная теоретическая база.

Теоретическое осмысление проблем личностного подхода в образовании и воспитании было положено в трудах П.П.Блонского, П.Ф.Каптерева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.; о роли деятельности во всестороннем развитии личности- Г.С. Абрамова, Л.Н.Коган, А.В. Петровский. Большое значение имели работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам создания системы воспитания в образовательных учреждениях – Е.В. Бондаревской, О.С.Газман, А.А. Грекова, В.А. Караковского, А.В. Мудрик, Ю.В.Сенько, Н.Е. Щурковой и др [8, с. 24].

Проблемы воспитания как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культуры общественного бытия рассматриваются в работах И.А. Зимней, Т.К.Клименко, Н.Б.Крыловой, Ю.М. Орлова, В.И. Слободчикова и др [1, с.29].

Ряд важных выводов об определяющей роли воспитания в формировании личности, о функциях деятельности как основе развития, о характере соотношения воспитания и процесса социализации личности, раскрывающих природу этого педагогического процесса, содержат исследования А.А. Бодалева, В.В. Зеньков­ского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, А.В.Роговой, К.К. Платонова, Д.И.Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. [6, с. 12].

Роль воспитательной среды как мощного фактора формирования, развития и самореализации личности рассматривается во многих исследовательских трудах. Особую значимость для данной работы имеют различные концепции средового подхода в воспитании, разрабатываемые Н.М.Борытко, Ю.С.Мануйловым, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.Н.Степановым, И.Д.Фруминым и другими. Идеи их подходов явились основой для становления и функционирования событийной общности субъектов педагогического процесса [2, с. 57].

Личностно-профессиональное становление студента является длительным процессом, в котором появляется совокупность новообразований личности, характеризующих изменения в ценностных ориентациях, развитие духовно-нравственной, интеллектуальной, действенно-практической, волевой сфер. Основанием для личностно-профессионального становления студентов служат уровневые характеристики воспитательной среды: среда вуза как динамичная целостность; среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии; среда вуза, как контекст, становления личности профессионала; среда вуза как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: среда факультета, среда кафедры, среда группы, среда учреждения [2, с. 76].

Построение воспитательной среды вуза рассматривается как моделирование педагогических условий оптимальной реализации когнитивного, эмоционального и коммуникативного потенциала личности:

- разработка, определение и реализация концепции и программ воспитания обучающихся в вузе;

- выявление в социологических исследованиях изменений ценностных ориентаций обучающихся, причины и тенденции их изменения;

- обогащение педагогической составляющей деятельности преподавателей вуза и усиление ее воспитательного влияния на личностно-профессиональное становление студентов.

Воспитательная среда пронизывает образовательный процесс вуза и интегрирует внеучебную деятельность, выступая в качестве основного инструмента становления личности профессионала. Личностно-профессиональное становление обучающихся в воспитательной среде обеспечивается посредством их активного включения в социально-значимую, научно-исследовательскую, управленческую, досуговую деятельность[3, с.55].

Теоретический анализ состояния воспитательной среды позволил сделать важный вывод о том, что она может рассматриваться в качестве своеобразного регулятора отношений субъектов воспитания  и главного условия личностно-профессионального становления студента на уровне организации среды. Чтобы спроектировать воспитательную среду, необходимо определить основные ее компоненты, их взаимосвязь, условия, направления и уровни развития, а также технологию включения в эту деятельность обучающихся [7, с. 105].

Исходя из этого, можно выделить ряд функций, которые выполняет воспитательная среда: социально-адаптационная, культурологическая, воспитательная, гуманистическая. Согласно проведенным исследованиям, правильно организованная воспитательная среда дает богатые возможности для личностно-профессионального становления. Это возможности свободы принятия студентом решения об его вхождении в воспитательную среду, выбора деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения; построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;  более интенсивного проживания различных ролей; освоения различных сред: культурной, природной, информационной и др.

Анализ сложной иерархии образовательных целей высшего педагогического образования и потребностей общества, структуры и функций воспитательной среды вуза и специфики медицинской академии позволили разработать критерии, характеризующие воспитательную среду педагогического вуза как личностно-развивающую, то есть как среду личностно-профессионального развития, саморазвития и самореализации:

- воспитательная среда вуза, обладая пластичностью и открытостью, направлена на создание условий для гармонизации воздействия на личность, что достигается через освоение и внедрение в воспитание средового подхода, концепций и технологий личностно-ориентированного воспитания;

- поддерживание определенного баланса между постоянством воспитательной среды и ее динамичностью (способность преобразовываться);

- воспитательная среда максимально приближает или даже погружает в сферу профессиональной деятельности, причем включение в воспитательную среду вуза среды педагогического учреждения многократно усиливает воздействие на личность;

- субъекты воспитательного процесса должны участвовать в развитии доброжелательной, комфортной, личностно-утверждающей воспитательной среды.

Делая вывод, мы отмечаем, что воспитательная среда в педагогическом учреждении с учетом вышеизложенного позволяет двигаться к достижению основных целей воспитания, в том числе, личностно-профессиональному становлению студента. Профессиональное становление педагога должно включать такие качественные характеристики субъекта труда, которые отражают высокий уровень профессионально важных личностно-деловых качеств, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие, саморазвитие и самореализацию будущего профессионала.

Создавая необходимые педагогические условия для развития личности обучающихся, реализации их личностно-профессиональных качеств, мы выстраиваем такую систему воспитания в вузе, которая дает возможность студенту развиваться в социуме, специально спроектированной воспитательной среде, где он одновременно является и объектом, и субъектом воспитания.

Как показал теоретический анализ, занятия в творческих объединениях и клубах, участие в студенческом самоуправлении, работа в волонтерских отрядах, научно-исследовательская деятельность активно способствуют воспитанию у обучающихся профессионально-значимых интеллектуально-когнитивных, коммуникативных, морально-ценностных, эмоционально-волевых качеств.

Подводя итог, мы позволим себе сформулировать сущностные характеристики воспитательной среды  вуза, которая, являясь интегративной целостностью, все же структурирована и можно выделить, три  уровня ее организации:

  1. Воспитательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействие пространственных отношений социокультурной, материально-технической, информационной, педагогической сред.
  2. Воспитательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: воспитательная среда кафедры, факультета, курса, педагогического учреждения.
  3. Воспитательная среда вуза как контекст становления личности профессионала.
  4. Воспитательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего педагога.

В заключении мы отмечаем, что становление личности определяет не только воспитательный процесс, специально организованный в вузе, но и окружающая среда: общественные, материальные и духовные условия (макросреда и микросреда), в которых живет и развивается человек. Педагогизация данной среды есть одно из важнейших условий формирования воспитательных воздействий на личность обучающегося, создания условий для развития его личностных качеств, профессиональных умений и самореализации.

Это определяет необходимость дальнейшего изучения и решения проблемы, связанной с детальной разработкой моделей информационного поля воспитательной среды вуза, поля взаимодействия преподавателя и студента, модели пространственного поля корпоративных отношений, а также разработки критериально-оценочного аппарата оценки представленности и освоения воспитательной среды вуза студентами.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориетированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С.29-36.
  2. Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Автореф. дис. докт. пед. наук. - СПб., 1992. С.34.
  3. Калашникова Н.Ю. Актуализация воспитательного потенциала образовательной среды вуза/ Н.Ю.Калашникова// Вестник Бурятского университета.- Серия 8.- Улан-удэ, 2006.- Выпуск 3.- С.52-61.
  4. Калашникова Н.Ю. Система воспитательной работы в высшем учебном заведении/ Н.Ю.Калашникова// Молодежное движении: вчера, сегодня, завтра: Материалы научно-практической конференции, посвященной 85-летию ВЛКСМ.- Чита.- 2003.- С.39-41.
  5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии/ Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - М., 2000. С.248.
  6. Плинер Я. Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. - М., 2000. С.312.
  7. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Байко­вой, Л. К. Гребенкиной, О.В.Еремкиной. - Рязань, 1997. С.217.
  8. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994. С.345.
  9. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000. С.180.

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top