Организация самостоятельной работы студентов.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов .

 

Введение.

 

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуаьному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

 

    Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сфрмироваться в средгей школе. Но, как показывает практика, этоготчаще всего не происходит.Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.

 

           Многие первокурсники испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

 

         Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих  знаний путем самостоятельного изучения.

 

Значимость самостоятельной работы.

 

  1. глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно внем разобраться;

 

  1. выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений;

 

3.Фомирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;

 

  1. развитие умения самостоятельно приобреть и углублять знания.

 

Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

 

- мотивационность задания (для чего,чему способствует);

 

- четкая постановка задач;

 

- алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения;

 

- четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения;

 

- критерии оценки, отчетности;

 

- виды и формы контроля.

 

Для эффективной и полноценной самостоятельной работы необходимо обучить первокурсников:

 

- основам самостоятельной работы с книгой, журналом;

 

- конспектированию;

 

- приемам запоминания;

 

- подготовке сообщений, докладов, рефератов;

 

- приемам саморегуляции и т.д.   

 

При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:

 

- отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;

 

- ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;

 

- максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов;

 

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

 

- использовать индивидуальные и дифференцированные задания;

 

-обоснованно выбирать об'ем работы;

 

- определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов;

 

- разнообразить задания по содержанию;

 

- подбирать рациональные способы проверки работ;

 

- првильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;

 

- проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.

 

Уровни деятельности студентов:

 

1- подготовительный, ознакомительный. Студент знакомится с приемами самостоятельной работы;

 

2- репродуктивный. Студент воспроизводит то, что ему уже знакомо;

 

3- учебно - поисковый или частично - поисковый. Студент выполняет частичный самостоятельный поиск данных для решения или выполнения определенного задания;

 

4- экспериментально - поисковый. Студент самостоятельно проводит эксперимент;

 

5- теоретико - экспериментальный. Студент обобщает экспериментальные данные самостоятельно или спомощью преподавателя, делает доклад по результатам работы;

 

6- теоретико - практический. Студент на основе проведенных исследований готовит курсовую или дипломную работу.

 

Формы организации самостоятельной работы.

 

Фронтальная самостоятельная работа.

 

Основными особенностями такой формы организации самостоятельной работы являются:

 

- общее для всех задание;

 

- общий инструктаж преподавателя по выполнению задания;

 

- использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

 

Фронтальная форма организации самостоятельной работы наиболее целесообразна тогда, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу.

 

Индивидуальная самостоятельная работа.

 

Особенности выполнения данной фомы самостоятельной работы:

 

- возрастает роль студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения;

 

- появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий.

 

Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.

 

Групповая самостоятельнпя работа.

 

Наиболее простая форма сотрудничества студентов на занятии- работа в парах постоянного состава. Эту форму можно использовать для:

 

- совместной проработке материала учебника, документа;

 

- выполнения лабораторных работ и практических заданий;

 

- взаимной проверке письменных упражнений.

 

В парах сменного состава  студент имеет возможность общаться со студентами, у которых более высокий уровень знаний.

 

Более сложным является организация сотрудничества студентов в группах, состоящих из 4-6 человек. В качестве оснований для об'единения студентов в группы педагоги учитывают такие показатели как, уровень знаний, способности, интерес к учению, уровень умений и т.д...

 

Анкеты анализа сформированности умений организации самостоятельной работы

 

  1. Анкета первокурсника

 

"Проанализируйтесвою готовность к обучению в колледже. Оцените свои умения организовать учебную работу, ответив на вопросы акеты в форме: "0"-нет, "1"- иногда, примерно, частично, "2"- да."

 

  1. Знаете ли Вы, сколько требуется Вам времени, чтобы:

 

1.1.Прочитать страницу текста.

 

1.2. Законспектировать страницу.

 

1.3.Успеваете ли Вы записывать на слух (под диктовку) главное из об'яснений преподавателя?

 

  1. Планируете ли Вы свою работу и время на день, неделю, более длительный срок?

 

  1. Планируя свое учебное время и организуя работу, анализируете ли Вы:

 

3.1. Выполнение намеченного на день, неделю, более длительный срок

 

3.2. Полезную затрату времени и его потерю.

 

3.3.Причины срывов и неудач при самостоятельной работе.

 

3.4. Соответствие затраченных усилий и результатов работы.

 

  1. Планируя свое время и работу Вы:

 

4.1. Выполняете все по мере необходимости.

 

4.2.Мысленно составляете план и придерживаетесь его.

 

4.3. Записываете план и придерживаетесь его.

 

  1. В какой степени, по Вашему мнению, зависят результаты учебного труда от:

 

5.1.Фундаментальных знаний школьной программы.

 

5.2. Умений приобретать знания.

 

5.3. Умений организовать свое учебное время.

 

5.4. Упорства в достижении результатов.

 

  1. Какие приемы работы Вы используете, изучая теоретический материал?

 

6.1.Бегло просматриваю, выделяю главное в учебнике.

 

6.2. Полагаюсь на знания, полученные на занятиях.

 

6.3. Заучиваю формулировки, определения.

 

6.4. Проверяю себя, отвечая на вопросы учебника.

 

Анкета по организации самостоятельной аудиторной работы

 

"В целях совершенствования самостоятельной работы просим ответить на следующие вопросы:"

 

  1. Какие виды самостоятельной работы Вам нравится выполнять?

 

1.1. Задания по работе с учебником, учебными пособиями.

 

1.2. Задания по работе с конспектом.

 

1.3. Программированные задания.

 

1.4. Подготовка докладов.

 

1.5. Подготовка сообщений по теме.

 

2.Ваше отношение к самостоятельной аудиторной  работе ( подчеркнуть или добавить), ( польза, недостатки, затруднения...)

 

3.Ваше мнение о форме проведения и организации САР:

 

3.1. Работа в аудитории по изучению очередной темы курса.

 

3.2. Предварительное изучение предложенного материала (семинар, выступления, доклады..)

 

4.Целесообразно ли на занятиях по САР:

 

4.1. Работать с конспектом лекций.

 

4.2. Составлять ОЛС, анализируя изученный материал.

 

4.3. Работать с учебником, справочной литературой.

 

  1. Какие затруднения Вы испытываете:

 

5.1. При подготовке к лекциям и на лекциях.

 

5.2. При подготовке к практическим занятиям и на практических занятиях.

 

5.3. На занятиях при САР.

 

  1. Ваши предложения по организации САР.

 

Примеры заданий для СРС.

 

Фронтальная СРС.

 

Сравнительная характеристика категорий пелагогики и социальной педагогики.

 

Цель: закрепление знаний о категориях социальной педагогики.

 

Приобретение навыков сравнительной характеристики элементов на примере категорий.

 

Оборудование:Социальная педагогика: курс лекций .Учебное пособие д/студентов ВУЗ/ Под ред. М.А. Галагузовой, М. 2003,416 с. Педагогика Учебное пособие д/студентов ВУЗ, В.А. Сластенин ,М, 2003, 576 с.

 

Задание:

 

  1. Дайте сравнительную характеристику категорий педагогики и социальной педагогики.

 

  1. Выделите и обоснуйте собственные категории социальной педагогики.

 

Задание.

 

Цель: закрепление знаний по теме "Социальная педагогика, предмет, задачи, функции".

 

Определите функции социальной педагогики. Обоснуйте свой выбор.

 

- теоретико - прикладная;

 

- исследовательская;

 

- гуманистическая;

 

- прикладная;

 

- методическая.

 

Индивидуальная СРС.

 

Задание. Спроектируйте направления социально - педагогической деятельности в образовательной школе, спортивной школе, школе - интернате (в период прохождения практики"Введение в специальность").

 

Задание. Разработайте памятку для родителей "Как заметить, что подросток начал употреблять наркотики" (перед выходом на квалификационную практику).

 

Групповая СРС.

 

Задание. Смоделируйте ситуацию и раскройте пути решения конфликтов в социально - педагогическом процессе по направлениям"учитель - ученик", "учитель - родитель".

 

Задание. Какие методы воспитания предполагаются А.С.Макаренко? Обоснуйте свой ответ.

 

"...Во второй колонии зашевелилась жизнь. Одним из домов был закончен, и в нем поселились шесть колонистов. Жили они там без воспитателя, запаслись продуктами из нашей кладовой и кое - как сами готовили мебе пищу в печурке в садуу. На обязанности их лежало: охранять сад и постройки, держать переправу на Коломаке и работать в конюшне, в которой стояли две лошади ...."

 

(А.С. Макаренко Педагогическая поэма. М, 1981, с0142.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top