Цель огонька «знакомств»: сформировать представление об отряде и о себе в отряде.

Задачи:

  • познакомить детей друг с другом в отряде;
  • создать условия для раскрепощения детей;
  • создать доверительных отношений в отряде;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой в отряде;
  • проанализировать себя, детей, себя относительно детей;
  • прививать субкультуру лагеря.

"Огонек" - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Педагогический смысл огонька - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

ОГОНЁК - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Подготовительный этап:

  • Выбор места(замкнутое, комфортное пространство; круг – лучше всего располагает к откровенному разговору);
  • Пакет откровений красочный, очень приятный конверт, внутри которого на разных фигурных листочках написать вопросы, которые были бы интересны детям данного возраста. Формулировка вопроса должна предполагать развернутый ответ. Для педагога характер ответа ребенка на вопрос пакета откровений позволяет диагностировать его ценностные ориентиры, установки, стереотипы поведения;
  • Настрой детей. На огоньке знакомств происходит серьезный разговор, предполагающий рассказ детей и вожатого о себе. В связи с этим, деятельность, предшествующая огоньку знакомств, должна быть спокойной (разучивание песен, оформительское дело, экскурсия по лагерю и т.д.).
  • Талисман- это маленькая игрушка, которая будет передаваться из рук в руки. И только тот человек, у которого она в руках рассказывает о себе. Вожатый, рассказывая о талисмане, должен объяснить детям насколько и почему он важен для него. Это помогает создать ситуацию доверия.
  • Свеча.

 

Обозначить правила поведения на огоньке и следовать им ВСЕГДА!

Правила огонька:
      1.  Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".

  1. Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре

«Когда говорит один - все молчат»;
«Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки»;
«Закон свободного микрофона».
«Все сказанное на свече не должно "выноситься" за его пределы»
«Огонек - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют»
«Через центр круга переходить нельзя»

«Шуршунчики». Когда дети поддерживают, чьи, то слова и человека, по нашему «пошоркались», дети трут ладошку об ладошку.

 

ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

 и ЛЕГЕНДЫ

огонька знакомств.

легенда о дружбе

 «Как-то раз друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

 

"Загони джина в бутылку". Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью “Джин” и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

"Сказочная полянка". На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

"Конверт откровений". На предложенных листочках бумаги до начала "огонька" дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Уже отмечалось, что анализ прожитого дня - один из основных элементов вечернего "огонька", но вечерний "огонек" - это не только анализ. Рассмотрим еще несколько возможных форм проведения вечерних "огоньков".

 «С неба звездочка упала» Детям говорится о том, что когда падают звезды, можно загадывать желание и многие люди, увидев падающую звезду, загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается. Ребята пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет.

«Пакет откровений» Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

«Музей любимых вещей». Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Легенда для огонька

Наша история произошла давным-давно в лагере. Лагерь был еще очень молодым. Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в том отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчики всегда брали на себя трудную работу, помогали девочкам; девчонки заботились о мальчишках - и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо - и сделают все, чтобы печаль оставила друга. Никто сначала не мог понять причины такой перемены, потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята ходят в лес, и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда. Долго пришлось идти в следующий вечер в темноте по следам, и вдруг между темных стволов сосен пред ними плеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки и девчонки сидят вокруг костра плечом к плечу и поют песни, и говорят о разных вещах, о любви, о дружбе, о беде и о радости, о добром и злом - о том, что их волнует, чем они хотят поделиться с другими. И, как ни странно - безмолвный огонь.

 

 

«Я буду любить тебя всегда».

В одном маленьком городке жила-была семья — мама и сын. Когда, наступало время царствования Морфея, и весь город окутывала пелена сна, в одном маленьком окошке горел тусклый свет. Это мама укладывала спать своего сынишку и пела ему колыбельную песню: — Я буду любить тебя всегда, я буду любить тебя всегда, что бы с тобой не случилось, моим ребёнком будешь ты. Шли годы. Сынишка подрастал. Они стали меньше понимать друг друга. Спорили о музыке, моде, политике. Но когда наступала ночь мама подходила к кровати своего ребёнка и пела: "Я буду любить тебя всегда, я буду любить тебя всегда, что бы с тобой неслучилось, моим ребёнком будешь ты". Мальчик вырос. Стал взрослым мужчиной. Он встретил девушку. Они поженились, переехали на другой конец города. У них самих родилась маленькая дочка. Но, тем не менее, каждый вечер мать ехала на другой конец города, чтобы в который раз спеть: — Я буду любить тебя всегда, я буду любить тебя всегда, чтобы с тобой не случилось, моим ребёнком будешь ты. Но однажды, мать не пришла. Сын долго не мог уснуть. Затем собрался и поехал к матери сам. Когда он зашел в комнату, то увидел, что на кровати лежит старая, больная женщина. Тогда он взял её дряхлую руку в свои и сказал: — Я буду любить тебя всегда, я буду любить тебя всегда, чтобы с тобой не случилось. Он вернулся домой, но вновь не мог заснуть. Тогда он зашел в комнату своей дочери. Маленькое создание спокойно спало на кроватке. Он взял её маленькую ручку и сказал: — Я буду любить тебя всегда, я буду любить тебя всегда, что бы с тобой не случалось, моим ребёнком будешь ты.

 

Легенда о добре и зле.

Леонардо да Винчи попросили создать картину, где будут отображены образы добра и зла. Он долго искал нужные лица, но всё было не то. Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих современный образ Христа и, пригласив его в мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов. Прошло три года картина была почти завершена, однако Леонардо да Винчи так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Леонардо торопили, требуя, чтобы фреска была закончена, как можно скорее. И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого. Но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо, запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске: — Я уже видел эту картину раньше! — Когда? — спросил Леонардо. — Три года назад. Ещё до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой–то художник написал с меня Христа… Может быть, у Добра и Зла — одно и то же лицо. Всё зависит от того, когда встречаются они на пути каждого из нас.

 

Легенда про охотника.

Жил-был охотник, старый, опытный, мудрый. Он старался сделать так, чтобы охота, которую одни считали дикостью, а другие — традиционным развлечением, кое-чему учила людей. Когда приезжал человек неопытный, но богатый, он уводил его на какой - нибудь пустырь и там ставил на камень жестяную банку из-под пива. Потом отходил на пятьдесят метров и первым же выстрелом сбивал жестянку. — Я лучший стрелок в здешних краях, — говорил он. — И научу стрелять так, как стреляю я. Ставил банку на прежнее место, возвращался на огневой рубеж, вытаскивал из кармана платок и просил завязать ему глаза. Затем прицеливался и снова стрелял. — Попал? — спрашивал он, снимая повязку. — Разумеется, промазал, — отвечал новоприбывший охотник, радуясь, что можно унизить горделивого егеря. — Пуля прошла далеко от цели. Плохо верится, что твои уроки мне пригодятся.— Я только что преподал тебе самый важный урок в жизни, — говорил он. — Всякий раз, когда захочешь достичь чего-нибудь, гляди в оба, соберись и постарайся точно понять, что тебе нужно. Нельзя идти к цели с закрытыми глазами!

 

Легенда о двух половинках.

 Изначально мужчина и женщина были сотворены не такими, каковы они сейчас, — это было существо единое, но с двумя лицами, глядевшими в разные стороны. Одно туловище, одна шея, но четыре руки и ноги и признаки обоих полов. Они словно срослись спинами. Однако, греческие ревнивые боги заметили, что благодаря четырём рукам это существо работает больше, а на четырёх ногах можно и долго стоять, и далеко идти. Но самое главное — будучи двуполым ни в ком оно не нуждалось, чтобы производить себе подобных. И Зевс, верховный олимпийский Бог, сказал тогда: «Я знаю, как поступить, чтобы эти смертные потеряли свою силу». И ударом молнии рассёк существо надвое, создав мужчину и женщину. Таким образом, народонаселение земли сильно увеличилось, но при этом ослабело и растерялось — отныне каждый должен отыскать свою потенциальную половинку, и, соединяясь с ней, возвращать себе прежнюю силу и свойство работать долго и шагать без устали.

 

Легенда о птице.

Жила-была птица. Птица с сильными крыльями, со сверкающим опереньем. Существо, созданное для вольного полета в поднебесье, рожденное, чтоб радовать глаз тех, кто следит за ней с земли. Однажды женщина увидела её и полюбила. Сердце её колотилось, глаза блестели от волнения. Когда с открытым в изумлении ртом, смотрела она, как летит птица. И та позвала её лететь с нею вместе — и отправились они по синему небу в полном ладу друг с другом. Женщина восхищалась птицей, почитала и славила её. Но как-то раз пришло ей в голову — да ведь птица эта наверняка когда-нибудь захочет улететь в дальние дали к неведомым горам. И женщина испугалась — испугалась, что никогда не сможет испытать ничего подобного. И позавидовала врождённому дару полету. И ещё – испугалась одиночества. И подумала: «Расставлю -ка я силки. В следующий раз птица прилетит, а улететь не сможет». А птица, тоже любившая женщину, на следующий день прилетела, попала в силки, а потом посажена была в клетку. Целыми днями женщина любовалась птицей, показывала её всем. Но странно, птицу она заполучила, приманивать её и приучать больше не было нужды и мало-помалу интерес к ней угас. Птица же, лишившись возможности летать – а в этом и только в этом заключался смысл её бытия – облиняла и утратила свой блеск, стала уродлива, и женщина вообще перестала обращать на неё внимание. В один день птица умерла. Женщина печалилась, вспоминала её, но только не то, как та томилась в клетке, а как увидела в первый раз её вольный полёт над облаками. А загляни она себе в душу – поняла бы, что пленилась не красотой её, а свободой и мощью её расправленных крыльев!

 

Легенда о «вечернем огоньке».

Очень давно на свете жил один мудрый человек, который посвятил себя и свою жизнь работе с детьми, он старался отдавать им самое доброе, самое ценное и сокровенное, приобретенное им за долгие годы его работы. Он отдавал частицу себя, огонёк своей души, а взамен получал намного больше. И это большее ему отдавали дети, дети, которых он учил. Ребята ему доверяли, обращаясь за советом в трудную минуту. Они его глубоко уважали и делились самым сокровенным. Но что-то произошло в их отряде, отношения стали напряжёнными и не доверительными. За прожитый день происходило очень много ссор и конфликтов. Все отстаивали лишь свою точку зрения, не слушая и не уважая других, даже не пытаясь найти компромисса. Его это очень пугало. Но однажды он заметил, что его отряд каждый вечер куда-то уходит, возвращаясь добрыми, с уважением относящееся к друг другу, готовые понимать и помогать. Комиссар рад был этим изменения, и решил узнать, куда его отряд уходит каждый вечер? И вот один из вечеров настал. Комиссар пошел за ребятами и увидел, что они собираются на прекрасной полянке в глубине леса вокруг костра. Это был тот огонёк, который объединял их и помогал своим теплом. Ребята сидели в едином круге, соприкасаясь плечом к друг другу, каждый ощущал поддержку, ощущал тепло человека, сидящего рядом. Здесь они разговаривали, общались, решали все проблемы, возникшие в течение этого дня, находили плюсы и минусы, прошедших дел, пели песни. И такая атмосфера помогала им в общении. Комиссар долго думал о том, что увидел и решил: а почему бы не создать такой огонёк ему самому, чтобы и он находился рядом с ними. Так и возникла Традиция «вечернего огонька».

 

ЛЕГЕНДА ОБ ОТРЯДНОМ ОГОНЬКЕ

Во все времена были на земле люди — первопроходцы, путешественники, исследователи, или охотники, или может, даже пираты — весь день был у них связан с преодолением трудностей, с нелёгкими испытаниями, с опасностями, иногда он приносил радости, иногда разочарования, но неизменно под конец дня, вечером, эти люди собирались в кругу у огня, чтоб отдохнуть, поговорить с друг другом, обсудить прошедший день, просто почувствовать, что они вместе. Так и мы с вами идём по жизни день за днём, и так получается, что идём вместе. И хотя наша жизнь и не связана с риском для жизни, в ней так же есть свои испытания, свои радости и огорчения, и пока идёт наша смена, давайте, и мы будем вечером собираться в круг, у нашей свечки.

 

Легенда «правой руки».

 Когда-то давным-давно враждовали два племени. Никто уже и не помнит, из-за чего начался этот спор. Но два племени враждовали и люди убивали друг друга. Никто не мог пойти и предложить другому мир, потому что это сочли бы за трусость, а никто не хотел слыть трусом. Ведь трусов и в том, и в другом племени наказывали жестоко: им простреливали ладонь правой руки... И продолжали гибнуть горячие и самые молодые, самые смелые и здоровые, самые красивые. И обоим племенам грозило вырождение. И вот тогда один старый и мудрый человек сказал: «Люди, вы можете считать меня трусом. Вот вам моя правая рука и, если вы сочтёте, что это трусость, - вы можете стрелять, но прежде выслушайте». И он предложил заключить мир и отправился с этим предложением в другое племя, вытянув вперёд правую руку. Вот так был рождён закон правой руки, который гласит: "Люди! Я хочу сказать вам что-то важное. Вот вам моя правая рука. Если вы сочтёте моё предложение недостойным, то можете стрелять, но прежде - выслушайте".

 

ВСЕ ПРОЙДЕТ ПРОЙДЕТ И ЭТО!

   Во времена давно минувшие, в  давние, давние времена, в совсем особый мир-мир рыцарей... Жил в одном государстве граф: молодой, красивый, состоятельный...

     И была у него Дама Сердца... Они очень любили друг друга и решили сыграть свадьбу.

     Ох, и хорошая была свадьба..народу была тьма..столы валились от угощений.....все поздравляли, дарили подарки... и на свадьбу пришел один старец...увел Графа в комнату и подарил ему 2 шкатулки, при этом сказал:"Вот тебе в подарок две шкатулки, но ты их можешь открыть лишь в том случае, когда тебе будет очень плохо"

     Прошло некоторое время... все у молодых было замечательно, жили, душа в душу.... Родился у них сын, Граф в нем души не чаял, был на седьмом небе от счастья.

     Вдруг когда он сидел в кабинете на его глаза попалась шкатулка, та самая которую подарил когда-то старец... любопытство взяло вверх, и он решил ее открыть... А в шкатулке граф увидел записку, где было написано:"Все пройдет- пройдет и это!"

     Разозлился граф, ничего не понял и выбросил шкатулку...

     Но пришла война......

     И она унесла радость жизни его - возлюбленную...и частичку себя, кровиночку свою - Сына!

     Так получилось что и замок был его уничтожен......И именно в этот момент горя и несчастья он вспомнил о второй шкатулке..нашел ее в развалинах, открыл и нашел там еще одну записку...."Все пройдет пройдет и это!"

     

ЛЕГЕНДА О ШУМЕ МОРЯ

На земле ничего не было, кроме суши и воды. На берегу моря, у гор, жило племя людей. Однажды напала на них страшная болезнь, люди заболевали один за другим. Необходимо было срочно найти лекарство, иначе племени грозило вымирание. Один юноша отправился на поиски этого снадобья. Долго он бродил по свету и наконец, попал к морскому царю, который открыл ему одну из своих заветных тайн: "Люди только тогда перестанут болеть, когда на земле зацветут сады и появятся животные".

Открыв секрет, царь моря не пожелал отпустить молодого юношу на землю. Он сказал: "Если ты сразишься с морским драконом, хранителем красоты, и победишь, то так и быть, отдам я прекрасные леса, сады, животных, а если нет, то ждет тебя смерть в пучине морской. Юноша решил пожертвовать собой. Этот бой длится до сих пор. Чуть устанут бойцы - море стихнет, а завяжется новая схватка - на море поднимается шторм. Шум моря - это голоса морских жителей, которые наблюдают за боем.

 

ЛЕГЕНДА О РАЗБИТОМ ВОЖАТСКОМ СЕРДЦЕ

   На одной из смен был в лагере замечательный отряд. Казалось бы, ничего особенного, ведь в нем собрались самые обычные ребята, но они настолько сдружились за непродолжительную лагерную смену, что стали одной семьей, и не представляли, ни одной минуты в разлуке.

     В этом отряде был Вожатый. Именно он был центром этой ребячьей семьи, именно благодаря ему в отряде царили Добро, Дружба, Понимание и Взаимопомощь. Вожатый очень любил свое дело, работа с ребятами была смыслом его жизни, счастьем его души. Каждый вечер весь этот отряд вместе с Вожатым собирался в очень красивом месте на берегу реки, которое ребята сами нашли для себя и украсили, чтобы это было действительно Их место, где всем было бы уютно и хорошо. Каждый вечер они проводили здесь "вечерний огонек", разговаривали, пели песни у костра...

     К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Подошла к концу и их смена. Пришло время возвращаться домой. В последний раз отряд собрался на своем любимом месте. И в этот момент прощания все ребята, не сговариваясь, дали обещание собираться здесь, на этом месте, каждый год в день окончания их смены...

     Ребята уехали в город. Вожатый остался в лагере. Всех их закрутили свои повседневные заботы. Но никто не забывал о данном обещании, и через год все Они собрались на своем отрядном месте. Ребята провели вместе целый день, рассказывали о том, как они прожили прошедший год...

     Еще через год ребята пришли не все. Кто-то не смог из-за каких-то дел, кто-то... На следующий год ребят пришло еще меньше. Потом - еще меньше... И вот наступил день, когда на берег реки пришел один Вожатый. Он ждал весь день, но никто из ребят не появился. И тогда Вожатый понял, что вся его вера в Настоящую Дружбу оказалась просто вымыслом, сказкой, которая не выдержала испытания разлукой... Сердце Вожатого не могло вынести убийства его веры, его идеалов. Вожатый упал на влажный прибрежный песок и умер. Из его груди выкатилось его горячее сердце, от пережитого разочарования оно раскололось, а от соприкосновения с ледяными волнами озера окаменело. И с тех пор на берегу реки лежит камень, который называют Разбитым Сердцем...

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top