К сожалению, часто соперничество характеризует и частную жизнь. Супруги соревнуются в том, кто зарабатывает больше денег, доказывают друг другу, что они успешнее в карьере. Чтобы повлиять на поведение детей, родители зачастую постоянно сравнивают друг с другом братьев и сестер. При этом все осознают, что победителей обычно бывает намного меньше, чем проигравших. Всегда есть риск потерпеть поражение, и сознание этого порождает неуверенность в себе и различные страхи, в результате победители, и проигравшие становятся гораздо более агрессивными, что, безусловно, осложняет их отношения с другими людьми. Соперничество делает нас психологически более закрытыми, рано или поздно разрушает внутреннюю уверенность в своих силах, которая должна базироваться на доверии к другим и к себе, на готовности и способности помогать и принимать помощь.
Создать необходимые установки, повысить и закрепить мотивацию, помочь ребенку найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего деятельности в конкретной детской группе, возможно с помощью тренинга командообразования.
Что же такое командообразование и зачем оно нужно?
Командообразование - это целенаправленная, структурированная, систематическая деятельность одного или нескольких руководителей какой-либо организации по формированию активного, генерирующего ядра коллектива, способного вырабатывать ценностные ориентации данного коллектива и мотивировать весь коллектив к эффективному выполнению поставленных перед ним задач.
В сущности, командообразование - это первый этап создания любого плодотворного коллектива и его ядра, выделения его работоспособного актива.
Для успешного создания творчески ориентированной команды-коллектива необходимы как импульс самого педагога, так и существенный (значимый) стимул у самих ребят. Их потребность в развитии и самореализации будут хорошими помощниками на пути формирования сплоченного детского коллектива.
Команда - это не весь коллектив, а только его часть (не важно - меньшая или большая). Важно, что команда может убедить всех членов коллектива в том, что они также являются важной составной частью одного целого. Безусловно, главную роль в данном процессе играет руководитель, которым и является педагог.
Важно учитывать, что независимо от приоритетной социально-функциональной направленности коллектива (учебный, трудовой, спортивный, воинский и т. д.) его ценности являются очень важным компонентом его жизнеспособности. Именно ценности коллектива являются одним из базисных мотивирующих факторов, важнейшим стимулом для всех его членов, тем «цементом», который связывает отдельные «кирпичики» всего конструируемого коллективного «здания». Именно ценности, актуализируемые в процессе жизнедеятельности, позволяют человеку очень четко понимать отличие «моего коллектива» от других.
Тем не менее, воспитательно-развивающий потенциал всего детского коллектива является более мощным фактором по сравнению с потенциалом (или арсеналом, если угодно) отдельно взятого педагога. В полной мере воспользоваться этим потенциалом, как правило, могут только умелые, психологически грамотные, профессионально зрелые педагоги. Об этом писали А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкин, а также многие другие замечательные педагоги и психологи еще советской эпохи. А стоит ли сегодня «изобретать велосипед», если прошлый опыт не только показал свою практическую эффективность, но и подтвержден массой диссертационных исследований, монографий, статей.
Действительно, теория и практика организации жизнедеятельности временного детского коллектива за все время своего существования выработали достаточное количество методов и форм работы с детьми и подростками. В настоящее время технологии командообразования прочно утвердили свои позиции. Они являются модными и востребованными, называясь магическим для многих словом «teambuilding». Игры и тренинги на построение команды активно проводятся в сфере бизнеса - при формировании новой команды или при решении общих групповых задач. И хоть специалисты говорят о том, что эта технология была разработанa в недрах западных консалтинговых компаний, нам это явление известно уже давно - из далекого советского прошлого - коммунарских сборов и первых детских коммун. А это - 60-е годы ушедшего века.
Советская педагогическая система разработала, приняла эти методики и успешно использовала их не только в успешных и прогрессивных школах, но и в детских (пионерских) лагерях. Те же самые знаменитые детские мегаздравницы «Артек», «Орлёнок», а позже и «Океан», создали не только отлаженную систему эффективной работы с временным детским коллективом, но и целую методику успешного формирования отношений и сплочения этих коллективов. В наиболее продвинутых детских оздоровительных лагерях эта методика и используемые в её рамках технологии сегодня успешно применяются при формировании временного детского коллектива. Секрет такого положения прост: данные технологии доказали свою эффективность, являясь одним из инструментов создания команды. При этом необходимо уточнить, что данные задачи при применении комплексных методик решаются достаточно быстро и результативно, с надежно прогнозируемым педагогическим эффектом.
Современные методы и формы командообразования, предлагаемые сегодня различными авторами, бизнес-тренерами или же педагогами-воспитателями, являются очень интересными. Причем не только педагогам. Дети, участвующие в командообразующих играх, упражнениях, эстафетах, тоже проявляют к ним живой интерес, вызванный моментом соревновательности и необычными особенностями задач, решаемых ими.
Тренинги командообразования можно условно подразделить на несколько основных видов:
- информационные тренинги,
- поведенческие тренинги,
- тренинги самосознания и личностной идентификации.
Информационные тренинги командоообразования. Данный вид тренингов командообразования направлен на знакомство учащихся и информирование их о правилах поведения в группе, в которой они находятся. Основной целью таких тренингов является обозначение рамок взаимодействия представителей группы. Для них проясняется основная цель, ради которой они собрались, декларируются правила их взаимодействия и предлагаются задания для уяснения этих правил. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: где? Когда? Зачем? По каким правилам?
Примером такого тренинга может быть создание временной редколлегии для разового выхода «стенгазеты». Вожатый собирает ребят, пожелавших попробовать свои силы в выпуске стенгазеты. Проясняет им цель создания стенгазеты, устанавливает сроки, в которые необходимо его создать. Прежде чем отвечать на дальнейшие вопросы, он предлагает ребятам решить коллективно ситуативную задачку, направленную на уяснение норм создания стенгазеты. Во время работы над задачей вожатый наблюдает за дискуссией ребят и принимает решение о том, кто какую роль будет занимать в редколлегии. По окончании дискуссии он отвечает на вопросы, информирует ребят о своем решении и о том, какие функции они будут выполнять.
Поведенческие тренинги командообразования. Их можно считать продолжением или надстройкой над информационными тренингами командообразования. Задачей тренера здесь становится не просто проинформировать участников о правилах, целях и границах их взаимодействия, не только прояснить их, но и отыграть правильные стратегии поведения в командной среде. Основные вопросы, на которые отвечает вожатый: что делать? Как? Каким образом? Он помогает участникам выстроить адекватную модель поведения друг с другом. (См. схему ниже.)
В предыдущем примере с редколлегией вожатый только информирует ребят о том, кто, какую функцию, будет выполнять и какова будет его роль в создании стенгазеты. В поведенческом тренинге вожатый разъясняет ребятам, что делать, выполняя свои функции, помогает отыграть наиболее важные моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе создания стенгазеты. Например, он может предложить ролевую игру и создать мини-стенгазету прямо здесь и сейчас, в рамках учебного тренинга. Или попросить представить самые трудные ситуации, которые у них могут возникнуть, и кто (что) тогда им сможет помочь или помешать. Работа вожатого будет направлена на создание модели эффективного взаимодействия внутри группы этих ребят, на те поведенческие образцы, которые они могут, и будут использовать во взаимодействии друг с другом и с внешней средой.
Тренинги командообразования, направленные на самосознание и самоидентичность каждого отдельного члена группы и всей группы в целом, представляют собой надстройку над двумя предыдущими видами. Их эффективно применять при решении таких задач, как актуализация мотивации детей, создание ценности лагеря в их глазах, осознание своего места и роли в коллективе, формирование лидерской позиции детей и др.
Основные вопросы, с которыми работает педагог, — почему? Ради чего? Что ценно в данной ситуации? Кто Я? Что для меня эта группа? Работа тренера здесь происходит на уровне ценностных ориентаций и самоидентичности учащихся (см. рис. ниже). В подобном тренинге нет задачи «отыграть» поведенческие модели адекватного поведения в какой-либо ситуации. Они не первичны. Важно актуализировать мировоззренческий уровень каждого ребенка и сформировать ценность коллективного существования для единой цели саморазвития и самоактуализации.
Для успешного проведения подобных тренингов очень важно придерживаться подхода, ориентированного на решение. Проблемно-ориентированный подход помогает замечать то, что нужно корректировать и исправлять, ориентированный на решение — выстраивать конструктивный путь взаимодействия, намечать перспективы и формулировать цели.
Дети должны иметь навыки коммуникативного взаимодействия в группе, связанного со своим сосуществованием в детском коллективе. Мало того, ребята должны осознавать возможность и реальность изменения и преобразования ситуации в собственном коллективе в компании, каждый должен нести ответственность за то, что происходит с ним и с его ровесниками.
Уровневая пирамида тренингов командообразования
Для начального командообразования можно предложить данный тренинг.
По окончании такого тренинга ученик должен знать:
- как зовут каждого из его ровесников, присутствующих на данном тренинге;
- цели, задачи, связанные с дальнейшим нахождением в лагере, свои и каждого из его ровесников;
- какие роли бывают при групповом взаимодействии, преимущества и недостатки ролей;
- стратегию успешного сосуществования в лагере.
На основании материалов тренинга дети должны уметь:
- отслеживать, в какой ролевой позиции в группе они находятся;
- вырабатывать стратегию успешного сосуществования в лагере (в том числе и посредством коммуникативного взаимодействия в своей группе);
- рефлексировать коммуникативные и личностные процессы, которые происходят в группе.
Общее количество времени, которое занимает тренинг, 5–5,5 академических часа. После проведения тренинга желательно сопровождение отряда по актуальным темам, поднятым на тренинге.
ЗНАКОМСТВО
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 10 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга
«Снежный ком»
Цели: знакомство детей между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым детьми самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
«Меняются те, кто….»
Цели: усилить групповую динамику; поменять местами учащихся перед следующим заданием.
Время: 5 минут.
Тренер просит одного добровольца выйти в центр круга. Один стул убирается. Ведущий доброволец, например, говорит: «Меняются те, кто любит ананасы». Всем необходимо поменяться местами. Оставшийся без стула водит.
«Я плюс ты наоборот»
Цели: более детальное знакомство детей друг с другом; диагностика позиции ведущего и ведомого в подгруппах.
Время: 30 минут.
Участники тренинга делятся на пары. В течение 3–5 минут каждый рассказывает о самых значимых для него моментах жизни. Далее все участники объединяются в общий круг. Двое добровольцев выходят в центр круга и рассказывают друг о друге, меняясь местами. Например: Маша сидит на стуле, Саша встает у нее за спиной и начинает рассказывать о Маше от первого лица.
«Мини-шеринг»
Цели: эмоциональное реагирование; первичный анализ ролевых позиций («ведущий / ведомый»).
Время: 5 минут.
Проводится в свободном режиме. Время проведения этой части тренинга -1 час. Перерыв — 10 минут.
ОСНОВНОЙ БЛОК
ЧАСТЬ 1
«Ручки»
Цели: усиление динамики группы после перерыва; выработка стратегий командного взаимодействия; поиск отрядом стратегии самостоятельного взаимодействия в коллективе; телесно-косвенное ощущение друг друга.
Время: 15 минут.
Необходимо взять какие-либо мелкие предметы. Объединиться по парам. Удерживая предметы только указательными пальцами, надо одновременно сесть и одновременно встать, не уронив предметы. Затем это же упражнение выполняется по три человека. На следующем этапе это же упражнение выполняется всем отрядом.
Индивидуальное задание
Цели: фокусировка на собственных целях, связанных с нахождением в лагере.
Время: 10 минут.
Каждого из участников тренинга просят в полном молчании составить рассказ на тему «Что будет результатом моего пребывания в лагере?».
Работа в малых группах
Цели: прояснить цели ровесников и поделиться своими целями, связанными с нахождением в лагере.
Время: 20 минут.
Участники тренинга объединяются в малые группы по пять человек и делятся своими размышлениями на тему предыдущего задания. Кроме того, им необходимо выделить 5 общих целей нахождения в лагере, наиболее значимых для всех в малой группе.
Общий шеринг
Цели: сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей (результатов) нахождения в лагере для данной детской группы; эмоциональное реагирование.
Время: 15 минут.
Один человек из группы называет и обосновывает выделенные им цели. Каждый следующий выступающий уже названные цели не повторяет, его выступление происходит в режиме добавления.
Результат шеринга: общий список целей (результатов) нахождения в лагере данной детской группы в целом. Время проведения этой части тренинга - 1 час 10 минут. Перерыв — 20 минут.
ЧАСТЬ 2
«Вброд с закрытыми глазами»
Цели: выработка стратегий командного взаимодействия; урегулирование целевых и ценностных отношений; выявление лидеров отряда; выявление ценности командных отношений.
Время: 30 минут.
Упражнение готовится тренером заранее. В трех-четырех метрах друг от друга наклеиваются линии-ограничители. Между ними в размер шага в хаотическом порядке на пол наклеиваются листы формата А4. Детей просят рассчитаться на первый-второй-третий. Дальше дети подходят к одной из линий.
Инструкция: «С настоящего момента у участников с номером «три» закрыты глаза, и они не могут говорить. Всему отряду необходимо перебраться из пункта А в пункт В. Сейчас вы находитесь в пункте А. Между линиями есть кочки. Вы можете наступать только на них. Если кто-то «сорвется» с кочки, весь отряд возвращается в пункт А и начинает движение сначала. Если нарушаются другие правила, отряд также возвращается назад и начинает задание сначала. Задание считается выполненным, когда весь отряд окажется в пункте В».
Шеринг
Цели: эмоциональное реагирование; прояснение отношений; прояснение оптимальных стратегий взаимодействия в группе; фокусировка на теме «команда»: переход к теме «моя роль в командной работе».
Время: 10 минут.
Обсуждение впечатлений: Как это было? Что и как удалось (не удалось)? Что помогало (мешало достижению цели)? Как это быть командой? Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в дальнейшую жизнь?
Мозговой штурм. Тема «Идеальный командир отряда»
Цели: описание качеств идеального командира отряда; актуализация темы поддержки и взаимоподдержки, роли командира отряда в коллективе; актуализация всего полученного набора знаний; отработка навыков работы в группе; завершение самостоятельной групповой работы; диагностика ролевых распределений в группе; выявление потенциального лидера.
Время: 20 минут.
Без объяснения, что такое «мозговой штурм», тренер дает краткий план его проведения.
- Вводит основные правила:
- не критиковать;
- выдвигать фантастические идеи, не задумываясь о последствиях;
- продолжать и развивать прозвучавшие идеи;
- предлагать как можно больше вариантов — чем больше идей, тем лучше;
- размышлять вслух.
- Предлагает распределить роли: секретаря, тайм-менеджера, ведущего и генераторов идей.
- Предлагает план работы с информацией в мозговом штурме:
- ориентировка в задаче (уточнение совместных целей, условий, имеющихся ресурсов);
- сбор информации (подкидывать идеи, пока они не закончатся);
- оценка результата (структурирование полученных мнений и предложений);
- подведение итогов дискуссии (мнения о результате, оценка собственной удовлетворенности и содержательной продуктивности).
Последний пункт вожатый проводит в рамках обсуждения. Непосредственного участия в дискуссии вожатый не принимает.
Представление результатов работы группы
Цели: представить результаты; сфокусироваться на ценности групповой работы.
Время: 10 минут.
Один-два человека от группы представляют результаты работы, остальные дополняют. Вожатый задает корректирующие и «развертывающие» вопросы.
Процедура выбора командира отряда
Цели: актуализация выбора; легитимность выбора командира отряда.
Время: 10 минут.
Вожатый предлагает каждому на листочке записать три фамилии детей, каждый из которых мог бы стать командиром отряда. Вожатый сам подсчитывает голоса (при детях на листке).
Итог дня: «Свечка»
Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.
Время: 10 минут.
Обсуждение проводится в свободном режиме. Время проведения этой части тренинга - 1 час 30 минут. Общее время: 3 часа 30 минут (без перерывов).
Заключение
Индивидуальная работа с детьми по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает опыт, работа с коллективным представлением о сосуществовании в лагере. И это становится одной из самых важных тем нашего тренинга командообразования.
Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он приехал в лагерь? Что он хочет получить от своего нахождения в лагере? Что может дать ему лагерь и что он может дать лагерю? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.
Для педагога-практика, отработавшего в лагере хотя бы одну смену, становится очевидным тот факт, что одним из самых сложных моментов при создании временного детского воспитательного коллектива является организационный период смены. Это период интенсивного становления ценностных групповых отношений и формирования лидерского ядра, стадия психологической «притирки» детей друг к другу, их адаптации к вожатым, а также к новым условиям своего существования.
Сам по себе организационный период смены необычайно сложен и противоречив в психолого-педагогическом отношении. Но избежать коммуникативных трудностей можно, если в отряде осуществляется целенаправленная деятельность по созданию благоприятного психологического климата. Причем формирование психологического климата является не частной, не ситуативной задачей, а одной из ключевых, стержневых задач всей смены, а значит, работа по формированию психологического климата во временном детском воспитательном коллективе должна начинаться с первой минуты пребывания ребят в лагере.
Группа детей, формально объединенная в один отряд, коллективом, как известно, не является, поэтому необходимы сближающие внутригрупповые отношения, содержательно емкая, целенаправленно организуемая совместная деятельность, а также разумно осваиваемые ценности. Одной из важных сторон такой педагогически целесообразно организуемой деятельности как раз и является феномен командообразования.
«Великолепная пятёрка». Эстафета больших чисел
Участвуют отряды. Каждому отряду выдается маршрутный лист (таблица), на котором обозначены направления движения и пункты остановок, где они зарабатывают баллы. Баллами являются фактические числа, полученные отрядом на каждом этапе соревнования. Ребятам предлагается выполнить то или иное задание. Основное условие: на каждом этапе из отряда выбирают пять человек, которые будут отстаивать его честь (это и есть «великолепная пятёрка»). Именно они - основные добытчики баллов. В конце эстафеты отрядный вожатый суммирует все полученные числа. При сравнении количества баллов, набранных каждым отрядом, выявляется победитель.
Практика проведения этой эстафеты показала, что иногда бывают ситуации, при которых дети, не участвовавшие в выполнении того или иного задания, высказывают в адрес участников нелестные отзывы. Во избежание таких ситуаций педагог перед стартом объясняет, что каждый из них может оказаться участником и допустить ошибки. Также ребята договариваются о том, что они должны с уважением относиться к каждому участнику, переживать и поддерживать его. А после проведения эстафеты необходимо поблагодарить всех детей за участие и особо выделить тех, кто принес отряду наибольшее количество баллов.
№ п/п |
Этап |
Задание |
Баллы |
1 |
«Дартс» |
Пять человек совершают по три броска. Количество выбитых баллов суммируется. |
|
2 |
«Набивание мяча» |
Пять человек подбрасывают мяч ногой в течение 30 секунд. Количество баллов суммируется. |
|
3 |
«Скакалка» |
Пять человек прыгают через скакалку в течение 30 секунд. Количество баллов суммируется. |
|
4 |
«Мини-боулинг» |
Пять человек пытаются сбить выставленные кегли. Количество сбитых каждым участником кеглей равняется количеству баллов. Общее количество баллов суммируется. |
|
5 |
«Снайпер» |
Пять человек совершают по три броска мяча в стенд с отверстиями (разными по диаметру). Чем меньше отверстие, тем больше балл. Количество баллов суммируется. |
|
6 |
«Сокровища древних ацтеков» (камешки) |
В небольшом кругу лежит горка из камешков. Задача каждого из пяти человек выбить — как можно больше камешков за пределы круга. Количество выбитых камешков равняется количеству баллов. Количество баллов суммируется. |
|
7 |
«Бадминтон» |
Пять человек подбрасывают воланчик (или мячик) на ракетке в течение 30 секунд. Количество бросков равняется количеству баллов. Количество баллов суммируется. |
|
8 |
«Палка» |
Пять человек по очереди пытаются удержать на одном пальце стоящую палку. Количество секунд, в течение которых палка была удержана, равняется количеству баллов. Количество баллов суммируется. |
|
9 |
«Прыжки в длину» |
Пять человек совершают по очереди прыжки в длину с места. Количество набранных сантиметров равняется количеству баллов. Количество баллов суммируется. |
|
10 |
«Чёрный квадрат» («Морской бой») |
Пять человек проверяют свою удачу. Поле 5 х 5 квадратов с закрытыми ячейками. Под ячейками в каждом ряду — цифры (0, 3, 5, 7, 10), расставленные в произвольном порядке. Каждый участник может открыть только одну ячейку своего ряда. Все открытые числа суммируются и равняются количеству баллов. |
|
11 |
«Салон красоты» |
Пять девочек должны положить на свои ресницы как можно большее количество спичек (на оба глаза). Если спички падают, то очки не засчитываются, и участник выбывает из конкурса без права замены. Количество положенных спичек равняется количеству баллов. Количество баллов суммируется. |
|
12 |
«Китайская катапульта» |
Пять человек. На ребро поверхности кладется палочка (карандаш) так, чтобы её часть нависала над краем этой поверхности. Необходимо ударом пальца (или ребра ладони) придать ей ускорение. В этом случае палочка летит на определенное расстояние. Нужно замерить это расстояние шагами-«лилипутиками» (расстояние от носка до каблука обуви). Расстояние, набранное всеми пятью участниками, суммируется и записывается. |
|
13 |
«Большой аттракцион» |
Два человека берут веревку (5 м) и раскручивают её. Пять человек одновременно совершают прыжки через веревку, как через скакалку. Количество совместных прыжков равняется количеству баллов. Можно устроить прыжки на выбывание. |
|
Командообразующая эстафета «Тропа испытаний»
Данные задания являются заданиями веревочного курса, направленного на сплочение детского коллектива и формирование команды. Также решаются задачи формирования благоприятного психологического климата детского коллектива, снижения уровня ситуативной тревожности, застенчивости. При выполнении этих заданий вашими детьми обратите внимание на то, кто из них берет на себя роль организаторов или координаторов, лидеров. Кто-то из ребят будет пассивен или агрессивен - на них также необходимо обратить внимание. По сути, в ваших руках мощное диагностическое средство и средство развития отношений в детском коллективе. Основные ваши задачи: выявление лидеров и аутсайдеров коллектива, сплочение детей и формирование команды, в которой все берут на себя определенные роли. Смотрите внимательно, управляйте процессом, и вы все увидите сами.
Основные правила
- Все задания выполняются без всяких поблажек, от начала до конца. Пока это условие не выполнено, задание не считается законченным.
- Задания выполняют все члены команды. Если этого не происходит, оно не считается выполненным.
- Если в ходе выполнения задания произошел сбой, допущена ошибка или задание выполнено не надлежащим образом, оно выполняется заново. Время его выполнения засчитывается с учетом этой ошибки, т. е. суммируется все время, потраченное на выполнение задания.
- Перед всеми командами стоят совершенно одинаковые задачи, все задания однотипны, в командах примерно одинаковое количество участников.
- Все задания выполняются на время. Старт эстафеты происходит одновременно для всех команд. Финиш - как получится…
- Все время с командой находится контролер, который следит за выполнением правил и самих заданий, вносит коррективы и замечания. Полномочия контролера исключительны и абсолютны. У него находится необходимый для проведения заданий инвентарь.
- При подсчете времени прохождения эстафеты вводится возрастной коэффициент, который позволит уравнять шансы на победу для старших и младших школьников.
Задания тропы испытаний
Задание 1 «Электрическая цепь». Участники команды разбиваются на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, соединяя руки и ступни таким образом, чтобы получилась «электрическая цепь». Задача участников: встать, не разрывая цепи. Затем две пары объединяются, образуя цепь из четырех человек. Далее - восемь, шестнадцать человек. В конце должна участвовать вся команда. Задания выполняются поочередно всеми парами, от первой до последней, затем - поочередно четверками и т. д.
Задание 2 «Сидячий круг». Участники формируют тесный круг, встав плечом к плечу. После этого все по команде поворачиваются на 90 градусов направо. Задание: нужно медленно сесть на колени друг друга и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Задание 3 «Отжимания». Разбиться на группы по четыре человека. Задание детям: отжаться от земли так, чтобы в неё упирались только их руки, и продержаться в таком положении не менее 5 секунд. Если есть дети с больной спиной - их нужно отстранить от выполнения задания. Это задание не следует выполнять тем, у кого проблемы со спиной, руками, тазобедренным суставом.
Задание 4 «Все на борт». Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины (квадрат со стороной 70 см) - и удержаться на ней 10 секунд. Наступать на линии-границы запрещено!
Задание 5 «Переправа». Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии 3 метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии к другой с помощью двух картонок-островков, не касаясь земли. По окончании выполнения переправы каждый участник остается на «другом берегу», а картонки перебрасывает другим участникам.
Будьте здесь внимательны. Приготовьте необходимый инвентарь!
Задание 6 «Подтягивание». Необходим турник. Задача команды: подтянуться на нем определенное количество раз, отведенное для всей команды: младшие школьники - 50 раз, средние - 60 раз, старшие - 75 раз.
Задание 7 «Перенос раненого». На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся 2 параллельные линии. Задача команде: перенести друг друга на это расстояние - двое несут третьего, постоянно меняясь. При приемке раненого и его переносе «санитары» должны обязательно пересекать указанные линии.
После выполнения всех заданий необходимо вернуться к финишу, который фиксируется по последнему участнику команды.
Для сплочения детского коллектива в педагогической деятельности часто используется цикл тренингов под названием «Верёвочный курс».
Веревочный курс - это систематизированный активный тренинг командообразования, дающий в минимальные сроки максимальный командообразующий эффект. Проводиться веревочный курс может как в закрытом помещении, в спортзале, так и на открытом воздухе.
В результате прохождения такого курса дети начинают лучше понимать друг друга и взрослых, становятся общительнее, добрее друг к другу, ответственнее, у них появляются навыки работы в команде. Отношения сотрудничества, которые устанавливаются на тренинге, переносятся потом и в школу.
Программа тренинга представляет собой комплекс упражнений, которые развивают в участниках «командный дух», чувство доверия, ответственности и уважения к каждому участнику группы. Эти упражнения состоят из интересных задач, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника.
Верёвочный курс является эффективным средством улучшения взаимоотношений для школьников одного класса или параллели. С его помощью в коллективе создаётся командный дух, ребята вместе участвуют в решении проблем и вырабатывают стратегию для её решения, учатся действовать в нестандартных ситуациях. Подключая воображение, смекалку и изобретательность, дети становятся более открытыми и креативными. Каждому при этом предоставляется возможность испытать себя, а значит, узнать много нового – как о других, так и о себе! Задания, составляющие верёвочный курс, в состоянии выполнить любой человек.
В веревочном курсе происходит смена физической и интеллектуальной деятельности, где каждое упражнение осмысливается через призму жизненных ситуаций и межличностных отношений, позволяет в полной мере отразить его суть и показать его практическую значимость. Ценность результатов тренинга определяется не количеством сделанных упражнений, а количеством и важностью сделанных открытий и полученных уроков.
Традиционно, курс состоит из двух частей: низкий веревочный курс (упражнения проводятся для всей команды без поднятия на высоту) и курс высоких упражнений (для желающих, на высоте от 2 метров со страховкой).
В подростковых группах чаще всего проводится только низкий веревочный курс!
Результаты прохождения веревочного курса.
В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в классе. Участвуя в веревочном курсе, школьники начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения даёт подросткам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию, как это повлияло на результат. Анализируется и то, что можно сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. Главные цели веревочного курса — командная работа и лидерство.
Веревочный курс - не соревнования. Победа на Веревочном курсе - это очередное выполненное упражнение и полученный новый опыт, это - слаженная работа всего коллектива, где маленькая победа каждого участника складывается в большую ПОБЕДУ всей группы!
«Веревочный курс» используется для того, чтобы школьники научились взаимодействовать в коллективе и больше доверяли друг другу. Если до такого тренинга коллектив был несформировавшийся, то после него люди лучше узнают друг друга, разрозненный коллектив становится настоящей сплоченной командой.
Каждый человек в жизни ставит перед собой определенные цели, и решает их. Здесь же он учится видеть не только свою личностную цель, но и цель всей группы.
Главными целями «веревочного курса» является: выработка у людей уверенности в себе, улучшение коммуникативных навыков в классе, выявление лидеров, профилактика конфликтов и сплочение коллектива. При прохождении этапов верёвочного курса от участников требуются инициативность, слаженность и находчивость. Дети, обладающие лидерскими качествами, проявляются и начинают «рулить» процессом. И постепенно – от этапа к этапу формируется и действует настоящая команда!
Иры на сплочение коллектива
Игра «Летний дождь»
Время проведения: 10 минут.
Ход работы:
- Члены отряда должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.
- Расскажите игрокам, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры.
- Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи:
- положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);
- потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В);
- теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);
- вернитесь к фазе В;
- перейдите к фазе А;
- остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.
Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.
Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совершают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)
Упражнение «Липучки»
Цель: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.
Время: 10 минут.
Материалы: Не требуются.
Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое, руками вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».
Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.
Упражнение «Мамино ожерелье». Участники стоят в кругу и держатся за руки.
Инструкция: Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!
Упражнение «Групповой коллаж»
Участники группы склеивают между собой 6 листов ватмана. Используя принесенный природный материал, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д., вся группа делает коллаж-пейзаж на тему «Мы вместе!».
Игра «Новоселье»
Цель: формирование чувства единения с группой.
Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.
Игра «Мешочек»
Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается сначала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.
Игра «Кенгуру»
Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.
Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.
Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.
Упражнение «Кого не хватает?»
Ведущий: Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то из детей? Я хочу сыграть с вами в такую игру: один из вас будет прятаться, а остальные – отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза и, пока никто этого не видит, тихо прикоснусь к плечу одного из вас. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...
Игра «Лохматый пес»
Ситуация этой игры носит сюжетный характер. В ней создается образ персонажа, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, чтобы идти навстречу этой опасности и не убегать до определенного сигнала (последнего слова текста). Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями.
Образный характер этой игры способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей.
Описание игры. Воспитатель чертит на земле кружок - это дом для «лохматого пса». На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. На расстоянии 15-20 шагов от этой черты рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса.
Такая подготовка к игре привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, воспитатель настраивает их на игру и объясняет правила. В начале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте своего дома, берутся за руки. Один из детей, наиболее организованный, находится в центре шеренги; он будет направлять движение остальных и задавать темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые повторяют все дети: «Вот лежит лохматый пес, В лапы свой, уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, То ли дремлет, то ли спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет!?».
Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте. На последние слова текста они протягивают руки и дотрагиваются до лохматого пса. Пес в это время не должен шевелиться: он, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить.
Вдруг неожиданно для детей пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пес дважды выполняет свою роль (следом за воспитателем пса изображают сами дети).
Упражнение «Слепой – Поводырь»
Цель: Развитие сплоченности, невербальных способов общения.
Проведение: Группа делится на две команды – «поводырей» и «слепых». Задача «слепого» – закрыть глаза и найти в группе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное – невербальное взаимодействие. Отметим, что выбор может быть сознательным, если все участники разделяются на пары по обоюдному желанию. Однако для сравнения ощущений полезно повторить упражнение со случайно найденными «поводырями».
После смены ролей и повторения упражнения в различных вариантах участники сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходившее.
Упражнение «Радуга»
Упражнение можно использовать на тренингах, посвященных самопознанию, самопрезентации, знакомству участников друг с другом (например, при включении новичков в коллектив).
Материалы: краски, кисточки, ватман.
Инструкция: «Каждый из нас помнит, как прекрасна радуга, как мы радуемся, когда удается ее увидеть. Давайте представим, что сейчас чудесный летний день. Только что прошел теплый дождь и светит яркое солнце. В небе раскинулась яркая красивая радуга. Сейчас у нас появится возможность лучше узнать друг друга и поделиться позитивными ассоциациями, приятными воспоминаниями. Я прошу каждого из вас по очереди выходить к доске с ватманом и рисовать красками небольшую радугу. Нарисовав одну полосу, нужно ответить на вопрос: Что я особенно люблю в себе и в своей жизни из того, что ассоциируется с этим цветом. На каждый цвет радуги – короткий импровизированный рассказ. Следующий участник рисует свою радугу на этом же листе ватмана».
Упражнение занимает довольно много времени, поэтому при его дефиците можно дать участникам задание нарисовать одну общую радугу, (или 2 радуги, в зависимости от числа участников в группе). В этом случае каждый участник сообщает ассоциацию на один цвет радуги. Цвета распределяются либо по расположению участников в кругу, либо по желанию участников.
Упражнение «Кочки»
Описание: Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди – болото, листы – это кочки, все участники – лягушки, а ведущие – крокодилы. Задача группы – не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.
Обсуждение: Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.
Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы; Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.
Упражнение «Шарики»
Описание: Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.
Психологический смысл упражнения: Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.
Упражнение «Тропинка»
Дети делятся на две команды с одинаковым количеством учащихся. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т.д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды, становясь друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!», все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.
Если «Кочки!», то все участники игры приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.
Упражнение «Рукавички»
Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.