ОБСУЖДЕНИЕ
«Понятие лидерства»
Цель: ввести понятие лидерства; определение качеств лидера
Возраст: младшие, средние и старшие школьники
Описание лекции:
-введение понятия лидерства
-обсуждение качеств лидера (в формате МВД)
УПРАЖНЕНИЯ
«Портрет лидера»
Цель: введение понятия лидерства; взаимодействие в микро-группе и команде; выявление лидера;
Возраст: средние и старшие школьники
Описание упражнения: Делите отряд на 2 равные части. Каждая группа в течении 5-7 минут обсуждает портрет лидера, как он должен выглядеть, какие качества будут отражены на рисунке. Вторая часть упражнения заключается в том, что в течение 5 минут дети рисуют портрет лидера, при этом рисуется портрет в полной тишине. В процессе рисования должен быть задействован каждый член группы (обговорите это заранее/предоставьте детям маркеры/ватман/ фломастеры по количеству человек). После того, как дети выполнили задание, они презентуют свой портрет лидера.
Рекомендации комиссарам:
- Обязательно проведение рефлексии
- Комиссар может составлять список качеств на отдельном листе ватмана, исходя из рисунков групп и в итоге, объединив эти качества, можно составить групповой портрет лидера под руководством комиссара.
- Отслеживать, как дети готовятся в группах к рисованию портрета: обращать внимание на тех, кто стоит в стороне и не участвует в обсуждении, вовлекать их в работу
- Обратите внимание, как дети взаимодействуют друг с другом, направляйте их
«Это наш лидер»
Цель: введение понятия лидерства; проявление творческих способностей; выявление лидерских качеств; взаимодействие детей в микро-группах и команде;
Возраст: средние и старшие школьники
Описание упражнения: Разделите детей на команды (3-4 команды). После этого они должны в своих командах выбрать человека, который будет олицетворять лидера и презентовать в творческой форме его качества. В презентации необходимо отразить качества, которыми, по мнению команды, должен обладать лидер.
Рекомендации комиссарам:
- Следить за процессом, происходящим в микро-группах
- Комиссар может составлять список качеств на отдельном листе ватмана, исходя из рисунков групп и в итоге, объединив эти качества, можно составить групповой портрет лидера под руководством комиссара.
«Кот и дом»
Цель: введение понятия лидерства; дать возможность детям почувствовать себя в роли лидера и исполнителя
Возраст: средние и старшие школьники
Описание упражнения: Дети делятся по парам, после чего определяются, кто из них будет под номером 1, а кто под номером 2. Затем комиссар вызывает по очереди детей под №1 и под №2, давая им задание нарисовать кота (1 команде) и дом (2 команде). После этого дети, держась вместе за ручку, должны одновременно изобразить тот рисунок, который был задан комиссаром в полной тишине. После тренинга необходимо провести обсуждение.
Рекомендации комиссарам:
- Задача для каждого ставится так, чтобы второй о ней не знал (заранее обговорите это с детьми).
- Следите за прохождением тренинга, обращайте внимание на то, как дети взаимодействуют друг с другом
- Примерные вопросы для обсуждения: «Было ли сложно взаимодействовать? Если да- почему?», «Что помогало нарисовать рисунки/что мешало?», «Кто был лидером в вашей паре/почему?».
«Сиамские близнецы»
Цель: введение понятия лидерства; дать возможность детям почувствовать себя в роли лидера и исполнителя
Возраст: средние и старшие школьники
Описание упражнения: Дети делятся по парам. Комиссар раздает каждой паре по листу А4. Парам необходимо обнявшись, используя только по одной руке от человека, сложить самолётик в полной тишине.
Рекомендации комиссарам:
- По прохождению тренинга можно провести конкурс самолётиков: чей дальше пролетит. Запускают самолёт также в парах.
- Следите за правильностью выполнения упражнения
- Обязательно проведение рефлексии
«Построится по росту»
Цели: определение лидера в группе; определение способности команды действовать во взаимосвязи с формальным лидером
Возраст: средние и старшие школьники
Описание упражнения: Команде необходимо выбрать человека, который будет ответственным за группу. После того, как дети справились с заданием, комиссару необходимо завязать глаза выбранному ответственному человеку. После этого вы даёте задание ответственному: тебе необходимо построить команду по росту.
Рекомендации комиссару:
- Обратите внимание на то, помогает ли группа лидеру
- Обязательно проведите рефлексию после данного упражнения
ОТРЯДНЫЕ ДЕЛА
«Лидер поступил бы так…»
Ход о.д.
- Разделите детей на группы
- Каждой группе дайте проблемные ситуации, которые могут случиться в лагере
- Задача: показать, как в данных ситуациях поведет себя лидер
- Формат представления- миниатюры
Задача: введение понятия ситуативного лидерства
Ситуативное лидерство- это передача функций формального лидера одному или нескольким членам группы, зависящая от ситуации и уровня развития членов коллектива по отношению к задаче.
ОБСУЖДЕНИЕ
«Понятие ситуативного лидерства в команде»
Цель: ввести понятие формального и неформального лидерства; обсуждение областей ситуативного лидерства
Возраст: средние и старшие школьники
Рекомендации комиссарам:
- Обсуждение областей ситуативного лидерства может проходить в формате МВД
- Создайте такие условия, в которых каждый ребенок сможет высказать своё мнение
УПРАЖНЕНИЯ
«Я могу быть лидером…»
Цель: дать возможность каждому ребенку смоделировать ту область, в которой он мог бы быть лидером
Возраст: средние и старшие школьники
Описание упражнения: Разделите детей на группы. Каждой группе необходимо разыграть мини-ситуацию, в которой каждый член группы будет ситуативным лидером в той или иной ситуации. Время на подготовку: не более 15 минут. После этого команды презентуют свои ситуации, своих лидеров.
Рекомендации комиссарам:
- Контроль за процессом подготовки детей
- Обратите внимание, кто в группах «рулит» процессом
- Акцентируйте внимание на умении принимать ситуативного лидера