В 1 классе обучается 13 человек. Обучение осуществляется по развивающей программе 2100. Программа 2100 помогает осуществлять ряд задач: развитие творческих способностей учащихся, развитию наблюдательности, мышления, памяти.

По итогам обследования первоклассников выявлено, что:

По развитию памяти 9 учащихся (71%) – имеют высокий уровень развития, 4 учащихся (29%) - средний уровень развития, логическое мышление у 8 человек (61%) –высокий уровень развития, 4 человека - средний уровень, 1 человек – уровень ниже среднего; нарушения развития фонематического слуха имеют 3 человека (22%); допускают ошибки в звуко-буквенном анализе 4 ученика (29%); нарушения грамматического строя речи имеют 2 ученика: Еремеева Настя, Артарьян Серафим. С техникой чтения у обучающихся тоже есть проблемы: ошибки на пропуск  гласных и согласных; быстрый темп чтения; 2 учащихся имеют низкий темп чтения.

Я хочу затронуть проблемы развития интереса к слову, формирования устной и письменной речи.

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. А основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- чтению, письму, говорению, слушанию. Развивающая программа 2100 предполагает следующие задачи курса русского языка:

1. Развитие патриотического чувства к родному языку; осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2. Осознание ребенком себя как носителя языка, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

3. Формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

4. Формирование навыков и умений необходимых для того, чтобы точно и правильно выражать свои мысли, читать, писать, слушать.

Развивающая программа 2100 имеет свои отличительные особенности, которые решаются успешно на уроках вначале  «Обучение грамоте» и «Письма», позже на уроках «Русский язык» и «Литературное чтение».

Программа предусматривает с первых уроков:

А. Путь формирования орфографической зоркости на основе  целенаправленной и систематической работы над словом (лексическим значением слова, составом слова, звуко-буквенным анализом слова);

Б. Сразу вводится  понятие орфограмма, называются признаки орфограмм;

В. Сведения о частях слова вводятся с первых  уроков «Обучения грамоте» в ходе регулярного наблюдения за словами;

Г. Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения мыслей и чувств. Постоянно идет  увеличение изучаемого материала по синтаксису и пунктуации;

Д. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках.

Достижение целей и реализация основных линий курса осуществляются с помощью сквозных тем:

«Слово», «Предложение», «Текст».

Но нужно еще учитывать, что работа ведется в 1 классе с учащимися Православной гимназии. Учащиеся воцерковлены, хорошо знают молитвы, часто посещают Храм. Важно на уроках и во вне урочное время воспитывать культуру православного отношения к духовному и историческому наследию всех народов. Признавая истинным, правильно ведущим к спасению человека только учение Православной церкви и ее благодатную жизнь, Православная церковь всегда осуждала насильственное навязывание христианства неготовым   к его сознательному   принятию людям, уважала искренние религиозные чувства. Следовательно и детям нужно на примерах, с помощью бесед, обсуждений объяснять, чтобы каждый мог сознательно, а не механически (по примеру родителей) прийти к вере, чтобы его знания применялись и совпадали с его поведением.

Работа в первом классе начинается с изучения Алфавита, отдельных звуков и букв. Интересно было рассмотреть русский и старославянский алфавит (ж. «Православная радуга» стр. 16). Учащимся было интересно принимать участие в неделе «Русского языка». Дети принесли много высказываний о русском языке, пословиц, поговорок. Эта неделя имела большое значение. Ребята почувствовали силу звучащего слова, испытали гордость за родной язык. Учащиеся узнали о святых Кирилле и Мефодии (ж. «Православная радуга» стр. 5), о первых книгах (стр. 8), о первой типографии (стр.10). Активное участие обучающиеся принимали в Рождественских чтениях. В группе продленного дня с ребятами проводились чтения  христианских рассказов и их обсуждение. Учащиеся сами подбирали стихи для заучивания. В конкурсе чтецов Кишкин Семен и Пронькина Мария показали хороший уровень чтения стихов наизусть, передавая голосом  душевные переживания. С интересом готовили сказку « Рождественский теремок» для участия в Рождественской елке. Дети учились сочетать движения и живое слово. С удовольствием разучивали движения танца к празднику. Когда человек поет, у него все ладится. А первоклассники умеют самоорганизоваться, петь молитвы.

В Православной гимназии проводится большая работа со словом. И с первых уроков в первом классе «Обучения грамоте» и «Письма» работа выстраивается таким образом (приведу пример работы при знакомстве с новым звуком и буквой - расширение семантического поля слова). Учащимся дается загадка «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками» Почему так назвали «еж»  ежится, сворачивается клубочком). Далее учащиеся подбирают к слову однокоренные слова (еж - ежиха, ежик, ежонок, ежовая семья, ежовый). После описывают внешний вид ежа (как он выглядит): колючие иголки, маленький, носик острый, глазки маленькие). Далее отвечают на вопрос, что он делает и сразу подбирают синонимы: сворачивается клубком-шариком, бегает - топает, колется, фырчит, собирает на спину грибы, яблоки, листья, пьет молоко, воду. Какой же он (шустрый - быстрый, умный - сообразительный, добрый - милосердный). Зимой ложится в спячку в норке, укрывшись листочками.

Добрый, умный еж в сказках Сутеева «Палочка- выручалочка», «Мешок яблок».

После учащиеся находят смысл слова в Толковом словаре С.И. Ожегова: еж – небольшое животное с иглами на теле. А есть еще и второе значение этого слова: еж- оборонительное заграждение в виде скрещивающихся кольев или брусьев, переплетенных колючей проволокой. Разбирается смысл выражения: «Держать в ежовых рукавицах» - строго, сурово.

Выполняется звуковой анализ слова. Говорится о том, что в первом слоге 2 звука [й], [о], но обозначаются в слове одной буквой: е - хитрая буква. Далее выполняется схема слова и оно печатается.  В написании слова ежик вспоминается правило: жи-ши - пиши  с буквой и. Разучиваются скороговорки: «Ель на ежика похожа, ель в иголках, ежик тоже». Составляется рассказ о ежике. Уточняется, где нашли мешок с иголками (под елкой). Уточняется, что в начале слова стоит буква е (хитрая буква ). Учащиеся вспоминают, что елка приходит в дома к православным людям в Рождество. Продолжается работа чтением стихов о празднике Светлом Рождестве «Азбука для маленьких христиан». А в группе продленного дня выполняется чтение и обсуждение рассказа «Мальчик у Христа на елке».

Еще одной особенностью является каллиграфия. Она помогает раскрыть сущность ученика, созданного по образу и подобию Божьему. Письмо - это комплексный навык, развивающий широкий спектр психофизических свойств учащихся. Терпение, старание, тщательность, прилежание, аккуратность, внимание, каллиграфическая зоркость формируются на уроках письма. И эти качества православному человеку важны. Это и прописывание букв в алфавитном порядке: А,Б,В… Это и знание старославянского алфавита: Азбука, Ведать… Имена: Александр, Андрей, Борис, Владимир… Названия месяцев: январь, февраль… Использование пословиц: «Азбука - к мудрости ступенька».

«Без терпенья - нет спасенья». «Одной рукой собирай, другой - раздавай». «Церковь – мать, Бог – отец».  «Ангел помогает, а бес подстрекает». Работая с пословицами, учащиеся выполняют различные виды упражнений: Фотографы, Самый зоркий, списывание с разными заданиями, письмо под диктовку. Для формирования каллиграфических навыков учащиеся выполняют задания по раскрашиванию, вырезанию, штрихуют, рисуют. В группе продленного дня  ребята играют в игры, которые помогают развивать мелкую моторику руки: «Мозаика», «Собери картинку».

На уроках и во вне урочное время учащиеся работают с интересом. Первоклассники очень работоспособны и инициативны, любознательны. Это помогает в работе над формированием  и развитием устной и письменной речи, навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, математических умений и навыков, творческих способностей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top