Основное содержание

Виды речевой деятельности:

Цели

Православный компонент

Источники

1. Слушание (аудирование)

  • обучение восприятию звучащей речи православного содержания;
  • созидание души ребёнка через слово;
  • воспитание внимания и строгости к словам;
  • осознание обучающимися силы молитвы и чтения Евангелия;
  • воспитание отношения к  каждому человеку как образу Божьему

Формирование понятий:

слово, вера, Господь, Бог,  молитва, добро,  сострадание, трудолюбие, милосердие, доброжелательность, слушание, умение прощать.

 

 Б. Ганаго «Детям о слове», «Детям о вере», «Детям о молитве»

Минск Изд. Белорусского Экзархата.

2000-2007 г.

2. Говорение

  • формирование правильного звукопроизношения православной терминологии;
  • обучение детей первоначальным размышлениям о главных вопросах бытия;
  • воспитание внимания и строгости к словам, даже  мысленно произносимым;
  • формирование сознательного отношения к  молитвенному слову 

 

Формирование понятий:

мир, творение Господа, Ангел-хранитель, забота о мире, благодать, свобода человека, выбор, Богородица, храм.

1. «Молитвослов для самых маленьких»

Москва, 1995 год

2. Нина Орлова «Азбука для православных детей»

Издательство для православных детей, 2008 г.

3. Заповеди Божьи.

 4. Стихи из учебного пособия «Храмоведение», составитель Л.А. Захарова,

воскресная школа Вертоград

храм Архангела Михаила. Пущино, 2010 год;

5. Песнопения из сборника В.Г. Вихаревой «Творцу бесчисленных миров…»:

 Православное пение для детей.-СПб.: «Детство-Пресс, 2002 год.

3. Чтение

  • формирование читательского интереса, умения выбирать соответствующую православную  литературу;
  • понимание законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании;
  • воспитание направленности к добродетельной  жизни

Формирование понятий: Крест, Причастие, Великий пост.

 

 

1. Произведения Б. Ганаго «Детям о слове».

«Детям о вере»,

«Детям о молитве»

Минск Изд.Белорусского Экзархата.

2003

2. «Азбука для маленьких христиан»

3. «Православная азбука»,

4. Журналы: «Свечечка», «Православная радуга», «Сибирячок», «Шишкин лес»

4.Письмо

  • обучение первоначальному письму и развитие каллиграфических навыков на основе слов, предложений и текстов православного содержания;
  • воспитание православного мировоззрения через историю русской письменности, книжной традиции и приобщение к ним

Слово, вера, Господь, Бог,  молитва,

добро, любовь, икона, образ, Библия, Евангелие, свеча, заповедь, алтарь и др.

1. «Азбука для маленьких христиан».

Просветительский и благотворительный центр «Благовещение». 2008 г

2. «Православная азбука»,

Лебедева Л.И., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык . Учебник для 1 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006.

5. Текст.

  • формирование представления о православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера;
  • воспитание православного мировоззрения через историю русской письменности, книжной традиции и приобщение к ним

Списывание и создание текстов православной тематики.

1. Библия для детей

 С. Петербург.  Издание книгопродавца

И. Л. Тузова. 1896.

2. Детский православный календарь,

2004-2011

Система языка (практическое усвоение):

 

Цели

 

Православный компонент

 

Источники

1. Фонетика и графика

 

  • развитие фонематического слуха и орфографической зоркости на основе православной  лексики

Первоначальное знакомство с церковнославянской азбукой, Тропарь, кондак.

1. «Азбука для маленьких христиан»

Просветительский и благотворительный центр «Благовещение». 2008 г

2. Молитвослов для самых маленьких

Благотворительный фонд «Просветительский центр – Православное видео». Сост. иерей Артемий Владимиров.

2. Лексика.

  • возвращение в активную лексику и в процесс развития личного самосознания понятий, наполненных высоким духовным смыслом;
  • воспитание уважения  к словарному богатству русского языка

 

Толкование православных понятий и использование их в речи.

 

1. Этимологический словарь в электронном виде.

2. Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

3. Дорофеев В. протоиерей,

 Янушкявичене О.Л.

Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 1 класса, М.:ПРО-ПРЕСС, 2008.

 

 

2 класс

Содержание курса

Виды речевой деятельности:

Цели

Православный компонент

Источники

1. Слушание (аудирование)

  • обучение восприятию звучащей речи;
  • созидание души ребёнка через слово;
  • воспитание внимания и строгости к словам;
  • осознание обучающимися силы молитвы и чтения Евангелия;
  • воспитание отношения к  каждому человеку как образу Божьему

 

Формирование понятий:

православный календарь, праздничные дни в Православной Церкви, именины, день Ангела, пророческое служение, святыни земли Русской, Апостолы, Равноапостольные, Мученик, Великомученик, Преподобный.

1. Произведения Б. Ганаго

«Об образе Божьем», «Детям о вере»,

«Детям о молитве»

Минск Изд.Белорусского Экзархата.

2000-2007.

2.Православные журналы для детей

 (подписка с 2006 по 2010 год):

«Божий мир»,«Православный сибирячок»,

«Саша и Даша»

3. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов. Издательский дом Покров, М.:2003.

2. Говорение

  • обучение использованию языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения;
  • практическое овладение диалогической  формой речи;
  • формирование умений начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п;
  • практическое овладение устными монологическими высказываниями на доступные детям православные темы

Формирование понятий:

православный календарь, праздничные дни в Православной Церкви, именины, день Ангела, пророческое служение, святыни земли Русской, Апостолы, Равноапостольные, Мученик, Великомученик, Преподобный.

1. Молитвы, Заповеди Божьи, песнопения, 2. Библия для детей, Закон Божий для детей.

С. Петербург.  Издание книгопродавца

И. Л. Тузова. 1896.

2. Детский православный календарь,

2004-2011.

3. Чтение

  • обучение чтению и пониманию православного текста,
  • понимание законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании;
  • воспитание направленности к добродетельной  жизни;
  • способствовать формированию идеала личности

Формирование понятий: Крест, Причастие, Великий пост;

 

 

1.Произведения Б. Ганаго «Детям о слове».

«Детям о вере», «Детям о молитве»

Минск Изд.Белорусского Экзархата. 2003

2.«Азбука для маленьких христиан»,

Просветительский и благотворительный центр «Благовещение». 2008 г

 «Православная азбука»

3. Православные журналы для детей

 (подписка с 2006 по 2010 год): «Свечечка», «Православная радуга», «Сибирячок», «Шишкин лес».

4. Письмо

  • формирование навыка сознательного списывания письма под диктовку в соответствии с изученными правилами;
  • воспитание православного мировоззрения через историю русской письменности, книжной традиции и приобщения к ней;
  • формирование навыка изложения прослушанного и прочитанного текста

Господь, Бог,  Библия, Евангелие, свеча, заповедь, алтарь.

1. Смирнова Н.А., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык. Учебник для 2 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006.

5. Текст

  • формирование представления о православной культуры как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера;
  • воспитание православного мировоззрения через историю русской письменности, книжной традиции и приобщения к ней.

Списывание и создание текстов православной тематики.

1. Библия для детей,

С. Петербург.  Издание книгопродавца

И. Л. Тузова. 1896.

2. Детский православный календарь,

2004-2011.

 

Система языка (практическое усвоение):

 

Цели

 

Православный компонент

 

Источники

1. Фонетика и графика

  •    развитие фонематического слуха и орфографической зоркости на основе православной  лексики
  • развитие умения пользоваться алфавитом и азбукой (церковнославянской) при работе со словарями

Интеграция русского алфавита с церковнославянской азбукой. Тропарь, кондак.

 

1. Молитвослов для самых маленьких

Благотворительный фонд «Просветительский центр – Православное видео». Сост. иерей Артемий Владимиров, М.: 1995

2. Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе. Пущино, 2010 год.

2. Лексика

  • формирование понятия слова и его значения в православной лексике;
  • обучение анализу образцов использования в православном тексте, употребление в собственной речи;
  • воспитание уважения  к словарному богатству русского языка

Толкование православных понятий и использование их в речи.

 

1. Этимологический словарь в электронном виде.

2. Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

3. Дорофеев В. протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 2 класса, М.:ПРО-ПРЕСС, 2008.

3. Состав слова

  • развитие умения образовывать «гнёзда» родственных слов с использованием православной лексики
  • обогащение словарного запаса через использование православной лексики.

Образование «гнёзд» родственных слов с использованием православной лексики.

 

1.Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

2.Смирнова Н.А., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык . Учебник для 2 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006.

3 класс

Содержание курса

Виды речевой деятельности:

Цели

Православный компонент

Источники

1. Слушание (аудирование)

  • совершенствование  восприятия звучащей речи;
  • созидание души ребёнка через слово;
  • воспитание внимания и строгости к словам;
  • осознание обучающимися силы молитвы и чтения текстов православного содержания;
  • обучение пониманию на слух основной и второстепенной информации текста православной тематики

 

Чтение и слушание текстов православной тематики.

1. Произведения Б. Ганаго

«О Промысле Божием».

«Детям о душе»,

«Касание неба»

Минск Изд.Белорусского Экзархата.

2000-2008.

2.Православные журналы для детей (подписка с. 2006 по 2010 год):

«Радость моя»,

«Православная радуга»

«Сибирячок»,

«Свечечка»

3. Даль В. И. Сказки, пословицы, стихи, загадки.- М.: Круг чтения, 2001.

2. Говорение

  • обучение использованию языковых средств в устной речи в соответствии с условиями общения в православной среде;
  • практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы православного содержания;
  • овладение нормами речевого этикета (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) в ситуациях общения со служителями церкви и православными людьми

Формирование понятий:

Священное Писание, Священное Предание, Библия. Ветхий Завет, Пророк и пророческое служение, язычество, внешнее и внутреннее устройство храма, годовой круг богослужений, всенощное бдение, Литургия.

1. Молитвы, Заповеди Божьи, песнопения,

 2. Библия для детей, Закон Божий для детей.

С. Петербург.  Издание книгопродавца

И. Л. Тузова. 1896.

3. Сборник Кладезь мудрости. М.: 2006.

4. Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Основы православной культуры. М.: ПРО-ПРЕСС, 2010.

3. Чтение

  • отработка чтения и понимания православного текста;
  • понимание законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании;
  • воспитание направленности к добродетельной  жизни;
  • формирование христианского идеала личности

формирование понятий:

Священное Писание, Священное Предание, Библия. Ветхий Завет, Пророк и пророческое служение, язычество, внешнее и внутреннее устройство храма, годовой круг богослужений, всенощное бдение, Литургия.

1. Произведения Б. Ганаго

«О Промысле Божием».

«Детям о душе»,

«Касание неба»

Минск Изд.Белорусского Экзархата.

2000-2008.

2.Православные журналы для детей (подписка с. 2006 по 2010 год):

«Радость моя»,

«Православная радуга»

«Сибирячок»,

«Свечечка»

3. Даль В. И. Сказки, пословицы, стихи, загадки.- М.: Круг чтения, 2001.

4. Л. Чарская. Полное собрание сочинений. М.

:Приход храма Святага Духа сошествия, 2006

4. Письмо

  • формирование навыка сознательного списывания письма под диктовку текстов православного содержания в соответствии с изученными правилами;
  • воспитание православного мировоззрения через историю русской письменности, книжной традиции и приобщения к ней;
  • формирование навыка изложения прослушанного и прочитанного текста с православной тематикой;
  • обучение созданию письменных высказываний разных стилей, жанров  и типов речи в соответствии с православной этикой

Формирование понятий:

Священное Писание, Священное Предание, Библия. Ветхий Завет, Пророк и пророческое служение, язычество, внешнее и внутреннее устройство храма, годовой круг богослужений, всенощное бдение, Литургия.

1. Смирнова Н.А., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык . Учебник для 3 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006.

 

2. Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Основы православной культуры. М.: ПРО-ПРЕСС, 2010.

 

5. Текст

  • воспитание православного мировоззрения через историю русской письменности, книжной традиции и приобщения к ней;
  • формирование представления о православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера;
  • обучение созданию простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в православной среде.

Списывание и создание текстов православной тематики.

1. Библия для детей,

С. Петербург.  Издание книгопродавца

И. Л. Тузова. 1896.

2. Сборник Кладезь мудрости. М.: 2006.

3. Худошин А. Сказания о русских святых для детей. М.: Идел-Пресс, 2010.

3. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов. Издательский дом Покров, М.:2003.

4. Е. В. Тростникова. Деяния святых Апостолов. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

5. З. Зинченко. Детям о православной вере. Благовестник. Паломникъ, 2000.

Система языка (практическое усвоение):

 

Цели

 

Православный компонент

 

Источники

1. Фонетика и графика.

  •    развитие фонематического слуха и орфографической зоркости на основе православной  лексики;
  • развитие умения пользоваться алфавитом и азбукой (церковнославянской) при работе со словарями, справочниками, текстами

Интеграция русского алфавита с церковнославянской азбукой. Тропарь, кондак.

 

1. Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе. Пущино, 2010 год.

2. Дорофеев В. протоиерей, Янушкявичене, О.Л. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 3 класса, М.:ПРО-ПРЕСС, 2008.

3. Е.В. Макарова. Прописи по церковнославянскому языку. М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.

3. Худошин А. Сказания о русских святых для детей. М.: Идел-Пресс, 2010.

2. Лексика.

  • формирование понятия слова и его значения в православной лексике;
  • обучение анализу образцов использования в православном тексте, употребление в собственной речи;
  • воспитание уважения  к словарному богатству русского языка;
  • формирование навыка наблюдения в библейских текстах, молитвах синонимов и антонимов

Толкование православных понятий и использование их в речи.

 

1. Этимологический словарь в электронном виде.

2. Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

3. Дорофеев В. протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 3 класса, М.:ПРО-ПРЕСС, 2008.

 4. Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе. Пущино, 2010 год.

3. Состав слова

  • развитие умения образовывать «гнёзда» родственных слов с использованием православной лексики
  • обогащение словарного запаса через использование православной лексики

Образование «гнёзд» родственных слов с использованием православной лексики.

 

1.Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

2.Смирнова Н.А., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык. Учебник для 3 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006

4.Морфология

  • формирование понятий частей речи, их значения и употребления в текстах православного содержания;

формирование понятий:

Священное Писание, Священное Предание, Библия. Ветхий Завет, Пророк и пророческое служение, язычество, внешнее и внутреннее устройство храма, годовой круг богослужений, всенощное бдение, Литургия.

1.Смирнова Н.А., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык. Учебник для 3 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006

2.Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

 

4 класс

Основное содержание

Виды речевой деятельности:

Цели

Православный компонент

Источники

1. Слушание (аудирование)

  • развитие индивидуальных способностей к речевому творчеству;
  • заложение основ христианского сознания и поведения;
  • созидание души ребёнка через слово;
  • воспитание внимания и строгости к словам;
  • осознание обучающимися силы молитвы и чтения текстов православного содержания

Чтение и слушание текстов православной тематики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

1. Произведения Б. Ганаго

«Свеча в окне», «Воскресное чудо», «Я вернусь!»

Минск . Изд.Белорусского Экзархата. 2000-2010.

2.Православные журналы для детей (подписка с. 2006 по 2010 год): «Кораблик», «Православная радуга», «Радость моя».

3. Е. В. Тростникова. Деяния святых Апостолов. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

4. З. Зинченко. Детям о православной вере. Благовестник. Паломникъ, 2000.

5. Сборник рассказов. Золотая чашка. М.: Отчий дом. 2001.

2. Говорение

  • обучение овладению орфоэпическими нормами церковнославянского языка;
  • обучение нормам православного речевого этикета во время Богослужений  и в повседневном общении;
  • обучение созданию  несложных текстов православной тематики  в устной форме;
  • овладение нормами речевого этикета (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) в ситуациях общения со служителями церкви и православными людьми;
  • воспитание потребности  чтения молитвенных правил.

Формирование понятий:

Евангелие- Благая весть, чудеса Иисуса Христа,  притчи Господни,  Предтеча и Креститель, 9 заповедей блаженств, Нагорная проповедь, правила жизни христианина, Божественное достоинство, Мессии- Христа, Страстная седмица, Крестный путь, Гефсиманская молитва, Тайная Вечеря,  Распятие, Погребение, Воскресение, Явление, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы, Ветхий Новый завет.

1. Молитвы, Заповеди Божьи.

2. Библия для детей, Закон Божий для детей.

С. Петербург.  Издание книгопродавца

И. Л. Тузова. 1896.

3. Сборник Кладезь мудрости. М.: 2006.

4. Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Основы православной культуры. М.: ПРО-ПРЕСС, 2010.

5. Тропари  праздникам с объяснениями незнакомых слов. Пойте Богу нашему, пойте. Санкт-Петербург, 1999.

6. Богогласник. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.

3. Чтение

  • формирование умений различать библейский текст, свято-отеческую литературу, текст молитвы и художественный текст  православного содержания;
  • понимание законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании;
  • воспитание направленности к добродетельной  жизни;
  • формирование христианского идеала личности.

 

Формирование понятий:

Евангелие- Благая весть, чудеса Иисуса Христа,  притчи Господни,  Предтеча и Креститель, 9 заповедей блаженств, Нагорная проповедь, правила жизни христианина, Божественное достоинство, Мессии- Христа, Страстная седмица, Крестный путь, Гефсиманская молитва, Тайная Вечеря,  Распятие, Погребение, Воскресение, Явление, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы, Ветхий Новый завет.

1. Ионина Н. Православные Святыни. Подарочное издание. М.:РООСА.

2. Рудзиевская С. Православный Храм. М.: РООСА, 2010.

3. Будур Н. Православные праздники. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

4. Шевцова Т.И. Спаситель мира. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Л. Чарская. Полное собрание сочинений. М.

:Приход храма Святага Духа сошествия, 2006.

6. Сборник рассказов. Добрые души. М.: Отчий дом, 2002.

4. Письмо

  • воспитание православного мировоззрения через историю русской письменности, книжной традиции и приобщения к ней;
  • формирование навыка изложения прослушанного и прочитанного текста с православной тематикой;
  • формирование навыка сознательного списывания письма под диктовку текстов православного содержания в соответствии с изученными правилами;
  • обучение созданию письменных высказываний разных стилей, жанров  и типов речи в соответствии с православной этикой.

 

Формирование понятий:

Евангелие- Благая весть, чудеса Иисуса Христа,  притчи Господни,  Предтеча и Креститель, 9 заповедей блаженств, Нагорная проповедь, правила жизни христианина, Божественное достоинство, Мессии- Христа, Страстная седмица, Крестный путь, Гефсиманская молитва, Тайная Вечеря,  Распятие, Погребение, Воскресение, Явление, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы, Ветхий Новый завет.

1. Смирнова Н.А., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык . Учебник для 4 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006.

2. Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Основы православной культуры. М.: ПРО-ПРЕСС, 2010.

3. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения в школе и дома. М.: Школа-Пресс. 1994.

 

5. Текст

  • обучение высказыванию оценочных суждений о прочитанном произведении  с позиции христианских традиций и добродетелей;
  • раскрытие смысла заповедей как ступеней духовного восхождения человека;
  • формирование представления о православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера;
  • обучение созданию простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в православной среде.

 

Списывание и создание текстов православной тематики.

 

1. Библия для детей,

С. Петербург.  Издание книгопродавца

И. Л. Тузова. 1896.

2. Сборник Кладезь мудрости. М.: 2006.

3. Худошин А. Сказания о русских святых для детей. М.: Идел-Пресс, 2010.

4. Баранов А. Наше родное. М.: Паломник, 2005.

5. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов. Издательский дом Покров, М.:2003.

6. Е. В. Тростникова. Деяния святых Апостолов. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

7. З. Зинченко. Детям о православной вере. Благовестник. Паломникъ, 2000.

Система языка (практическое усвоение):

 

Цели

 

Православный компонент

 

Источники

1. Фонетика и графика.

  •    привитие обучающимся элементарных навыков чтения на церковнославянском языке;
  • воспитание христианских добродетелей на основе чтения Ветхого и Нового Заветов.

Библия- Книга книг, Евангелие- Благая весть, пост и искушение, исцеление, монашество, лента времени- Ветхий  Завет, новое понятие ленты времени- Новый Завет.

1. Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе. Пущино, 2010 год.

2. Дорофеев В. протоиерей, Янушкявичене, О.Л. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 4 класса, М.:ПРО-ПРЕСС, 2008.

3. Е.В. Макарова. Прописи по церковнославянскому языку. М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.

3. Худошин А. Сказания о русских святых для детей. М.: Идел-Пресс, 2010.

2. Лексика.

  • формирование понятия слова и его значения в православной лексике;
  • обучение анализу образцов использования в православном тексте, употребление в собственной речи;
  • воспитание уважения  к словарному богатству русского языка;
  • формирование навыка наблюдения в библейских текстах, молитвах синонимов и антонимов.

Толкование православных понятий и использование их в речи.

 

1. Этимологический словарь в электронном виде.

2. Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

3. Дорофеев В. протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 4 класса, М.:ПРО-ПРЕСС, 2008.

 4. Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе. Пущино, 2010 год.

5. Сурова Л.В. Церковный год. Беседы о православии. 2000.

3. Состав слова

  • развитие умения образовывать «гнёзда» родственных слов с использованием православной лексики;
  • обогащение словарного запаса через использование православной лексики;
  • привитие умений использования православных информационных источников.

Образование «гнёзд» родственных слов с использованием православной лексики.

 

1.Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

2.Смирнова Н.А., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык. Учебник для 3 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006

3. Будур Н. Православный словарь. ПРЕСС. 2003.

4.  Даули Т. Популярная Библейская энциклопедия. Санкт-Петербург, 2006.

5. Сб. I-II  частях. Духовно-нравственная культура в школе. Москва. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2007.

4. Морфология

  • формирование понятий частей речи, их значения и употребления в текстах православного содержания;
  • привитие умений использования православных информационных источников;
  • воспитание уважения  к словарному богатству русского языка.

 

Формирование понятий:

Евангелие- Благая весть, чудеса Иисуса Христа,  притчи Господни,  Предтеча и Креститель, 9 заповедей блаженств, Нагорная проповедь, правила жизни христианина, Божественное достоинство, Мессии- Христа, Страстная седмица, Крестный путь, Гефсиманская молитва, Тайная Вечеря,  Распятие, Погребение, Воскресение, Явление, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы, Ветхий Новый завет.

1.Смирнова Н.А., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык. Учебник для 4 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006

2.Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

3. Словарь церковнославянского языка. Издательство имени свт. Льва , папы Римского, Киев, 2001.

4. Дудко М. и др. Книга о церкви. Паломник, М.: 2000.

5. Протоиерей Нефёдов Г. Таинства и обряды Православной Церкви. Паломникъ. М.: 2002

5. Синтаксис и пунктуация

  • обучение созданию речевых конструкций с использованием правил церковнославянской грамматики;
  • обучение умению соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности с соблюдением норм церковнославянского языка.

 

Формирование понятий:

Евангелие- Благая весть, чудеса Иисуса Христа,  притчи Господни,  Предтеча и Креститель, 9 заповедей блаженств, Нагорная проповедь, правила жизни христианина, Божественное достоинство, Мессии- Христа, Страстная седмица, Крестный путь, Гефсиманская молитва, Тайная Вечеря,  Распятие, Погребение, Воскресение, Явление, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы, Ветхий Новый завет.

1. Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

2.Смирнова Н.А., Дьячкова Э.В. и др. Русский язык. Учебник для 4 класса четырёхлетней школы православных общеобразовательных учреждений. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Сергиев Посад, Санкт-Петербург, 2006

3. Дорофеев В. протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 4 класса, М.:ПРО-ПРЕСС, 2008.

4. Псалтирь для детей. Любое издание.

5. Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина. Основы церковной жизни. Сатисъ. Держава. Санкт-Петербург, 2004.

 

 

Реализация православного компонента в области естествознания на ступени начального обучения

1 класс

Основное содержание

Цели

Православный компонент

Источники

1. Что такое окружающий мир

  • формирование целостного восприятия мира с точки зрения православия;
  • воспитание  бережного отношения к окружающему миру с позиций православного мировоззрения.

 

 

Сотворение Богом мира. Дни творения.

1. Дорофеев В. протоиерей,

 Янушкявичене О.Л.

Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 1 класса, М.:ПРО-ПРЕСС, 2008.

2. Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

2. Младший  школьник

  • формирование нравственных ориентиров православного человека;
  • воспитание  ответственности за свои поступки перед Богом,
  • воспитание милосердия  по отношению к сверстникам и старшим.

Бог есть любовь. Свобода человека творить добро и зло. Грехопадение и его последствия. Как разговаривать с Богом.

1. «Молитвослов для самых маленьких»

Москва, 1995 год

2. Нина Орлова «Азбука для православных детей»

Издательство для православных детей, 2008 г.

3. Заповеди Божьи.

 4.Учебное пособие «Храмоведение», составитель Л.А. Захарова, воскресная школа Вертоград

храм Архангела Михаила. Пущино, 2010 год;

5.Протоиерей Владимиров А. Моя первая исповедь. М:, Издательство Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1998.

 

3. Природа

  • формирование целостного восприятия мира с точки зрения православия;
  • воспитание  бережного отношения к окружающему миру с позиций православного мировоззрения;
  • воспитание любви и уважения к Отечеству и его народу.

Сотворение Богом мира. Дни творения (3-4 дни сотворения). Мир видимый и невидимый.

1. Нина Орлова «Азбука для православных детей»

Издательство для православных детей, 2008 г.

2. Детский православный календарь,

2004-2011

4. Человек и природа

  • формирование понятия о человеке, как венце Творения Божия;
  • формирование твёрдой позиции неприятия греха.

Бог – Троица.  Грехопадение и его последствия. Обетование Спасителя.

1. Журналы: «Свечечка», «Православная радуга», «Сибирячок», «Шишкин лес»

 

5. Общество

  • введение детей в круг основных христианских праздников, обрядов и обычаев;
  • формирование целостного восприятия мира и человека через усвоение русской культуры.

Двунадесятые праздники. Десять заповедей Божьих. День Ангела и именины.

1.Учебное пособие «Храмоведение», составитель Л.А. Захарова, воскресная школа Вертоград

храм Архангела Михаила. Пущино, 2010 год;

2. Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

3. Духовно-нравственное воспитание. Подписные периодические издания. 2001-2010.

6. Родной край – малая Родина

  • осознание обучающимися производности культуры от её духовных основ;
  • воспитание уважения к родному краю, его народу, культуре и святыням.

Православные храмы Челябинска. Паломническая поездка в с. Медведево к святому источнику.

1. Журналы: «Свечечка», «Православная радуга», «Сибирячок», «Шишкин лес»

 

2 класс

Основное содержание

Цели

Православный компонент

Источники

1. Что такое окружающий мир

  • формирование целостного восприятия мира через восприятие православной литературы;
  • воспитание уважительного отношения к российской культуре, гражданской позиции.

Православный календарь.

1. Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 2 класса, М.: ПРО-ПРЕСС, 2010.

 

2. Младший  школьник

  • развитие способности к оценке явлений жизни с позиции православной этики;
  • воспитание направленности к добродетельной жизни.

Добродетели и пороки. Первая исповедь.

1. Детский православный календарь,

2004-2011

2.Протоиерей Владимиров А. Моя первая исповедь. М:, Издательство Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1998.

 

3. Природа

  • формирование понятий о разнообразных формах жизни с позиции православного человека;
  • воспитание духовности, способствующей продвижению по ступеням  миропонимания.

Народный месяцеслов.

1. Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника. Учебная литература, 2007.

2. Детский православный календарь,

2004-2011

4. Человек и природа

  • формирование идеала личности на основе изучения духовного мира и свободы выбора между добром и злом;
  • формирование понятий о взаимосогласованности между духовным и научным взглядами на сотворение мира.

Пророческое служение. Небесные покровители Руси.

1.Православные журналы для детей

 (подписка с 2006 по 2010 год):

«Божий мир»,«Православный сибирячок»,

«Саша и Даша», «Кораблик»

 

5. Общество

  • воспитание начатков нравственного поведения;
  • формирование понимания Библии как источника духовных знаний;
  • формирование понятий святости как идеала русской культуры;
  • воспитание отношения к человеку как образу Божьему на примере жития Апостолов  и Святых.

Память о святых каждого дня, именины. Об апостолах. Образование Церкви Христовой. Распространение Христианской церкви.

1.Православные журналы для детей

 (подписка с 2006 по 2010 год):

«Божий мир»,«Православный сибирячок»,

«Саша и Даша», «Кораблик».

2. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов. Издательский дом Покров, М.:2003.

3. Подписное периодическое издание. Православная беседа, 2010.

 

6. Родной край – малая Родина

  • формирование отношения к православным канонам и традициям родного края как культурной ценности;
  • воспитание добродетели как противоположности греху;

Паломнические поездки. Посещение праздничных служб в храмах Челябинска, исследовательская проектная деятельность, тематические презентации.

1.Православные журналы для детей

 (подписка с 2006 по 2010 год):

«Божий мир»,«Православный сибирячок»,

«Саша и Даша»

2. Календарь-справочник. Уральский месяцеслов. Южно-уральское книжное издательство, 1991.

 

7.   Земля –  планета жизни

  • воспитание православного мировоззрения  на основе примеров святости как идеале русской культуры;
  • развитие умения различать иконы и картины;
  • воспитание духовной личности на образцах проявления смирения и праведности мучеников и великомучеников.

Мученики, великомученики. Чудотворные иконы.

1. Детский православный календарь,

2004-2011.

2. Баранов А. Наше родное. М.: Паломник, 2005.

 

 

3 класс

Основное содержание

Цели

Православный компонент

Источники

1. Человек и природа

  • формирование понятий о результатах труда материального, душевного и духовного;
  • формирование понятия смысла жизни,  направленной к добродетели.

Любить ближнего – исполнение всего Закона.

Отражение годового круга богослужений в устроении жизни русского народа.

1. Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 3 класса, М.: ПРО-ПРЕСС, 2010.

2. Детский православный календарь,

2004-2011

2. Общество

  • развитие способности к приобретению детьми духовно-нравственной устойчивости,  осознанию духовно-нравственных корней;
  • приобщение обучающихся к христианской культуре.

 

Первая семья. Каин и Авель. Потоп. Поступки Сима, Хама и Иафета. Вавилонская башня.

1. Молитвы, Заповеди Божьи, песнопения,

 2. Библия для детей, Закон Божий для детей.

С. Петербург.  Издание книгопродавца

И. Л. Тузова. 1896.

3. Сборник Кладезь мудрости. М.: 2006.

4. Худошин А. Сказания о русских святых для детей. М.: Идел-Пресс, 2010.

5. Баранов А. Наше родное. М.: Паломник, 2005.

 

3 Родной край – малая Родина

  • создание условий для восстановления исторической преемственности поколений;
  • воспитание патриотов России с высокой нравственностью;
  • сохранение, распространение и развитие национальных культур;
  • воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России.

Паломнические поездки по монастырям  и храмам Челябинской области.

1.Православные журналы для детей (подписка с. 2006 по 2010 год):

«Радость моя», «Православная радуга»

«Сибирячок», «Свечечка»

2. Даль В. И. Сказки, пословицы, стихи, загадки.- М.: Круг чтения, 2001.

3. Календарь-справочник. Уральский месяцеслов. Южно-уральское книжное издательство, 1991.

 

4. Земля –  планета жизни

  • формирование представления о духовно-нравственном состоянии  языческого мира перед Пришествием Иисуса Христа;
  • эстетическое развитие в направлении утончения, возвышения чувств обучающихся.

Духовно-нравственное состояние языческого мира перед Пришествием Иисуса Христа, исследовательская проектная деятельность, тематические презентации.

1.Худошин А. Сказания о русских святых для детей. М.: Идел-Пресс, 2010.

2.Поляков П. Пролог. Истории из жизни святых в пересказе для детей. М.: Отчий дом, 2002.

3.Пилипенко Л.В. Мы идём к Матронушке. В гостях у Преподобного Сергия. М.: Благо, 2004.

 

4 класс

Основное содержание

Цели

Православный компонент

Источники

1. Что такое окружающий мир

  • развитие способностей правильного выбора нравственных ориентиров в соответствии с усвоенными понятиями добра и зла.

Мироздание по Библии, человек –часть мироздания и творение Божье

1. Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 4 класса, М.: ПРО-ПРЕСС, 2010.

 

2. Младший  школьник

  • достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывания прочных духовно-нравственных основ физического и психического здоровья.

Добродетели и пороки, покаяние причастие, пост, молитвенные правила, заповеди блаженств

1.Баранов А. Наше родное. М.: Паломник, 2005.

2. Детский православный календарь,

2004-2011

3.Протоиерей Владимиров А. Моя первая исповедь. М:, Издательство Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1998.

 

 

3. Природа

  • формирование понятия о монотеизме и лицах Святой Троицы;
  • осмысление  Христианства как общественно-религиозного явления мирового уровня.

История мироздания, Библейская история.

1. Даль В. И. Сказки, пословицы, стихи, загадки.- М.: Круг чтения, 2001.

2. Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе. Пущино, 2010 год.

4. Человек и природа

  • осмысление Православия как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия;
  • воспитание православных добродетелей через покаяние.

Правила жизни христианина, о Божественном достоинстве- Мессии Христа, Гефсиманская молитва Иисуса Христа, Распятие, Погребение, Воскресение Христа.

1. Даль В. И. Сказки, пословицы, стихи, загадки.- М.: Круг чтения, 2001.

2. Полная энциклопедия православия. Санкт-Петербург,2008.

 

5. Общество

  • воспитание уважения к религиям других народов;
  • приобщение подрастающего поколения к многовековой традиционной культуре, к общечеловеческим ценностям, нравственному опыту народа;
  • воспитание духовно-нравственных качеств личности.

Евангелие -благая весть, сорокадневный пост и искушения Иисуса Христа, Чудеса Иисуса Христа, монашество, благословение брака, Библейские притчи о Царстве Небесном, о милосердии, о необходимости делания добрых дел. Нагорная проповедь, основные молитвы, правила жизни христианина, Страстная седмица, земной путь Богородицы,

1.Баранов А. Наше родное. М.: Паломник, 2005.

2. Годовое подписное издание. Православные монастыри.

3. Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

4. Издательская серия истории русских монастырей. М,:Еразия-Экс-пресс, 2007.

6. Родной край – малая Родина

  • сохранение, распространение и развитие национальных культур;
  • воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России;
  • создание условий для восстановления исторической преемственности поколений;
  • воспитание патриотов России с высокой нравственностью;

Паломнические поездки, посещение храмов  и участие в богослужениях, православные Святыни на Южном Урале, исследовательская проектная деятельность, тематические презентации.

1. Православные журналы для детей

 (подписка с 2006 по 2010 год):

«Божий мир»,«Православный сибирячок»,

«Саша и Даша», «Кораблик», «Шишкин лес».

2. Календарь-справочник. Уральский месяцеслов. Южно-уральское книжное издательство, 1991.

 

7.  Земля –  планета жизни

  • воспитание морально-этических качеств и духовное образование на материалах Священного Писания христианского мира;
  • создание необходимых условий для правильной  духовной и социальной при изучении курса истории России.

Деяния Святых Апостолов, православные Святые, жизнь во славу Божью, религиозные конфессии.

1. Баранов А. Наше родное. М.: Паломник, 2005.

2. Пилипенко Л.В. Мы идём к Матронушке. В гостях у Преподобного Сергия. М.: Благо, 2004.

3. Фотолетопись. Славянский ход. Издательско-информационный отдел Тобольско-Тюменской Епархии. 2005-2007.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top