Инженерная графика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», группы специальностей 260000 Технология производственных продуктов и потребительских товаров.
Программа учебной дисциплины «Инженерная графика» может быть использована дополнительной подготовки профессий НПО:
262019.01 Художник по костюму
262019.02 Закройщик
031601.01 Агент рекламный
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Инженерная графика» входит в общепрофессиональный цикл ОПОП и рекомендована к освоению на 1 курсе .
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;
- выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
- выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
- выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
- оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правила чтения конструкторской и технологической документации;
- способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;
- законы, методы и приемы проекционного черчения;
- требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);
- правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;
- технику и принципы нанесения размеров;
- классы точности и их обозначение на чертежах;
- типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления технологической документации.
- методы компоновки перспективных построений по эскизу модели изделия.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
80 |
в том числе: |
|
практические занятия |
22 |
графические работы |
18 |
контрольные работы |
18 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего): |
40 |
в том числе:
|
|
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Инженерная графика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Геометрическое черчение. |
28 |
|
|
Введение |
Содержание учебного материала: Цели и задачи дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии графики. Общие сведения о стандартизации. Роль стандартизации в повышении качества продукции. ЕСКД в системе государственной стандартизации. Ознакомление студентов с необходимыми для занятия учебными принадлежностями, материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, машинами и оснащением конструкторских бюро. |
1 |
1 |
Тема1.1. Основные сведения об оформлении чертежей
|
Содержание учебного материала: Линии чертежа по ГОСТ 2.303 - 68. их типы, размеры, применение. Форматы по ГОСТ 2.301 - 68, их размеры, обозначение и правила оформления. Основная надпись на чертеже, правила ее заполнения. |
2 |
1 |
Тема 1.2. Чертежный шрифт и выполнение надписей на чертежах
|
Содержание учебного материала: Стандартные шрифты и конструкции букв и цифр. Размеры и конструкции прописных и строчных букв русского, греческого и латинского алфавитов, арабских и римских цифр и знаков. Таблицы соотношений размеров шрифта. |
1 |
2 |
Графические работы: Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом (формат А4). |
2 |
|
|
Контрольная работа: Выполнение титульного листа альбома графических работ студента (формат А4). |
4 |
||
Тема 1.3. Основные правила нанесения размеров на чертежи |
Содержание учебного материала: Общие требования к размерам в соответствии с ГОСТ 2.307-68. Линейные и угловые размеры, размерные и выносные линии, стрелки, размерные числа и их расположение на чертежах. Знаки, применяемые при нанесении размеров. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Нанесение размеров на чертеж. |
1 |
2 |
|
Тема 1.4. Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей
|
Содержание учебного материала: Геометрические построения при вычерчивании контуров деталей: проведение перпендикуляров, деление отрезков, углов и окружностей на равные части, нахождение центров дуг и т.д. Сопряжение дуг с дугами. Вычерчивание контуров деталей с применением деления окружностей и сопряжений. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Деление окружности на равные части. |
1 |
|
|
Практическое занятие: Сопряжение дуг с дугами. |
1 |
||
Практическое занятие: Построение лекальных кривых. |
1 |
||
Графическая работа: Вычерчивание на листе формата A4 контура детали с построением сопряжений и лекальных кривых. |
2 |
||
Контрольная работа: Вычерчивание деталей одежды с применением сопряжения. |
2 |
||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
|
4 2 2 |
||
Раздел 2. Проекционное черчение. |
|
32 |
|
Тема 2.1. Проецирование точки. Комплексный чертеж точки. Проецирование отрезка прямой линии |
Содержание учебного материала: Принцип образования проекций. Методы и виды проецирования. Типы проекций и их свойства. Комплексный чертеж. Проецирование точки. Расположение проекций точки на комплексных чертежах. Понятие о координатах точки. Проецирование отрезка прямой. Расположение прямой относительно плоскостей проекций. Взаимное наложение точки и прямой в пространстве. Взаимное положение прямых в пространстве. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки и отрезка прямой |
1 |
|
|
Тема 2.2. Аксонометрические проекции
|
Содержание учебного материала: Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций: прямоугольная изометрия, косоугольная диметрия. Аксонометрические оси. Расположение осей. Коэффициенты искажения. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Изображение плоских фигур, окружности в аксонометрических проекциях. |
1 |
|
|
Тема 2.3. Проецирование геометрических тел
|
Содержание учебного материала: Определение поверхностей тел. Проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара) на три плоскости проекций. Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям. |
1 |
1 |
Практическое занятие: Построение комплексных чертежей геометрических тел с нахождением проекции точек и линий, принадлежащих поверхности комплексного геометрического тела. |
1 |
2 |
|
Графическая работа: Построение комплексных чертежей и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тела (формат A4). |
2 |
3 |
|
Тема 2.4. Сечение геометрических тел плоскостями |
Содержание учебного материала: Понятие о сечении. Сечение тел проецирующими плоскостями. Построение натуральной величины фигуры сечения. Построение разверток поверхностей усеченных тел: призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Построение развертки поверхностей тел. Изображение геометрических тел в аксонометрических проекциях. |
1 |
|
|
Графическая работа: Построение комплексных чертежей усеченных геометрических тел. нахождение натуральной величины фигуры сечения (формат A4). |
2 |
||
Тема 2.5. Техническое рисование, элементы технического конструирования |
Содержание учебного материала: Назначение технического рисунка. Отличие технического рисунка от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции. Зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей. Техника зарисовки квадрата, прямоугольника, треугольника и круга, расположенных в плоскостях, параллельных какой-либо плоскости проекций. Технический рисунок призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Придание рисунку рельефности (штриховкой или шраффировкой). |
1 |
2 |
Практическое занятие: Выполнение рисунков геометрических тел. |
1 |
|
|
Графическая работа: Выполнение технических рисунков моделей с элементами конструирования (формат A4). |
2 |
||
Тема 2.6. Проекции моделей |
Содержание учебного материала: Выбор положения модели для более наглядного ее изображения. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Построение комплексных чертежей моделей с натуры. |
1 |
|
|
Графическая работа: Построение третьей проекции по двум заданным. |
2 |
|
|
Контрольная работа: Построение комплексного чертежа моделей по аксонометрическим проекциям. |
2 |
||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
|
2
2 2 4 |
||
Раздел 3. Машиностроительное черчение. |
|
16 |
|
Тема 3.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации средствами инженерной графики |
Содержание учебного материала: Машиностроительный чертеж, его назначение. Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции. Зависимость качества изделий от качества чертежа. Виды конструкторских документов в зависимости от способа выполнения и цели использования (оригинал, подлинник, дубликат, копия). Основные надписи на различных конструкторских документах. Ознакомление с современными тенденциями автоматизации чертежно-графических и проектно-конструкторских работ. Выполнение чертежа детали в системе AUTOCAD. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Выполнение надписей на чертежах. |
1 |
|
|
Тема 3.2. Изображения - виды, разрезы, сечения
|
Содержание учебного материала: Виды: их назначение, расположение и обозначение. Разрезы: горизонтальный, вертикальные (фронтальный и профильный). Сложные разрезы (ступенчатые и ломаные). Сечения (вынесенные и наложенные). Расположение разрезов. Местные разрезы. Соединение половины вида с половиной разреза. Обозначение разрезов. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Выполнение простых разрезов и сечение деталей. |
1 |
|
|
Контрольная работа: Соединение половины вида с половиной разреза. |
4 |
||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
|
4 2 2 |
||
Раздел 4. Чертежи и схемы по специальности |
|
12 |
|
Тема 4.1 Чертежи и схемы по специальности |
Содержание учебного материала: Схемы по специальности: графическое изображение технологических соединений узлов одежды в разрезе; построение чертежа конструкции основы женской одежды. Вычерчивание конструктивных линий кроя. Графики, диаграммы. |
1 |
2 |
Практические занятия: Графическое изображение схем ручных стежков и машинных швов. |
1 |
|
|
Практические занятия: Графическое изображение схем технологических узлов. |
1 |
||
Графическая работа: Геометрическое построение контуров деталей одежды. |
1 |
||
Контрольная работа: Построение конструкции модели одежды |
2 |
||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
|
4
2 |
||
Раздел 5. Линейная перспектива. |
|
32 |
|
Тема 5.1. Центральное проецирование
|
Содержание учебного материала: История развития перспективы, основные понятия. Линейная, наблюдательная, "воздушная" и другие виды перспективы. Понятие о центральных проекциях. Проецирующий аппарат. Предметная и картинная плоскости. Точка зрения. Виды пространства (предметное, нейтральное, мнимое). Плоскость и линия горизонта. Главный луч зрения. Главные точка и линия картины. Дистанционные точки. Способы задания и определения элементов картины. Выбор формы и размера картины. Выбор положения линии горизонта и главной точки картины. Дистанционное расстояние отклонения в наглядности перспективных изображений и его причины. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Элементы проецирующего аппарата. Выбор положения линии горизонта, главной точки картины, дистанционных точек. |
1 |
|
|
Тема 5.2. Перспектива точки и прямой |
Содержание учебного материала: Перспектива точки, заданной в предметной плоскости проецирующего аппарата. Перспектива отрезка прямой. Перспектива различно расположенных прямых (бесконечно продолженных, прямых общего, частного и особого положений). Следы прямой. Взаимное положение прямых и построение их точек схода. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Построение перспектив точек и отрезков прямых |
1 |
|
|
Тема 5.3. Построение перспективных масштабов |
Содержание учебного материала: Масштабы глубины, ширины и высоты. Дробные дистанционные точки. Шкала и ее практические измерения. Перспективный масштаб на произвольно направленной прямой. Простейшие метрические задания на деление и увеличение отрезка прямой. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Деление и увеличение отрезка прямой на 2 и 3 равные части. |
1 |
|
|
Тема 5.4. Перспектива плоских фигур |
Содержание учебного материала: Перспектива плоских фигур (прямоугольника, треугольника, многоугольника). Перспектива окружности в горизонтальной и вертикальной плоскостях. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Построение перспективы окружности, находящейся в различных положениях к картинной плоскости. |
1 |
|
|
Графическая работа: Построение перспективы плоских фигур (формат А4). |
1 |
||
Тема 5.5. Перспектива геометрических тел |
Содержание учебного материала: Перспектива геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса), основания которых расположены на предметной плоскости и под произвольным углом к картинной плоскости. Область применения масштабов глубины, ширины и высоты. |
1 |
2 |
Графическая работа: Построение перспективы геометрических тел: призмы, пирамиды, цилиндра, конуса (формат А4). |
2 |
|
|
Тема 5.6. Способы построения перспективных изображений |
Содержание учебного материала: Способ перспективной сетки; Способ малой картины и увеличения картины. Построение перспективы объекта по плану и фасаду. Способ архитектора. |
1 |
2 |
Практическое занятие: Построение перспективы объекта по плану и фасаду. |
1 |
|
|
Графические работы: Построение перспективы модели способом архитектора (формат A4). |
2 |
||
Тема 5.7. Перспектива интерьера |
Содержание учебного материала: Фронтальная перспектива интерьера; изображение открытых дверей, окон, мебели, оборудования. Методы компоновки перспективных построений по эскизам. |
1 |
2 |
Практические занятия: Построение фронтальной перспективы интерьера |
1 |
|
|
Графические работы: Построение компоновки перспективных построений по эскизам. |
2 |
||
Контрольная работа: Построение перспективы интерьера (формат A4). |
4 |
||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.
|
2 2 2 2 |
||
|
Всего |
120 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Инженерная графика и перспектива».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска маркерная;
- экран;
- комплект учебно-наглядных пособий «Инженерная графика»;
- объемные модели геометрических фигур;
- образцы.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Миронов Б.Г., Миронова Р.С., Инженерная графика, Уч. пособие для УСПО (техникумы, колледжи), М, изд. Высшая школа, 2007, 279 стр.
- Миронов Б.Г., Миронова Р.С., Сборник заданий для инженерной графики, Уч. пособие для УСПО (техникумы, колледжи), М, изд. Высшая школа, 2007, 264 стр.
- Чекмарев А.А, Осипов В.К, Справочник по черчению, Уч. пособие для УСПО, ИЦ «Академия», 2008, 336 стр.
Дополнительные источники:
- Раклов В.П., Инженерная графика, уч-к для техникумов, изд. «Колос», 2005, 304 стр.
- Боголюбов С.К. Инженерная графика. - М.: Машиностроение,2000.
- Кириллов А.Ф. Черчение и рисование. - М.: Высшая школа, 2000.
- Макарова М.Н. Перспектива: Учебник для студентов высших учеб. Заведе
ний, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». - М.:
Академический проект, 2002. - Чекмарев А.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 2000.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
|
РАЗДЕЛ 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ |
||
В результате освоения раздела дисциплины обучающийся знает: |
Текущий контроль: |
|
правила чтения конструкторской и технологической документации; |
Тест |
|
технику и принципы нанесения размеров; |
Контрольная работа: Вычерчивание деталей одежды с применением сопряжения |
|
умеет: |
|
|
оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; |
Контрольная работа: Выполнение титульного листа альбома графических работ студента. |
|
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ (ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ) |
||
знает: |
. |
|
· способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем; |
Графическая работа: Построение третьей проекции по двум заданным. |
|
· законы, методы и приемы проекционного черчения; |
Графическая работа: Выполнение технических рисунков моделей с элементами конструирования. |
|
· правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем; |
Тест |
|
умеет: |
|
|
· выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике ; |
Графическая работа: Построение комплексных чертежей и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тела. Контрольная работа: Построение комплексного чертежа модели по аксонометрическим проекциям. |
|
· выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике . |
Графическая работа: Выполнение технических рисунков моделей с элементами конструирования. |
|
РАЗДЕЛ 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ |
||
знает: |
|
|
· правила чтения конструкторской и технологической документации; |
Текущий контроль Тестирование |
|
· способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем; |
||
· требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД); |
||
· классы точности и их обозначение на чертежах; |
||
· типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления технологической документации; |
||
умеет: |
|
|
· читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности ; |
Контрольная работа: Соединение половины вида с половиной разреза.
|
|
· оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой . |
||
РАЗДЕЛ 4. ЧЕРТЕЖИ И СХЕМЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
||
знает: |
|
|
· способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем; |
Графическая работа: Геометрическое построение контуров деталей одежды. |
|
умеет: |
|
|
· читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности ; |
Контрольная работа: Построение конструкции модели одежды |
|
· выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике |
||
РАЗДЕЛ 5. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА |
||
знает: |
|
|
· способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем; |
Графическая работа: Построение перспективы геометрических тел. |
|
· законы, методы и приемы проекционного черчения; |
Графические работы: Построение перспективы модели способом архитектора |
|
умеет: |
|
|
· выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике; · методы компоновки перспективных построений по эскизу модели изделия. |
Графические работы: Построение компоновки перспективных построений по эскизам. З2, З3, У4 Контрольная работа: Построение перспективы интерьера. |
|