Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины является частью РАБОЧЕЙ основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
-262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, группы специальностей 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;
РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальностям:
- 262017 Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи;
- 262021 Конструирование, моделирование и технология изделий из меха, группы специальностей 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин и рекомендуется к изучению на 2 курсе.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать необходимые нормативно-правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности ;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
- правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения
- право социальной защиты граждан.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 74 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
74 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
практические занятия |
9 |
контрольные работы |
5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
26 |
в том числе внеаудиторская самостоятельная работа (изучение законов РФ): 1. Гражданский кодекс РФ 2. О судебной системе РФ 3. Гражданско – процессуальный кодекс РСФСР 4. О несостоятельности (банкротстве) 5. Об арбитражных судах в РФ 6. Арбитражно – процессуальный кодекс РСФСР 7. Трудовой кодекс РФ 8. Конституция РФ 9. О коллективных договорах и соглашениях 10. Кодекс РФ об административных правонарушениях. 11.О занятости населения в РФ 12. Гражданский кодекс РФ 13.О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров 14.Об основах охраны труда в РФ 15. Об обязательном пенсионном страховании в РФ |
|
в том числе рефераты по темам: 1. Оплата труда работников в легкой промышленности. 2. Перспективы развития системы заработной платы: - в швейной отрасли, - в сфере обслуживания, - в сфере дизайна одежды. |
|
Итоговая аттестация в форме зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||
Введение. |
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими общими гуманитарными и социально-экономическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной программы по специальности. |
1 |
|
|||||||||||
Раздел 1. Право и экономика |
|
14,5 |
|
|||||||||||
Тема 1.1. Правовое регулирование экономических отношений |
Содержание учебного материала |
|
||||||||||||
1 |
Рыночная экономика как объект воздействия права. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки. Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники. |
2 |
1 |
|||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования. |
0,5 |
|
||||||||||||
Тема 1.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности |
Содержание учебного материала |
|
||||||||||||
1 |
Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности. Виды субъектов предпринимательского дела. |
5 |
2 |
|||||||||||
2 |
Право собственности. Правомочия собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Формы собственности по Российскому законодательству. |
|||||||||||||
3 |
Понятие юридического лица, его признаки. Организационно – правовые формы юридических лиц. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц. |
|||||||||||||
4 |
Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: понятие, признаки, порядок. |
|||||||||||||
Практические занятия:
|
2 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (законы РФ): 1. Гражданский кодекс РФ 2. О судебной системе РФ 3. Гражданско – процессуальный кодекс РСФСР 4. О несостоятельности (банкротстве) |
6 |
|||||||||||||
Тема 1.3. Экономические споры |
Содержание учебного материала |
|
||||||||||||
1 |
Понятие экономических споров. Виды экономических споров: преддоговорные споры; споры, связанные с нарушением прав собственника; споры, связанные с причинением убытков; споры с государственными органами; споры о деловой репутации и товарных знаках. |
3 |
2 |
|||||||||||
2 |
Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров, его значение. Подведомственность и подсудность экономических споров. Сроки исковой давности. |
|
||||||||||||
Практические занятия: 3. Составление искового заявления в арбитражный суд. |
1 |
|
||||||||||||
Контрольные работы в форме письменного решения производственной ситуации. |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся(законы РФ):
|
3 |
|
||||||||||||
Раздел 2. Труд и социальная защита. |
|
30,5 |
|
|||||||||||
Тема 2.1. Трудовое право как отрасль права |
Содержание учебного материала |
|
|
|||||||||||
1 |
Понятие трудового права. Источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. |
5 |
2 |
|||||||||||
2 |
Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. Структура трудового правоотношения. Субъекты трудового правоотношения. |
|
||||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования. |
0,5 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (законы РФ): 1. Трудовой кодекс РФ 2. Конституция РФ |
3 |
|||||||||||||
Тема 2.2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
|
Содержание учебного материала |
3 |
3 |
|||||||||||
1 |
Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве и занятости населения. Государственные органы занятости населения, их права и обязанности. Негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству граждан. |
|||||||||||||
2 |
Понятие и формы занятости. Порядок и условия признания гражданина безработным. Правовой статус безработного. Пособие по безработице. Иные меры социальной поддержки безработных. Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан. |
|||||||||||||
Практические занятия: 4. Составление резюме. |
1 |
|
||||||||||||
Контрольные работы – тестирование. |
0,5 |
|||||||||||||
Тема 2.3. Трудовой договор |
Содержание учебного материала |
4 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. |
|||||||||||||
2 |
Порядок заключения трудового договора. Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытания при приеме на работу. |
|||||||||||||
3 |
Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство. |
|||||||||||||
4 |
Основания для прекращения трудового договора. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения. |
|||||||||||||
Практические занятия: 5. Оформление документов при приеме на работу 6. Составление трудового договора |
2 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (закон РФ): 1. О коллективных договорах и соглашениях. |
1 |
|||||||||||||
Тема 2.4. Рабочее время и время отдыха. |
Содержание учебного материала |
2 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие рабочего времени, его виды. Режим рабочего времени и порядок его установления. Учет рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха. Компенсация за работу в выходные и праздничные дни. |
|||||||||||||
2 |
Отпуска: виды, порядок предоставления. Порядок установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением. |
|||||||||||||
Контрольные работы: Расчет рабочего времени за месяц. |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
|
2 |
|||||||||||||
Тема 2.5. Заработная плата |
Содержание учебного материала |
1,5 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие заработной платы. Социально – экономическое и правовое содержание заработной платы. Правовое регулирование заработной платы: государственное и локальное. Минимальная заработная плата. Индексация заработной платы. Системы заработной платы: сдельная и повременная. Оплата труда работников бюджетной сферы. |
|||||||||||||
2 |
Порядок и условия выплаты заработной платы. Ограничения удержаний из заработной платы. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда. |
|
||||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования |
0,5 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (рефераты):
- в швейной отрасли, - в сфере обслуживания, - в сфере дизайна одежды. |
3 |
|||||||||||||
Тема 2.6. Трудовая дисциплина |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||||||||
1 |
Понятие трудовой дисциплины. Методы ее обеспечения. Понятие дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий. |
|||||||||||||
2 |
Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Порядок обжалования и снятия дисциплинарных взысканий. |
|||||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования |
0,5 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (законы РФ): 1. Гражданский кодекс РФ (выборка статей - по теме) |
2 |
|||||||||||||
Тема 2.7. Материальная ответственность сторон трудового договора
|
Содержание учебного материала |
2 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие материальной ответственности. Основания и условия привлечения работника к материальной ответственности. Полная и ограниченная материальная ответственность. Индивидуальная и коллективная материальная ответственность. |
|||||||||||||
2 |
Порядок определения размера материального ущерба, причиненного работником работодателю. Порядок возмещения материального ущерба, причиненного работником работодателю. |
|||||||||||||
3 |
Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику. Виды ущерба, возмещаемого работнику, и порядок возмещения ущерба. |
|||||||||||||
Практические работы: 7. Перечень возможных видов ущерба для специальностей в швейной отрасли: портной, закройщик, конструктор, технолог, дизайнер, художник по костюму и др. и классификация их по объему материального ущерба. |
1 |
|
||||||||||||
Тема 2.8. Трудовые споры
|
Содержание учебного материала |
3 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие трудовых споров и их классификация. Причины их возникновения. |
|||||||||||||
2 |
Понятие и механизм возникновения коллективных трудовых споров. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. Право на забастовку. Порядок проведения забастовки. Незаконная забастовка и ее правовые последствия. Порядок признания забастовки незаконной. |
|||||||||||||
3 |
Понятие индивидуальных трудовых споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссия по трудовым спорам, суд. Сроки подачи заявлений и сроки разрешения дел в органах по рассмотрению трудовых споров. Исполнение решения по трудовым спорам. |
|||||||||||||
Практические занятия: 8. Деловая игра: « Разрешение индивидуального трудового спора» |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (законы РФ):
|
3 |
|||||||||||||
Тема 2.9. Социальное обеспечение граждан |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|||||||||||
1 |
Понятие социальной помощи. Виды социальной помощи по государственному страхованию (медицинская помощь, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременные пособия). Пенсии и их виды. Условия и порядок назначения пенсии. |
|||||||||||||
Практические занятия: 9. Расчет индивидуальной пенсии - по выслуге лет, - по старости. |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (закон РФ):
|
2 |
|||||||||||||
Раздел 3. Административное право |
|
2,0 |
|
|||||||||||
Тема 3.1. Административные права и ответственность |
Содержание учебного материала |
1,5 |
2 |
|||||||||||
1 |
Понятие административного права. Субъекты административного права. Административные правонарушения. Понятие административной ответственности. Виды административных взысканий. Порядок наложения административных взысканий. |
|||||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования |
0,5 |
|||||||||||||
|
Самостоятельная работа обучающихся (закон РФ): 1. Кодекс РФ об административных правонарушениях. |
1 |
|
|||||||||||
Всего: |
74 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины не требует наличия специального кабинета, а проводится в обычных учебных аудиториях, в которых должны присутствовать технические средства обучения:
- мультимедийный проектор,
-компьютер с лицензиооным программным обеспечением PS Office,
- фильмоскоп,
-телевизор,
-DVD- проигрыватель.
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативно - правовой материал:
- Конституция РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Гражданско – процессуальный кодекс РСФСР.
- Арбитражно - процессуальный кодекс РСФСР.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
- ФКЗ «О арбитражных судах Российской Федерации»
- ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации»
- ФЗ «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров»
- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
- ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
- ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»
- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»
ГОСТ 12.1.003—83* ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.0.004—90 ССБТ. Обучение работающих безопасности труда.
ГОСТ 12.1.005—88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
ГОСТ 12.2.003—91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.2.032—78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.
ГОСТ 12.3.002—75* ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
МУ № 4425—87. Методические указания Минздрава СССР. Санитарно-гигиенический контроль систем вентиляции производственных помещений.— М.: Минздрав СССР, 1998.
НПБ 105—95. Нормы пожарной безопасности. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.— М.: ВНИИПО МВД, 1995.
СанПиН 2.2.4.548—96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.— М.: Минздрав России, 1997
Основные источники:
- Галанов В.П., Харитонов С.В., Право социального обеспечения, уч. пособие, ИЦ «Академия», 2009, 416 стр.
- Долинская В.В., Предпринимательское право, Уч. пособие, ИЦ «Академия», 2004, 208 стр.
- Казанцев В.И., Васин В.Н., Трудовое право, уч. пособие для УСПО, ИЦ «Академия», 2008, 432 стр.
- Румынина В.В., Правовое обеспечение профессиональной деятельности, учебник УСПО (2-е изд), ИЦ «Академия», 2009, 192 стр.
- Петрова Г.В., Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере сервиса, уч. пособие для УСПО, ИЦ «Академия», 2004, 320 стр.
Дополнительная литература:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. К. Я. Ананьевой. — М.: Юрайт-М, 2002.
- Коршунов Ю. Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации. — М.: Экзамен, 2003.
- Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Вводный. — М.: Юрайт-М, 2002.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник / Под ред. Д. О. Тузова, В. С. Аракчеева — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
- Сорк Д. М., Заморенова Н. Г., Белоусов Е. Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учеб. для сред. проф. Образования. — М.: Мастерство, 2002.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся умеет: - использовать необходимые нормативно-правовые документы; - защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; - анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
Знает: - основные положения Конституции Российской Федерации; - права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; - законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - организационно-правовые формы юридических лиц; - правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; - права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; - порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
- правила оплаты труда; - роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; - право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; - виды административных правонарушений и административной ответственности; - нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров - право социальной защиты граждан. |
Текущий контроль:
Комплексная сценка за результаты практических работ №1,2,3,5,6,7,8,9 Оценивание действий участников деловой игры «Разрешение индивидуального трудового спора»
Тестирование по темам № 2.6, 3.1
Тестирование
Устный ответ
Тестирование
Оценивание результатов самостоятельного изучения ФЗ РФ по всем темам.
Тестирование
Оценка практической работы № 1
Оценка практической работы № 6
Тестирование
Тестирование Устный фронтальный опрос
Устный фронтальный опрос
Тестирование и оценка практической работы № 7 Тестирование
Эксперная оценка письменного решения производственной конфликтной ситуации. Тестирование |