ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно - правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Изучение предмета «Естествознания» предусмотрено в базовом цикле как обязательный предмет социально – экономического профиля. Данный предмет реализуется по модели второго варианта (на основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 21.02.2008г №01-109) как отдельные предметы: «Физика», «Химия», «Биология».
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения и интерпретации естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Примерная программа включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Программа состоит из трех основных разделов обладающих относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля.
Межпредметная интеграция позволяет формировать у учащихся целостное представление о естественнонаучной картине мира, атомно – молекулярном строении веществ, превращение энергии, человека как биологический организм с точки зрения его химического состава, а так же вопросы экологии. В программе для социально экономического профиля представлен сокращенный, но достаточно традиционный перечень дидактических единиц.
При организации учебной деятельности обучающихся повышенное внимание уделяется изучению блоков:
- Блок №1 «Органические соединения»;
- Блок №2 «Химические свойства и превращения веществ»;
- Блок №3 «Неорганические соединения».
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен:
знать/понимать
- Смысл понятий: естественнонаучный метод познания, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор.
- Вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
Способен:
- Приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов.
- Объяснить прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, охраны окружающей среды;
- Выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- Работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного использования материалов и химических веществ в быту.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование блоков и ситуаций |
Количество часов при очной форме обучения |
||
всего |
лабораторные |
практические |
|
Блок №1 «Введение» |
2 |
- |
- |
Блок №2 «Органические соединения». 2.1 «Основные положения теории Бутлерова» |
2 |
- |
- |
2.2«Углеводороды» |
12 |
2 |
2 |
2.3 «Спирты» |
2 |
1 |
- |
2.4 «Карбоновые кислоты» |
4 |
- |
2 |
2.5«Углеводы» |
4 |
2 |
- |
2.6 «Азотосодержащие соединения» |
5 |
1 |
2 |
2.7 «Синтетические полимеры», «Моющие и чистящие средства» |
3 |
- |
- |
2.8 Контрольная работа №1 |
2 |
- |
- |
Блок №3 «Химические свойства и превращения веществ» |
|
|
|
3.1 «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» |
4 |
- |
- |
Итого за I курс |
40 |
6 |
6 |
II курс 3.2 «Природные химические связи» |
2 |
- |
- |
3.3 «Химические реакции» |
4 |
- |
- |
3.3.1 «Скорость реакций и факторы, от которых они зависят» |
4 |
1 |
- |
3.3.2 «Химическое равновесие. Способы его смещения» |
2 |
- |
- |
Блок №4 «Неорганические соединения» |
|
|
|
4.1 «Классификация неорганических соединений, их свойства в свете теории ЭЛД» |
6 |
1 |
- |
4.2 «Среда водных растворов солей. Водный показатель» |
4 |
2 |
- |
4.3 «Металлы и их соединения» |
6 |
1 |
2 |
4.4 «неметаллы. Общая характеристика главных п/гр. Неметаллы. Органические вещества. Реакции» |
4 |
1 |
1 |
4.5 « Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека» |
2 |
- |
- |
4.6 «Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями N,S,C» |
2 |
- |
- |
4.7 Контрольная работа №2 |
2 |
- |
- |
Итого за II курс |
38 |
6 |
3 |
Всего часов |
78 |
12 |
9 |
СОДЕРЖАНИЕ
Цели:
1.Развить профессиональные и знаниевые компетенции по предмету (систему знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира).
- Заложить основы формирования личности с новым образом мышления и поведения в окружающей среде, сохранения здоровья.
Результат:
- Профессиональные и знаниевые компетенции по предмету «Химия».
- Способность самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
- Способность определять строение веществ и прогнозировать их свойства.
- Способность решать задачи и проводить химические эксперименты.
- Способность проведения исследовательских работ.
6.Предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Блок №1. «Введение»
Цель: Понять научные методы познания органических и неорганических веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.
Блок №2. «Органические соединения»
Цель: Рассматривает многообразие органических соединений, их классификацию, строение, свойства. Зависимость строения от наличия функциональных групп.
2.1 Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия: структурная, пространственная. Классификация органических соединений.
2.2 Углеводороды, их строение и характерные химические свойства. Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь- природные источники углеводородов.
Лабораторная работа
«Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле»
Практическое занятие
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.
2.3 Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый спирт. Глицерин.
Лабораторная работа
«Качественная реакция на глицерин».
2.4 Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры.
Практическое занятие
«Идентификация кислородосодержащих веществ. Распознавание пластмасс и волокон»
2.5 Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
Лабораторное занятие
«Качественные реакции на углеводы».
2.6 Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Лабораторное занятие
Качественные реакции на белок.
Практическое занятие
«Идентификация органических соединений».
2.7 Синтетические полимеры: пластмассы. Каучуки, волокна. Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила безлопастной работы со средствами бытовой химии.
Демонстрации
Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.
Реакция получения уксусно-этилового эфира.
Цветные реакции белков.
Контрольная работа №1.
Блок №3 Химические свойства и превращение веществ.
Цель: Рассматривает связь между строением электронной оболочки атомов и химическими свойствами элементов.
Раскрывает сущность природы химической связи, и условий протекания химических реакций.
3.1 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента.
3.1.1 Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции.
Лабораторная работа
Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации вещества, действия катализаторов).
3.1.2 Химическое равновесие.
3.2 Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллическая решетка веществ с различными видами химической связи.
3.3 Химическая реакция.
Блок №4 Неорганические соединения.
Цель: Рассматривает классификацию неорганических соединений, их свойства в свете теории ЭЛД. Строение атомов металлов и неметаллов, зависимость свойств от строения, общие способы получения.
4.1 Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Лабораторная работа
«Реакции ионного обмена».
4.2 Средства водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (Hp) раствора (6).
Лабораторная работа
«Определение характера среды раствора индикатором».
4.3 Металлы. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
Лабораторное занятие
«Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей».
Практическое занятие
«Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
4.4 Неметаллы. Окислительно-восстановительные реакции.
Лабораторное занятие
«Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов, нитратов».
Практическое занятие
Получение, собирание и распознавание газов. Идентификация неорганических соединений.
4.5 Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.
4.6 Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.
4.7 Контрольная работа №2.