1 смены 2019 «Город тысячи планет»
- Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими явлениями в природе. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год учебы, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
- Актуальность программы
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
- Отличительные особенности программы
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря в летний период.
В каждый этап программы «Город тысячи планет» включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности. Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере, в школе и дома.
Цель программы: Содействие развитию творческого и интеллектуального потенциала детей, творческой активности с учётом их интересов, наклонностей и возможностей в условиях ДСОЛ «ОЛИМПИЕЦ».
Задачи программы:
- Развить творческие способности детей;
- Развить навыки межличностных и социальных отношений (социальная культура, умение слушать и слышать и ясно выражать свои мысли, умение жить в коллективе, умение решать конфликты и т.п.);
- Развитие эмоциональной и психологической зрелости и стабильности (самосознание, уверенность в себе, самооценка, устойчивость, изобретательность и т.п.);
- Способствовать художественно-эстетическому развитию детей, формированию ценностного отношения к творчеству, потребности в искусстве и творческой самореализации через приобщение их к культурно-творческой деятельности;
1. Характеристика смены |
||
Название программы |
«Город тысячи планет» |
|
Авторы программы |
Бондаренко Е.А. |
|
Место проведения |
ДОК «Уральская березка», ДСОЛ «ОЛИМПИЕЦ» |
|
Сроки проведения |
1 смена лето 2019 (15 дней) |
|
Направленность программы |
Программа имеет художественную и социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие художественных и организаторских способностей детей, воспитание чувств ответственности за себя и свои поступки. |
|
Адресат программы |
- детям в возрасте от 6 до 17 лет и их законным представителям с целью информирования о содержании и предполагаемых результатах программы; - педагогическим работникам для понимания содержания их деятельности, определения возможностей для их взаимодействия в воспитательном процессе и в качестве ориентира в практическом применении своих профессиональных обязанностей; - администрация лагеря для координации деятельности педагогических работников по выполнению требований к результатам и условиям реализации программы; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса и качества результатов образовательной и воспитательной деятельности. |
|
1.1. Ожидаемые результаты |
||
На уровне воспитанника: - имеет представление об основных законах работы на сцене и базовых приемах актерского мастерства; о технологии проектирования праздничного события; - приобрел опыт применения знаний в процессе подготовки и проведения праздничного мероприятия; - овладел основами сценической культуры и простейшими приемами театрального творчества; - удовлетворен качеством потребляемых услуг, предоставляемых в рамках реализации программы смены, а также своими результатами, полученными в процессе организованной, индивидуальной и коллективной творческой деятельности; - получил опыт межличностного и командного коммуникативно-деятельностного взаимодействия, способствующего раскрытию личностного потенциала и формированию социально значимых положительных ценностных установок; - выполняет правила здорового и безопасного поведения для себя и окружающих; На уровне педагогической команды: - создана безопасная, комфортная образовательно – воспитательная среда пребывания в ДСОЛ «Олимпиец»; - реализованы инструменты управления формированием позитивного имиджа лагеря; - организовано педагогическое сопровождение работы по раскрытию творческих индивидуальных способностей ребенка; развитию креативного мышления; - проведена профилактика асоциального поведения детей; На уровне социальных заказчиков: - удовлетворение потребностей родителей в организации оздоровления, занятости, развития и событийного отдыха детей в каникулярное время; - популяризация и расширение практики организации детского отдыха и оздоровления в регионе.
|
||
1.2. Принципы реализации программы |
||
- принцип самореализации воспитанников (осознание детьми целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого); - принцип включенности подростков в социально значимые отношения (обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня); - принцип свободы и творчества, предполагающий право выбора познавательной деятельности, форм и способов организации жизни в коллективе, выбора ролевой позиции при подготовке дел, выбор формы участия в предлагаемых мероприятиях; - принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий (режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня); - принцип гуманизма (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху); - принцип дифференциации и индивидуализации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей); - принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, предполагающий формирование временных творческих групп из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности лагеря. |
||
1.3. Методы реализации программы |
||
Успешной реализации программы способствует использование методов, в основе которых лежит логика деятельностного подхода к образованию и воспитанию
|
- методы формирования сознания личности ребенка; - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; - методы стимулирования поведения и деятельности; - методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения. |
|
На отрядном уровне активно применяются методы, в основе классификации которых лежит гуманистический поход к воспитанию детей |
- методы убеждения (информация, беседа, рассказ, дискуссия, метод поиска, метод интригующих вопросов, текстовых проблем, чудинок, метод размышления, метод создания ситуаций, и т.д.); - методы общения (получение навыков коммуникации за счёт положительного социального опыта); - методы организации деятельности (проектная деятельность, моделирование ситуаций, решение кейсов и тд.); - методы мозгового штурма. |
|
В ходе реализации программы находят свое применение методы досуговой педагогики (геймификации) |
- методы игры и игрового тренинга; - методы театрализации; - методы состязательности; - методы равноправного духовного контакта; - методы воспитывающих ситуаций; - методы импровизации. |
|
1.4. Формы досуговой деятельности |
||
Акция - это ограниченное во времени воздействие на определённую группу людей с целью популяризации и пропаганды; Аукцион — публичный розыгрыш подарков, который производится по заранее установленным правилам; Брейн-ринг - соревнование между двумя и более командами в количестве правильных ответов на поставленные вопросы; Вечер - вечернее собрание, дружеская встреча с целью развлечения. Вечера могут быть литературными, музыкальными, танцевальными, поэтическими и тд.; Видеобитва - соревнование командных видеороликов, сделанных по заданной тематике; Викторина - игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областях знаний; Дискотека — культурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте либо на открытом воздухе (танцплощадке); Игра – вертушка - подразумевает несколько разных станций, на которых командам необходимо выполнять различные задания, связанные одной общей темой; Квест-комната - комплексное мероприятие, направленное на поиск ответов в условиях заданной ситуации с применением дедуктивных методов; Конкурс - личное или командное соревнование, организованное с целью выявления лучших участников, исполнителей, лучшей работы и т.д.; Конкурсно - игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши; Квест - форма детективного расследования, имеющий определённую проблематику, «нерешённый вопрос», ответ на который необходимо найти путём решения логических задач с применением дедуктивных методов; Кроссфит – система физической тренировок, которые включают в себя элементы интервальных тренировок высокой интенсивности, а также соревновательный вид спорта; Костер – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня (костры, посвященные закрытию смены); КТД - организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и фантазией общеотрядное или общегрупповое дело, целью которого является создание, совершенствование какого-либо предмета, объекта; Линейка – организационная форма работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление (торжественные, рабочие); Марафон – это цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу наличие препятствий состязательный характер. Интеллектуальны вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество; Массовая игра - В процессе игр решаются такие задачи физического воспитания как укрепление здоровья детей и подростков, развитие и совершенствование физических и волевых качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, смелости, решительности, настойчивости, быстроты ориентирования, дисциплинированности; Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы; Первенство — соревнования среди спортсменов (команд) различных возрастных групп, возраст которых определяется положением о соревнованиях; Сюжетно-ролевая игра - одна из разновидностей игры, которая построена на погружении в определённый сюжет или историю с внедрением живых персонажей, проводимая в режиме реального времени; Челлендж - вызов человека или группы лиц на соревнование в определённом виде деятельности, с целью выявления лучшего из общего количества участников. Вызов передается несколько раз от одного участника к другому так, чтобы оппонент не повторял предыдущую цепочку соревнующихся; Фестиваль – это массовый праздник торжественного характера, чаще всего, музыкальный, который проводится в честь какого-либо лица или события; Флешмоб - сбор людей с целью проведения краткосрочных акций. Это заранее спланированное мероприятие, которое может быть исполнено в различных видах (танец, песня, передача эстафеты, «эффект домино» и т.д.), организованное с целью привлечения внимания за счёт эффекта неожиданности; Шоу — мероприятие развлекательного характера, демонстрирующееся публике, имеющее постановочный характер и конкурсную основу; Эстафета — совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции. |
||
1.5. Система самоуправления |
||
Цель: Развить организаторские навыки участников программы (дети), т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Задачи: · Повысить уровень активности участников программы (детей) в достижении общественно значимых целей; · создание условий для участия в организации и проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел; организация форм жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря. |
||
ССУ на корабле |
Командир космического корабля Штурман Пилот 2 Пилот Исследователи Космонавты ü Ежедневные уборки в жилом доме ü Уборка своей территории ü Уборка за собой посуды в столовой после каждого приёма пищи ü Влажная уборка стола в столовой после каждого приёма пищи |
|
ССУ на уровне лагеря |
Дежурный корабль: В столовой: Ø ответственные за порядок и чистоту во время приема пищи; Ø проверяют чистоту рук, отсутствие головных уборов, собранные волосы у девочек и при входе в столовую; Ø проверяют после каждого приема пищи, не выносят ли из столовой еду (особенно после полдника и второго ужина); Ø после ужина осуществляют влажную уборку столов и стульев в столовой; По территории: Ø Дежурный корабль, ответственные за чистоту на территории лагеря; Ø Дежурный отряд в 10.00 проверяет чистоту домов и чистоту территории вместе со старшей вожатой, выставляют оценки; На воротах: Ø Дежурят 2 человека (меняясь каждые 2 часа) помогают дежурному вожатому вызывать детей, проверять привезенные пакеты родителей, провожают гостей в метод кабинет.
|
|
1.6. Система диагностики |
||
Цель: сформировать представления о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала участников смены – детей, специалистов Задачи: 1. Обработка и анализ полученной информации 2. Подбор форм работы интересных участникам программы
|
||
Для подростков |
Ø Диагностика лидерских качеств Е. Жарикова Ø СЖО по Леонтьеву Ø диагностика групповых ценностей Ø Методика «письмо в будущее» Ø Рисуночные диагностики (изучение лидерских способностей, склонностей и особенностей личности) Ø Метод интервьюирования и прямого опроса Ø Рефлексия (для каждого дня, для каждого мероприятия); |
|
Для педагогов |
Ø Анкетирование Ø Рисуночная диагностика Ø Тест «профессиональное выгорание» Ø Рефлексия (для каждого дня, для каждого мероприятия);
|
|
1.7. Факторы риска |
||
Факторы риска |
Меры профилактики |
|
Клещи |
Противоклещевая обработка территории лагеря; Проведение цикла бесед о мерах профилактики; Ежедневный осмотр детей медицинскими работниками после выхода за территорию к родителям; |
|
Низкая активность детей в процессе реализации программы |
Повышение мотивации к художественно-эстетической деятельности посредством применения игровых технологий и технологий проектной деятельности. |
|
Недостаточная творческая компетентность педагогического коллектива, участвующего в реализации программы |
Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями с педагогами, формирование медиатеки, индивидуальная работа с педагогами по коррекции содержания работы с отрядом; |
|
Жара, палящее солнце |
Защита головы от солнечного удара, питьевой режим, приобретение и использование детьми защитного крема от загара; |
|
Кишечные инфекции и прочие заболевание |
Контроль за процессом приготовления пищи; Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета. Контроль за соблюдением питьевого режима; Контроль за процессом уборки жилых домиков и прочих объектов; Беседы медицинского работника по теме. |
|
Неблагоприятный климат в отряде |
Отрядные мероприятия, направленные на взаимодействие в детском коллективе, формирование в нем доверительных отношений, сплочение; психологическое сопровождение в индивидуальной и групповой форме; увеличение доли воспитательных мероприятий в отряде; |
|
Несоответствие сюжетной линии смены интересам участников |
Корректировка программы в процессе реализации соответственно интересам детей; Использование мотивирующих методов вовлечения участников смены в сюжет; |
|
Травмы |
Проведение с детьми и педагогическим персоналом инструктажей по предупреждению травматизма; |
|
Неблагоприятные погодные условия |
Планирование деятельности с учетом погодных условий, корректировка программного содержания (перестановка мероприятий программы); |
|
1. Содержание программы |
|
Легенда (сюжетная линия)
|
Давным-давно, еще до начала времен, было 6 космических сущностей и, когда грянул Большой взрыв, давший начало нашей Вселенной, все остаточные фрагменты этих существ со временем спрессовались в слитки. Камни эти были подвластны лишь существам, обладающим поистине космической силой. «Камненосцы» косили планеты, миры и целые цивилизации, словно пшеницу в поле. Только однажды группе смельчаков удалось обуздать энергию камней, но ненадолго и ценой собственных жизней. Этого хватило, чтобы заключить камни в сферы и спрятать их в самых тайных и хорошо - охраняемых уголках Галактики. Завладеть камнем пытается один из самых опасных существ в галактике - инопланетянин по имени Танос. Он стремится подчинить себе все камни и создать перчатку Бесконечности, которая поможет ему уничтожить всю Вселенную. Одина из самых опасных сфер, которая заключает в себе Камень Силы, пропала!!! Он имеет доступ ко всей силе и энергии, когда-либо существовавшей или существующей в будущем, питает другие камни и усиливает их эффекты. Камень позволяет владельцу дублировать практически любую физическую сверхчеловеческую способность и становиться неуязвимым, а потому и непобедимым, используя одну лишь сплошную силу. Нельзя допустить, чтобы эта сфера попала к Таносу. Поэтому на ее поиски отправляются корабли Опустошителей лагеря «ОЛИМПИЕЦ» с планеты Терра, ведь всей Галактике известно, что здесь обитают самые сильные, отважные, ловкие и сообразительные мальчишки и девчонки! |
Задача каждого корабля |
Заработать самое большое количество юнитов и приобрести сферу с камнем. |
1.1. Формы подведения итогов |
|
Цель: побудить участников программы к эффективной деятельности, повышению активности участия в реализации программы. Задачи: · вызывать активность участников программы (детей) в достижении общественно значимых целей выявить и наградить активных и успешных участников программы (коллективно, индивидуально) |
|
Система стимулирования |
Отряд - корабль Опустошителей. Появилась информация, что сфера с камнем находится у коллекционера по имени Танелиир Тиван, но продаст ее он только тому, кто привезет ему больше денег - юнитов.
Ежедневно за победы, положительные дела, отличные оценки за уборку домов, за помощь, за выполнение традиций и законов смены дети будут получать юниты. За отрицательные дела корабли будут лишаться юнитов, и отдаляться от сферы. |
Награждение |
по итогам смены награждаются лучшие космические корабли, которые заработали наибольшее количество юнитов. - грамоты - браслеты силиконовые - коробки со сладостями. |