1. Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Цель: приобщить обучающихся к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество.
Основная задача: воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отраженных.
Обучающиеся выступают в роли «автора – художника » или в роли «читателя - критика».
Работа в позиции «читатель» имеет важное назначение: ребенок должен понять произведение так, как понимал его сам автор. «Читатель» строит адекватный образ героев, но не тождественный авторскому, следовательно, является полноценным соавтором. Работа с произведением сводится не к запоминанию сюжета и его анализа, а воспитание творческого читателя, создающего свою целостную картину мира, способного к самостоятельному постижению авторского видения событий и самостоятельной оценке произведения.
Работа строится при помощи:
- литературно-музыкальных композиций с включением изобразительного ряда (репродукций картин, слайдов и т.д.);
- выразительного чтения произведения взрослым («театр одного актера»);
- выразительного чтения самих детей (отчет);
- занятий-конкурсов;
- толкования содержания (коллективная работа).
Работа в позиции «автор» важна для развития воображения,
эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека. Детское художественное творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю». Собственный писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов.
Работа строится при помощи:
- наблюдений за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков. Такое наблюдение развивает видение конкретно-чувственного облика мира;
- наблюдение за художественным текстом;
- игр-драматизаций, инсценировок;
- формы коллективного этюда.
2. Календарно-тематическое планирование
Планирование адаптировано авторской программе по литературному образованию Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской «Литература как предмет
эстетического цикла».
Методические разработки. М., 1990г.
Планирование рассчитано на 34 часа за год, по 1 часу в неделю.
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание |
Цели |
Региональный компонент |
Православный компонент |
1 - 2 |
Осень. Словарь настроений. |
Чтение стихов об осени. Ф.И.Тютчев «Есть в осени…», Я.Аким «Осень» А.Фет «Ласточки пропали…», М. Пришвин «Осенние листики» |
Введение читателей в мир художественной литературы. |
Хрестоматия для чтения С. Я. Маршак «сентябрь» (с. 267) Я. Л. Кузнецова (.23 №1). |
Русская народная песня. С.37 |
3 |
Моя осень. Праздник читательских удовольствий |
Ф.Тютчев «Листья», А.Майков «Осенние листья» |
Уловить настроение автора, умение передавать настроение опадающих листьев. |
М. В. Стрекалова с. 9 |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
4 - 5 |
Беседы-размышления. Введение в детскую публицистику. |
Н.Носов «Заплатка», В.Осеева «сыновья», |
Качества характера. Понять других и самого себя. |
В.Катаев «Цветик-семицветик» |
Заповеди Божьи. «Надо ли, чтобы все желания исполнялись?» |
6 - 7 |
Литература – искусство слова. Жанры. Язык. |
А.С.Пушкин «У Лукоморья», сказка А.Гарф «Заяц-простак и Лис-обманщик» |
Творчество воображения. Позиция читателя-зрителя, автора-актера |
Хрестоматия для чтения. Русский фольклор. |
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г.
|
8 |
Настроение и его оттенки. Автор и рассказчики. |
А.Фет «Кот поет…» с.87, «Еще земли печален вид…» с91 |
Открытие оттенков настроения, возможность передачи их слушателям. |
Хрестоматия для чтения.
|
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
9 |
Рассказчики в тексте. |
Н.Носов «Живая шляпа», «Мы с Мишкой» |
Возможность передачи их слушателям. |
Рассказы Н.Носова |
|
10 |
Праздник читательских удовольствий. Зимняя сказка. |
Н.Некрасов «Мороз-воевода» |
Возможность получить эмоциональное наслаждение. |
М.Пришвин «Лесное озеро» |
|
11 |
Сочинение «Моя снежинка». Обсуждение. |
Таинственное настроение. |
Уловить характер снежинок и передать его. |
|
|
12 |
Коллективная творческая работа «Зимнее настроение. Снег». |
Наблюдения. |
Возможность совместного решения творческой задачи. |
|
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
13 |
Точка зрения. Коллективная творческая работа. |
А.Куприн «Сапсан» |
Понятие: точка зрения. Точка зрения автора и рассказчика-героя. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.136 |
|
14 |
Сочинение «Чьими глазами?» |
Наблюдения. |
Сочинение от имени животного. Уловить характер и передать его. |
|
|
15 |
Оттенки капризного настроения. |
А.Барто «Девочка-ревушка», В. Хотомская « Зебра-привереда» |
Уловить настроение рассказчика и героя. |
Хрестоматия для чтения.
|
Послушание – заповедь Господа. |
16 |
Рассказчик-герой. Точка зрения автора и героя. |
Г.Х.андерсен «Чайник» |
Определить точку зрения автора и героя. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.152 |
Качества характера. |
17 |
Сочинение «Воспоминания старой обуви» |
Наблюдение |
Передача авторской задачи героям темы. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.157 |
|
18 |
Контраст настроений. |
А.С.Пушкин «Зимнее утро» |
Выявление контраста настроений внутри стихотворения. |
|
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
19 - 21 |
Плавающая точка зрения. |
А.Толстой «Желтухин» |
Выявление понятия «плавающая точка зрения» |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.171 |
|
22 |
Сочинение « Аквариум глазами золотой рыбки и кота» |
Наблюдение |
|
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.184 |
|
23 - 24 |
Что такое героизм? Героический защитник Родины. |
М.Лермонтов «Бородино», А.Твардовский « Война – жесточе нету слова». |
Определить оттенки героического настроя. |
|
Георгий Победоносец. А. Невский, А.Суворов |
25 |
Оттенки настроения |
А.Милн «Винни Пух», Я.Бжехва «Очень вежливый индюк», Д.Радович «Голубой заяц» |
Определить оттенки хвастливого, насмешливого настроения. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.208 |
|
26 |
Оттенки настроения |
А.Барто «Два снежка», «Любочка» |
Определить оттенки сердитого, обиженного настроения. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.212 |
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
27 |
Коллективная творческая работа . |
Сочинение «Разговор кочанов капусты» |
Умение создавать художественный образ. |
|
|
28 |
Праздник читательских удовольствий. Весенние песенки. |
М.Пришвин «Весна звука», Соколов-Микитов «Звуки весны», А.Толстой «Пришла весна» |
Определять множество настроений. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.230 |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
29 |
Коллективная творческая работа |
Сочинение «Разговор кота с сосулькой». |
Умение создавать художественный образ. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.238 |
|
30 |
Откуда пошла Москва? |
Е.Осетров «Твой Кремль» |
Умение выражать личностную позицию. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.253 |
Ю.Долгорукий Житие. |
31 |
Моя Родина - Россия |
К.Д.Ушинский «Наше Отечество» |
Умение выражать личностную позицию. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла».С.259 |
|
32 |
Мой родной дом |
Е.Благинина «Посидим в тишине», стихи уральских поэтов. Город родной Челябинск |
Умение выражать личностную позицию. |
Слайды, фото |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
33 |
День Победы. День памяти. |
Р.Гамзатов «Журавли», А.Ахматова «Памятник» |
Торжественно-скорбное настроение. Умение выражать личностную позицию. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.269 |
|
34 |
Заключительное занятие Летний карнавал |
В.Даль «Война грибов и ягод» |
Импровизация сказки. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла».С.292 |
|