Тематическое планирование по курсу «Мир и человек» 4класс 2008/2009 учебный год
«Человек и природа» 34 часа
| 
 №  | 
 Дата  | 
 Тема урока  | 
 Обязательный минимум содержания образования  | 
 Требования к уровню подготовки обучающихся  | 
 
 РК  | 
 Православ.компонент  | 
 Инструмен- тарий  | 
 Интегра-ция 
  | 
|
| 
 
  | 
 
  | 
 Ч е л о в е к и е г о с т р о е н и е  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|||
| 
 1  | 
 
  | 
 Вводный урок. Как работать с учебником.  | 
 Предмет «Окружающий мир», его содержание. Алгоритм работы с учебником.  | 
 Иметь представление о предме-те и алгоритме его изучения.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 2  | 
 
  | 
 Как устроен организм человека.  | 
 Системы органов: опорно-двига-тельная система, органы пище-варения, выделения, дыхания, кровообращения, чувств, нервная система, кожа.  | 
 Уметь: распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником;Следить за осанкой и выполнять правила личной гигиены.  | 
 
  | 
 Человек создан по подобию Божию.  | 
 С.4 № 4-5.  | 
 ОПМ  | 
|
| 
 3  | 
 
  | 
 Кожа-«погра-ничник» орга-низма.  | 
 Понятия о клеточном строении кожи, функциях кожи, об обме-не веществ.  | 
 Знать: анатомо-физиологичес-кие понятия (строение, роль кожи, терморегуляция).  | 
 
  | 
 
  | 
 С.8 № 4-9 №1-2 (на выбор)  | 
 
  | 
|
| 
 4  | 
 
  | 
 Как человек двигается.  | 
 Понятия о строении и особенно-стях скелета человека: основ-ные группы мышц, их работа, свой-ства костей, суставы.  | 
 Знать: значение опорно-двига-тельного аппарата, влияние спорта на формирование осанки. Уметь: оказать первую помощь при травмах.  | 
 
  | 
 
  | 
 С.14 № 8-10, 12, 13.  | 
 
  | 
|
| 
 5  | 
 
  | 
 Путешествие бутерброда.  | 
 Пищеварительная система, питательные вещества.  | 
 Знать: об органах пищевари-тельной системы, о строении и роли органов пищеварения.  | 
 
  | 
 
  | 
 С.20  | 
 
  | 
|
| 
 6  | 
 
  | 
 Как удаляются ненужные ве-щества.  | 
 Способы удаления ненужных веществ из организма  | 
 Знать: о функциях органов выделения  | 
 
  | 
 
  | 
 С.22  | 
 
  | 
|
| 
 7  | 
 
  | 
 Для чего и как мы дышим.  | 
 Строение и функции органов дыхания, газообмен, дыхатель-ные движения.  | 
 Знать: об органах дыхательной системы, о гигиене органов дыхания.  | 
 Экология Челябин-й области.  | 
 
  | 
 С.25-26, № 6-8 (на выбор)  | 
 
  | 
|
| 
 8  | 
 
  | 
 Волшебная восьмёрка.  | 
 Кровеносная система – главный «транспорт» в организме. Работа тонометра.  | 
 Знать: о строении и работе сердца, большом и малом кру-гах кровообращения, о пользе физических упражнений для укрепления сердца.  | 
 
  | 
 
  | 
 С.30 № 3-6  | 
 
  | 
|
| 
 9  | 
 
  | 
 Что такое кровь?  | 
 Особенности и состав крови.  | 
 Знать: клеточный состав крови, взаимосвязь строения и функ-ций кровяных клеток.  | 
 
  | 
 
  | 
 С.33 Кровь - особая ткань организма.  | 
 
  | 
|
| 
 10-11  | 
 
  | 
 Почему наш ор ганизм работа-ет слаженно.  | 
 Строение и функции спинного и головного мозга, функции больших полушарий. Гормоны, их роль.  | 
 Знать: о строении спинного и головного мозга, о функциях нервной системы.  | 
 
  | 
 
  | 
 С.37, № 4-9 (2 на выбор)  | 
 
  | 
|
| 
 12  | 
 
  | 
 Окна в окру-жающий мир.  | 
 Строение и роль органов зрения.  | 
 Знать: о строении и роли орга- нов зрения, о их связи с нервной системой, о гигиене зрения, о профилактике близорукости.  | 
 
  | 
 
  | 
 С.41 № 5-9 на выбор.  | 
 
  | 
|
| 
 13  | 
 
  | 
 Многогранный мир чувств.  | 
 Органы чувств человека, их роль в жизни.  | 
 Знать:о строении органов слу-ха, обоняния, вкуса, осязания, их роли в жизни и охране.  | 
 
  | 
 
  | 
 С.45  | 
 
  | 
|
| 
 14  | 
 
  | 
 Родители и дети.  | 
 Развитие организма человека  | 
 Знать: о воспитании детей в семье.  | 
 Моя семья.  | 
 Заповедь о почитании родителей.  | 
 С.47  | 
 ОПМ. Послуша ние роди-телям.  | 
|
| 
 15  | 
 
  | 
 Отчего мы ино гда болеем.  | 
 Здоровый образ жизни.  | 
 Знать: о предупреждении инфекционных заболеваний.  | 
 
  | 
 Грех и покаяние.  | 
 С.53 №6-11 (на выбор)  | 
 
  | 
|
| 
 16  | 
 
  | 
 Наши предки – древесные жители?  | 
 Человек – создание Божие.  | 
 Знать: о версиях зарождения жизни, о предназначении человека на Земле.  | 
 
  | 
 Человек – подобие Божие.  | 
 С.57№5-7 (на выбор)  | 
 
  | 
|
| 
 17  | 
 
  | 
 На заре человечества.  | 
 История происхождения человека.  | 
 Знать: о создании человека, о культуре, семье, морали.  | 
 
  | 
 Заповеди Божии.  | 
 С.62№4-9 (на выбор)  | 
 
  | 
|
| 
 18  | 
 
  | 
 Итоговый урок по разделу. Проверочная работа.  | 
 Проверка знаний о строении человека, его закаливании, предназначении на Земле.  | 
 Знать: об органах человека, о роли их в жизни. Закаливание, методы профилактики заболеваний, забота о душе.  | 
 
  | 
 Молитва, послушание смирение.  | 
 Тетрадь 1 с.63  | 
 
  | 
|
| 
 Р у к о т в о р н а я п р и р о д а  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|||||
| 
 19  | 
 
  | 
 Рукотворная жизнь  | 
 Сорта растений, породы животных.  | 
 Знать: о выведении новых пород животных и сортов растений.  | 
 Новые сор-та растений и породы животных в Чел. обл.  | 
 
  | 
 С.4  | 
 
  | 
|
| 
 20  | 
 
  | 
 На службе у человека.  | 
 Увеличение урожая в земледелии и продукции животноводства.  | 
 Знать: о проблемах сельского хозяйства, о способах увеличения количества продукции.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 21  | 
 
  | 
 Покорение силы.  | 
 Знакомство с рычагом, колесом, воротом, наклонной плоскостью и т. д.  | 
 Знать: понятия рычага, наклонной плоскости, колеса, способы их использования.  | 
 
  | 
 
  | 
 С.13 № 2-4,6,7  | 
 
  | 
|
| 
 22  | 
 
  | 
 Как человек использует свойства воды.  | 
 Свойства воды, их использова-ние.  | 
 Знать: о выталкивающей силе воды, о свойствах воды: несжи- маемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, о воде как растворителе  | 
 Загрязне-ние вод в области, мероприя-тия по её очистке.  | 
 
  | 
 С.19  | 
 
  | 
|
| 
 23  | 
 
  | 
 Как человек использует свойства воздуха  | 
 Свойства воздуха и их использование.  | 
 Знать: способы использования свойств воздуха  | 
 Загрязне-ние воздуха в Чел-ске. Меры борьбы.  | 
 
  | 
 С.23№ 3,2.  | 
 
  | 
|
| 
 24  | 
 
  | 
 Горные породы и минералы.  | 
 Полезные ископаемые, их свойства, использование.  | 
 Знать: свойства горных пород и их использование людьми.  | 
 Полезные ископае-мые Челяб. области..  | 
 
  | 
 С.28  | 
 Произведе-ния.П.Ба-жова (лит. чтение).  | 
|
| 
 25  | 
 
  | 
 Металлы.  | 
 Свойства металлов: прочность и твёрдость.  | 
 Знать: понятие о металлах и их свойствах.  | 
 Способы добычи металлов в Чел. обл.  | 
 
  | 
 С.34 №3-9 (на выбор)  | 
 
  | 
|
| 
 26  | 
 
  | 
 Приручение огня.  | 
 Значение разных видов топлива в жизни человека.  | 
 Знать: о ископаемом топливе и его роли в жизни людей.  | 
 
  | 
 
  | 
 С.38  | 
 
  | 
|
| 
 27  | 
 
  | 
 Как нам жить?  | 
 Взаимное существование человека и природы.  | 
 Уметь: находить противоречия между хозяйственной деятельно стью человека и природой, предлагать способы их устране-ния. Экологический тип хозяй-ства.  | 
 Экология Челяб-ской области.  | 
 Заповеди Божии..  | 
 
  | 
 ОПМ  | 
|
| 
 28  | 
 
  | 
 Учимся ре-шать жизнен-ные задачи.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 29  | 
 
  | 
 Повторение. Природа, ве-щества, явле-ния.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 С.54  | 
 
  | 
|
| 
 30  | 
 
  | 
 Земля – пла-нета жизни.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 С.59  | 
 
  | 
|
| 
 31  | 
 
  | 
 Растения и животные.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 32  | 
 
  | 
 Природные зоны. Экосистемы  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 33  | 
 
  | 
 Проверочная работа.  | 
 Проверка знаний.  | 
 Знать: о рукотворной природе, о разумном отношении человека к окружающему миру.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 34  | 
 
  | 
 Защита проектов.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|