Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс 2008/2009 учебный год
34 недели по 3 ч, всего 102 ч
№ |
Дата |
Тема урока |
Обязательный минимум содержания образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
РК |
Православ-й компонент |
Интеграция |
||||||
1 |
|
Вводный урок. Мы – россияне. Знакомство с учебником. «Пролог» |
Знакомство с учебни-ком. Пролог. |
Знать: что такое пролог. Уметь: рассуждать, обобщать, делать выводы. |
|
Высказывания св. Савватия о книжном писа-нии (уч4 кл.с4) |
ОПМ |
||||||
|
|
Л ю б и м ы е к н и г и |
|||||||||||
2 |
|
Г. Сапгир. «Сегодня, завтра и вчера». |
Выступления: «Мой любимый рассказ». |
Знать: отличия рассказа и повести. Уметь: выразительно читать стихи. |
|
|
|
||||||
3 |
|
Е. Велтистов. «Приклю-чения Электроника». |
Знакомство с фанта-стической повестью. |
Знать: признаки повести. Уметь: находить сходства и разли-чия сказочной и фантастической повести. |
Достиж-ия кибернетики. Город будущего. |
|
|
||||||
4 |
|
Ю. Мориц. «Баллада о фокусах шоколада». |
Знакомство с балладой. |
Знать: значение термина «балла-да» и что такое несоответствие. |
|
|
|
||||||
5 |
|
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1. |
Автобиография люби-мого литературного героя по плану. |
Уметь: сравнивать повесть-сказку и фантастическую сказку. |
|
|
|
||||||
6 |
|
Вн. чт. Книги о ребятах-сверстниках. |
Беседа о книгах, прочитанных летом |
Уметь: представить книгу, автора книги, любимых героев. |
|
|
|
||||||
7 |
|
Р.р. Что такое детская литература? Сочин-е о любимом писателе. |
Писатели, темы детской литературы |
Уметь: писать сочинение по самостоятельно составленному плану. |
|
|
|
||||||
У и с т о к о в р у с с к о й л и т е р а т у р ы |
|||||||||||||
8 |
|
У истоков русской дет-ской литературы. Лето-пись и летописцы. |
Летописи и летописцы--монахи. |
Знать: кто такие летописцы, что такое летопись. |
|
«Кладезь мудрости». М., 2006 г. |
ОПМ |
||||||
9 |
|
«Повесть временных лет». «Расселение славян». |
Летописец, признаки летописи. |
Знать: признаки летописи. |
|
|
ОПМ |
||||||
10 |
|
Славяне и их просвети-тели. Изобретение сла-вянской азбуки. |
Кирилл и Мефодий. Буквы славянской азбуки.
|
Знать: 24 мая – День славянской письменности. |
|
Просветители Слав-ой зем-ли. «Кл. м.» |
ОПМ |
||||||
11 |
|
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. |
Мифы, сказки, леген-ды, пословицы, загадки. |
Знать: И.Бунин. «Слово». Уметь: находить отличительные признаки произведений. |
|
О князе Яр. Мудром. «Кл. м.». С.155. |
ОПМ |
||||||
12 |
|
«Поучение» Владимира Мономаха. |
Отличительные при-знаки поучения и рассказа. |
Уметь: находить отличительные признаки поучения и светского рассказа. |
|
О Владимире Мономахе. |
ОПМ |
||||||
13 |
|
«О поселянине и медведице. «Путешествие первое». |
Путешествие I. XVII в. Справщик Савватий – первый детский поэт. |
Знать: о поэте Савватии и его произведениях Уметь: читать и дословно пере-водить. |
|
Иеромонах Савватий (Терентий Васильев) |
ОПМ |
||||||
14
|
|
«Азбуковное чтение». «Рифмологион». «Вер-тоград многоцв-ный». |
Стихи С. Полоцкого и Кариона Истомина. |
Уметь: читать наизусть стихи |
|
«Кладезь мудрости». С.58 |
|
||||||
15 |
|
Обобщение по разделу. Проверочная работа №2. |
Литература XI-XVII веков. |
Знатьь: об истоках детской лите-ратуры. |
|
|
|
||||||
16 |
|
Вн. чт. Книги о книгах. |
История мирового книгопечатания, исто-рия появления книги. |
Знать: об истории появления книги. |
|
«Кладезь мудрости». С.59 |
|
||||||
17 |
|
Путешествие II. «Слово о полку Игореве». |
Путешествие второе. Конец XVIII в. Усадьба Аксаковых. |
Уметь: объяснять слова. Об авто-биографическом произведении. |
|
|
ОПМ |
||||||
18 |
|
С. Аксаков. «Детские годы Багрова –внука». |
Автобиографическая повесть. |
Знать: признаки автобиографиичес-кой повести. |
|
|
|
||||||
19 |
|
А. Болотов. «Жизнь и приключения Андрея Болотова». |
История возникнове-ния автобиографичес-ких книг. |
Знать: понятие об автобиографи-ческой книге, о мемуарах. |
|
|
|
||||||
20 |
|
Статьи Н. Новикова из ж. «Детское чтение для сердца и разума». |
Решение логических задач «Развивающий канон». |
Уметь: передавать чтением назида-тельность и поучительность статьи. |
|
«Кладезь мудрости». С.48 |
|
||||||
21 |
|
Р.р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. |
Нравоучительная статья. |
Уметь: писать нравоучительную статью. |
|
|
|
||||||
22 |
|
Детские стихи А.Шиш-кова. «Можно испра-виться, когда твёрдо того захочешь». |
Песенки, басни, стихи А.Шишкова. |
Уметь: наизусть рассказывать поэти-ческий текст. |
|
«Кладезь мудрости». С.98 |
ОПМ |
||||||
23 |
|
Обобщение.Зарождение, становление и развитие дет. литературы. Пров-я работа №3. |
Зарождение, становле-ние развитие детской литературы. |
Знать: о детской литературе XI -XVIII веков.. |
|
|
|
||||||
24 |
|
Вн. чт. «Азъ есмь Суворов».. |
Автобиографическая книга. |
Знать: о роли А. В. Суворова в истории русского государства. |
|
|
ОПМ |
||||||
25 |
|
Сочинение |
Цитата, жанр сочинения. |
Уметь: выражать письменно свои мысли. |
|
|
|
||||||
|
|
XIX в е к. П у т е ш е с т в и е п р о д о л ж а е т с я ... |
|||||||||||
26 |
|
Путешествие III. Москва начала XIX века. И.Кры-лов. «Слон и Моська». |
Литература начала XIX века. |
|
Знать: признаки басни. Уметь: читать басню наизусть. |
Творч-во Крылова |
|
|
|||||
27 |
|
И.А.Крылов. «Квартет». |
Басни И. А. Крылова. |
Знать: о баснях И. А. Крылова. |
|
|
|
||||||
28 |
|
Обобщение. Басни И.А.Крылова. |
Викторина, инсцениро- рование басен И.А.Крылова. |
Уметь: читать басни И. А. Крылова наизусть. |
|
«Кладезь мудрости». |
|
||||||
29 |
|
Путешествие IV. 1828год. Первая русская литературная сказка. |
Первая литературная сказка. |
Знать: о первой литературной сказке. Уметь: рассуждать, делать выводы. |
|
|
|
||||||
30. |
|
А.Погорельский. «Чёрная курица». |
Сказка А. Погорельского «Чёрная курица…» |
Знать: о признаках литературной сказки. Уметь: работать со словарём, владеть подробным пересказом. |
|
|
|
||||||
31 |
|
Путешествие V. Лето 1831 года. Как писать для детей? |
Царское село. В. А. Жуковский, А. С. Пуш-кин |
Знать: о творчестве и о произве-дениях В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. |
Библ-тека им.Пушкина. |
|
ОПМ |
||||||
32 |
|
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». |
Сказки А. С. Пушкина. |
Знать: о создании А. С. Пушкиным своих сказок. |
|
|
|
||||||
33 |
|
Вн. чт. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде». |
Стихотворная сказка. |
Знать: признаки сказки, написан-ной в стихотворной форме. |
|
|
|
||||||
34 |
|
В. А. Жуковский. «Спящая царевна». |
Сказки В. А. Жуков-ского, братьев Гримм. |
Уметь: рассуждать по содержанию сказки, делать выводы.
|
|
|
|
||||||
35 |
|
Обобщение по литера-турным сказкам. |
Литературные сказки. |
Знать: о литературных сказках, поэтическом авторском языке, о ритме и рифме |
|
. |
|
||||||
36 |
|
В. Даль. «Война грибов с ягодами». «Кузовок». |
Обработка народной сказки. Русский фоль-клор. |
Знать: особенности текста сказки, идеи. |
|
|
|
||||||
37 |
|
Р.р. Сочинение (обра-ботка народной сказки). |
Обработка народной сказки. |
Уметь: подбирать по смыслу и содержанию сказки пословицы, сравнения, находить возможности рифмовки. |
|
|
|
||||||
38 |
|
А. Ишимова. «Славяне». |
Пересказ А. О. Ишимо-вой летописей, трудов историка Карамзина. |
Знать: историю предков. |
|
|
ОПМ |
||||||
39 |
|
Обобщение. Проверочная работа №4. |
Рассказ о развитии детской литературы, о писателях. |
Уметь: рассказать о писателе по плану. |
|
|
|
||||||
40 |
|
Вн. чт. Книги о род-ном городе. |
Книги о родном горо-де, его прошлом и настоящем. |
Уметь: рассказывать о своём городе. |
История г.Челябин-ска |
|
|
||||||
41 |
|
Путешествие VI. Мир природы на страницах книг. |
Произведения о приро-де. |
Знать: писателей и поэтов, посвя-тивших свои произведения описа-нию природы. |
|
|
|
||||||
42-43 |
|
С. Аксаков. «Детские годы Багрова - внука» |
Описание природы. |
Уметь: рассказывать отрывок о весне наизусть. |
|
|
|
||||||
44 |
|
Стихи А. К. Толстого и А. Плещеева о. весне. |
Стихи о весне. |
Уметь: описывать природу, читать выразительно стихи. |
|
|
|
||||||
45 |
|
Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. |
Стихи о природе. |
Знать: о стихах, о поэтах. Уметь: анализировать стихи. |
Природа Чел. обл. в стихах.. |
|
|
||||||
46 |
|
Н. А. Некрасов «Дедуш-ка Мазай и зайцы». |
Цитатная характерис-тика героя. |
Уметь: читать наизусть отрывок из стихотворения. |
|
|
|
||||||
47 |
|
Путешествие VII. Школа в Ясной Поляне. |
О Л. Н. Толстом и яснополянской школе. |
Уметь: рассказывать о школе по плану. |
|
|
|
||||||
48 |
|
Л. Н.Толстой. «Два брата». |
Сказка «Два брата». |
Знать: о творчестве Л.Н.Толстого. |
|
|
|
||||||
49 |
|
Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве» |
Текст-описание. |
Уметь: составлять научные тексты на основе описания и рассказа. |
|
|
|
||||||
50 |
|
Практикум «Учусь чи-тать художественную прозу». |
Л. Н. Толстой. «Косточка». |
Уметь: читать художественный текст и проводить самооценку. |
|
|
|
||||||
51 |
|
К. Д. Ушинский. «Столи-ца и губернский город» |
Авторский текст. |
Уметь: рассуждать, отвечать на вопросы, делать выводы. |
|
|
ОПМ |
||||||
52 |
|
К. Д. Ушинский. «Дерев-ня и уездный город». «Просёлочная дорога». |
Авторский текст. |
Уметь: составлять план пересказа. |
|
|
|
||||||
53 |
|
Р.р.Сочинение :путевой очерк. |
Сочинение: путевой очерк. |
Уметь: писать сочинение-очерк. |
|
|
|
||||||
54 |
|
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». |
Творчество К. Д. Ушинского. |
Уметь: сравнивать понятия в произведениях К.Д.Ушинского и В.И.Даля. |
Моя губерния. |
«Кладезь мудрости» |
|
||||||
55 |
|
К. Д. Ушинский. «Жало-бы зайки». Р.р. Сочинение – подра-жание К. Д. Ушинскому. |
Художественный и научный язык произведения. |
Уметь: передавать свои мысли письменно. |
|
|
|
||||||
56 |
|
А. И. Куприн. «Слон». |
Творчество А. И. Куп-рина. Рассказы о животных. |
Уметь: домысливать содержание текста. Развивать творческие способности. |
Животный мир Чел. обл. |
|
|
||||||
57 |
|
Обобщение. Проверочная работа №5. |
Книги о мире природы. |
Знать: произведения о природе и об их творцах |
|
|
|
||||||
58 |
|
Вн. чт. Мир детства в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». |
Творчество А. П. Чехова. |
Знать: о произведениях А. П. Чехова. |
|
|
|
||||||
|
|
В е к XX. Н о в ы е в с т р е ч и с о с т а р ы м и д р у з ь я м и. |
|||||||||||
59 |
|
Путешествие VIII. Загадка Л. Чарской. |
Текст «Записки ма- ленькой гимназистки». |
Уметь: составлять биографию. |
Библ-теки Челябинск |
а
|
|
||||||
60 |
|
Вн. чт. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX в.в.. |
Книги Л. Чарской, Л. Петрушевской, Е. Чеповецкого. |
Уметь: читать для себя вдумчиво, рассуждать, делать выводы, пересказывать. |
|
Православная литература для детей. |
|
||||||
61 |
|
Путешествие IX. Петроград. 1923год. |
Произведения С. Я. Маршака, Б. С. Житкова |
Развивать творческие способности. |
|
|
|
||||||
62 |
|
Б. Житков. «Николай Исаич Пушкин». |
Произведение Б. С. Житкова. |
Уметь: пересказывать текст. |
|
|
|
||||||
63 |
|
К. И. Чуковский. «Телефон». |
Произведение К. И. Чуковского. |
Уметь: рассуждать, делать выводы, кратко пересказывать. |
|
|
|
||||||
64 |
|
«Обериуты». Стихи Д. Хармса. |
Словесная игра. |
Развивать творческие способности. |
|
|
|
||||||
65 |
|
Стихи Ю. Владимирова, А. Введенского. |
Стихи |
Знать: о творчестве поэтов. Уметь: читать стихи наизусть. |
|
|
|
||||||
66 |
|
Вн. чт. Православные писатели – детям. |
Произведения И.Шме-лёва, Н Сухининой, Б Ганаго и др. |
Уметь: анализировать произведения. |
|
|
ОПМ |
||||||
67
|
|
Путешествие X. «Вокруг Маршака». |
Творчество С. Я. Маршака. |
Знать: о творчестве С.Я.Маршака. |
|
|
|
||||||
68 |
|
Вн. чт. Современные детские журналы. |
Современные детские журналы. |
Уметь: рассказывать о современных детских журналах. |
|
Православ-й журнал для детей. |
ОПМ. |
||||||
69-70 |
|
Е. Шварц. «Два брата». |
Сказки Е. Шварца. |
Уметь: словесно рисовать два мира. |
|
|
|
||||||
71 |
|
Галанов. «Книжка про книжки». «Пишу на ту же тему по- -своему». |
Научно-популярный текст. |
Уметь: рассуждать, делать выводы, пересказывать. |
|
|
|
||||||
72 |
|
А. Н. Толстой. «Фофка». |
Сказки. |
Уметь: составлять рассказ о герое. Развивать творческие способности. |
|
|
|
||||||
73 |
|
А. Н. Толстой. «Кот – сметанный рот». |
Сказки А.Н.Толстого. |
Уметь: рассказывать сказки. Развивать творческие способности. |
|
|
|
||||||
74 |
|
М. М. Пришвин. «Изобретатель». |
М..М. Пришвин – «птичник». Рассказ, очерк. |
Уметь: различать рассказ, очерк. |
|
|
|
||||||
75 |
|
С. Я. Маршак. «Сила жизни». |
С. Я. Маршак о М. М. Пришвине. |
Уметь: находить доказательства-тезисы в тексте. |
|
|
|
||||||
76 |
|
С.Я.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. |
Творчество С.Я.Мар-шака. |
Знать: о творчестве С. Я. Маршака. Развивать творческие способности. |
|
«Кладезь мудрости» |
|
||||||
77 |
|
Обобщение. Проверочная работа № 6. |
Мнение читателя о сказках Р.Киплинга , С.Маршака. |
Развивать творческие способности. |
|
|
|
||||||
78 |
|
Вн. чт. «Творцы книг». |
Рассказы о писателях и художниках-иллюстраторах. |
Знать: соавторов книг. Уметь: рассказывать о писателях и художниках. |
Библ-ка гимназии. |
|
ОПМ |
||||||
79 |
|
Путешествие XI. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. |
Творчество В. Маяковского, А. Барто. |
Знать: о поэтах. Уметь: читать стихи наизусть. |
|
|
|
||||||
80-81 |
|
Ю. Олеша. «Кукла с хорошим аппетитом». |
Сказка Ю. Олеши «Три Толстяка». |
Уметь: составлять характеристику героев сказки. |
|
|
|
||||||
82 |
|
Б. Галанов. «Как най-ти город Трёх Тол-стяков?». |
Практикум «Учусь ра-ботатьс научно-попу-лярнымм текстом». |
Уметь: работать с научно-популяр-ным текстом. |
|
|
|
||||||
83 |
|
Путешествие XII. Р. Фраерман. «Гайдар и дети». |
О творчестве А. П. Гайдара. |
Знать: о творчестве А.Гайдара. Уметь: подбирать книги для самостоятельного чтения. |
|
|
|
||||||
84 |
|
А. Гайдар. «Тимур и его команда» |
Коллективный рассказ: жизнь и творчество А. Гайдара. |
Развивать творческие способности. |
|
|
|
||||||
85 |
|
Путешествие XIII. Смешные книжки. Н. Носов. «Федина задача». |
Мягкая сатира. |
Знать: о творчестве Н. Носова. |
|
|
|
||||||
86 |
|
В. Драгунский. «Что любит Мишка». |
Творчество В. Драгунского. |
Уметь: рассказывать о себе «А что люблю я». |
|
|
|
||||||
87 |
|
Вн. чт. Юмористи-тические рассказы В. Драгунского, Ю.Сот- ника, Н. Носова. |
Юмористические рассказы. |
Уметь: подбирать книги для самостоятельного чтения. |
|
|
|
||||||
88 |
|
Стихи А. Барто. Сатира или юмор? |
Творчество А.Барто. |
Уметь: сравнивать произведения, делать выводы. |
|
|
|
||||||
89 |
|
Вн. чт. «Не про меня ли это?». |
Весёлые произведения В.Голявкина, И.Пивова -варовой, О.Кургузова. |
Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отно-шение к книгам. |
|
«Кладезь мудрости». |
|
||||||
90 |
|
Путешествие XIV. «Книжкины именины». Стихи Е. Благи-ниной, Б. Заходера, Ю. Коринца. |
Стихи. |
Уметь: читать стихи и понимать их. |
|
|
|
||||||
91-92 |
|
Стихи И. Токмаковой, Г.Сапгира, Э. Мошко-вской, Э. Успенского, С.Чёрного,В.Долиной |
Игры со стихами. |
Уметь: читать стихи наизусть. Развивать творческие способности. |
|
|
|
||||||
93 |
|
Миниатюры ГЦыферова. Стихи Н. Матвеевой. |
Импровизация. |
Уметь: сочинять стихи. Развивать творческие способности. |
|
|
|
||||||
94. |
|
Вн. чт.. Любимые стихи. |
Инсценировка. |
Развивать творческие способности. |
Стихи урал. поэт. |
|
|
||||||
95 |
|
Практикум. Учусь читать лирический текст |
Лирический текст. |
Уметь: читать и понимать лирику. |
|
|
|
||||||
96 |
|
Обобщение. Пров-ая работа № 7. |
Становление, развитие детской литературы |
Знать: о детской литературе и её представителях. |
|
|
|
||||||
97-98 |
|
С. Козлов. «Снежный цветок». |
Пьеса-сказка. |
Уметь: читать сказку по ролям. |
|
|
|
||||||
99 |
|
Путешествие XV. Совсем молодые детские писатели. К. Драгунская. «Крайний случай». «Ерунда на постном масле». |
Рассказы К. Драгунской. |
Уметь: отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы. |
|
|
|
||||||
100 |
|
Интервью с Т.Собаки-ным..«Цвет ветра». «Са-мо лёт». «До будущего лета». |
Детские размышления о творчестве К. Драгунской. |
Развивать творческие способности. |
|
|
|
||||||
101 |
|
Обобщение. Проверочная работа № 8. |
Интервью у писателя |
Уметь: составлять вопросы для интервью. |
|
|
|
||||||
102 |
|
Вн. чт. «О чём можно, о чём хочется читать». Эпилог. Письмо к чита-телям. |
Урок-отчёт. |
Знать: о становлении, развитии детской литературы. Обсуждение списка литературы для летнего чтения. |
|
|
|
||||||
Темы уроков внеклассного чтения
1. Книги о ребятах-сверстниках, прочитанные летом.
2. Книги о книгах. История мирового книгопечатания, история появления книги.
3. «Азъ есмь Суворов». Автобиографическая книга.
4. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде»
5. Книги о родном городе, его прошлом и настоящем.
6. Мир детства в рассказе А. П .Чехова «Мальчики».
7. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX веков. Книги Л Чарской, Л. Петрушевской, Е. Чеповецкого.
8. Православные писатели - детям.
9. Современные детские журналы (в том числе православные).
10. «Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах
11. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника, Н. Носова.
12. «Не про меня ли это?» Весёлые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой, О. Кургузова и др.
13. Любимые стихи.
14. «О чём можно, о чём хочется читать».