Тематическое  планирование  по  литературному  чтению         4 класс  2008/2009  учебный  год

34 недели  по 3 ч,  всего  102 ч

 

 

Дата

       Тема  урока

        Обязательный   минимум  содержания

         образования               

 Требования к уровню  подготовки

                обучающихся   

    РК

Православ-й

   компонент        

Интеграция

1

 

Вводный  урок.  Мы – россияне.  Знакомство  с  учебником. «Пролог»

Знакомство  с  учебни-ком.  Пролог.

Знать:  что  такое  пролог.

Уметь:  рассуждать,  обобщать,  делать  выводы.

 

Высказывания св. Савватия о книжном писа-нии (уч4 кл.с4)

ОПМ

 

 

                                        Л ю б и м ы е       к н и г и  

2

 

Г. Сапгир.  «Сегодня,  завтра  и  вчера».

Выступления:  «Мой   любимый  рассказ».

Знать: отличия  рассказа и повести.

Уметь: выразительно  читать  стихи.

 

 

 

3

 

Е. Велтистов. «Приклю-чения  Электроника».

Знакомство  с  фанта-стической  повестью.

Знать:  признаки  повести.

Уметь: находить сходства и  разли-чия  сказочной и фантастической  повести.

Достиж-ия кибернетики. Город будущего.

 

 

4

 

Ю. Мориц.  «Баллада  о  фокусах  шоколада».

Знакомство с балладой.

Знать:  значение  термина  «балла-да»  и  что  такое  несоответствие.

 

 

 

5

 

Обобщающий  урок  по  разделу. Проверочная  работа №1.

Автобиография  люби-мого  литературного  героя  по  плану.

Уметь:  сравнивать  повесть-сказку  и  фантастическую  сказку.

 

 

 

6

 

Вн.  чт.  Книги  о  ребятах-сверстниках.

Беседа  о  книгах, прочитанных  летом

Уметь:  представить  книгу,  автора  книги,  любимых  героев.

 

 

 

7

 

Р.р. Что  такое  детская  литература? Сочин-е  о  любимом  писателе.

Писатели,  темы  детской  литературы

Уметь:  писать  сочинение  по самостоятельно  составленному  плану.

 

 

 

                                                    У  и с т о к о в    р у с с к о й        л и т е р а т у р ы

8

 

У истоков русской  дет-ской  литературы. Лето-пись  и   летописцы.

Летописи  и  летописцы--монахи.

Знать:  кто  такие  летописцы,  что  такое  летопись.

 

«Кладезь  мудрости».  М.,  2006 г.

ОПМ

 

9

 

«Повесть временных лет».  «Расселение  славян».

Летописец,  признаки  летописи.

Знать:  признаки  летописи.

 

 

ОПМ

10

 

Славяне и  их  просвети-тели.  Изобретение  сла-вянской  азбуки.

Кирилл  и  Мефодий.  Буквы  славянской  азбуки.

 

Знать:  24  мая – День  славянской письменности.

 

Просветители Слав-ой  зем-ли. «Кл. м.» 

ОПМ

11

 

«Похвала  книгам»  Ярослава  Мудрого.

Мифы,  сказки,   леген-ды, пословицы,  загадки.

Знать:  И.Бунин.  «Слово».

Уметь:  находить  отличительные признаки  произведений.

 

О  князе Яр. Мудром. «Кл. м.». С.155.

ОПМ

12

 

«Поучение»  Владимира Мономаха.

Отличительные  при-знаки  поучения  и  рассказа.

Уметь:  находить  отличительные признаки  поучения  и  светского  рассказа.

 

О  Владимире  Мономахе.

ОПМ

13

 

«О  поселянине  и  медведице. «Путешествие первое».

Путешествие I. XVII в. Справщик  Савватий – первый  детский  поэт.

Знать:  о  поэте  Савватии  и  его произведениях

Уметь:  читать  и  дословно  пере-водить.

 

Иеромонах  Савватий  (Терентий  Васильев)

ОПМ

14

 

 

 

«Азбуковное  чтение».  «Рифмологион».  «Вер-тоград  многоцв-ный».

 Стихи  С. Полоцкого  и  Кариона Истомина.

Уметь:  читать  наизусть  стихи

 

«Кладезь  мудрости».

С.58

 

15

 

Обобщение  по  разделу. Проверочная  работа №2.

Литература  XI-XVII  веков.

Знатьь:  об  истоках  детской  лите-ратуры.

 

 

 

16

 

Вн. чт.  Книги  о  книгах.

История  мирового книгопечатания,  исто-рия  появления  книги.

Знать:  об  истории  появления  книги.

 

«Кладезь  мудрости».

С.59

 

17

 

Путешествие  II.  «Слово  о  полку Игореве».

Путешествие  второе.  Конец  XVIII в. Усадьба  Аксаковых.

Уметь:  объяснять  слова.  Об  авто-биографическом  произведении.

 

 

ОПМ

18

 

С. Аксаков.  «Детские  годы  Багрова –внука».

Автобиографическая  повесть.

Знать:  признаки  автобиографиичес-кой  повести.

 

 

 

19

 

А. Болотов. «Жизнь  и  приключения  Андрея  Болотова».

История  возникнове-ния автобиографичес-ких  книг.

Знать:  понятие  об  автобиографи-ческой  книге,  о  мемуарах.

 

 

 

20

 

Статьи  Н. Новикова  из  ж. «Детское  чтение  для  сердца  и  разума».

Решение  логических  задач  «Развивающий  канон».

Уметь:  передавать  чтением  назида-тельность  и  поучительность  статьи.

 

«Кладезь  мудрости».

С.48

 

21

 

Р.р. Сочинение  в  стиле нравоучительной  статьи.

Нравоучительная  статья.

Уметь:  писать  нравоучительную  статью.

 

 

 

22

 

Детские стихи А.Шиш-кова.  «Можно испра-виться, когда твёрдо того захочешь».

Песенки,  басни,  стихи  А.Шишкова.

Уметь: наизусть рассказывать поэти-ческий  текст.

 

«Кладезь  мудрости».

С.98

ОПМ

23

 

Обобщение.Зарождение, становление и развитие дет.  литературы.

Пров-я  работа №3.

Зарождение,  становле-ние  развитие  детской  литературы.

Знать:  о  детской  литературе  XI -XVIII  веков..

 

 

 

24

 

Вн.  чт.  «Азъ  есмь  Суворов»..

Автобиографическая  книга.

Знать:  о  роли  А. В. Суворова  в  истории  русского  государства.

 

 

ОПМ

25

 

Сочинение

Цитата,  жанр  сочинения.

Уметь:  выражать  письменно  свои мысли.

 

 

 

 

 

                     XIX  в е к.      П у т е ш е с т в и е       п р о д о л  ж а е т с я ...

26

 

Путешествие  III.  Москва  начала XIX века. И.Кры-лов. «Слон и Моська».

Литература  начала  XIX века.

 

Знать:  признаки  басни.

Уметь:  читать  басню  наизусть.

Творч-во Крылова

 

 

27

 

И.А.Крылов.  «Квартет».

Басни  И. А. Крылова.

Знать:  о  баснях  И. А. Крылова.

 

 

 

28

 

Обобщение.  Басни И.А.Крылова.

Викторина, инсцениро- рование  басен И.А.Крылова.

Уметь:  читать  басни  И. А. Крылова наизусть.

 

«Кладезь  мудрости».

 

29

 

Путешествие  IV.  1828год.

Первая  русская   литературная  сказка.

Первая   литературная  сказка.

Знать:  о  первой  литературной  сказке.

Уметь:  рассуждать,  делать  выводы.

 

 

 

30.

 

А.Погорельский.  «Чёрная курица».

Сказка  А. Погорельского  «Чёрная  курица…»

Знать:  о  признаках  литературной  сказки.

Уметь:  работать  со  словарём,  владеть  подробным  пересказом.

 

 

 

31

 

Путешествие  V.  Лето  1831  года.  Как  писать  для  детей?

Царское  село.  В. А. Жуковский, А. С. Пуш-кин

Знать:  о  творчестве  и  о  произве-дениях  В. А. Жуковского,  А. С. Пушкина.

Библ-тека

им.Пушкина.

 

ОПМ

32

 

А. С. Пушкин.  «Сказка  о  царе  Салтане».

Сказки А. С. Пушкина.

Знать:  о  создании  А. С. Пушкиным  своих  сказок.

 

 

 

33

 

Вн.  чт.  А. С. Пушкин.  «Сказка  о  попе  и  работнике  его  Балде».

Стихотворная  сказка.

Знать:  признаки  сказки,  написан-ной  в  стихотворной  форме.

 

 

 

34

 

В. А. Жуковский.  «Спящая  царевна».

Сказки  В. А. Жуков-ского,  братьев  Гримм.

Уметь:  рассуждать  по  содержанию  сказки,  делать  выводы.

 

 

 

 

35

 

Обобщение по литера-турным  сказкам.

Литературные  сказки.

Знать:  о  литературных  сказках, поэтическом  авторском  языке,  о  ритме  и  рифме

 

.

 

36

 

В. Даль.  «Война  грибов  с  ягодами».  «Кузовок».

Обработка народной  сказки. Русский фоль-клор.

Знать:  особенности  текста  сказки,  идеи.

 

 

 

37

 

Р.р. Сочинение (обра-ботка  народной  сказки).

Обработка  народной  сказки.

Уметь:  подбирать  по  смыслу  и  содержанию  сказки  пословицы,  сравнения,  находить  возможности  рифмовки.

 

 

 

38

 

А. Ишимова.  «Славяне».

Пересказ А. О. Ишимо-вой  летописей,  трудов  историка  Карамзина.

Знать:  историю  предков.

 

 

ОПМ

39

 

Обобщение.

Проверочная  работа №4.

Рассказ  о  развитии  детской  литературы, 

о  писателях.

Уметь:  рассказать  о  писателе  по  плану.

 

 

 

40

 

Вн.  чт.  Книги  о  род-ном  городе.

Книги  о родном  горо-де,  его  прошлом  и  настоящем.

Уметь: рассказывать о своём городе.

История г.Челябин-ска

 

 

41

 

Путешествие  VI.  Мир  природы  на  страницах  книг.

Произведения о приро-де.

Знать:  писателей  и  поэтов, посвя-тивших  свои  произведения  описа-нию  природы.

 

 

 

42-43

 

С. Аксаков.  «Детские  годы  Багрова - внука»

Описание  природы.

Уметь:  рассказывать  отрывок  о  весне  наизусть.

 

 

 

44

 

Стихи  А. К. Толстого  и  А. Плещеева  о. весне.

Стихи  о  весне.

Уметь:  описывать  природу,  читать выразительно  стихи.

 

 

 

45

 

Стихи   А. Майкова  и 

Ф. Тютчева  о  природе.

Стихи  о  природе.

Знать:  о  стихах,  о  поэтах.

Уметь: анализировать  стихи.

Природа Чел. обл.  в  стихах..

 

 

46

 

Н. А. Некрасов   «Дедуш-ка  Мазай  и  зайцы».

Цитатная  характерис-тика  героя.

Уметь:  читать  наизусть  отрывок  из  стихотворения.

 

 

 

47

 

Путешествие  VII.  Школа  в  Ясной  Поляне.

О  Л. Н. Толстом  и   яснополянской  школе.

Уметь:  рассказывать  о  школе  по  плану.

 

 

 

48

 

Л. Н.Толстой.  «Два брата».

Сказка  «Два  брата».

Знать:  о  творчестве  Л.Н.Толстого.

 

 

 

49

 

Л. Н. Толстой.  «Какая  бывает  роса  на  траве»

Текст-описание.

Уметь:  составлять  научные  тексты  на  основе  описания  и  рассказа.

 

 

 

50

 

Практикум   «Учусь  чи-тать художественную прозу».

Л. Н. Толстой.   «Косточка».

Уметь:  читать  художественный  текст  и  проводить  самооценку.

 

 

 

51

 

К. Д. Ушинский. «Столи-ца  и  губернский  город»

Авторский  текст.

Уметь: рассуждать,  отвечать  на  вопросы,  делать  выводы.

 

 

ОПМ

52

 

К. Д. Ушинский. «Дерев-ня  и  уездный город». «Просёлочная  дорога».

Авторский  текст.

Уметь:  составлять  план  пересказа.

 

 

 

53

 

Р.р.Сочинение :путевой  очерк.

Сочинение:  путевой  очерк.

Уметь:  писать  сочинение-очерк.

 

 

 

54

 

К. Д. Ушинский.  «Наше  Отечество».

Творчество  К. Д. Ушинского.

Уметь:  сравнивать  понятия  в  произведениях  К.Д.Ушинского  и  В.И.Даля.

Моя  губерния.

«Кладезь  мудрости»

 

55

 

К. Д. Ушинский.  «Жало-бы  зайки».

Р.р.  Сочинение – подра-жание  К. Д. Ушинскому.

Художественный  и  научный  язык  произведения.

Уметь:  передавать  свои  мысли  письменно.

 

 

 

56

 

А. И. Куприн.  «Слон».

Творчество  А. И. Куп-рина.  Рассказы  о животных.

Уметь:  домысливать  содержание  текста.  Развивать  творческие  способности.

Животный  мир Чел. обл.

 

 

57

 

Обобщение. 

Проверочная  работа №5.

Книги  о  мире  природы.

Знать:  произведения  о  природе  и  об  их творцах

 

 

 

58

 

Вн.  чт.  Мир  детства  в  рассказе  А. П. Чехова  «Мальчики».

Творчество

А. П. Чехова.

Знать:  о  произведениях  А. П. Чехова.

 

 

 

 

 

                          В е к  XX.     Н о в ы е     в с т р е ч и      с о      с т а р ы м и       д р у з ь я м и.

59

 

Путешествие  VIII.

Загадка   Л. Чарской.

Текст  «Записки  ма- ленькой  гимназистки».

Уметь:  составлять  биографию.

Библ-теки Челябинск

 

а

 

 

60

 

Вн. чт.  Мир  детства  на страницах  русской  классики XIX-XX в.в..

Книги  Л. Чарской, Л. Петрушевской,

Е. Чеповецкого.

Уметь:  читать  для  себя  вдумчиво, рассуждать,  делать  выводы,  пересказывать.

 

Православная литература  для  детей.

 

61

 

Путешествие  IX.

Петроград.  1923год.

Произведения 

С. Я. Маршака,

Б. С. Житкова

Развивать  творческие способности.

 

 

 

62

 

Б. Житков.  «Николай  Исаич  Пушкин».

Произведение 

Б. С. Житкова.

Уметь:  пересказывать  текст.

 

 

 

63

 

К. И. Чуковский.  «Телефон».

Произведение  К. И. Чуковского.

Уметь: рассуждать,  делать  выводы, кратко  пересказывать.

 

 

 

64

 

«Обериуты».  Стихи 

Д. Хармса.

Словесная  игра.

Развивать творческие способности.

 

 

 

65

 

Стихи Ю. Владимирова, А. Введенского.

Стихи

Знать:  о  творчестве  поэтов.

Уметь:  читать  стихи  наизусть.

 

 

 

66

 

Вн. чт.  Православные  писатели – детям.

Произведения  И.Шме-лёва, Н Сухининой,

Б Ганаго  и  др.

Уметь: анализировать произведения.

 

 

ОПМ

67

 

 

 

Путешествие  X.

«Вокруг  Маршака».

Творчество 

С. Я. Маршака.

Знать:  о  творчестве С.Я.Маршака.

 

 

 

68

 

Вн.  чт. Современные  детские  журналы.

Современные  детские  журналы.

Уметь:  рассказывать  о  современных детских  журналах.

 

Православ-й

журнал  для  детей.

ОПМ.

69-70

 

Е. Шварц. «Два брата».

Сказки  Е. Шварца.

Уметь:  словесно  рисовать  два  мира.

 

 

 

71

 

Галанов.  «Книжка  про книжки».  «Пишу  на  ту  же  тему  по-    -своему».

Научно-популярный  текст.

Уметь:  рассуждать,  делать выводы, пересказывать.

 

 

 

72

 

А. Н. Толстой.  «Фофка».

Сказки.

Уметь:  составлять  рассказ о  герое.

Развивать творческие способности.

 

 

 

73

 

А. Н. Толстой.  «Кот – сметанный рот».

Сказки  А.Н.Толстого.

Уметь:  рассказывать  сказки.

Развивать творческие  способности.

 

 

 

74

 

М. М. Пришвин.  «Изобретатель».

М..М. Пришвин – «птичник». Рассказ,  очерк.

Уметь:  различать  рассказ,  очерк.

 

 

 

75

 

С. Я. Маршак.  «Сила жизни».

С. Я. Маршак  о

М. М. Пришвине.

Уметь:  находить  доказательства-тезисы  в  тексте.

 

 

 

76

 

С.Я.Маршак – критик,  поэт,  переводчик,  редактор.

Творчество С.Я.Мар-шака.

Знать: о  творчестве  С. Я. Маршака.

Развивать творческие  способности.

 

«Кладезь  мудрости»

 

77

 

Обобщение.

Проверочная работа № 6.

Мнение читателя о  сказках  Р.Киплинга , С.Маршака.

Развивать творческие  способности.

 

 

 

78

 

Вн.  чт.  «Творцы  книг».

Рассказы  о  писателях  и  художниках-иллюстраторах.

Знать:  соавторов  книг.  

Уметь:  рассказывать  о  писателях  и  художниках.

Библ-ка гимназии.

 

ОПМ

79

 

Путешествие  XI. 1928 год. Литературный  утренник в  Сокольниках.

Творчество 

В. Маяковского, 

А. Барто.

Знать:  о  поэтах.

Уметь:  читать  стихи  наизусть.

 

 

 

80-81

 

Ю. Олеша.  «Кукла  с  хорошим аппетитом».

Сказка  Ю. Олеши  «Три  Толстяка».

Уметь:  составлять  характеристику  героев  сказки.

 

 

 

82

 

Б. Галанов. «Как  най-ти  город  Трёх  Тол-стяков?».

Практикум  «Учусь ра-ботатьс научно-попу-лярнымм  текстом».

Уметь:  работать с научно-популяр-ным текстом.

 

 

 

83

 

Путешествие  XII.

Р. Фраерман.  «Гайдар  и  дети».

О  творчестве  А. П. Гайдара.

Знать:  о  творчестве  А.Гайдара.

Уметь:  подбирать  книги  для  самостоятельного  чтения.

 

 

 

84

 

А. Гайдар.  «Тимур  и  его команда»

Коллективный рассказ: жизнь и творчество  А. Гайдара.

Развивать творческие  способности.

 

 

 

85

 

Путешествие  XIII.

Смешные  книжки.

Н. Носов.  «Федина  задача».

Мягкая  сатира.

Знать:  о  творчестве  Н. Носова.

 

 

 

86

 

В. Драгунский.  «Что  любит  Мишка».

Творчество 

В. Драгунского.

Уметь:  рассказывать  о  себе  «А  что  люблю  я».

 

 

 

87

 

Вн.  чт.  Юмористи-тические  рассказы  В. Драгунского, Ю.Сот-

ника,  Н. Носова.

Юмористические  рассказы.

Уметь:  подбирать  книги  для  самостоятельного  чтения.

 

 

 

88

 

Стихи  А. Барто.

Сатира  или  юмор?

Творчество  А.Барто.

Уметь:  сравнивать  произведения,  делать  выводы.

 

 

 

89

 

Вн.  чт.  «Не  про  меня  ли  это?».

Весёлые  произведения   В.Голявкина, И.Пивова -варовой, О.Кургузова.

Развивать творческие  способности.

Воспитывать  уважительное  отно-шение  к  книгам.

 

«Кладезь  мудрости».

 

90

 

Путешествие  XIV.

«Книжкины  именины».  Стихи  Е. Благи-ниной,  Б. Заходера, Ю. Коринца.

Стихи.

Уметь: читать стихи и понимать их.

 

 

 

91-92

 

Стихи И. Токмаковой, Г.Сапгира, Э. Мошко-вской,  Э. Успенского,  С.Чёрного,В.Долиной

Игры  со  стихами.

Уметь:  читать  стихи  наизусть.

Развивать  творческие  способности.

 

 

 

93

 

Миниатюры ГЦыферова.

Стихи  Н. Матвеевой.

Импровизация.

Уметь:  сочинять  стихи.

Развивать творческие  способности.

 

 

 

94.

 

Вн.  чт..  Любимые  стихи.

Инсценировка.

Развивать творческие  способности.

Стихи урал. поэт.

 

 

95

 

Практикум. Учусь читать лирический текст

Лирический  текст.

Уметь:  читать  и  понимать  лирику.

 

 

 

96

 

Обобщение.

Пров-ая работа № 7.

Становление,  развитие детской  литературы

Знать:  о  детской  литературе  и  её представителях.

 

 

 

97-98

 

С. Козлов.  «Снежный  цветок».

Пьеса-сказка.

Уметь:  читать  сказку  по  ролям.

 

 

 

99

 

Путешествие  XV. Совсем молодые детские  писатели.  К. Драгунская. «Крайний  случай». «Ерунда на постном масле».

Рассказы  К. Драгунской.

Уметь:  отвечать  на  вопросы,  рассуждать,  делать  выводы.

 

 

 

100

 

Интервью с Т.Собаки-ным..«Цвет ветра». «Са-мо лёт». «До будущего  лета».

Детские размышления  о  творчестве  К. Драгунской.

Развивать творческие  способности.

 

 

 

101

 

Обобщение.

Проверочная работа № 8.

Интервью у писателя

Уметь:  составлять  вопросы  для  интервью.

 

 

 

102

 

Вн. чт. «О чём можно,  о  чём  хочется  читать».  Эпилог. Письмо к  чита-телям.

Урок-отчёт.

Знать:  о  становлении,  развитии  детской  литературы.

Обсуждение  списка   литературы  для  летнего  чтения.

 

 

 

                           

 

                        Темы  уроков  внеклассного  чтения

 

  1.  Книги  о  ребятах-сверстниках,  прочитанные  летом.

  2.  Книги  о  книгах.  История  мирового  книгопечатания,  история  появления  книги.

  3.  «Азъ  есмь  Суворов».  Автобиографическая  книга.

  4.  А. С. Пушкин.  «Сказка  о  попе  и  работнике  его  Балде»

  5.  Книги  о  родном  городе,  его  прошлом  и  настоящем.

  6.  Мир  детства  в  рассказе  А. П .Чехова  «Мальчики».

  7.   Мир  детства  на  страницах  русской классики  XIX-XX  веков.  Книги  Л Чарской,  Л. Петрушевской,  Е. Чеповецкого.

  8.  Православные  писатели - детям.

  9.  Современные  детские  журналы  (в  том  числе  православные). 

10.  «Творцы  книг».  Рассказы  о  писателях,  о художниках-иллюстраторах 

11.  Юмористические  рассказы  В. Драгунского,  Ю. Сотника,  Н. Носова.

12.  «Не  про  меня  ли  это?»  Весёлые  произведения  В. Голявкина,  И. Пивоваровой,  О. Кургузова  и  др.

13.  Любимые  стихи.

14.  «О  чём  можно,  о  чём  хочется  читать».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top