Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2008г. № 04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год».
- Письмо Министерства образования и науки челябинской области от 27.06 о8 года № 07-3388 «Об организации учебного процесса в начальных классах в 2008-2009 учебном году».
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2006-2007 учебный год. Приказ Главного управления образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 года № 02-678 (1-4 классы);
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО ЧИППКРО от 23 июля 2007 года «391 «Об организации учебного процесса в начальной школе в 2007-2008 учебном году».
- Учебный план.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М., «Просвещение» 2001 г.
Календарно-тематическое планирование соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования и рассчитано на 102 часа за год, по 3 часа в неделю.
Учебник: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. «В океане света» (в двух частях). М., Баласс, 2006г.
Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света», 4 класс. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. М., Баласс, 2006г.
Цель уроков чтения: научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать/ уметь:
- аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к поступкам героев, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя: портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою, собственное отношение к герою;
- соотносить прочитанное произведение с определённым периодом; автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- составлять простой и сложный планы;
- подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
- составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
- учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
- практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;
- различать сказку народную и авторскую, загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки;
- по ходу чтения формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов.
В календарно-тематическое планирование включены занятия по развитию устной и письменной речи. Региональный и православный компоненты на уроках литературного чтения включаются равномерно с учётом соответствующих тем программы.
Используется следующая литература:
- Епископ Александр (Милеант). Христианский дух в пословицах и поговорках». Изд. Дом «Фавор» - 21». М., 2003 г.
- «Кладезь мудрости». М., «Эдельвейс», 2006 г.
- «Православный детский календарь». М., «Благовест», 2004 – 2008 г.г.
Оценивание знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, обозначенными в письме института Дополнительного Профессионального Педагогического Образования. Контроль предусмотрен текущий, тематический, итоговый. Обучающиеся должны владеть правильным осознанным чтением целыми словами. В первом полугодии темп чтения – 80 – 90 слов в минуту. Во втором полугодии – 90 слов в минуту. Чтение должно быть эмоционально окрашенным. Уроки внеклассного чтения предусмотрены и спланированы в конце каждого раздела литературного чтения.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по математике на 2008-2009 учебный год
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2008г. № 04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год».
- Письмо Министерства образования и науки челябинской области от 27.06 о8 года № 07-3388 «Об организации учебного процесса в начальных классах в 2008-2009 учебном году».
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2006-2007 учебный год. Приказ Главного управления образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 года № 02-678 (1-4классы);
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО ЧИППКРО от 23 июля 2007 года «391 «Об организации учебного процесса в начальной школе в 2007-2008 учебном году».
- Учебный план негосударственного общеобразовательного учреждения Челябинской православной гимназии на 2008-2009 учебный год.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М., «Просвещение» 2001 г.
Календарно-тематическое планирование соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования и рассчитано на 136 часов за год, по 4 часа в неделю.
Учебник: Л. Г. Петерсон. «Математика» (в трёх частях). М., «Ювента», 2008 г.
Назначение предмета состоит в том, чтобы наряду с развитием вычислительных навыков и навыков черчения, обучающиеся эффективно продвигались вперёд в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать/уметь:
- выполнять прикидку действий с многозначными числами и письменные вычисления в пределах триллиона;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них), на основе знания правил о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
- находить числовые значения простейшего буквенного выражения при данных числовых значениях входящих в него букв;
- находить координаты точек числового луча и строить точки по их координатам, вычислять расстояние между двумя точками числового луча;
- читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча;
- сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
- находить часть от числа, выраженную дробью, и число по его части, выраженной дробью;
- решать задачи в 3-4 действия на все арифметические действия;
- решать простейшие задачи в 1-2 действия на все случаи одновременного движения двух тел;
- сравнивать значения величин с помощью таблиц, круговых и столбчатых диаграмм;
- знать соотношения между изученными единицами длины, площади, объёма, массы, времени и уметь использовать эти соотношения в вычислениях.
Для контроля знаний, умений и навыков использован учебник-тетрадь:
Л. Г. Петерсон, Т. С. Горячева, Т. В, Зубавичене, А. А Невретдинова. «Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы» (1-4). М., Баласс, 2005 г.
Программой предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Оценивание знаний, умений и навыков осуществляется в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся начальной школы, обозначенными в письме института Дополнительного Профессионального Педагогического Образования.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по окружающему миру на 2008-2009 учебный год
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно правовыми документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2008г. № 04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год».
- Письмо Министерства образования и науки челябинской области от 27.06 о8 года № 07-3388 «Об организации учебного процесса в начальных классах в 2008-2009 учебном году».
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2006-2007 учебный год. Приказ Главного управления образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 года № 02-678 (1-4классы);
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО ЧИППКРО от 23 июля 2007 года «391 «Об организации учебного процесса в начальной школе в 2007-2008 учебном году».
- Учебный план негосударственного общеобразовательного учреждения Челябинской православной гимназии на 2008-2009 учебный год.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М., «Просвещение» 2001 г.
Календарно-тематическое планирование соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования и рассчитано на 68 часов за год, по 2 часа в неделю: «Человек и природа» – 1час в неделю, «Человек и человечество» – 1 час в неделю, что не противоречит требованиям ОБУП.
Учебник-тетрадь: А. А, Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. «Человек и природа» (в двух частях). М., Баласс, 2006г.
Тетрадь: А. А, Вахрушев, О. В. Бурский. Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Человек и природа». М., Баласс, 2004 г.
Учебник: Д. Д. Данилов, Г. Э. Белицкая, Н. В. Иванова, С. С, Кузнецова, С. В. Тырин. «Человек и человечество». М., Баласс, 2006 г.
Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». М., Баласс, 2005 г.
Средством образования и воспитания обучающихся является знакомство с целостной элементарной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – сделать человека сознательным участником жизни.
В учебный предмет «Человек и природа» интегрирован материал основ безопасности жизнедеятельности, развивающие модули, что позволяет учитывать особенности восприятия младшими школьниками окружающего мира, развивать их общую культуру, коммуникативные функции, эрудицию, творческие способности. Содержание учебного курса включает и вопросы обеспечения здоровьесбережения школьника. В тематическом планировании отведено время для изучения регионального и православного компонента.
Программа по предмету предполагает в 4 классе 34 часа.
Название темы |
Количество часов по программе |
Фактически |
Человек и его строение |
14 ч |
14 ч |
Происхождение человека |
2 ч |
2 ч |
Рукотворная природа |
14 ч |
14 ч |
Дополнительные часы по выбору учителя |
4 ч |
4 ч |
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- об изготовлении орудий труда и возникновении речи как об основном отличии человека от животного;
- об основных органах и системах органов человека, их функциях;
- о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
- об основных этапах становления человека и его разума;
- основные свойства льда, воды и пара;
- основные свойства воздуха (как газа);
- применение важнейших полезных ископаемых;
- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека; о единственной стратегии выживания человечества – вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.
Обучающиеся должны уметь:
- находить противоречия между хозяйством человека и природой, предлагать способы их устранения;
- объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения;
- ухаживать за своим телом;
- составлять правильный режим дня; оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.
Задача курса «Человек и человечество» состоит в том, чтобы помочь обучающимся представить целостную картину прошлого и настоящего всего человечества. Курс «Человек и человечество» способствует становлению патриотического чувства, формированию той системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.
Программа по предмету предполагает в 4 классе 34 часа:
Название темы |
Количество часов по программе |
Фактически |
Человек и его внутренний мир |
9 ч |
9 ч |
Человек и общество |
5 ч |
5 ч |
Картина всемирной истории человечества |
7 ч |
7 ч |
Человек и многоликое человечество |
5 ч |
5 ч |
Человек и единое человечество |
4 ч |
4 ч |
Дополнительные часы по выбору учителя |
4 ч |
4 ч |
К концу 4 класса обучающиеся должны иметь первичные представления о следующих понятиях и явлениях:
- личность, характер, эмоции, самооценка, общение;
- общество, мораль, право, собственность;
- эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время;
- цивилизация и цивилизации; расы, национальность; монархия; республика; религии мира; атеизм; конфликты; мировые войны, ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека, глобальные проблемы человечества.
Обучающиеся должны уметь:
- осознавать проявления тех или иных черт характера; отличать черты характера от эмоций:
- узнавать эмоции по их проявлению; оценивать свои эмоциональные состояния;
- по отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества;
- ориентироваться в историческом времени, определять последовательность событий;
- ориентироваться в основных проблемах современного мира.
Региональный и православный компонент на уроках включается равномерно в содержание материала с учётом соответствующих тем программы.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по русскому языку на 2008-2009 учебный год
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2008г. № 04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год».
- Письмо Министерства образования и науки челябинской области от 27.06 о8 года № 07-3388 «Об организации учебного процесса в начальных классах в 2008-2009 учебном году».
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2006-2007 учебный год. Приказ Главного управления образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 года № 02-678 (1-4классы);
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО ЧИППКРО от 23 июля 2007 года «391 «Об организации учебного процесса в начальной школе в 2007-2008 учебном году».
- Учебный план негосударственного общеобразовательного учреждения Челябинской православной гимназии на 2008-2009 учебный год.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М., «Просвещение» 2001 г.
Календарно-тематическое планирование соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования и рассчитано на 170 часов за год, по 5 часов в неделю.
Учебник: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. «В океане света» (в двух частях). М., Баласс,
2006г.
Назначение предмета «Русский язык» состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально-грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:
- развитие патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и уважения к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Региональный и православный компонент на уроках русского языка включается равномерно в содержание языкового материала с учётом соответствующих тем программы и требованиям ОБУП.
Обучающиеся в конце 4 класса должны знать:
- звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
- лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
- признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения, понятия об однородных членах предложения;
- признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Обучающиеся в конце 4 класса должны уметь:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;
- писать изложение доступного текста.
Помимо базовых обучающиеся овладевают следующими умениями:
- видеть в словах изученные орфограммы, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать их к словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью;
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать обучающее изложение текста повествовательного характера (90-100слов) по плану, обучающее сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Для контроля знаний, умений и навыков использована печатная тетрадь: Е.В.Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. М.: Баласс, 2006 г.
Оценивание знаний, умений и навыков в 4 классе предусмотрено при помощи текущего, тематического и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке и связан с индивидуальной деятельностью обучающихся. Для тематического контроля предлагаются проверочные работы по каждой теме, для итогового контроля – 2 проверочных списывания, 10 – контрольных диктантов.
На уроках русского языка предусмотрены занятия по развитию устной и письменной речи. Такие занятия равномерно включены в содержание языкового материала уроков русского языка. Занятия способствуют обогащению словарного запаса, развитию мышления, творческих способностей в работе по составлению предложений, текстов, в работе с деформированным текстом.