Пояснительная записка к курсу « Русский язык».
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2005 – 2006 учебный год»;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений учебный год. Приказ главного управления образования и науки Челябинской области от 01 июля 2004года № 02 – 678 (1- 2 классы);
- Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования»;
- Письмо «Об организации образовательного процесса в 1-4 классах в 2006- 2007 учебном году».
- Учебный план на 2007 – 2008 учебный год.
- Программа «Русский язык». Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. 3 класс. М., Просвещение. 2002г.
Календарно-тематическое планирование соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования и рассчитано на 170 часов за год, по 5 часов в неделю.
Учебник «Русский язык», Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. 3 класс, Москва, Баласс, 2003г., «Орфографическая тетрадь», 3 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.А.Фролова. Москва, Баласс, 2003г., «Тетрадь по чистописанию», 3 класс, М.А.Яковлева. Москва, Баласс, 2002г., «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, Е.В.Бунеева. Москва, Баласс, 2000г.
Назначение предмета «Русский язык» состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально-грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:
- развитие орфографической зоркости;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной устной и письменной речи;
- формирование чувства языка,
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие обучающихся.
В курсе русского языка ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью.
Региональный и православный компонент на уроках русского языка включается равномерно в содержание языкового материала с учётом соответствующих тем программы и требованиям ОБУП.
Оценивание знаний, умений, навыков в 3 классе предусмотрено при помощи текущего, тематического, итогового контроля. Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке в связан с индивидуальной деятельностью обучающихся. Для тематического контроля предлагаются проверочные работы по каждой теме, для итогового контроля – 2 проверочных списывания , 7 контрольных диктантов.
На уроках русского языка предусмотрены занятия по развитию устной и письменной речи. Такие занятия равномерно включены в содержание языкового материала уроков русского языка и способствуют обогащению словарного запаса, развитию мышления, творческих способностей в работе по составлению предложений, текстов, в работе с деформированным текстом .
Тематическое планирование по русскому языку 3 класс.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Обязательный минимум содержания образования |
Требования к уровню подготовки |
НРК |
Право-слав-ный компо- нент |
Практи-ческая часть |
Инст-румен-тарий |
При-меча-ние |
|||
|
|
1 ч е т в е р т ь |
|
|
|
|
|
|||||
1 |
|
Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. |
Обложка учебника, авторы, титульный лист. |
|
1. «Хрестоматия по литературе родного края». Ч., 2002. 2. «Христианский дух» в пословицах и поговорках». Еп. Александр, М., 2003. |
|
|
|||||
|
П о в т о р е н и е. 10 ч |
|
|
|
|
|
|
|||||
2-3 |
|
Что мы знаем о тексте. Признаки текста. |
Признаки текста. |
Знать: признаки текста. Уметь: работать с текстом. |
|
|
|
|
|
|||
4 |
|
Что мы знаем о слове, предложении, тексте. |
Текст, предложение, слово. |
Уметь: различать предло-жение, текст, из слов составлять предложение, из предложений – текст. |
Когда голова думает, язык отдыхает. С. 26. |
|
|
|
||||
5 |
|
Признаки орфограмм в сло-вах и между словами. |
Слово. Орфограмма, её признаки. |
Знать: признаки орфо-грамм. Уметь: находить орфо-грамму в слове и проверять её. |
|
|
|
|
|
|||
6-7 |
|
Определение орфограмм в словах, их графическое обозначение. Ответы на вопросы по тексту. |
Графическое обозна чение орфограмм. |
Знать: обозначения орфо-грамм. Уметь: находить изучен-ные орфограммы в словах и проверять их написание. |
|
|
|
Развитие речи |
|
|||
8 |
|
Письмо слов с изученными орфограммами.. |
Орфограмма.
|
Уметь: подбирать прове-рочные слова. |
|
|
|
|
|
|||
9 |
|
Большая буква в именах собственных. Проверочное списывание. |
Имена собственные. |
Знать: правила написания имён собственных. Уметь: использовать знания при письме.
|
№ 1 А.Демен-тьев. «Слепой заяц». С.176. |
|
|
Провер. списыва-ние |
|
|||
10 |
|
Большая буква в именах собственных. Алфавит. |
Алфавит. |
Знать: правильное название букв алфавита и их очерёдность. Уметь: использовать алфавит в работе.
|
|
|
Игра «Алфа-вит» |
|
|
|||
11 |
|
Проверочный диктант №1. |
Проверка ЗУН. |
Уметь: выделять орфо-граммы, писать грамотно, используя правила право-писания слов и предло-жений. |
|
|
|
Провер. диктант |
|
|||
|
С л о в о. 8 ч |
|
|
|
|
|
|
|||||
12 |
|
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Однокоренные сло-ва. Части слова. Зна-чимая часть слова – корень. Чередова-ние согласных.. |
Уметь: находить корень, подбирать родственные слова. |
|
|
Игра «Отыщи одноко-ренные слова». |
|
|
|||
13 |
|
Однокоренные слова с чере-дующимися согласными в корне. |
Чередующиеся со-гласные звуки в корне слова. |
Уметь: правильно выде-лять общую часть родст-венных слов. |
|
« Жизнь дана на добрые дела». С.7 |
|
|
|
|||
14 |
|
Составление связного текста из деформированных предложений. |
Деформированный текст. |
Уметь: составлять текст из деформированных предло-жений. |
|
|
|
Р. р. |
|
|||
15- 17 |
|
Правописание парных согласных в корне слова (дуб, дубки) |
Звонкие и глухие согласные в словах. |
Знать: правило проверки парных согласных в корне. Уметь: видеть орфограмму, проверять её, правильно писать слова на данное правило. |
.В сентябре лето кончает-ся, осень начинается. «Народный месяцеслов». М., 1993г |
Карточки. |
|
|
||||
18-19 |
|
Проверочная работа №1. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Проверка ЗУН. |
Уметь: осуществлять са-моконтроль при написа-нии работы, используя знание изученных правил. |
|
|
|
Провер. работа. |
|
|||
|
|
Удвоенные согласные в корне слова. 6 ч |
|
|
|
|
|
|||||
20
|
|
Понятие об удвоенных согласных буквах. |
Удвоенные согласные. |
Знать: правила написания в словах удвоенных соглас-ных. Уметь: писать слова с двойными согласными. |
|
|
|
|
|
|||
21-23 |
|
Правописание слов с удвоен-ными согласными в корне. Сочинение по опорным словам. |
Правописание удво-енных согласных в словах. Сочинение. |
Уметь: самостоятельно работать с текстом, видеть орфограммы в словах. |
|
|
|
Р. р. |
|
|||
24-25 |
|
Проверочная работа №2. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Проверка ЗУН. |
Уметь: работать самосто-ятельно. |
|
|
|
Провер. работа. |
|
|||
|
|
Непроизносимые согласные в корне слова. 12 ч |
|
|
|
|
|
|||||
26 |
|
Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне. |
Непроизносимые согласные в слове. |
Знать: правила проверки непроизносимых соглас-ных. |
|
|
|
|
|
|||
27 |
|
Правило правописания непроизносимых согласных в корне. |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
Уметь: использовать правило при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
|
Карточки. |
|
|
|||
28 |
|
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
Уметь: правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне. |
|
|
|
|
|
|||
29 |
|
Слова, в которых нет непро-износимого согласного звука. |
Изученные орфограммы. |
Уметь: видеть в словах орфограммы и пользовать-ся правилами их проверки. . |
Покров землю покроет где листком, где снеж-ком. С.68. |
|
|
|
||||
30 |
|
Обобщение: правила право-писания проверяемых согла-сных в корне. |
|
Уметь: применять правила проверки изученных орфо-грамм. |
|
|
|
|
|
|||
31-32 |
|
Проверяемые согласные в корне слова. Сочинение по картине и опорным словам.. |
Сочинение. |
Уметь: используя план, составлять текст по опор-ным словам. |
|
|
|
Р. р. |
|
|||
33 |
|
Правописание проверяемых согласных в корне слова. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Изученные орфограммы. |
Знать: правила проверки изученных орфограмм. Уметь: использовать пра-вила написания слов с этими орфограммами. |
|
|
|
|
|
|||
34-35 |
|
Проверочная работа №3. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Проверка ЗУН. |
Уметь: применять знания правил об изученных орфограммах на практике. |
|
|
|
Провер. работа. |
|
|||
36- 37
|
|
Контрольный диктант №2. «Пишу правильно». Р.Н.О.
|
Проверка ЗУН. |
Уметь: работать самостоя-тельно, обдумывая прави-льность написания орфо-грамм. |
|
|
|
Контр. диктант. |
|
|||
|
Б е з у д а р н ы е г л а с н ы е |
к о р н е с л о в а. |
15 ч |
|
|
|
|
|||||
38-40 |
|
Слова с двумя безударными гласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне. |
Безударные гласные в корне слова. Проверяемые, проверочные слова. |
Знать: правило проверки безударной гласной в корне. Уметь: использовать теоретические знания на практике. |
|
|
|
|
|
|||
II ч е т в е р т ь |
||||||||||||
41-43 |
|
Развитие умения видеть в словах орфограммы – без-ударные гласные. |
Ударение. Безударные гласные в корне слова. |
Уметь: ставить ударение в словах, находить безударные гласные. |
|
|
|
|
|
|||
44-47 |
|
Упражнение в правопи-сании слов с безударны-ми гласными в корне. |
Проверяемые, проверочные слова. |
Уметь: подбирать проверочные слова для безударной гласной корня. |
№1 К.Рубин-ский. «День осени».С.156. |
|
Инд-е задания. |
|
|
|||
48 |
|
Свободный диктант. |
Свободный диктант. |
Уметь: вслушиваться в текст, запоминать главную мысль, писать без ошибок. |
|
|
|
Р. р. |
|
|||
49-50 |
|
Проверочная работа №4. «Пишу правильно»Р.Н.О. |
Безударные гласные в корне слова. |
Уметь: писать слова текста грамотно, используя правила проверки орфограмм. |
|
|
|
Провер. работа. |
|
|||
51-52 |
|
Контрольный диктант №3. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Проверка ЗУН. |
Знать: правила правописа-ния слов с орфограммами. Уметь: выполнять задания аккуратно, сосредоточенно. |
|
|
|
Контр. диктант. |
|
|||
|
С л о ж н ы е с л о в а, и х п р а в о п и с а н и е . 8 ч |
|
|
|
|
|
||||||
53 |
|
Понятие о сложных словах. |
Сложные слова. |
Знать: о происхождении сложных слов. Уметь: различить сложные слова среди других слов. |
|
|
|
|
|
|||
54 |
|
Соединительные гласные О, Е в сложных словах. |
Соединительные гласные в сложных словах. |
Уметь: видеть соединитель-ные гласные в сложных словах, объяснять наличие двух корней. |
|
|
|
|
|
|||
55 |
|
Образование и употребление сложных слов. Словарный диктант. |
|
Уметь: образовывать сложные слова. |
|
|
|
Словар-ный диктант |
|
|||
56-57 |
|
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. |
Сложные слова. |
Уметь: использовать в речи сложные слова. |
|
|
|
|
|
|||
58 |
|
Обучающее изложение. |
Изложение. |
Уметь: выполнять работу сосредоточенно, вдумчиво, доказательно. |
|
|
|
Р. р. |
|
|||
59-60 |
|
.Проверочная работа №5. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Проверка ЗУН. |
Знать: правописание слов из словаря. Уметь: видеть сложные слова, находить основы сложных слов. |
|
|
|
Провер. работа. |
|
|||
|
Ч а с т и с л о в а. П р и с т а в к а. |
8 ч |
|
|
|
|
|
|||||
61-62 |
|
Повторение. Приставка, её роль в слове Различение предлогов и приставок. |
Части слова. Приставка. |
Знать: что такое приставка. Уметь: образовывать слова с помощью приставок. |
Послушание лучше поста и молитвы. С.32. |
|
|
|
|
|||
63-64 |
|
Правописание безударных гласных в приставках. |
Безударные гласные в приставках. |
Знать: правило правописа-ния безударных гласных в приставках. Уметь: применять правило при письме. |
В ноябре мороз приоса- нивается. В ноябре солнце сквозь слёзы и белых мух улыбается. |
|
|
|
||||
65-66 |
|
Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Сочинение по наблюдению. |
Удвоенные соглас-ные на стыке при-ставки и корня.
Сочинение. |
Знать: как появляются двой-ные согласные на стыке приставки и корня. Уметь: писать слова с удво-енной согласной на стыке приставки и корня. |
|
|
|
Р. р. |
|
|||
67-68 |
|
Различение и правописание слов с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня. |
Удвоенная согласная. |
Уметь: писать грамотно сло-ва с удвоенной согласной. |
|
|
|
|
|
|||
|
Р а з д е л и т е л ь н ы е Ъ и Ь. |
8 ч |
|
|
|
|
|
|||||
69 |
|
Звук й, его обозначение на письме. Правописание разделительных ъ, ь. |
Разделительные Ъ, Ь. |
Знать: правила написания разделительных Ъ, Ь. |
Л.Татьяниче-ва. «Дорога». С.126. |
|
|
|
|
|||
70 |
|
Правила правописания слов с разделительными Ъ и Ь. |
|
Уметь: используя правила, правильно писать слова с разделительными Ъ, Ь. |
|
|
Карточ-ки. |
|
|
|||
71-72 |
|
Упражнение в правописании слов с разделительными Ъ и Ь. |
Приставка. Корень. |
Знать: правила о написании в словах разделительных Ъ, Ь. Уметь: различать в каких случаях пишутся знаки. |
|
|
|
|
|
|||
73-74 |
|
Проверочная работа №6. «Пишу правильно». Р.Н.О. Упражнениение в написании разделительных Ъ и Ь. |
Проверка ЗУН.
Слова с раздели-тельными Ъ и Ь. |
Уметь: писать грамотно слова с разделительными Ъ, Ь, используя теоретические знания. |
|
|
|
Провер. работа. |
|
|||
75-76 |
|
Контрольный диктант №4. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Проверка ЗУН. |
Уметь: грамотно оформлять свою работу и доказательно. Отличать написание орфо -грамм, ориентируясь на отдельные правила. |
|
|
|
Контр. диктант. |
|
|||
|
Ч а с т и с л о в а. О к о н ч а н и е, о с н о в а. 4 ч |
|
|
|
|
|
||||||
77 |
|
Понятие об окончании и основе. |
Части слова. Окончание. Основа слова. |
Знать: окончание – изменяе- мая часть слова. Уметь: находить основу слова и окончание. |
|
|
Работа по схемам. |
|
|
|||
78-80 |
|
Развитие умения находить в слове окончание и основу.
Обучающее изложение. |
Основа слова. Окончание.
Изложение. |
Уметь: находить в слове окончание путём изменения слова. |
На Андрея Первозванно-го ходят ночью к рекам и озёрам воду подслуши-вать: тихая вода – к хоро-шей ровной зиме; шум-ная – к стужам, бурям и метелям». С.76 |
|
Р. р. |
|
||||
III ч е т в е р т ь |
||||||||||||
|
|
Ч а с т и с л о в а. С у ф ф и к с. 7 ч |
|
|
|
|
|
|||||
81 |
|
Суффикс и его роль в слове. |
Части слова. Суффикс. |
Знать: определение суф-фикса, его роль в слове. Уметь: образовывать с помощью суффикса новые слова. |
|
|
|
|
|
|||
82 |
|
Обобщение и систематиза-ция знаний о составе слова.
|
Суффикс. |
Уметь: находить суффикс в слове, образовывать слова с помощью суффиксов, писать суффиксы. |
Л.Татьяниче-ва. «Север-ные гости». С. 124. |
|
Инд-е карточ-ки
|
|
|
|||
83 |
|
Составление слов по схемам, Разбор слов по составу. |
Разбор слов по составу. |
Уметь: находить в словах части, по заданной схеме образовывать новые слова. |
|
|
|
|
|
|||
84 |
|
Упражнения в разборе слов по составу. Контрольный словарный диктант. |
|
Знать: правописание слов из словаря. Уметь: выполнять разбор слова по составу. |
|
|
|
Словар- ный диктант. |
|
|||
85-86 |
|
Проверочная работа №7. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Проверка ЗУН. |
Уметь: выполнять работу качественно, доказательно, творчески. |
|
|
|
Провер. работа. |
|
|||
87 |
|
Контрольное списывание. |
|
Уметь: списывать текст гра-мотно. |
|
|
|
Контр. списыва-ние |
|
|||
|
Ч а с т и р е ч и. И м я с у щ е с т в и т |
е л ь н о е . 19 ч |
|
|
|
|
|
|||||
88 |
|
Имя существительное как часть речи. |
Имя существитель-ное, его признаки. |
Знать: признаки имени су-ществительного.. Уметь: приводить примеры имён существительных. |
|
|
Игра «Найди сущест-витель-ное». |
|
|
|||
89 |
|
Определение имени сущест-вительного.
Свободный диктант. |
Имя существитель-ное, его признаки.
Творческая работа. |
Знать: определение имени существительного Уметь: находить имена существительные среди дру- |
Славилось Крещение по всей Руси своими холодами. С.19. гих частей речи. |
|
Р. р. |
|
||||
90 |
|
Роль имён существительных в речи.
|
Существительное. Текст. |
Знать: о роли имён сущест-вительных в речи. Уметь: составлять текст, используя имена существи-тельные. |
|
|
|
|
|
|||
91 |
|
Одушевлённые и неодушев-лённые имена существитель-ные. |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. |
Уметь: подбирать примеры имён существительных оду-шевлённых и неодушевлён- ных. |
|
|
|
|
|
|||
92 |
|
Род имён существительных. |
Род имён существительных. |
Уметь: определять род имён существительных. |
Лучше горькая правда, чем красивая ложь. |
|
|
|
||||
93-94 |
|
Окончания имён существи-тельных мужского, женского и среднего рода. |
Род, окончания имён существи-тельных. |
Знать: окончания имён существительных мужского, женского, среднего рода. Уметь: правильно писать родовые окончания. |
|
|
Карточ-ки. |
|
|
|||
95 |
|
Изменение имён существительных по числам. |
Единственное и множественное число имён существительных. |
Уметь: отличать единствен-ное и множественное число имён существительных. |
|
|
|
|
|
|||
96 |
|
Образование множественно- го числа имён существитель-ных. |
Существительные множественного числа. |
Уметь: образовывать имена существительные мн. числа. |
|
|
|
|
|
|||
97 |
|
Окончания существительных в единственном и множест-венном числе. |
Окончание. |
Уметь: распознавать окон-чания существительных и писать их. |
Л.Татьяниче-ва. «Ветер». С.123. |
|
|
|
|
|||
98 |
|
Обучающее изложение. «Мурлыка». . |
Изложение. |
|
|
|
|
Р. р. |
|
|||
99 |
|
Разбор имени существитель- ного как части речи.. |
Существительное как часть речи. |
Уметь: выполнять морфоло- гический разбор существи-тельного. |
|
|
|
|
|
|||
100 |
|
Образование существитель-ных с уменьшительно-ласка-тельным значением. |
Суффиксы, придаю-щие словам умень-шительно-ласка-тельное значение.. |
Уметь: образовывать суще-ствительные с уменьшитель-но-ласкательным значением. |
Г.Трейлиб. «Доверие – вещь хруп-кая».С.127. |
|
|
|
|
|||
101 |
|
. Уменьшительно-ласкатель-ные формы мужских и жен-ских имён в русском языке. |
Имена собственные. |
Уметь: преобразовывать имена людей в формы, име- ющие уменьшительно-ласка-тельное значение. |
|
|
|
|
|
|||
102 |
|
Образование существитель-ных от существительных и глаголов. |
Образование имён существительных . |
Уметь: образовывать имена существительные |
|
|
|
|
|
|||
103 |
|
Разбор существительных по составу. |
Разбор по составу. |
Уметь: выполнять разбор существительного по составу. |
|
|
|
|
|
|||
104-105 |
|
Проверочная работа №8. «Пишу правильно». Р.Н. О. Закрепление темы «Сущест-вительное как часть речи». |
Проверка ЗУН.
Имя существительное. |
Уметь: выполнять письмен-ный пересказ грамотно. |
|
|
|
Провер. работа |
|
|||
106 |
|
Сочинение-сказка с исполь-зованием существительных с различными суффиксами. |
Сочинение сказки, используя сущест-вительные с суффиксами. |
Знать: изученное об имени существительном. Уметь: выполнять морфоло-гический разбор существи-тельного, образовывать имена существительные. |
|
|
|
Р. р. |
|
|||
|
М е с т о и м е н и е. 8 ч |
|
|
|
|
|
|
|||||
107 |
|
Понятие о местоимении. Личные местоимения. |
Местоимения. Личные местоимения. |
Знать: определение местои-мения, личные местоимения. Уметь: распознавать местои-мения среди других частей речи. |
Других не суди, на себя погляди. Когда человеку много даром даётся, он всегда зазнаётся. |
|
|
|
||||
108 |
|
Местоимения 1, 2, 3 лица. Правописание предлогов с местоимениями. |
Местоимения 1, 2, 3 лица. |
Знать: о правописании предлогов с местоимениями. Уметь: различать местоимения по лицам. |
|
|
|
|
|
|||
109 |
|
Разбор местоимения как части речи. |
Местоимение – часть речи. |
Уметь: выполнять разбор местоимения как части речи. |
Л.Рахлис. «Кто я та- кой?». С.153. |
|
Карточ-ки. |
|
|
|||
110 |
|
Роль личных местоимений в речи.
|
Личные местоиме-ния, их роль в речи. |
Знать: личные местоиме-ния. Уметь: объяснять их роль в речи. . |
|
|
|
|
|
|||
111 112 |
|
Обучающее изложение. Закрепление знаний о местоимении. |
Изложение. |
Уметь: излагать свои мысли Уметь: писать предлоги с местоимениями, выполнять разбор местоимения как части речи. |
логично. |
|
|
Р. р. |
|
|||
113-114 |
|
Проверочная работа №9. «Пишу правильно». Р.Н.О. Закрепление: «Местоимение как часть речи». |
Проверка ЗУН,
Местоимение. |
Знать: о местоимении как части речи. Уметь: отличать местоиме-ние от других частей речи. |
|
|
|
Провер. работа. |
|
|||
|
И м я п р и л а г а т е л ь н о е. 12 ч |
|
|
|
|
|
|
|||||
115 |
|
Определение имени прилагательного. |
Имя прилагатель-ное, его признаки. |
Знать: об имени прилага-тельном. Уметь: определять прилага-гательные среди других частей речи. |
|
|
Игра «Найди прила-гатель-ное» |
|
|
|||
116 |
|
Роль прилагательных в ре- чи. Связь имён прилагатель-ных с существительными. |
Согласование имён прилагательных с существительными. |
Уметь: согласовывать имена существительные с прилага-тельными. |
С.Школьни-кова. « Зача-рованный лес». С.157. |
|
|
|
|
|||
117 |
|
Разбор имени прилагатель-ного как части речи. |
Имя прилагательное – часть речи. |
Уметь: выполнять морфоло-гический разбор имени при-лагательного.. |
|
|
Карточ-ки. |
|
|
|||
118 |
|
Окончания прилагательных мужского, женского, средне-го рода и множественного числа. |
Имя прилагательное мужского, женско-го, среднего рода. |
Знать: род имён прилага-тельных. Уметь: распознавать род имён прилагательных. |
|
|
|
|
|
|||
119 |
|
Правописание безудар-ных окончаний прилага-тельных. |
Безударные оконча-ния имён прилага-тельных. |
Уметь: правильно писать безударные окончания имён прилагательных. |
|
|
|
|
|
|||
120-121 |
|
Упражнение в правописании безударных окончаний при-лагательных. Прилагательные-антонимы. |
Антонимы. |
Уметь: различать и подби-рать к прилагательным антонимы. |
|
|
|
|
|
|||
122 |
|
Словообразование имён прилагательных. |
Словообразование имён прилагатель-ных. |
Уметь: образовывать имена прилагательные. |
|
НаСрете- чером за- солнце. С.22 |
нье ве- клика- |
|
|
|||
123 |
|
Разбор прилагательных по составу. Сочинение по опорным словосочетаниям. |
Сочинение. |
Уметь: разбирать прилага-тельные по составу.
|
|
|
|
Р. р. |
|
|||
124-125 |
|
Проверочная работа №10. «Пишу правильно». Р.Н.О. Закрепление: «Имя прилага-тельное как часть речи». |
Проверка ЗУН.
Прилагательное – часть речи. |
Знать: изученное о прилага-тельном. Уметь: согласовывать при-лагательное с существитель-ным в числе и роде. |
|
|
|
Провер. работа. |
|
|||
126 |
|
Контрольный диктант №5. |
Проверка ЗУН. |
Уметь: оформлять свою ра-боту грамотно и аккуратно. |
|
|
|
Контр. диктант. |
|
|||
|
Г л а г о л 17 ч |
|
|
|
|
|
|
|||||
127 |
|
Определение глагола как части речи. «Пишу правильно». Р.Н.О. |
Глагол – часть речи.. |
Знать: признаки глагола. Уметь: приводить примеры глаголов. |
|
Кто Бога не боится, тот и людей не сты-дится. С.11 |
|
|
||||
128 |
|
Изменение глаголов по временам. |
Время глаголов. |
Знать времена глагола. Уметь: распознавать время глагола. |
|
|
|
|
|
|||
129 |
|
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов про-шедшего времени по родам. |
Изменение глаго-лов прошедшего времени по родам. |
Знать глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Уметь: различать прошед-шее время глагола. |
|
|
|
|
|
|||
130 |
|
Изменение глаголов по числам. |
Изменение глаго-лов по числам. |
Уметь: изменять глаголы по числам. |
|
|
|
|
|
|||
131
132 |
|
Употребление и правопи- сание частицы не с гла-голами.
Свободный диктант. |
Частица не с гла-голами.
Творческая работа. |
Знать: правило правописа-ния частицы не с глаголами. Уметь: писать глаголы с частицей не . |
|
Ложь, что мелкая монета: на неё долго не проживёшь. С.10 |
Р. р. |
|
||||
133 |
|
Неопределённой форма глаго-ла. Правописание ь в глаголах неопределённой формы. |
Понятие о неопре-делённой форме глагола. |
Знать: неопределённая фор-ма глагола. Уметь:распознавать неопре-делённую форму глаголов. |
|
|
|
|
|
|||
134-135 |
|
Контрольный диктант №6. «Пишу правильно». Р.Н.О.
|
Проверка ЗУН. |
Уметь: применять изученные правила. |
|
|
|
Контр. диктант. |
|
|||
IV ч е т в е р т ь |
||||||||||||
136-137 |
|
Неопределённая форма глагола. Образование временных форм глагола от неопределённой формы. |
Образование вре-менных глаголь-ных форм. |
Уметь: образовывать время глаголов от неопределённой формы. |
|
|
|
|
|
|||
138 |
|
Разбор глагола как части речи. |
Часть речи – глагол. |
Уметь: выполнять морфоло-гический разбор глагола. |
А. Горская. «Будет пла-нета жить». С.161 |
|
Карточ-ки. |
|
|
|||
139-140 |
|
Проверочная работа №11. «Пишу правильно». Р.Н.О. Разбор глагола как части речи. |
Проверка ЗУН. |
Уметь: применять знания по теме « Глагол» при выпол-нении проверочной работы. |
|
|
|
Провер работа. |
|
|||
141 |
|
Свободный диктант |
Творческая работа. |
Уметь: передавать текст ав-тора, выполнять творческое задание. |
|
|
|
Р. р. |
|
|||
142-143 |
|
Контрольный диктант №7. «Пишу правильно». Р.Н.О. Закрепление: « Глагол как часть речи». |
Проверка ЗУН. |
Уметь: грамотно и доказа-тельно выполнять работу. |
|
|
|
Контр. диктант. |
|
|||
|
П р е д л о ж е н и е. 20 ч |
|
|
|
|
|
|
|||||
144
145
|
|
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Главные и второстепен-ные члены предложения. Логическое ударение.
|
Виды предложений по цели высказыва-ния и интонации. Главные и второсте- пенные члены пред-ложения.ИнтонацияЛогическое ударе-ние. |
Знать: о главных и второсте-пенных членах предложения. Уметь: произносить и пи-псать предложения с необ-ходимой интонацией, Опре-делять главные и второсте-пенные члены предложения. |
Е.Ховив. «Чудеса». С.154 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
146 |
|
Восклицательные и невос-клицательные предложения. Основа предложения. |
Грамматическая основа предложения – подлежащее, сказуемое. |
Знать: о грамматической основе предложения. Уметь: находить в предло-жении грамматическую ос-нову, различать восклица-тельные и невосклицатель-ные предложения. |
|
|
|
|
|
|||
147 |
|
Развитие умения нахо-дить в предложении грамматическую основу.. |
Подлежащее и сказуемое. |
Уметь: находить основу предложения. |
|
Зимний путь ру-шится за неделю до Благовещения либо неделю спустя. |
|
|
||||
148 |
|
Понятие о второстепенных членах предложения. |
Второстепенные члены предложения. |
Знать: о второстепенных членах предложения. Уметь: находить второсте-пенные члены предложения, составлять схемы предложе-ний и предложения по схемам. |
|
|
Карточ-ки.. |
|
|
|||
149 |
|
Предложения распростра-нённые и нераспространён-ные. Разбор предложений. |
Распространённые и нераспространён-ные предложения. |
Знать: признаки распростра- нённых и нераспространён- ных предложений. Уметь: выполнять разбор предложений. |
|
|
|
|
|
|||
150 |
|
Однородные подлежащие и сказуемые Контрольный словарный диктант. |
Однородные подлежащие и сказуемые. |
Уметь: находить в предло-жении однородные подлежа-щие и сказуемые. |
|
|
|
Словар-ный диктант |
|
|||
151 |
|
Упражнения в нахождении однородных членов предло-жения. Роль знаков препина-ния в письменной речи. |
Знаки препинания в письменной речи. |
Уметь: находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания между ними. |
Л.Преобра-женская.«Ни-точка незри-мая». С.169 |
|
|
|
|
|||
152 |
|
Упражнение в нахождении однородных членов предло-жения и постановке запятой между ними. |
Однородные члены предложения. |
Уметь: расставлять знаки препинания между однородными членами предложения. |
|
|
|
|
|
|||
153 |
|
Контрольное изложение. |
Проверка ЗУН. |
Знать: об однородных членах предложения. Уметь: ставить запятую между однородными членами предложения. |
|
|
|
Р. р. |
|
|||
154 |
|
Понятие о простом и слож-ном предложении. |
Простое и сложное предложения. |
Знать: признаки простого и сложного предложениий. Уметь: оформлять предло-жения на письме. |
Пришёл Федул – теплом подул. Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил. |
|
|
|
||||
155 |
|
Запятая в бессоюзном слож-ном предложении. Схема сложного предложения. |
Сложное предложе-ние без союзов. |
Знать: о сложном предложе-нии без союзов. Уметь: находить и оформ-лять на письме сложное предложение без союзов, составлять его схему. |
|
|
Работа со схема-ми. |
|
|
|||
156-158 |
|
Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. |
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. |
Уметь: на письме оформлять простое предложение с однородными членами и сложное предложение, ставить в них запятые. |
Н.Цуприк. «Ай-ка» (от- рывок).С.184 |
|
|
|
|
|||
159 |
|
Разбор простого и сложного предложений.
|
Разбор простого и сложного предложений. |
Знать: о простом и сложном предложениях. Уметь: выполнять разбор простого и сложного предложений. |
|
|
|
|
|
|||
160-161 |
|
Проверочная работа №12. «Пишу правильно». Р.Н.О. Закрепление темы «Предло-жение». |
Проверка ЗУН. |
Знать: о предложениях простых и сложных. Уметь: грамотно оформлять предложения на письме. |
|
|
|
Пров.р. |
|
|||
162-163 |
|
Контрольный диктант за год (№8). «Пишу правильно». Р.Н.О. Закрепление пройденного. |
Проверка ЗУН. |
Знать: теоретический материал. Уметь: применять знания на практике. |
|
|
|
Контр. диктант. |
|
|||
|
П о в т о р е н и е. 7 ч |
|
|
|
|
|
|
|||||
164-165 |
|
Предложение, текст. Части речи. |
Предложения, текст. Части речи. |
Знать: изученное: о частях речи. Уметь: различать предло-жение и текст. |
|
Придет Вознесеньев день, сбросит весна- красна лень, летом обернётся- прики-нет-ся, за работу в поле примется. |
|
|
||||
166-167 |
|
Повторение изученных орфограмм и состава слова. Контрольное списывание. |
Орфограмма. Состав слова. |
Знать: признаки, правописа-ние орфограмм, состав слова. Уметь: использовать прави-ла при письме, разбирать слова по составу. |
|
|
|
Контр. списыва-ние |
|
|||
168 |
|
Итоговый словарный диктант с творческим заданием. Орфограммы. Состав слова. |
Диктант. |
Знать: правила об изученных орфограммах. Уметь: грамотно выполнять задание с элементами твор-ческой работы. |
|
|
|
Словар-ный диктант. |
|
|||
169
170 |
|
Итоговая контрольная работа. Обобщающий урок. |
Проверка ЗУН. |
.Уметь: применять теорети-ческие знания на практике. |
|
|
|
Контр. работа |
|
|||