Пояснительная записка к курсу «Математика»
Л.Г.Петерсон. 3 класс.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Математика» составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 5.05.2005г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2007 – 2008 учебный год»;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2004 – 2005 учебный год – Приказ главного управления образования и науки Челябинской области от 1 июля 2004 года № 02-678 (1 – 2 классы);
- Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Письмо министерства образования и науки «Об организации учебного процесса в начальной школе в 2007 – 2008 учебном году»;
- Учебный план негосударственного общеобразовательного учреждения Челябинской Православной гимназии на 2007 – 2008 учебный год.
Календарно-тематическое планирование соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования и требованиям ОБУП, рассчитано на 136 часов за год, по 4 часа в неделю.
Программа «Математика», Л.Г.Петерсон. 3 класс. М., Просвещение, 2002г.
Учебник «Математика», Л.Г.Петерсон, 3 класс, 3 части. М., Ювента, 2004г.
Назначение предмета «Математика» состоит в том, чтобы наряду с развитием вычислительных навыков и навыков черчения, обучающиеся могли эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии.
Программа по предмету предполагает в 3 классе разделы:
1. Общие понятия.
2. Операции над числами и функциональная зависимость между ними.
3. Геометрические фигуры и величины.
К концу третьего класса обучающиеся должны
Знать:
- названия компонентов действий;
- единицы измерения длины, площади, объёма, массы и времени, названия месяцев, дней недели; уметь определять время по часам, выполнять перевод одних единиц измерения в другие, выполнять действия с именованными числами;
- формулы пути, стоимости, работы, площади и периметра прямоугольника, квадрата, использовать их для решения текстовых задач;
Уметь:
- на автоматизированном уровне складывать и вычитать числа в пределах 20, выполнять табличное умножение и деление;
- читать, записывать и сравнивать многозначные числа, знать их десятичный состав и порядок следования в натуральном ряду;
- выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение многозначного числа на однозначное;
- устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100 и выполнять действия с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них);
- использовать переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения для упрощения вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1-2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное;
- решать задачи в 2-3 действия всех изученных видов и проводить их самостоятельный анализ;
- решать уравнения основных видов с комментированием по компонентам действий;
- устанавливать принадлежность множеству его элементов, включение множеств, обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств;
- чертить с помощью циркуля и линейки отрезок, прямую, луч, окружность, находить их пересечение;
- измерять длину отрезка и строить отрезок по заданной длине, находить периметр многоугольника по заданным длинам его сторон и с помощью измерений, строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник, вычислять площадь прямоугольника и площадь фигур, составленных из прямоугольников;
- выполнять простейшие преобразования фигур на клетчатой бумаге.
Для контроля знаний, умений и навыков использован учебник-тетрадь Л.Г.Петерсон, Э.Р.Барзунова, А.А.Невретдинова «Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы» (1 – 4). Москва, Баласс, 2004г.
Программой предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.
Оценивание знаний, умений и навыков осуществляется в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся начальной школы, обозначенных в письме института Дополнительного Профессионального Педагогического Образования от 16.08.2005г. №340 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в 2005/2006 учебном году».
№ п/п |
Тема урока |
Да-та |
Обязательный мини-мум содержания образования |
Требования к уровню подготов-ки учащихся |
НРК |
Православ-ный комп-нт |
Инструментарий отслежи-вания |
Приме-чание |
||
I ч е т в е р т ь |
||||||||||
1-2 |
Повторение |
|
|
|
|
|
|
|
||
3-5 |
Множество и его элементы. Равные множества. Число элементов множества. Пустое множество. |
|
Множество. «Элемент множества». Решение уравнений. Равенство множеств. Пустое множество. |
Знать: о множестве и его элементах, пустом множестве, о равенстве множеств. Уметь: решать уравнения с проверкой. |
|
|
Сам. р. |
|
||
6-7 |
Диаграмма Венна. Знаки и . |
|
Графическое изобра-жение множества – диаграмма Венна. |
Знать: о графическом изображении множества, о диаграмме Венна. Уметь: решать текстовые задачи. |
|
Решение задач на различное объединение предметов: овощей, фруктов, выращиваемых в Челябинской области. |
|
|
||
8-9
10 |
Подмножество. Знаки и Решение задач
Контрольная работа |
|
Подмножество. Использование знаков
Проверка ЗУН. |
Знать: о подмножестве. Уметь: использовать математические знаки подмножества. |
|
|
Сам. р.
К |
|
||
11 |
Разбиение множества на части по свойствам (классификация). Анализ к/р. |
|
Разбиение множеств на части по свойствам – классификации. |
Знать: о классификации. Уметь: выполнять разби-ение множеств на части |
|
|
|
|
||
12
13-14 |
Пересечение мно-жеств. Знак .
Свойства пересечения множеств. |
|
Пересечение множеств Основные свойства (переместительное и сочетательное). |
Знать: о пересечении множеств. Уметь: пользоваться пере-местительным и сочета- тельным свойствами. |
|
|
Сам. р. |
|
||
15-16
17 |
Объединение мно-жеств. Знак
Свойства объедине-ния множеств.. |
|
Объединение множеств и свойства. |
Знать: об объединении множеств. Уметь: использовать знания на практике. |
|
|
Сам. р. |
|
||
18
19
20 |
Сложение и вычита-ние множеств.
Как люди научились считать.
Контрольная работа |
|
Сложение и вычитание множеств. Натуральные числа.
Проверка ЗУН. |
Знать: о сложении и вычитании множеств. Уметь: выполнять действия с множествами.
|
|
|
Сам. р.
К |
|
||
21
22
23
24
25- 26
27
28-30
31 |
Системы счисления. Анализ к/р.
Многозначные числа. Разряды и классы.
Нумерация многозна-чных чисел.Сравне-ние многозначных чисел.
Замена многознач-ного числа суммой разрядных слагаемых.
Сложение и вычита-ние многозначных чисел.
Преобразование именованных чисел. . Сложение и вычита-ние многозначных чисел с переходом через разряд.
Контрольная работа |
|
Числовой луч. Натуральное число. Сумма разрядных слагаемых.
Чтение и запись много-значных чисел.
Сравнение многозначных чисел.
Сумма разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд.
Проверка ЗУН. |
Знать историю возник-нове
Знать: разряды и классы. Уметь: читать и записы-вать многозначные числа.
Знать: о сумме разрядных слагаемых. Уметь: представлять число в виде суммы разрядных слагаемых.
Уметь: сравнивать много-значные числа, преобразо-вывать именованные чис-ла, складывать и вычитать отвлечённые и именован-ные многозначные числа без перехода и с переходом через разряд. |
|
|
С
Сам. р.
Сам. р.
К |
|
||
|
||||||||||
32
33
34
35
36 |
Умножение на 10, 100, 1000 … Анализ к/р.
Умножение круглых чисел.
Деление на 10, 100, 1000 …
Деление круглых чисел.
Тест-контроль. |
|
Умножение и деление круглых чисел. Уравнения. Текстовые задачи. Нахождение периметра и площади прямоугольника. |
Уметь: выполнять дейст-вия умножения и деления круглых чисел, решать уравнения, текстовые зада-чи, находить периметр и площадь прямоугольника. |
|
Решение практических задач на вычисление площади и периметра комнат в квартирах, где проживают семьи детей. |
Сам. р.
Тест |
|
||
II ч е т в е р т ь |
||||||||||
37
38-39
40
41-42
43 |
Единицы длины.
Сложение и вычита-ние именованных чисел.
Единицы массы. Грамм.
Единицы массы. Тонна. Центнер.
Контрольная работа |
|
Единицы длины и массы: грамм, центнер, тонна. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Проверка ЗУН. |
Знать: единицы длины и массы. Уметь: находить объём прямоугольного паралле-лепипеда. |
|
|
Сам. р.
Сам. р.
К |
|
||
44-45
46
47
48
49
50-51
52
53
54-55
56-57
58-59 60
61
|
Умножение много-значного числа на однозначное. Анализ к/р.
Умножение чисел, оканчивающихся ну-лями.
Решение составных задач на нахождение величин по их сумме и разности.
Алгоритм письмен-ного деления
Деление на однозначное число.
Деление, когда в се-редине частного ноль.
Деление, когда в конце частного ноль.
Проверка деления ум-ножением.
Деление круглых чисел.
Деление с остатком.
Симметрия. Симмет-ричные фигуры. Пре-образование фигур.
Деление многознач-ного числа на одно-значное и случаи, сводящиеся к нему. |
|
Письменное умножение многозначного числа на однозначное.
Умножение круглых чисел.
Действия с единицами длины и массы.
Решение составных задач на нахождение величин по их сумме и разности.
Письменное деление на однозначное число.
Проверка деления.
Деление с остатком.
Среднее значение чисел.
Проверка деления умножением.
.
Периметр треуголь
Симметрия. Симметрич- ные фигуры Преобразо- вание фигур: симметрия, параллель
|
Уметь: выполнять пись-менное умножение мно-гозначного числа на од-нозначное, деление на однозначное число без остатка и с остатком, выполнять проверку деления умножением;
Уметь решать задачи на нахождение величин.
Уметь находить среднее значение чисел.
Знать о симметрии. Уметь работать с сим-мет Уметь: находить пери-метр треугольника.
|
|
|
Сам. р.
Сам. р.
|
|
||
|
||||||||||
64 |
Контрольная работа |
|
|
Проверка ЗУН. |
|
|
К |
|
||
65 |
Анализ к/р. Решение задач. |
|
Решение текстовых задач. |
Уметь: решать текстовые задачи. |
|
|
|
|
||
III ч е т в е р т ь |
||||||||||
66- 67
68
69
70
71 |
Меры времени. Календарь. Дни недели.
Таблица мер времени.
Часы.
Сравнение, сложение и вычитание единиц времени.
Обобщение темы. |
|
Единицы времени. Календарь. Решение примеров на порядок действий. |
Знать: единицы времени, о календаре. Уметь: решать примеры на порядок действий. |
Право-слав-ный кален-дарь |
|
Сам. р. (уроки 68, 70). |
|
||
72
74 |
Переменная.
Выражение с переменной. |
|
Выражение с переменной. Единицы измерения времени, массы, длины. |
Знать: о переменной. Уметь: решать выражения с переменной. |
|
|
С |
|
||
75-76
77 |
Высказывания: верно- неверно; всегда-иногда.
Равенство и неравенство. |
|
Высказывания. Их истинность и ложность. |
Знать: об истинности и ложности высказывания. |
|
|
Сам. р. |
|
||
78
79-80
81
82
83-84
85-86
87
88 |
Уравнения. Корень уравнения.
Решение задач спосо-бом составления уравнения
Решение усложнён-ных уравнений.
Контрольная работа
Формулы периметра и площади прямоу-гольника. Анализ к/р.
Формула объема прямоугольного параллелепипеда.
Формула деления с остатком.
Решение задач. |
|
Уравнения. Корень уравнения. Виды уравнений.
Проверка ЗУН. |
Уметь: решать простые и усложнённые уравнения.
Уметь: по формуле нахо-дить периметр и площадь прямоугольника, объём прямоугольного парал-лелепипеда, выполнять проверку деления с ос-татком.
|
|
|
Сам. р.
Сам. р.
К
Сам. р.
Сам. р. |
|
||
89 |
Скорость, время, расстояние. |
|
Представление о форму-ле как равенстве, устана-вливающем взаимосвязь между величинами. |
Уметь: устанавливать взаимосвязь между величинами. |
|
|
|
|
||
90
91-97
98
|
Формула пути.
Решение задач на движение.
Контрольная работа |
|
Формула пути. Решение задач на движение.
Проверка ЗУН |
Знать: формулы нахож-де Уметь: решать задачи на движение.
. |
|
Решение задач о движении транспорта по дорогам Челя- бинска. |
Сам. р. (уроки 91, 94, 97, 100)
К |
|
||
99-101 |
Умножение на дву-значное число. Анализ к/р. |
|
Умножение на двузнач-ное число. |
Уметь: выполнять умно-жение на двузначное чис-ло. |
|
|
|
|
||
102
103-106 |
Формула стоимости.
Умножение много-значного числа на двузначное. |
|
Формула стоимости.
Умножение многозначно-ного числа на двузнач-ное. |
Знать: формулу стоимо-сти. Уметь: решать задачи на нахождение стоимости, цены, количества. |
|
Решение задач о товарах мага- зинов г.Челя-бинска. |
Сам. р. (уроки 104, 107) |
|
||
IV ч е т в е р т ь |
||||||||||
107-111 |
Умножение на трехзначное число. |
|
Умножение на трёхзнач-ное число. |
Уметь: выполнять дейст-вие умножения на трёх-значное число. |
|
|
Сам. р. (уроки 110, 113, 116) |
|
||
112-116
117 |
Работа, производительность, время. Формула работы. Решение задач.
Контрольная работа |
|
Формула работы. Решение задач с формулой работы..
Проверка ЗУН. |
Знать: формулу вычис-ления работы. Уметь: решать задачи на нахождение производи-тельности труда, времени |
|
Решение задач о производи-тельности тру-да предприя-тий, где трудя-тся родители. |
К |
|
||
118-120 |
Формула произвения. Анализ к/р. |
|
Формула произведения. |
Уметь: выполнять дейст-вие умножения. |
|
|
Сам. р. |
|
||
121-127
128 |
Решение задач. Умножение Контрольная работа |
|
Решение задач.
Проверка ЗУН. |
Уметь: решать задачи изученных видов. |
|
|
К |
|
||
129-133
134
135-136 |
Повторение изучен-ного. Анализ к/р.. . Итоговая контрольная работа.
Анализ к/р. Решение задач. |
|
Проверка ЗУН. |
|
|
|
К |
|
||