Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»

                        Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:

1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской обл. от 05.05.2005 г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской обл. на 2005-2006 учебный год».

2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2006-2007 учебный год. Приказ главного управления образования и науки Челябинской обл. от 01.07.2004 г. №2 – 678 (1-2 кл.).

 

  1. Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 189 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО ЧИППКРО

23 июля 2007 года № 391 «Об организации учебного процесса в начальной школе в 2007-2008 учебном году».

  1. Учебный план
  2. Программа общеобразовательных учреждений начальные классы (1— 4) М., «Просвещение», 2001 г.

7. Учебник: Е.В.Бунеева, О.В.Смирнова, М.А.Яковлева. «В одном счастливом детстве» (в двух частях).

 

Тематическое планирование уроков литературного чтения составлено из расчёта 3 часа в неделю, за год (34   недели) – 102 часа, из них 15 часов на внеклассное чтение, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования и требованиям ОБУП. 

Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

 

    Обучающиеся должны знать:

  • жанры устного народного творчества: сказки, рассказы, отрывки из повестей, лирические и сюжетные стихотворения, маленькая поэма, пьеса-сказка;
  • сказочные приметы: зачин, присказка, сказочные герои, троекратный повтор, борьба добра и зла, постоянные эпитеты;
  • в стихотворении: мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов;
  • язык сказок: народный, литературный.

                   

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
  • составлять простой план;
  • сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
  • самостоятельно составлять план рассказа о герое;
  • отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
  • использовать выборочное чтения для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

     

В календарно-тематическом планировании предусмотрены занятия по развитию устной и письменной речи.

 

                  Использована методическая литература:

    В.И.Воробьёва, С.К.Тевикова. «Сочинения по картинам в начальных классах». Тула, «Родничок», М., «Астрель», АСТ, 2004 г.

 

                   Обучением предусмотрено:

  • подробный пересказ небольших произведений или эпизодов с соблюдением логики изложения;
  • выборочный пересказ текстов в форме рассказа о сказочных героях;
  • сочинения – миниатюры о сказочных героях;
  • заучивание и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы описательного характера (4 – 8 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи.
  •  

Творческие работы:

  • сочинение сказок,  рассказов,  загадок,  стихотворений.

Региональный и православный компонент на уроке литературного чтения включается равномерно в содержание с учётом соответствующих тем программы.

 

                   Использованы материалы:

  1. «Православный детский календарь». М., «Благовест», 2003, 2004 г.г.
  2. «Жития святых». Трифонов-Печенский монастырь. Издательство «Ковчег», М., 2002г.
  3. Епископ Александр (Милеант). «Христианский дух в пословицах и поговорках». Изд. дом «Фавор – XXI». М., 2003г.
  4. Хрестоматия по литературе родного края. 1- 4 классы.
  5. Малиновский М.Д. Стихи.

 

Оценивание знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, обозначенных в письме института Дополнительного Профессионального Педагогического Образования от 16.08.2005г.№340 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в 2005/2006 учебном  году».

Контроль предусмотрен текущий, тематический, итоговый. Обучающиеся должны владеть правильным осознанным чтением целыми словами. В I полугодии темп чтения – 60-70 слов в минуту. Во II полугодии – 75-80 слов в минуту. Чтение должно быть эмоционально окрашенным.

 

Уроки внеклассного чтения спланированы в конце изучения каждого раздела литературного чтения. Программа предусматривает самостоятельную работу обучающихся с книгами.

 

 

 

№ 

п/п

Да-та

Тема урока

Обязательный ми-нимум содержания образования

      Требования

        к уровню

      подготовки                               

НРК

Православ-ный компо-нент

Практическая часть

Инструмен-тарий

Приме-чание

1

 

Вводный урок. Знакомство с учебни-ком.

Г.Сапгир. «Нарисован-ное солнце».

Ю.Ким. «Светлый дом».

Знакомство с учебником: авторы, титульный лист, содержание, обложка.

Стихи. Признаки стихотворения.

Знать: об авторе стихов.

Уметь: читать стихи выразительно наизусть.

 

 

Нарисовать солнечный день.

Выставка рисунков.

 

                                     П р о щ а н и е    с    л е т о м       5 ч

 

 

 

 

 

2

 

В.Драгунский. «Англичанин Павля»

Особенности юмористического рассказа.

Уметь: составить краткий устный портрет-характеристику мальчиков, читать по ролям.

 

 

 

Устный портрет- характери-стика героев.

 

3

 

Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс  и  кот».

Жанр – повесть.

Уметь: создать кадры к мультфильму по повести, инсценировать фрагмент.

 

 

Инсценирова-ние эпизодов 

Конкурс на лучший показ.

 

4

 

К.Бальмонт. «Капля». Подготовка к написа-нию сочинения-мини-атюры.

Сочинение-миниатюра

Уметь: написать сочинение-миниатюру.

 

 

 

Написание сочинения.

 

5

 

Анализ сочинений-миниатюр. Б.Заходер. «Что красивей всего».

Уметь: рассуждать, находить главную мысль произведения.

 

Сколько лю-дей, столько и мнений.

 

 

 

6

 

 Вн. чт.

Что я читал летом? Где, что, как, почему?

Книги, прочитанные летом.

Уметь: рассказывать о понравившемся произведении, выражать свое отношение к героям, их поступкам.

 

 

Комментарий по литературе,

прочитанной летом.  

 

 

                    Л е т н и е    п у т е ш е с т в и я    и    п р и к л ю ч е н и я       11 ч

 

 

 

 

 

7

 

Введение в раздел. Ю.Ким. «Отважный охотник». С.Голицын. « Сорок изыскателей».

Стихи. Главная мысль.

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, работать с толковым словарём.

 

Работа с толковым словарём.

 

 

8-9

 

С.Голицын. Сорок изыскателей

Повесть, главы, части, герои повести.

Уметь: составлять цитатный план произведения, устно составлять портреты героев, пересказывать

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Составление цитатного плана.

Пересказ по плану.

 

10

 

И.Дик. В дебрях Кара-Бумбы

Рассказ и повесть. Особенности каждой из глав.

Уметь: оформить записную книжку туриста, составить устный рассказ, составить сравнитель- ную таблицу.

 

 

Составление записной книжки туриста.

Сравни-тельная таблица.

 

11-12

 

М. Твен. «Приключе-ния Тома Сойера».

Знакомство с героями и местом действия.

Знать: о писателе. Уметь: работать по заглавию, иллюстрации, выполнять описательный пересказ.

 

 

Составление описательного рассказа.

 

 

13

 

Б.Емельянов. «Игра»

Рассказ – быль.

Знать: о писателе, признаки рассказа –были. Уметь: составлять пересказ по плану.

 

 

 

Пересказ по плану.

 

14

 

К.Г.Паустовский. «Кот-ворюга».

Понятия: образ-персонаж, рассказчик, автор.

Уметь: составлять устный портрет – описание  кота, выразить отношение свое к прочитанному.

 

 

Тв. тетрадь

 

 

15

 

К.Г. Паустовский. «Жильцы старого дома».

Стиль К.Г.Паустовского.

Знать: о писателе, о стиле его произведений. Уметь: придумывать загадки, находить в тексте описание места, составить схему.

 

Нет хуже, когда у человека душа сухая.

 

Составл-е загадок, схем.

 

16

 

Обобщающий урок. Подготовка к сочинению. Проверочная работа 

Сочинение. План.

Уметь: составлять план и писать сочинение по заданной теме.

 

 

 

Сочинение

 

17

 

Вн. чт.

«В путь, друзья!».

Путешествия и путешественники.

Уметь: по титульному листу, краткому содержанию выбрать нужную книгу.

 

 

 

Работа с книгой.

 

 

                                                   П р и р о д а     л е т о м      9 ч

 

 

 

 

 

18

 

Введение в раздел. С.Есенин. «С добрым утром!».

Стихи. Рифма.

Уметь: читать стихи наизусть.

 № 4. Л.Татьяничева. «Малахит». С.159-160.

Чтение стихов.

 

 

19

 

Чтение фрагмента из рассказа А.П.Чехова

«Степь».

Рассказ. Отрывок – фрагмент. Цитата.

Уметь: находить в тексте сравнительные цитаты, выполнять пересказ.

 

 

Тв. тетрадь

 

 

20

 

 

А.Н.Толстой. «Детство Никиты».

Автобиографическое произведение - рассказ. Описание пейзажа.

Уметь: находить образные выражения, заклички.

 

 

Тв. тетрадь

 

 

21

 

И.С.Тургенев.

«Голуби».

Стихотворение в прозе. Ритм повествования, настроение.

Уметь: рассказывать наизусть отрывки из стихотворения в прозе.

 

 

 

Конкурс на лучшее рассказывание стихов.

 

22

 

И.А.Бунин. «Розы».

Стихи. Строфа.

Знать: признаки стихотворений.

Уметь: выразительно рассказывать наизусть.

 

 

 

 

 

23

 

В.В.Бианки.

«Неслышимкка».

Рассказ о природе. Орнитология.

Знать: о писателе, о науке – орнитологии.

Уметь: наблюдать, сравнивать, составлять загадки, рассказы.

 

 

Тв. тетрадь.

Наблюде-ние за природой.

 

24

 

М.М.Пришвин.

«Золотой луг».

Описательный рассказ.

Уметь: составлять план и писать сочинение – зарисовку.

 

 

Составление плана.

Написание сочинения.

 

25

 

Б.Л.Пастернак. «За поворотом». Обобще-ние по разделу Проверочная работа.

Поэт. Стихи.

Знать: о поэте, о его творчестве.

Уметь: выразительно читать стихи.

 

 

 

 

 

26

 

Вн. чт.

Разноцветное лето.

Стихи поэтов-классиков 19-20 веков.

Уметь: находить стихи на заданную тему, определённых поэтов.

 

 

Выбор книг на заданную тему.

 

 

                                                      У р о к и     и    п е р е м е н к и       10 ч

 

 

 

 

 

27-28

 

Анализ творческих работ. Э.Успенский.

«Школа клоунов».

Главные герои. Реплика. Загадка-портрет.

Уметь: делать выводы урока, пересказывать, пользоваться репликами героев произведения.

 

 №3

 

 

 

29-30

 

Г.Куликов. «Как я влиял на Севку».

Чтение по ролям. Анализ произведения.

Уметь: составить характеристику герою, читать по ролям.

Л.Рахлис.«Кто я такой».

С.153.

Тв. тетрадь.

 

 

31-32

 

Б.Заходер. «Вредный кот».Л.Гераскина. «В Стране невыученных уроков».

Озаглавливание частей, рифмовки.

Знать: глава, часть. Уметь: сочинять рифмовки, выполнять пересказ от 3 лица.

 

 

Тв. тетрадь.

 

 

33-34

 

О.Григорьев. «Вита-  мин роста», «После уроков», «Кто прав».

Стихотворема. Рифма.

Уметь: выразительно читать стихи.

Писание: Что  видишь

сучок, еже во оке брата твоего, и се бревно во оке своем.

 

 

 

35

 

Обобщающий урок.

Проверочная работа.

Сочинение. План.

Уметь: излагать собственные мысли на письме. 

 

 

Составление плана.

Сочинение.

 

36

 

Вн. чт. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Книги о сверстниках, о школе.

Уметь: порекомендовать для чтения понравившееся произведение.

 

 

 

Рекоменда-ции по чте-нию произ-ведений.

 

                                           Г л у х а я    п о р а   л и с т о п а д а…      6 ч

 

 

 

 

 

37

 

Анализ творческих Ра-бот. Чтение стихотво-рений А.С.Пушкина

«Осень», К.Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева  «Есть в осени первона-чальной…»

Стихи. Автор-поэт. Признаки осени.

Знать: признаки осени. Уметь: выразительно читать стихи по теме.

 

 

 

Выразительное чтение стихов.

 

38

 

К.Паустовский. «Мой дом».

Стихи и проза об осени.

Уметь: описывать красоту природы осенней.

К.Рубинский.

«День осени». С. 156.

Нарисовать осенний пейзаж.

Выставка рисунков.

 

39

 

Г.Сапгир. «Четыре конверта».

Стихи и проза.

Уметь: описывать осеннюю природу, выполнять творческие задания.

 

 

Тв. тетрадь

 

 

40

 

Д.Самойлов. «Перед снегом». К.Паустовский.

«Прощание с летом».

Цитатный план. Эпитеты, сравнения, олицетворения.

Уметь: использовать термины в своей работе.

 

 

Составление цитатного плана.

 

 

41

 

Обобщающий урок. Подготовка к сочинению.

Проверочная работа.

Викторина.

Уметь: выполнять творческую работу.

 

 

 

Викторина.

 

42

 

Анализ творческих работ. 

Вн. чт. Знакомство с детской периодичес-кой печатью.

Детские журналы, православная литература для детей.

Уметь: пользоваться литературой, анализи-ровать прочитанное произведение, творчес-ки относиться к заданию.

 

 

Чтение детских журналов, православной литературы.

 

 

         «И    к о т    у ч ё н ы й    с в о и    м н е    с к а з к и     г о в о р и л…»      14 ч

 

 

 

 

 

43

 

Введение в раздел. Что такое сказка? Ю.Ким. «Летучий ковёр».

Сказка. Признаки сказки.

Знать: признаки сказки. Уметь: пересказывать сказку.

 

 

Тв. тетрадь

 

 

44

 

Г.Сапгир. «Леса-чудеса». Русская сказка «Кот и лиса».

Герои сказки.

Уметь: делать выводы, находить мысли, чему учит сказка.

 

 

 

 

 

45

 

Русская сказка «Кот и лиса». В.Берестов    

«Сказка».

Народный фольклор. Жанр устного народного творчества. Сказители.

Уметь: сочинить свою сказку.

 

 

 

Собствен-ная сказка.

 

46

 

Русские народные сказки: «Никита-Кожемяка», «Как мужик гусей делил».

Художники-иллюстраторы.

Уметь: оформить сказку, рассказать ее.

 

Умный молчит, когда дурак ворчит

Иллюстрации к сказке.

 

 

47

 

Обобщающий урок.

«Русские народные сказки». Б.Гребен-щиков и др. «Под небом голубым…»

Религиозный подтекст.

Уметь: пересказать сказку, описать героев.   

 

Вифлеемская звезда, воз-вестившая о рождении Христа.

Тв. тетрадь

Рисунки

 

48

 

Арабские сказки.

«Тысяча и одна ночь», « Синдбад-мореход».

Сказки  народов мира.

Уметь: отличать волшебные сказки, пересказывать.

 

 

 

 

 

49

 

Авторские сказки. Ш.Перро. «Ослиная шкура».

Авторская сказка. Эпизод.

Уметь: подбирать синонимы, составлять характеристики героям.

 

 

Подбор синонимов.

 

 

50

 

Г.Х.Андерсен.

«Стойкий оловянный солдатик».

Авторская сказка.

Уметь: выполнить творческое задание.

 

 

Тв. тетрадь

 

 

51-52

 

А.Волков.

«Волшебник Изумрудного города».

Образы героев.

Уметь: устно рисовать портреты персонажей сказки.

 

 

 

 

 

53

 

С.Маршак. «Сказка про козла».

Пьеса – драматическое произведение.

Уметь: составлять план из пословиц, выполнять пересказ.

 

 

Составление плана из пословиц.

Пересказ.

 

54

 

В.Высоцкий. «Песня Кэрролла».

Стихотворение. Диско-спектакль.

Уметь: читать выразительно произведение.

 

 

 

 

 

 

55

 

Обобщающий урок по разделу 6.

Творческая работа: сочинение сказки.

Сказка. Эпиграф.

Уметь: выполнять творческое задание.

 

Лучше уме-реть орлом, чем жить зайцем.

Тв. тетрадь

 

 

56

 

Вн. чт.

Сказки-путешествия.

Сказка. Персонажи. Эпиграф. Главная мысль.

Уметь: выбирать сказки на заданную тему.

 

 

 

Сказки на заданную тему

 

                                            «П о ё т    з и м а,    а у к а е т…»      8 ч

 

 

 

 

 

57-59

 

Проверочная работа (р.6). Введение в но-вый раздел.   С.Есенин. «Поёт зима, аукает», «Пороша». К.Бальмонт. «Снежин-ка». И.Бродский.«Ве-чером». Ю.Мориц.

«Настоящий секрет». А.Барто. «В защиту Деда Мороза».

Стихи. Поэт. Репродукции картин.

Уметь: выразительно читать стихи наизусть.

 

 

Чтение стихов о зиме.

Рисунки.

 

60

 

В.Драгунский. «Кот в сапогах».

Рассказ, стихи, сказка.

Знать: признаки жанров литературы.

Уметь: выполнять творческое задание.

 

 

Тв. тетрадь.

 

 

61

 

Б.Пастернак. «Снег идёт».  А.Башлычев.

«Рождественская».

Д.Самойлов «Город зимний…»

Стихи. Тема зимы.

Уметь: анализировать стихи.

 

 

 

 

 

62

 

Б.Бианки.«По следам».

Рассказ. Герои рассказа.

Уметь: озаглавить части, выполнить пересказ.

С.Школьникова.

«Тихий снег». С.158.

Озаглавлива-ние частей

Пересказ

 

63

 

Проверочная работа.

Обобщающий урок. Сочинение.

Сочинение. Сюжет. Эпиграф. Цитаты.

Уметь: использовать в работе все составные части сочинения.

 

 

 

Сочинение

 

64

 

Вн. чт. Сказка-пьеса С.Маршака  «Двена-

дцать месяцев».

Сказка-пьеса.

Уметь читать по ролям.

 

 

Сказка- пьеса

 

 

                                             Ж и в о т н ы е    в    н а ш е м     д о м е     7 ч

 

 

 

 

 

65

 

Введение в раздел. В.Берестов.

«Прощание с другом».

Анализ стихов.

Уметь выделить идею автора, выразительно читать стихи.

 

 

Тв. тетрадь

 

 

66

 

Д.Мамин-Сибиряк.

«Медведко».

Главная мысль произведения. Анализ рассказа.

Уметь: анализировать произведение, выполнять пересказ от 3 лица.

Н.Шилов.«Дядя Вася».

С.152.

 

 

Пересказ от 3 лица.

 

67

 

Ю.Коринец. «Ханг и Чанг».

 

 

 

Анализ произведения.

 

 

68

 

В.Драгунский.

«Дымка и Антон». Г.Сапгир. «Морская собака».

 

 

 

 

 

69

 

Ю.Коваль.«Капитан Клюквин».

Описание птицы-клеста. Пейзаж.

Уметь: составлять описание –портрет птицы.

 

 

Составление портрета-опи-сания птицы

 

 

70

 

Ю.Мориц. «Пони». Обобщающий урок.   Устный журнал «Доб-ро в твоём сердце».

Устный журнал.

Уметь: выбирать рассказы и стихи о природе, о птицах, рассказывать о любимцах человека.

Д.Демен-тьев.   «Слепой заяц».

С. 176.

Не строй церковь, пристрой сироту.

 

Устный журнал.

 

71

 

Вн. чт.  О братьях наших меньших.

Книги о природе, о животных и птицах.

Уметь: рассказывать о своих питомцах.

 

 

 

Книги о питомцах.

 

                                                М ы    с    м а м о й    и    п а п о й       8 ч

 

 

 

 

 

72

 

Проверочная работа. Введение в новый раздел. Э.Успенский 

«Если был бы я девчонкой…», «Всё в порядке».

Тема семьи. Писатели и поэты о семье.

Уметь: рассказывать о своей семье.

Л.Преображенская.     «Ниточка незримая».

С.169.

Рассказ о семье.

 

 

73

 

Ю. Коринец. «Подар-ки под подушкой», А.Барто. «Разговор с дочкой».

Стихи. Рассказ.

Знать: признаки стихов и рассказа.

Уметь: анализировать произведения.

 

 

 

 

 

74

 

И.Дик. «Красные яблоки». А.Барто.

«Перед сном».

Басня. Афоризм. Пословица.

Знать: признаки басни, афоризм. Уметь: составлять сравнительную характеристику.

 

 

Составление сравнительной характеристики

 

 

75

 

В.Драгунский.

«Девочка на шаре».

Рассказ. герои произведения.

Уметь: выполнять пересказ.

 

 

 

 

 

76

 

 

« Счастье – это, когда тебя понимают». В.Драгунский.

«Тайное становится явным».

Жанр литературного творчества – рассказ.

Уметь: анализировать произведение, делать выводы.

 

Кто родите-лей почитает, тот вовеки не погибает.

Тв. тетрадь

 

 

77

 

С.Маршак. «Хороший день». Сочинение о своей семье.

Сочинение. План. Озаглавливание.

Уметь: писать сочинение о своей семье.

 

 

 

Сочинение

 

78

 

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Тема: « Моя семья»

Уметь: составить устный рассказ о своем увлечении.

Л.Преображенская.

«Расти бы сосенке». С.171.

Составление рассказа

 

 

79

 

Вн. чт.

Урок-отчёт «От чис-того сердца».

Книги о семье.

 

Вся семья вместе, так и душа на месте

 

Книги о семье

 

                                            «Н а п о л н и м    м у з ы к о й     с е р д ц а…»        8 ч

 

 

 

 

 

80

 

Введение в раздел. О.Мендельштам.

«Рояль».

 

Н.Ваторопина.

«Музыка». С.164.

Тв. тетрадь

 

 

81

 

К.Паустовский.

«Корзина с еловыми шишками».

Рассказ о семье композитора.

Знать: о семье композитора.

Уметь: выполнять пересказ.

 

 

Пересказ

 

 

82

 

Г.Цыферов. «Тайна запечного сверчка»,

«Небольшое вступление», «О сказочной тайне маленького Моцарта».

Инсценирование. Диалог. Диафильм.

Знать: отличия сказки от были.

Уметь: выполнять творческие задания.

 

 

Тв. тетрадь

Инсцениро-вание

 

83

 

Г.Цыферов. «О тан-цующем снеге»,

«О Вене и серебряной шпаге принца».

Сказка. Быль.

Уметь: рисовать устные картины по прочитанному.

 

84

 

И. Тургенев.

«Независимый Горбушка».

Писатель. Произведение. Идея.

Уметь: написать любимому писателю письмо.

 

 

 

Письмо писателю

 

85

 

Обобщение. Проверочная работа.

Композитор. Музыка. Вальс, мазурка, Балет, т.д.

Уметь: работать со словариком настроений и чувств.

 

 

Работа со словарём настроений и чувств.

 

 

86

 

Сочинение «Что я представляю, когда слушаю музыку».

Музыкальные произведения. Писатели и поэты о музыке

Уметь писать сочинение о музыке.

 

 

 

Сочинение

 

87

 

 

Вн. чт. «Город твоих друзей».

Экскурсия в библиотеку.

Уметь: использовать литературу по теме: «Город твоих друзей».

 

 

 

Экскурсия в библиоте-ку.

 

                                                           Д е н ь    с м е х а      4 ч

 

 

 

 

88

 

Введение в раздел. Г.Сапгир. «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или всё наоборот».

Стихи. Строфа. Розыгрыш.

Уметь: читать наизусть выразительно стихи.

 

 

Чтение стихов наизусть 

 

 

89

 

В.Драгунский. «Надо иметь чувство юмора».

Чувство юмора.

Уметь: выполнять пересказ по плану и опорным словам.

 

 

Пересказ по плану и опор- ным словам.

 

 

90

 

Двустишия О.Григорь-ева. Ю.Мориц. «Мали-новая кошка». Обобщающий урок

«Весёлая мозаика».

Афоризмы. Мини-сочинение.

Уметь: сочинять двустишия , пересказ « цепочкой».

 

 

Тв. тетрадь

Сочинение двустиший

 

91

 

 Вн. чт 

«Моя Хохотания».

Книги о людях, обладающих чувством юмора.

 

 

Работа с книгой

 

 

                                     «О,   в е с н а,   б е з   к о н ц а   и   б е з  к р а ю…»       4 ч

 

 

 

 

 

92

 

Введение в раздел. Стихи о весне Ф.Тютчева,  А.Блока, А.Макаревича.

Стихи о весне. Музыкальное оформление.

Уметь: читать стихи о весне наизусть.

Л.Татьяничева.

«Лучшее время года». С.159.

Чтение стихов о весне.

 

 

93

 

Стихи о весне В.Мая-  ковского, О.Мандель-штама, С.Чёрного, Б.Окуджавы.

Стихи. Иллюстрации.

Уметь устно нарисовать весну.

 

 

Сочинение «Картины весны»

 

 

94

 

А.Толстой. «Детство Никиты» (гл. «Весна») Проверочная работа. по разделам 11,12.

Стихи и рассказы о весне.

Уметь: рассказать о весне по отдельным наблюдениям и записям в тетради.

 

 

 

Конкурс иллюстра-ций по теме «Весна»

 

95

 

 Вн. чт. «Необычный календарь».   Сочинение о весне.

Книги о весне.

Уметь: писать сочинение о весне.

 

 

 

Сочинение

 

                                                            Д е н ь    П о б е д ы       3 ч

 

 

 

 

 

96

 

Введение в раздел.

А.Ахматова. «Памяти друга». В.Драгунский. «Арбузный переулок».

Стихи. Проза.

Уметь: выразительно читать наизусть стихи.

Н.Воторопина.

«Воронко». С.165.

Тв. тетрадь

 

 

97

 

Стихи о войне В.Вы-соцкого, Б.Окуджавы, А.Твардовского.

Стихи. Рифма. Идея.

 

 

 

Рисунки о войне

 

98

 

 Вн. чт. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

«Реквием», стихи о войне.

Уметь: выполнять творческое задание.

 

 

Тв. тетрадь

 

 

                                                             Р о д н а я     з е м л я      4 ч

 

 

 

 

 

99

 

Введение в раздел.

К. Паустовский.  

«Бескорыстие».

Описание. Любимые родные места.

Уметь: выполнять пересказ.

А.Гольдберг « Уралу», с.198

 

 

 

Каков строитель – такова и обитель.

Пересказ- описание

 

 

100

 

В.Бахревский, Г.Цыферов.«Дубенка».

Б.Окуджава. «Песенка об Арбате». С.Козлов. «Где живёт солнце».

Пословицы, поговорки.

Уметь: выполнять близкий к тексту пересказ.

А.Горская « Будет планета жить», с.161

 

 

 

 

Тв. тетрадь

 

 

101

 

Заключительный урок. Проверка техники чтения.

Уметь: читать безошибочно, бегло, выразительно читать, понимать смысл прочитанного, пересказывать.

 

 

 

Проверка техники чтения

 

102

 

Вн.  чт.

Любимые книги, любимые писатели. Урок-отчёт.

Любимые книги, герои произведений.

Уметь пользоваться каталогом, выбирать книги на заданную тему, любимого поэта или писателя.

 

Простота, чистота, правота – наилучшая лепота.

 

Урок-отчёт.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top