Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской обл. от 05.05.2005 г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской обл. на 2005-2006 учебный год».
2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2006-2007 учебный год. Приказ главного управления образования и науки Челябинской обл. от 01.07.2004 г. №2 – 678 (1-2 кл.).
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 189 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО ЧИППКРО
23 июля 2007 года № 391 «Об организации учебного процесса в начальной школе в 2007-2008 учебном году».
- Учебный план
- Программа общеобразовательных учреждений начальные классы (1— 4) М., «Просвещение», 2001 г.
7. Учебник: Е.В.Бунеева, О.В.Смирнова, М.А.Яковлева. «В одном счастливом детстве» (в двух частях).
Тематическое планирование уроков литературного чтения составлено из расчёта 3 часа в неделю, за год (34 недели) – 102 часа, из них 15 часов на внеклассное чтение, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования и требованиям ОБУП.
Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Обучающиеся должны знать:
- жанры устного народного творчества: сказки, рассказы, отрывки из повестей, лирические и сюжетные стихотворения, маленькая поэма, пьеса-сказка;
- сказочные приметы: зачин, присказка, сказочные герои, троекратный повтор, борьба добра и зла, постоянные эпитеты;
- в стихотворении: мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов;
- язык сказок: народный, литературный.
Обучающиеся должны уметь:
- выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
- составлять простой план;
- сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
- самостоятельно составлять план рассказа о герое;
- отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
- использовать выборочное чтения для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
В календарно-тематическом планировании предусмотрены занятия по развитию устной и письменной речи.
Использована методическая литература:
В.И.Воробьёва, С.К.Тевикова. «Сочинения по картинам в начальных классах». Тула, «Родничок», М., «Астрель», АСТ, 2004 г.
Обучением предусмотрено:
- подробный пересказ небольших произведений или эпизодов с соблюдением логики изложения;
- выборочный пересказ текстов в форме рассказа о сказочных героях;
- сочинения – миниатюры о сказочных героях;
- заучивание и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы описательного характера (4 – 8 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи.
Творческие работы:
- сочинение сказок, рассказов, загадок, стихотворений.
Региональный и православный компонент на уроке литературного чтения включается равномерно в содержание с учётом соответствующих тем программы.
Использованы материалы:
- «Православный детский календарь». М., «Благовест», 2003, 2004 г.г.
- «Жития святых». Трифонов-Печенский монастырь. Издательство «Ковчег», М., 2002г.
- Епископ Александр (Милеант). «Христианский дух в пословицах и поговорках». Изд. дом «Фавор – XXI». М., 2003г.
- Хрестоматия по литературе родного края. 1- 4 классы.
- Малиновский М.Д. Стихи.
Оценивание знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, обозначенных в письме института Дополнительного Профессионального Педагогического Образования от 16.08.2005г.№340 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в 2005/2006 учебном году».
Контроль предусмотрен текущий, тематический, итоговый. Обучающиеся должны владеть правильным осознанным чтением целыми словами. В I полугодии темп чтения – 60-70 слов в минуту. Во II полугодии – 75-80 слов в минуту. Чтение должно быть эмоционально окрашенным.
Уроки внеклассного чтения спланированы в конце изучения каждого раздела литературного чтения. Программа предусматривает самостоятельную работу обучающихся с книгами.
№ п/п |
Да-та |
Тема урока |
Обязательный ми-нимум содержания образования |
Требования к уровню подготовки |
НРК |
Православ-ный компо-нент |
Практическая часть |
Инструмен-тарий |
Приме-чание |
1 |
|
Вводный урок. Знакомство с учебни-ком. Г.Сапгир. «Нарисован-ное солнце». Ю.Ким. «Светлый дом». |
Знакомство с учебником: авторы, титульный лист, содержание, обложка. Стихи. Признаки стихотворения. Знать: об авторе стихов. Уметь: читать стихи выразительно наизусть. |
|
|
Нарисовать солнечный день. |
Выставка рисунков. |
|
|
П р о щ а н и е с л е т о м 5 ч |
|
|
|
|
|
||||
2 |
|
В.Драгунский. «Англичанин Павля» |
Особенности юмористического рассказа. Уметь: составить краткий устный портрет-характеристику мальчиков, читать по ролям. |
|
|
|
Устный портрет- характери-стика героев. |
|
|
3 |
|
Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот». |
Жанр – повесть. Уметь: создать кадры к мультфильму по повести, инсценировать фрагмент. |
|
|
Инсценирова-ние эпизодов |
Конкурс на лучший показ. |
|
|
4 |
|
К.Бальмонт. «Капля». Подготовка к написа-нию сочинения-мини-атюры. |
Сочинение-миниатюра Уметь: написать сочинение-миниатюру. |
|
|
|
Написание сочинения. |
|
|
5 |
|
Анализ сочинений-миниатюр. Б.Заходер. «Что красивей всего». |
Уметь: рассуждать, находить главную мысль произведения. |
|
Сколько лю-дей, столько и мнений. |
|
|
|
|
6 |
|
Вн. чт. Что я читал летом? Где, что, как, почему? |
Книги, прочитанные летом. Уметь: рассказывать о понравившемся произведении, выражать свое отношение к героям, их поступкам. |
|
|
Комментарий по литературе, прочитанной летом. |
|
|
|
Л е т н и е п у т е ш е с т в и я и п р и к л ю ч е н и я 11 ч |
|
|
|
|
|
||||
7 |
|
Введение в раздел. Ю.Ким. «Отважный охотник». С.Голицын. « Сорок изыскателей». |
Стихи. Главная мысль. Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, работать с толковым словарём. |
|
Работа с толковым словарём. |
|
|
||
8-9 |
|
С.Голицын. Сорок изыскателей |
Повесть, главы, части, герои повести. Уметь: составлять цитатный план произведения, устно составлять портреты героев, пересказывать |
Бороться и искать, найти и не сдаваться. |
Составление цитатного плана. |
Пересказ по плану. |
|
||
10 |
|
И.Дик. В дебрях Кара-Бумбы |
Рассказ и повесть. Особенности каждой из глав. Уметь: оформить записную книжку туриста, составить устный рассказ, составить сравнитель- ную таблицу. |
|
|
Составление записной книжки туриста. |
Сравни-тельная таблица. |
|
|
11-12 |
|
М. Твен. «Приключе-ния Тома Сойера». |
Знакомство с героями и местом действия. Знать: о писателе. Уметь: работать по заглавию, иллюстрации, выполнять описательный пересказ. |
|
|
Составление описательного рассказа. |
|
|
|
13 |
|
Б.Емельянов. «Игра» |
Рассказ – быль. Знать: о писателе, признаки рассказа –были. Уметь: составлять пересказ по плану. |
|
|
|
Пересказ по плану. |
|
|
14 |
|
К.Г.Паустовский. «Кот-ворюга». |
Понятия: образ-персонаж, рассказчик, автор. Уметь: составлять устный портрет – описание кота, выразить отношение свое к прочитанному. |
|
|
Тв. тетрадь |
|
|
|
15 |
|
К.Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». |
Стиль К.Г.Паустовского. Знать: о писателе, о стиле его произведений. Уметь: придумывать загадки, находить в тексте описание места, составить схему. |
|
Нет хуже, когда у человека душа сухая. |
|
Составл-е загадок, схем. |
|
|
16 |
|
Обобщающий урок. Подготовка к сочинению. Проверочная работа |
Сочинение. План. Уметь: составлять план и писать сочинение по заданной теме. |
|
|
|
Сочинение |
|
|
17 |
|
Вн. чт. «В путь, друзья!». |
Путешествия и путешественники. Уметь: по титульному листу, краткому содержанию выбрать нужную книгу. |
|
|
|
Работа с книгой. |
|
|
П р и р о д а л е т о м 9 ч |
|
|
|
|
|
||||
18 |
|
Введение в раздел. С.Есенин. «С добрым утром!». |
Стихи. Рифма. Уметь: читать стихи наизусть. |
№ 4. Л.Татьяничева. «Малахит». С.159-160. |
Чтение стихов. |
|
|
||
19 |
|
Чтение фрагмента из рассказа А.П.Чехова «Степь». |
Рассказ. Отрывок – фрагмент. Цитата. Уметь: находить в тексте сравнительные цитаты, выполнять пересказ. |
|
|
Тв. тетрадь |
|
|
|
20
|
|
А.Н.Толстой. «Детство Никиты». |
Автобиографическое произведение - рассказ. Описание пейзажа. Уметь: находить образные выражения, заклички. |
|
|
Тв. тетрадь |
|
|
|
21 |
|
И.С.Тургенев. «Голуби». |
Стихотворение в прозе. Ритм повествования, настроение. Уметь: рассказывать наизусть отрывки из стихотворения в прозе. |
|
|
|
Конкурс на лучшее рассказывание стихов. |
|
|
22 |
|
И.А.Бунин. «Розы». |
Стихи. Строфа. Знать: признаки стихотворений. Уметь: выразительно рассказывать наизусть. |
|
|
|
|
|
|
23 |
|
В.В.Бианки. «Неслышимкка». |
Рассказ о природе. Орнитология. Знать: о писателе, о науке – орнитологии. Уметь: наблюдать, сравнивать, составлять загадки, рассказы. |
|
|
Тв. тетрадь. |
Наблюде-ние за природой. |
|
|
24 |
|
М.М.Пришвин. «Золотой луг». |
Описательный рассказ. Уметь: составлять план и писать сочинение – зарисовку. |
|
|
Составление плана. |
Написание сочинения. |
|
|
25 |
|
Б.Л.Пастернак. «За поворотом». Обобще-ние по разделу Проверочная работа. |
Поэт. Стихи. Знать: о поэте, о его творчестве. Уметь: выразительно читать стихи. |
|
|
|
|
|
|
26 |
|
Вн. чт. Разноцветное лето. |
Стихи поэтов-классиков 19-20 веков. Уметь: находить стихи на заданную тему, определённых поэтов. |
|
|
Выбор книг на заданную тему. |
|
|
|
У р о к и и п е р е м е н к и 10 ч |
|
|
|
|
|
||||
27-28 |
|
Анализ творческих работ. Э.Успенский. «Школа клоунов». |
Главные герои. Реплика. Загадка-портрет. Уметь: делать выводы урока, пересказывать, пользоваться репликами героев произведения. |
|
№3 |
|
|
|
|
29-30 |
|
Г.Куликов. «Как я влиял на Севку». |
Чтение по ролям. Анализ произведения. Уметь: составить характеристику герою, читать по ролям. |
Л.Рахлис.«Кто я такой». С.153. |
Тв. тетрадь. |
|
|
||
31-32 |
|
Б.Заходер. «Вредный кот».Л.Гераскина. «В Стране невыученных уроков». |
Озаглавливание частей, рифмовки. Знать: глава, часть. Уметь: сочинять рифмовки, выполнять пересказ от 3 лица. |
|
|
Тв. тетрадь. |
|
|
|
33-34 |
|
О.Григорьев. «Вита- мин роста», «После уроков», «Кто прав». |
Стихотворема. Рифма. Уметь: выразительно читать стихи. |
Писание: Что видишь сучок, еже во оке брата твоего, и се бревно во оке своем. |
|
|
|
||
35 |
|
Обобщающий урок. Проверочная работа. |
Сочинение. План. Уметь: излагать собственные мысли на письме. |
|
|
Составление плана. |
Сочинение. |
|
|
36 |
|
Вн. чт. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. |
Книги о сверстниках, о школе. Уметь: порекомендовать для чтения понравившееся произведение. |
|
|
|
Рекоменда-ции по чте-нию произ-ведений. |
|
|
Г л у х а я п о р а л и с т о п а д а… 6 ч |
|
|
|
|
|
||||
37 |
|
Анализ творческих Ра-бот. Чтение стихотво-рений А.С.Пушкина «Осень», К.Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева «Есть в осени первона-чальной…» |
Стихи. Автор-поэт. Признаки осени. Знать: признаки осени. Уметь: выразительно читать стихи по теме. |
|
|
|
Выразительное чтение стихов. |
|
|
38 |
|
К.Паустовский. «Мой дом». |
Стихи и проза об осени. Уметь: описывать красоту природы осенней. |
К.Рубинский. «День осени». С. 156. |
Нарисовать осенний пейзаж. |
Выставка рисунков. |
|
||
39 |
|
Г.Сапгир. «Четыре конверта». |
Стихи и проза. Уметь: описывать осеннюю природу, выполнять творческие задания. |
|
|
Тв. тетрадь |
|
|
|
40 |
|
Д.Самойлов. «Перед снегом». К.Паустовский. «Прощание с летом». |
Цитатный план. Эпитеты, сравнения, олицетворения. Уметь: использовать термины в своей работе. |
|
|
Составление цитатного плана. |
|
|
|
41 |
|
Обобщающий урок. Подготовка к сочинению. Проверочная работа. |
Викторина. Уметь: выполнять творческую работу. |
|
|
|
Викторина. |
|
|
42 |
|
Анализ творческих работ. Вн. чт. Знакомство с детской периодичес-кой печатью. |
Детские журналы, православная литература для детей. Уметь: пользоваться литературой, анализи-ровать прочитанное произведение, творчес-ки относиться к заданию. |
|
|
Чтение детских журналов, православной литературы. |
|
|
|
«И к о т у ч ё н ы й с в о и м н е с к а з к и г о в о р и л…» 14 ч |
|
|
|
|
|
||||
43 |
|
Введение в раздел. Что такое сказка? Ю.Ким. «Летучий ковёр». |
Сказка. Признаки сказки. Знать: признаки сказки. Уметь: пересказывать сказку. |
|
|
Тв. тетрадь |
|
|
|
44 |
|
Г.Сапгир. «Леса-чудеса». Русская сказка «Кот и лиса». |
Герои сказки. Уметь: делать выводы, находить мысли, чему учит сказка. |
|
|
|
|
|
|
45 |
|
Русская сказка «Кот и лиса». В.Берестов «Сказка». |
Народный фольклор. Жанр устного народного творчества. Сказители. Уметь: сочинить свою сказку. |
|
|
|
Собствен-ная сказка. |
|
|
46 |
|
Русские народные сказки: «Никита-Кожемяка», «Как мужик гусей делил». |
Художники-иллюстраторы. Уметь: оформить сказку, рассказать ее. |
|
Умный молчит, когда дурак ворчит |
Иллюстрации к сказке. |
|
|
|
47 |
|
Обобщающий урок. «Русские народные сказки». Б.Гребен-щиков и др. «Под небом голубым…» |
Религиозный подтекст. Уметь: пересказать сказку, описать героев. |
|
Вифлеемская звезда, воз-вестившая о рождении Христа. |
Тв. тетрадь |
Рисунки |
|
|
48 |
|
Арабские сказки. «Тысяча и одна ночь», « Синдбад-мореход». |
Сказки народов мира. Уметь: отличать волшебные сказки, пересказывать. |
|
|
|
|
|
|
49 |
|
Авторские сказки. Ш.Перро. «Ослиная шкура». |
Авторская сказка. Эпизод. Уметь: подбирать синонимы, составлять характеристики героям. |
|
|
Подбор синонимов. |
|
|
|
50 |
|
Г.Х.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик». |
Авторская сказка. Уметь: выполнить творческое задание. |
|
|
Тв. тетрадь |
|
|
|
51-52 |
|
А.Волков. «Волшебник Изумрудного города». |
Образы героев. Уметь: устно рисовать портреты персонажей сказки. |
|
|
|
|
|
|
53 |
|
С.Маршак. «Сказка про козла». |
Пьеса – драматическое произведение. Уметь: составлять план из пословиц, выполнять пересказ. |
|
|
Составление плана из пословиц. |
Пересказ. |
|
|
54 |
|
В.Высоцкий. «Песня Кэрролла». |
Стихотворение. Диско-спектакль. Уметь: читать выразительно произведение. |
|
|
|
|
|
|
55 |
|
Обобщающий урок по разделу 6. Творческая работа: сочинение сказки. |
Сказка. Эпиграф. Уметь: выполнять творческое задание. |
|
Лучше уме-реть орлом, чем жить зайцем. |
Тв. тетрадь |
|
|
|
56 |
|
Вн. чт. Сказки-путешествия. |
Сказка. Персонажи. Эпиграф. Главная мысль. Уметь: выбирать сказки на заданную тему. |
|
|
|
Сказки на заданную тему |
|
|
«П о ё т з и м а, а у к а е т…» 8 ч |
|
|
|
|
|
||||
57-59 |
|
Проверочная работа (р.6). Введение в но-вый раздел. С.Есенин. «Поёт зима, аукает», «Пороша». К.Бальмонт. «Снежин-ка». И.Бродский.«Ве-чером». Ю.Мориц. «Настоящий секрет». А.Барто. «В защиту Деда Мороза». |
Стихи. Поэт. Репродукции картин. Уметь: выразительно читать стихи наизусть. |
|
|
Чтение стихов о зиме. |
Рисунки. |
|
|
60 |
|
В.Драгунский. «Кот в сапогах». |
Рассказ, стихи, сказка. Знать: признаки жанров литературы. Уметь: выполнять творческое задание. |
|
|
Тв. тетрадь. |
|
|
|
61 |
|
Б.Пастернак. «Снег идёт». А.Башлычев. «Рождественская». Д.Самойлов «Город зимний…» |
Стихи. Тема зимы. Уметь: анализировать стихи. |
|
|
|
|
|
|
62 |
|
Б.Бианки.«По следам». |
Рассказ. Герои рассказа. Уметь: озаглавить части, выполнить пересказ. |
С.Школьникова. «Тихий снег». С.158. |
Озаглавлива-ние частей |
Пересказ |
|
||
63 |
|
Проверочная работа. Обобщающий урок. Сочинение. |
Сочинение. Сюжет. Эпиграф. Цитаты. Уметь: использовать в работе все составные части сочинения. |
|
|
|
Сочинение |
|
|
64 |
|
Вн. чт. Сказка-пьеса С.Маршака «Двена- дцать месяцев». |
Сказка-пьеса. Уметь читать по ролям. |
|
|
Сказка- пьеса |
|
|
|
Ж и в о т н ы е в н а ш е м д о м е 7 ч |
|
|
|
|
|
||||
65 |
|
Введение в раздел. В.Берестов. «Прощание с другом». |
Анализ стихов. Уметь выделить идею автора, выразительно читать стихи. |
|
|
Тв. тетрадь |
|
|
|
66 |
|
Д.Мамин-Сибиряк. «Медведко». |
Главная мысль произведения. Анализ рассказа. Уметь: анализировать произведение, выполнять пересказ от 3 лица. |
Н.Шилов.«Дядя Вася». С.152. |
|
|
Пересказ от 3 лица. |
|
|
67 |
|
Ю.Коринец. «Ханг и Чанг». |
|
|
|
Анализ произведения. |
|
|
|
68 |
|
В.Драгунский. «Дымка и Антон». Г.Сапгир. «Морская собака». |
|
|
|
|
|
||
69 |
|
Ю.Коваль.«Капитан Клюквин». |
Описание птицы-клеста. Пейзаж. Уметь: составлять описание –портрет птицы. |
|
|
Составление портрета-опи-сания птицы |
|
|
|
70 |
|
Ю.Мориц. «Пони». Обобщающий урок. Устный журнал «Доб-ро в твоём сердце». |
Устный журнал. Уметь: выбирать рассказы и стихи о природе, о птицах, рассказывать о любимцах человека. |
Д.Демен-тьев. «Слепой заяц». С. 176. |
Не строй церковь, пристрой сироту. |
|
Устный журнал. |
|
|
71 |
|
Вн. чт. О братьях наших меньших. |
Книги о природе, о животных и птицах. Уметь: рассказывать о своих питомцах. |
|
|
|
Книги о питомцах. |
|
|
М ы с м а м о й и п а п о й 8 ч |
|
|
|
|
|
||||
72 |
|
Проверочная работа. Введение в новый раздел. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…», «Всё в порядке». |
Тема семьи. Писатели и поэты о семье. Уметь: рассказывать о своей семье. |
Л.Преображенская. «Ниточка незримая». С.169. |
Рассказ о семье. |
|
|
||
73 |
|
Ю. Коринец. «Подар-ки под подушкой», А.Барто. «Разговор с дочкой». |
Стихи. Рассказ. Знать: признаки стихов и рассказа. Уметь: анализировать произведения. |
|
|
|
|
|
|
74 |
|
И.Дик. «Красные яблоки». А.Барто. «Перед сном». |
Басня. Афоризм. Пословица. Знать: признаки басни, афоризм. Уметь: составлять сравнительную характеристику. |
|
|
Составление сравнительной характеристики |
|
|
|
75 |
|
В.Драгунский. «Девочка на шаре». |
Рассказ. герои произведения. Уметь: выполнять пересказ. |
|
|
|
|
|
|
76
|
|
« Счастье – это, когда тебя понимают». В.Драгунский. «Тайное становится явным». |
Жанр литературного творчества – рассказ. Уметь: анализировать произведение, делать выводы. |
|
Кто родите-лей почитает, тот вовеки не погибает. |
Тв. тетрадь |
|
|
|
77 |
|
С.Маршак. «Хороший день». Сочинение о своей семье. |
Сочинение. План. Озаглавливание. Уметь: писать сочинение о своей семье. |
|
|
|
Сочинение |
|
|
78 |
|
Обобщающий урок. Проверочная работа. |
Тема: « Моя семья» Уметь: составить устный рассказ о своем увлечении. |
Л.Преображенская. «Расти бы сосенке». С.171. |
Составление рассказа |
|
|
||
79 |
|
Вн. чт. Урок-отчёт «От чис-того сердца». |
Книги о семье. |
|
Вся семья вместе, так и душа на месте |
|
Книги о семье |
|
|
«Н а п о л н и м м у з ы к о й с е р д ц а…» 8 ч |
|
|
|
|
|
||||
80 |
|
Введение в раздел. О.Мендельштам. «Рояль». |
|
Н.Ваторопина. «Музыка». С.164. |
Тв. тетрадь |
|
|
||
81 |
|
К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». |
Рассказ о семье композитора. Знать: о семье композитора. Уметь: выполнять пересказ. |
|
|
Пересказ |
|
|
|
82 |
|
Г.Цыферов. «Тайна запечного сверчка», «Небольшое вступление», «О сказочной тайне маленького Моцарта». |
Инсценирование. Диалог. Диафильм. Знать: отличия сказки от были. Уметь: выполнять творческие задания. |
|
|
Тв. тетрадь |
Инсцениро-вание |
|
|
83 |
|
Г.Цыферов. «О тан-цующем снеге», «О Вене и серебряной шпаге принца». |
Сказка. Быль. Уметь: рисовать устные картины по прочитанному. |
|
|||||
84 |
|
И. Тургенев. «Независимый Горбушка». |
Писатель. Произведение. Идея. Уметь: написать любимому писателю письмо. |
|
|
|
Письмо писателю |
|
|
85 |
|
Обобщение. Проверочная работа. |
Композитор. Музыка. Вальс, мазурка, Балет, т.д. Уметь: работать со словариком настроений и чувств. |
|
|
Работа со словарём настроений и чувств. |
|
|
|
86 |
|
Сочинение «Что я представляю, когда слушаю музыку». |
Музыкальные произведения. Писатели и поэты о музыке Уметь писать сочинение о музыке. |
|
|
|
Сочинение |
|
|
87
|
|
Вн. чт. «Город твоих друзей». |
Экскурсия в библиотеку. Уметь: использовать литературу по теме: «Город твоих друзей». |
|
|
|
Экскурсия в библиоте-ку. |
|
|
Д е н ь с м е х а 4 ч |
|
|
|
|
|||||
88 |
|
Введение в раздел. Г.Сапгир. «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или всё наоборот». |
Стихи. Строфа. Розыгрыш. Уметь: читать наизусть выразительно стихи. |
|
|
Чтение стихов наизусть |
|
|
|
89 |
|
В.Драгунский. «Надо иметь чувство юмора». |
Чувство юмора. Уметь: выполнять пересказ по плану и опорным словам. |
|
|
Пересказ по плану и опор- ным словам. |
|
|
|
90 |
|
Двустишия О.Григорь-ева. Ю.Мориц. «Мали-новая кошка». Обобщающий урок «Весёлая мозаика». |
Афоризмы. Мини-сочинение. Уметь: сочинять двустишия , пересказ « цепочкой». |
|
|
Тв. тетрадь |
Сочинение двустиший |
|
|
91 |
|
Вн. чт «Моя Хохотания». |
Книги о людях, обладающих чувством юмора. |
|
|
Работа с книгой |
|
|
|
«О, в е с н а, б е з к о н ц а и б е з к р а ю…» 4 ч |
|
|
|
|
|
||||
92 |
|
Введение в раздел. Стихи о весне Ф.Тютчева, А.Блока, А.Макаревича. |
Стихи о весне. Музыкальное оформление. Уметь: читать стихи о весне наизусть. |
Л.Татьяничева. «Лучшее время года». С.159. |
Чтение стихов о весне. |
|
|
||
93 |
|
Стихи о весне В.Мая- ковского, О.Мандель-штама, С.Чёрного, Б.Окуджавы. |
Стихи. Иллюстрации. Уметь устно нарисовать весну. |
|
|
Сочинение «Картины весны» |
|
|
|
94 |
|
А.Толстой. «Детство Никиты» (гл. «Весна») Проверочная работа. по разделам 11,12. |
Стихи и рассказы о весне. Уметь: рассказать о весне по отдельным наблюдениям и записям в тетради. |
|
|
|
Конкурс иллюстра-ций по теме «Весна» |
|
|
95 |
|
Вн. чт. «Необычный календарь». Сочинение о весне. |
Книги о весне. Уметь: писать сочинение о весне. |
|
|
|
Сочинение |
|
|
Д е н ь П о б е д ы 3 ч |
|
|
|
|
|
||||
96 |
|
Введение в раздел. А.Ахматова. «Памяти друга». В.Драгунский. «Арбузный переулок». |
Стихи. Проза. Уметь: выразительно читать наизусть стихи. |
Н.Воторопина. «Воронко». С.165. |
Тв. тетрадь |
|
|
||
97 |
|
Стихи о войне В.Вы-соцкого, Б.Окуджавы, А.Твардовского. |
Стихи. Рифма. Идея. |
|
|
|
Рисунки о войне |
|
|
98 |
|
Вн. чт. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». |
«Реквием», стихи о войне. Уметь: выполнять творческое задание. |
|
|
Тв. тетрадь |
|
|
|
Р о д н а я з е м л я 4 ч |
|
|
|
|
|
||||
99 |
|
Введение в раздел. К. Паустовский. «Бескорыстие». |
Описание. Любимые родные места. Уметь: выполнять пересказ. А.Гольдберг « Уралу», с.198 |
|
Каков строитель – такова и обитель. |
Пересказ- описание |
|
|
|
100 |
|
В.Бахревский, Г.Цыферов.«Дубенка». Б.Окуджава. «Песенка об Арбате». С.Козлов. «Где живёт солнце». |
Пословицы, поговорки. Уметь: выполнять близкий к тексту пересказ. А.Горская « Будет планета жить», с.161 |
|
|
Тв. тетрадь |
|
|
|
101 |
|
Заключительный урок. Проверка техники чтения. |
Уметь: читать безошибочно, бегло, выразительно читать, понимать смысл прочитанного, пересказывать. |
|
|
|
Проверка техники чтения |
|
|
102 |
|
Вн. чт. Любимые книги, любимые писатели. Урок-отчёт. |
Любимые книги, герои произведений. Уметь пользоваться каталогом, выбирать книги на заданную тему, любимого поэта или писателя. |
|
Простота, чистота, правота – наилучшая лепота. |
|
Урок-отчёт. |
|