Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»
«Обитатели Земли» А.А. Вахрушев, С.М.Алхутов, А.С.Раутиан
«Моё Отечество» Д.Д.Данилов, Л.И.Гребенюк, С.С.Кузнецова, Н.Г.Сафиулина.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2005 – 2006 учебный год».
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2004-2005 учебный год (Приказ главного управления образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 г. №02-678 (3-4 классы)).
- Приказ МОРФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО ЧИППКРО от 23 июля 2007 года № 391 «Об организации учебного процесса в начальной школе в 2007 – 2008 учебном году».
- Учебный план .
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. (УМК «Школа России»). М.: «Просвещение», 2003 – 2005г.г.
Календарно-тематическое планирование соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования и рассчитано на 68 часов за год, по 2 часа в неделю:
«Обитатели Земли» - 1ч. в неделю, «Моё Отечество» - 1ч. в неделю, что не противоречит требованиям ОБУП.
Средством образования и воспитания обучающихся является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира- сделать человека сознательным участником жизни. При рассмотрении экологических проблем обучающиеся 3 класса знакомятся с разными участками нашей планеты.
В учебный предмет «Окружающий мир» интегрирован материал основ безопасности жизнедеятельности, развивающие модули, что позволяет учитывать особенности восприятия младшими школьниками окружающего мира, развивать их общую культуру, коммуникативные функции, эрудицию, творческие способности. Содержание учебного курса включает и вопросы обеспечения здоровьесбережения школьника. В тематическом планировании отведено время для изучения регионального и православного компонентов.
Программа по предмету предполагает 34 часа:
Название темы |
Количество часов по программе – 34ч |
Фактически – 34ч |
Биосфера – живая оболочка Земли |
9 |
9 |
Экологическая система – ячейка биосферы |
11 |
11 |
Живые участники круговорота веществ |
7 |
7 |
История биосферы |
7 |
7 |
К концу третьего класса обучающиеся должны знать/ понимать:
- что такое тело, природное явление;
- вещество, свойства твердых, жидких и газообразных веществ;
- энергия;
- биосфера; начальные сведения о круговороте веществ;
- значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
- роль Солнца как главного источника тепла и света для существования живых организмов и человека на Земле;
- основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
- об основных экосистемах(озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
- почва и ее роль в плодородии;
- основные группы растений ( хвойные, цветковые)животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Учащиеся должны уметь:
- использовать законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
- пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращений воды, льда и пара;
- различать твердые тела, жидкости и газы;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- выделять звенья круговорота веществ;
- классифицировать живые организмы по их ролям (« профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
- проводить наблюдения за растениями и животными;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Задача курса «Моё Отечество» состоит в том, чтобы помочь обучающимся представить целостную картину прошлого и настоящего России. Курс «Моё Отечество способствует становлению патриотического чувства, гордости за свою страну, формированию той системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.
Программа по предмету предполагает 34 часа:
Название темы |
Количество часов по программе – 34ч |
Фактически – 34ч |
Твои родные и твоя Родина в потоке времени |
4 |
4 |
Времена Древней Руси. 9 – 13 века. |
6 |
6 |
Времена Московского государства. 14 – 17 века. |
4 |
4 |
Времена Российской империи. 18 – начало 20 в. |
6 |
6 |
Времена Советской России. 1917 – 1991 годы. |
5 |
5 |
Современная Россия. |
9 |
9 |
.
Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 3 класса:
Знать:
- первичные представления о следующих понятиях и явлениях: родословное древо, Родина, государство, общество, закон, век, эра, христианство и ислам, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда, великий государь, царь, император, чиновники, крепостное право, революция, Гражданская война, Советы, Коммунистическая партия, СССР, СНГ, демократия, Конституция, гражданин, Президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники.
Уметь:
- строить своё родословное древо;
- ориентироваться в образной исторической карте;
- вести счёт времени по векам и эрам;
- определять последовательность исторических событий;
- по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: Времена Древней Руси, Времена Московского государства, Времена Российской империи, Времена Советской России и СССР, Современная Россия;
- различать следы исторического прошлого в современной действительности.
Региональный и православный компонент на уроках включается равномерно в содержание материала с учётом соответствующих тем программы.
Оценивание знаний, умений и навыков обучающегося осуществляется в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащегося начальной школы, обозначенными в письме института Дополнительного Профессионального Педагогического Образования от 16.08.2005 г. №340 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в 2005-2006 учебном году»
Тематическое планирование курса «Моё Отечество» 34 часа
№ п/п |
Тема урока |
Часы |
Обязательный минимум содержания образования |
Требования к уровню подготовки учащихся |
НРК |
Православ-й комп-нт |
Практичес-кая часть |
Приме- чание |
Т в о и р о д н ы е и т в о я Р о д и н а в п о т о ке в р е м е н и. 4 ч |
||||||||
1 |
Живая связь времён |
1 |
Представление о поколе-нии, родословном древе, фамилии, имени, отчестве. |
Знать: каждый человек связан с прошлым. Уметь: применять основную мысль в своих рассуждении-ях. |
Рассказ о дереве своего рода |
|
Составление родословно-го древа. |
|
2 |
Как люди считают время |
1 |
Представление о времени: секунды, минуты, часы, сутки, недели, месяцы, годы, века. |
Знать: различные по дли-тельности отрезки времени. Уметь: осмысленно приме-нять в своей речи термины и понятия. |
|
|
Вопросы учебника. |
|
3 |
С чего начина-ется Родина |
1 |
Представление о родствен-ных связях: дом, семья, друзья, город, село, страна. |
Знать: каждый человек имеет свою Родину. Уметь: использовать поня-тия и термины при решении творческих заданий. |
Рассказ о своём городе |
|
Реферат о своём городе. |
|
4 |
Память о прошлом |
1 |
Представление об историческом прошлом семьи, поколения, страны. |
Знать: о прошлом семьи, города, страны. Уметь: осмысленно приме-нять в своей речи термины. |
|
|
Рассказ о своей стране. |
Тв. работа |
В р е м е н а Д р е в н е й Р у с и. 9 – 13 в е к а. 6 ч |
|
|
|
|
||||
5 |
Как на Руси появилось государство? |
1 |
Представление об образовании первого государства |
Знать: о создании Древнерусского государства. Уметь: использовать поня-тия и термины в своём рассуждении. |
|
|
Вопросы учебника. |
|
6 |
«За землю русскую!» |
1 |
Представление о кочевни-ках, захватчиках, о защит-никах государства |
Знать: о защитниках Древ-ней Руси, термины и поня-тия. Уметь: осмысленно приме-нять их в речи. |
|
|
Чтение до-полнит-й литературы. |
|
7 |
Древняя Русь – страна городов. |
1 |
Представление о культуре Древней Руси |
Знать термины: ремеслен-ник, купец, культура. Уметь: использовать их в речи и при выполнении творческих заданий. |
|
|
Карта. С.25, 30. |
|
8 |
«Золотые ворота в Древнюю Русь» |
1 |
Представление о домах, храмах, первых книгах, людях Древней Руси |
Знать: о памятниках куль-туры. Уметь: выполнять творчес-кие задания, используя понятия. |
|
Зарождение православия на Руси. Крещение Руси. |
Иллюстр-и. С.50-52. Дополнит-я литература. |
|
9-10 |
«Слово о погибели Русской земли» |
2 |
Представление о нашест-вии захватчиков, Золотой Орде, исламской религии. |
Знать: о внутренних войнах и нашествиях иноземцев на Древнюю Русь. Уметь: осмысленно исполь-зовать в речи понятия и термины. |
|
|
Карта. С. 60 |
Практи-ческая работа |
В р е м е н а М о с к о в с к о г о г о с у д а р с т в а . 14 – 17 в е к а. 4 ч |
|
|
|
|
||||
11 |
От Древней Руси к единой России. |
1 |
Представление о Москов-ском государстве, Куликовской битве; русские князья |
Знать: о создании Москов-ского государства на месте разрозненных княжеств. Уметь: выполнять творчес-кие задания. |
|
Сергий Радо-нежский, Дмитрий Донской. |
Дополнит-я литература |
|
12 |
Земля и люди Московского государства |
1 |
Представление о жителях Московского государства: боярах, дворянах, стрельцах, крестьянах. |
Знать термины: крестьяне, дворяне, бояре, стрельцы, книгопечатание. Уметь: составлять рассказ, используя в речи понятия. |
|
|
Иллюстр-и. С.11, 9, 12. |
|
13 |
Москва златоглавая |
1 |
Представление о Кремле-сердце Москвы, Соборе Василия Блаженного |
Знать понятия и термины: Московский Кремль, Собор Василия Блаженного, царь. Уметь: использовать эти термины в речи. |
|
Храмы Москвы. |
Иллюстр-и. С.18,19. Дополнит-я литература. |
|
14 |
«Хуже грозно- го царя только междуцарствие» |
1 |
Распад государства, крушение законного порядка |
Знать понятия: Земский собор, Смутное время, народное ополчение. Уметь: выполнять творчес-кие задания. |
|
Минин и Пожарский. |
Карта. С.23. |
Тв. задание. |
В р е м е н а Р о с с и й с к о й и м п е р и и. 18 – н а ч а л о 20 в е к а. 6 ч |
|
|
|
|
||||
15-16 |
Пётр Великий. |
2 |
Пётр Великий. Реформы Петра. |
Знать: о преобразованиях Петра Первого, о временах Российской империи. Уметь: составить рассказ о времени, используя термины |
|
|
Иллюстр-и. С.28, 29. Дополнит-я литература. |
|
17 |
Власть и народ Российской империи |
1 |
Представление о крепостном праве. |
Знать: в Российской импе-рии жители делились на простолюдинов и знать. Уметь: осознанно доказы-вать правильность ответа. |
|
Екатерина Вторая, А.В.Суворов. |
Вопросы учебника. |
|
18 |
Как Россия у Европы «учи-лась» |
1 |
Представление о Западно-европейской культуре |
Знать: о западноевропей-ской культуре, термин – Московский университет. Уметь: выполнять творческие задания. |
|
|
Иллюстрации с. 38-40. |
|
19 |
Гроза двенадца-того года |
1 |
Представление об Отечест-венной войне 1812 года |
Знать: о войне 1812года, Бородинском сражении, Кутузове. Уметь: составлять рассказ, рассуждать, делать выводы. |
|
Участие церкви в событиях 1812года. |
Карта. С.42. |
|
20 |
«Император-Освободитель» |
1 |
Переход от феодального аграрного строя к капита-листическому индустрии-альному строю. |
Знать: о крепостном праве, о правлении Александра Второго. Уметь: выполнять творческое задание. |
|
|
Вопросы учебника. |
Творч. задание. |
В р е м е н а С о в е т с к о й Р о с с и и и СССР. 1917 – 1991 г о д ы. 5 ч |
|
|
|
|
||||
21 |
Россия в огне |
1 |
Революция 1917 года, гражданская война, советская власть, СССР. |
Знать: о революции 1917 г., СССР, Советская власть. Уметь: анализировать события, делать выводы. |
|
Состояние вопроса о православии в Советском Союзе. |
Карта и ил-люстрации. С.10-11. |
|
22 |
«К светлому будущему» |
1 |
Коммунистическая партия, комсомольцы, пионеры. |
Знать: о строительстве справедливого общества. Уметь: применять термины в своей речи. |
|
|
Вопросы учебника |
|
23-24 |
«Вставай, страна огромная…» |
2 |
Великая Отечественная война. 1941 – 1945 годы. |
Знать: о событиях ВО войны 1941-1945годов. Уметь: составлять рассказ о событиях, анализировать, делать выводы. |
Рассказ о родст-венни-ках в годы ВОВ. |
|
Карта. С.23, 21. |
|
25 |
«Через тернии к звездам» |
1 |
Послевоенный период советской истории. |
Знать: о послевоенных годах в Советском Союзе. Уметь: использовать термины в своем ответе. |
|
|
Иллюстр-и. С. 28. |
Практи-ческая работа. |
С о в р е м е н н а я Р о с с и я. 9 ч |
|
|
|
|
||||
26 |
В каком госуда-рстве мы живём |
1 |
Современная Россия. |
Знать термины: независимое государство, СНГ, государ-ственные герб и флаг. Уметь: использовать понятия в ответе. |
|
|
Карта. С.6-7. |
|
27 |
Я- гражданин России! |
1 |
Конституция, права и обязанности граждан. |
Знать: о правах и обязаннос-тях гражданина России. Уметь: рассуждать, делать выводы. |
Права и обязан-ности членов вашей семьи в госу-дарстве. |
|
Конституция. |
|
28 |
Власть народа |
1 |
Демократия, референдум, выборы органов государственной власти. |
Знать термины: демократия, референдум, выборы органов государственной власти. Уметь: использовать термины в ответе. |
|
|
. |
Самост.работа. |
29 |
Кто в государст-ве самый глав-ный |
1 |
Конституция. Нормы правового государства. |
Знать термины: президент, правительство, Государ-ственная Дума. Уметь: использовать в отве- те понятия и термины. |
|
Состояние вопроса о православии в современ-ном демокра-тическом обществе. |
Вопросы учебника. |
|
30 |
Народы России |
1 |
Многонациональное государство. |
Знать термины: федерация, Совет федерации, россияне. |
|
|
|
Урок-игра «Яр-марка» |
31 |
Наш общий дом |
1 |
Российская Федерация – союзное государство |
Уметь: рассказывать о своей стране, используя термины. |
|
|
с. 28, вопросы. |
|
32 |
Сокровища российской культуры |
1 |
Культурные ценности, наследие всех живших в России поколений. |
Уметь: выполнять творчес-кие задания. |
|
|
Дополнительная литература. |
|
33-34 |
Наши праздники |
2 |
Государственные и православные праздники. |
Знать: праздники государ-ственные и православные. Уметь: выполнять творчес-кие задания. |
|
|
Дополнит-я литература. Урок-праздник. |
Контр. работа. |