Тема урока: Д О Б Р О Т А

Цели:   1. Воспитание духовно-нравственных качеств личности через анализ

                 литературного произведения сказки Н.Прохоровой «Поляна Добра            

                 и Любви».

   2. Развитие навыков чтения и умения сопоставлять характеры героев.

Оборудование.

Над доской: пословицы.

На доске: тема, выставка творческих работ детей (рисунки),

                   карточки со словами, пословицами,   для индивидуальной работы,

                   домашнее задание.

1.Молитва.

2. Вступительное слово учителя.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Это правило нравственности вывели наши предки.

И добавляли: «Свет не без добрых людей».

Они были уверены, что доброта, как и милосердие, рождается от любви. Человек от природы склонен к добру, благу, добросердечию.

 

3. Основная часть урока.

     Разговор о доброте мы проведём в форме устного журнала.

Открываем страницу № 1: Добрые слова

Учитель:

В русском языке очень много добрых слов и выражений.

Ученики:

Встречая гостей и друзей, мы говорим: «Добро пожаловать!»,

а провожая: «Доброго пути!», «Ангела-спутника!».

Входя в дом, приветствуем хозяев: «Мир вам!» и слышим ответное пожелание: «С миром принимаем!»

Того, кто желает всем только добра, именуем доброжелательным.

О человеке, на которого всегда и в любом деле можно положиться, говорим, что он добропорядочный.

Старательного человека назовём добросовестным,

а незлопамятного – добродушным.

Учитель:

А сколько добра в привычном слове «благодарю»! Мы обращаем его к тому, кто сделал добро нам, принёс пользу. Благодарю – значит взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро.

  • Давайте раскроем секрет таких добрых слов:
  • Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?
  • Где происходит действие сказки?
  • Назовите основных героев.
  • Чем необычна эта сказка? (собачка разумнее, добрее Даши)
  • Прочтите отрывок о том, как Жулька оценивает поступки Даши.
  • А как птицы относятся к ней?
  • Какой мы видим Юлю? (с. 14)
  • Как вы думаете, что помогает ей преодолевать страдания?
  • Прочитаем по ролям разговор девочек о Поляне Добра и Любви
  • Что происходит с Дашей после этого разговора?
  • Давайте проследим, как постепенно меняется Даша.
  • Как встретила бабушка Юли, вернувшуюся из леса Дашу?
  • О чём говорит нам автор в последнем предложении?
  • Какова главная мысль сказки?
  • Какие пословицы помогут нам закрыть эту страницу нашего журнала?
  • Чей совет вы считаете добрым?
  • Можно ли этот совет считать полезным и для нас?

дружелюбный, благодушный, здравствуйте.                                                 

Ученик:

         Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастает и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

                   Учитель:

         Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только уста, но и сердце. Добрые слова, идущие от холодного и равнодушного сердца, не греют.

        И своим, и чужим делай добро, сколько можешь; и доброму, и злому говори добрые слова. Знай, что доброе слово и злых может сделать добрыми.

         О тех же, кто тебя обидит, помолись Богу, чтобы Бог помог им исправиться.

Страница № 2:          Добрые дела

а) Отец Владислав: «Притча о самарянине». («Истоки», 3 класс. Стр. 88)

б) Обсуждение сказки Натальи Прохоровой «Поляна Добра и Любви».

И вот Даша знакомится с Юлей.

Даша здоровая, но капризная и вредная, а Юля больная, но добродушная и жизнерадостная.

Страдания делают человека добрее. Ему открывается красота Божиего мира.

     (с. 14, 15).                                                                                                   

(учит молитву (с 16);

идёт в лес;                                    

беспокоится о ближних (с. 19);                                                      

обняла Жульку (с. 19-20);

обрадовалась встрече с родителями (с. 21).

     (с. 21 – прочитать отрывок)).

Даша испытывает на себе благодать Божию.

Всем открыта дорога в царствие Божие. Но не все сами могут найти путь к нему. Хорошо, если встретится на пути добрый помощник.

 

в) Индивидуальная и групповая работа.

Задание 1.         Самостоятельно

Выбери 5 добрых дел. Подчеркни.

ДУМАТЬ О РОДИТЕЛЯХ                          УТЕШИТЬ ПЛАЧУЩУЮ

                                                                                                              СЕСТРЁНКУ                            

РАДОВАТЬСЯ НЕУДАЧЕ

                БЛИЖНЕГО                                      ПОДАТЬ МИЛОСТЫНЮ

 

ЗАВИДОВАТЬ                                                 ПОМОГАТЬ БЛИЖНИМ

 

СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ                                  ПОЗНАВАТЬ ИСТОКИ

БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ                               РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Задание 2.         Работа в паре

Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию.

Подчеркните единое решение пары.

ДУМАТЬ О РОДИТЕЛЯХ                          УТЕШИТЬ ПЛАЧУЩУЮ

                                                                                                              СЕСТРЁНКУ                            

РАДОВАТЬСЯ НЕУДАЧЕ

                БЛИЖНЕГО                                      ПОДАТЬ МИЛОСТЫНЮ

 

ЗАВИДОВАТЬ                                                 ПОМОГАТЬ БЛИЖНИМ

 

СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ                                  ПОЗНАВАТЬ ИСТОКИ

БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ                             РОДНОЙ ЗЕМЛИ                                                                                                                                                                                                                                                 

Кто добро творит, того Бог благословит.

Каждый день даётся в дар для добрых дел.

Жизнь дана на добрые дела.                                                        

                   Доброе дело питает душу и тело.

Доброе дело само себя хвалит.

                        Доброе дело на два века: на этот и на тот.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

                                                                                                  

Страница № 3: Доброта истинная и доброта ложная.

Истинная доброта может поначалу показаться суровой. Она бывает твёрдой и настойчивой.

Проблемная ситуация (сценка «В саду»).

В жаркий летний день очень хочется сбегать на речку с друзьями. А у меня обязанность поливать грядки с морковкой.

Прибежали к нашему саду друзья, поторапливают меня и дают разные советы.

… уговаривает:

…   советует:

…   предлагает:

Просто не знаю, чей совет принять…

– Давай немедленно сбежим на речку. Родители тебя любят, всё поймут и простят. А грядки польёт кто-нибудь из взрослых.

– Ты быстренько полей грядки, а мы подождём тебя.  

– Давайте все вместе польём грядки и после этого пойдём на речку.

Вы правы, добрым будет тот совет, который не поссорит тебя с твоими близкими, с чувством долга.

         Учитель:             Это полезно знать

В одной старинной книге (ей уже 400 лет) дошёл до нас добрый совет тогдашним ученикам:

Ученик:

О дитя моё любимое!

Рассмотри и уразумей истину:

Не долго спи, не долго лежи.

Если будешь спать без меры,                                                               

Добра не добудешь,                                                                                 

Горя не минуешь,

Славы доброй не получишь…

Это несомненно добрый совет. Он не призывает учеников к лёгкому и беззаботному учению. Но потому он и добрый, что через труд и   трудности готовит их к будущей жизни.

 

  1. 4.Итог урока.
  • Что полезного для себя взяли вы из этого урока?
  • Как вы считаете: эта синичка – волшебница или это обыкновенная птичка?
  • Как же ей удалось помочь Наташе?    
  • Почему синичка решила полететь к девочке?      
  • Как поступает человек с добрым сердцем, видя чьё-то горе или беду?
  • А что вы думаете о своём сердце?
  • Когда ваше сердце бывает добрым, а когда нет?

Молитва.

Домашнее задание.

1. Прочти   рассказ, приготовь ответы на вопросы.

2. Подбери несколько пословиц о доброте, добрых делах, запиши их  

в копилку мудрых мыслей.

       В. Сухомлинский

                            Девочка и синичка

         Маленькая девочка Наташа повесила на яблоньку кормушку для Синички и каждый день приносила семена конопли. Синичка ждала девочку. Наташа радостно улыбалась, Синичка пела ей песенку и клевала семена.

         Весной Синичка сказала девочке:

– Теперь не приноси мне корм. Я сама найду себе, что поесть. До свидания – до зимы!

– До свидания, Синичка.

Снова пришла зима. Всё засыпано снегом. Прилетела Синичка к кормушке, а в кормушке тоже снег.

Тревожно стало Синичке. Спрашивает она у яблоньки:

– Яблонька, скажи, почему нет Наташи? Неужели она забыла обо мне?

– Нет, она не забыла. Она больна.

Тяжело стало на душе у Синички. Села она на веточкуи думает:«Полечу к девочке. Надо чем-то обрадовать её. Принести ей подарок. Но где я возьму подарок? Кругом снег, снег, снег…»

И тогда Синичка решила принести Наташе песню. Прилетела к её дому, влетела в форточку, села у постели больной девочки и запела.

Наташе стало легче.

Это полезно знать

О дитя моё любимое!

Рассмотри и уразумей истину:

Не долго спи, не долго лежи.

Если будешь спать без меры,

Добра не добудешь,

Горя не минуешь,

Славы доброй не получишь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top