Тема: Обобщение изученного о глаголе.
Цели: Использовать принципы дифференциации и индивидуализации образования.
Обобщить и углубить изученный материал по теме «Глагол».
Развивать речь, мышление.
Решать задачу гармоничного развития личности на примере духовно-нравственного воспитания.
I.Организационный момент.
Молитва. Сообщение темы и целей урока.
II.Буквенный диктант.
Отвечая на вопросы, выписывайте первые буквы ответов, и у вас получится слово – название темы урока.
– Именно эта буква является первой в корне слова пригорок.
– Куда смотрит, судя по поговорке, волк, независимо от того, сколько его кормят.
– Общее окончание в именительном падеже единственного числа следующих слов: папы, дорогой, силой.
– Какими членами предложения являются подлежащее и сказуемое?
– Именно такое окончание в слове озеро.
– Какое слово является противоположным по значению слову зима?
– Какое слово у вас получилось? (Глагол)
– Поработаем с глаголом.
III.Страница знаний.
Игра «Чей ряд лучше?»
(перекличка-повторение теоретических знаний о глаголе)
У каждого ученика карточка-опора:
Глагол – это…
Обозначает…
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду, – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Отвечает на вопросы…
В предложении является…
Глаголы изменяются по… и по…
Если глагол… (-тся, -тЬся)
У глаголов нет…
Частица НЕ…
НЕ выучил, НЕ сделал,
НЕ знаешь, НЕ спеши…
С глаголами раздельно
Частицу НЕ пиши.
НЕ с глаголом пишу раздельно,
Например, НЕ хотел НЕ знал.
Только помню об исключеньях:
НЕнавидел, НЕгодовал,
НЕздоровилось, НЕдомогал,
НЕволить…
IV.Орфографическая страница.
Индивидуальная работас пословицами.
– Спишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы и раскрывая скобки; приготовьтесь объяснить смысл пословиц и орфограммы.
(У каждого ученика карточка с пословицей)
- Б..гат Бог милост..ю (до)людей, что мать (до)детей.
- Бога (не)гн..ви – (по)д..бру и чест.. живи.
- В)храме свет (от)свечи, а (в)душ.. – (от)м..литвы.
- (В)мыслях неправых (не)жди с..ветов здравых.
- «Господи, (по)милуй!» – не т..жело г..в..рить и ле..ко носить.
- Гнушайся вр..гов Божьих, р..зи вр..гов (О, о)течества, люби вр..гов св..их.
- Дли(нн, н)ый ..зык (с)умом не (в)р..дстве.
- Добр…. дело п..тает душу и тело.
- Жесток…. слово гне.. родит, пок..рное – укр..щает.
- Ищи кротост.. , чтобы (не)дойти (до)пропаст.. .
- М..литва – путь (ко)сп..сению.
- Прид..ржи ..зык (в)бесед.. , а сер..це (в)гнев.. .
- Суда Божьего ..колицей (не)об..едешь.
- (У)павшего (не)считай (за)(про)павшего.
- Чес..ный ч..л..век д..роже каме(нн, н)ого моста.
- Кто малым д..волен, тот Бог..м (не)забыт.
Проверка: выборочный фронтальный опрос.
V.Работа по теме урока.
– Как изменяются глаголы прошедшего времени?
Работа с учебником: с. 79, упр.164, 165.
VI.Православная страница.
– Каким было прошлое воскресенье для православных христиан? (Прощёное воскресенье)
– Какое событие последовало за ним? (Великий пост)
Самостоятельная работа (у каждого ученика контрольный лист
с текстом и заданиями).
1. – Вставь пропущенные орфограммы, раскрой скобки.
Мы п..строим кре..кий мост
Через весь В..ликий пост!
Богу м..литься, на совесть трудиться,
П..слушными быть, других (не)судить,
Вс..гда (за)собою вину находить,
Чужого (не)брать, (не)врать.
– Прочтём стихотворение выразительно (хором).
– О чём вы постараетесь помнить во время Великого поста?
2. – Прослушайте отрывок из рассказа В. Никифорова-Волгина «Великий пост» и постарайтесь понять его содержание (читает подготовленная ученица).
Великий пост
К аналою подошёл* священник, зажёг свечу и начал читать Великий Канон Андрея Критского:
«Откуду начну плакати* окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление».
После каждого прочитанного стиха хор вторит батюшке: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Долгая-долгая, монастырски строгая служба. За погасшими окнами ходит тёмный вечер, осыпанный звёздами. Подошла ко мне мать и шепнула на ухо: «Сядь на скамейку и отдохни малость…» Я сел, и охватила меня от усталости сладкая дрёма, но на клиросе запели: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?»
Я смахнул* дрёму, встал со скамейки и стал креститься. Батюшка читает: «Согреших, беззаконновах, и отвергох заповедь Твою…»
Эти слова заставляют меня задуматься*. Я начинаю думать о своих грехах.
Задания:
1. Определи время глаголов (Н., П., Б.).
2. Выпиши и разбери по составу глаголы, отмеченные *
(1вариант – 1, 2 глаголы; 2 вариант – 3, 4 глаголы).
(2 ученика разбирают глаголы по составу у доски молча).
Самопроверка.
3. Глагол является ключевым словом во многих образных выражениях.
– Прочтите пословицу на таблице:
Кто не работает, тот не ест.
– Знаете ли вы, что этой пословице есть синонимичное выражение в
Священном писании.
Чтение на таблице:
« Если кто не хочет трудиться, тот не ешь».
Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Чему научились?
– Что было интересно?