Тема. Сравнение богатырской сказки и былины.

Цели.   1. Знать особенности богатырской сказки и былины.

   2. Уметь выделить в произведении общее и отличительные    

       признаки.

   3. Развивать творческие способности обучающихся.

   4. Показать образ русского народа. Воспитывать

       патриотические чувства.

Оборудование.

Над доской: пословица.

На доске: тема, картина В. Васнецова «Богатыри»,

выставка     творческих работ (рисунки, сочинения).    

 

1.Молитва. Организационный момент.

   – Прочитаем пословицу, которая станет эпиграфом урока:

Чтобы верным Богу быть,

надо Родину любить.

Смысл пословицы мы постараемся объяснить в конце урока.

Ученик (показывая на картину):      

         Кто не знает картину В. Васнецова «Богатыри»!

Огромный воин в центре вглядывается в бескрайние просторы: не подступает ли враг к родной земле?

         Это Илья Муромец, народный герой.

 

2.Чтение темы и сообщение целей урока.

   – Сказка и былина – это …

   (прикрепляю таблицу)         ЖАНРЫ

                                               сказка

                                               былина

– Почему сказка названа богатырской?

– Что вы можете рассказать о былине?

Былины (старины) название своё получили от слов «быль», «былое». Это произведения устного народного творчества (фольклор), эпические песни-сказания. Сложены в 11 – 16 веках. Повествуют о богатырях, защитниках Родины.

Центральная идея (мысль) всего былинного творчества – любовь   к родной земле.

3. Проверка домашнего задания.

а) Выразительное чтение былины по ролям.  

б) Выборочное чтение отрывков из сказки и былины,

     в которых рассказывается о силе Ильи Муромца и Святогора.

   Индивидуальный опрос: с целью экономии времени 6 детей готовили

   пересказ (задания даны накануне; см. карточки).  

      

  • Приготовь пересказ отрывков, в которых говорится о силе Ильи.
  • Расскажи о силе Святогора.
  • Приготовь пересказ отрывков, в которых говорится об уважении к старшим.
  • Приготовь пересказ отрывков, в которых говорится о любви и почтении Ильи к родителям.
  • Приготовь пересказ отрывков, в которых говорится о мужестве Ильи.
  • Приготовь пересказ отрывков, в которых говорится о великодушии Ильи.
  • Проверка выполнения задания 5 в рабочей тетради.
  • Детальный анализ языка произведений: (дети называют)

В сказке:

С. 177 – 178; С. 179, 3 часть. «Захотел он попробовать свой топор… Сила в Илье огромадная».

В былине:

С. 185, строки 4 – 9.

С. 185, «Поглядел богатырь в руку правую, …

            Илью с лошадью да богатырской»,

С. 186, «Говорит Илья да таковы слова: …

            Я вижу силушку твою великую».

С. 178 – 179, «Илья Муромец слушал…» и до конца части.

С. 179, 3 часть, 1-е предложение.

С. 180, 2-й абзац.

С. 181, «Дражайший мой родитель … Благословите меня, я поеду».

С. 182, «Посмотрел Илья …   бросились врассыпную».

С. 183, «Подъехал Илья к шатрам, смотрит …» и до конца.

в) – Что рассказано в сказке и былине о силе Ильи Муромца и Святогора?

Народ преувеличивает силу богатырей.

– Зачем он это делает? (Хочет представить идеал такого человека, который защитил бы родную землю от врагов.)

г) Выборочный пересказ-викторина.

Дети рассказывают отрывки из сказки, раскрывающие внутренние качества героя, класс называет эти качества:

– об уважении к старшим;

– о любви к родителям и о почитании их;

– о мужестве;

– о великодушии.

 

4.Сравнение сказки и былины.

         Фронтальная работа: ответы детей.  

         архаизмы,

         слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

         устойчивые выражения,

         сказочные выражения,

         уважительные диалоги (зачитывают).

 

В былине много слов с непривычным для нас ударением, смещённым.

– Приведите примеры.

– О чём это говорит?

         Это особенность старой речи, старославянского языка. Это подтверждает, что былины складывались в давние времена.

 

5. Знакомство с новым жанром – житием.

   а) В житии приводятся достоверные факты из жизни былинного

   героя.

(3 подготовленных ученика рассказывают о жизни преподобного Илии Муромца).

 

Святой богатырь Преподобный Илия Муромец

В славном городе во Муроме,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.

Кто не знает картину В. Васнецова «Богатыри»! Огромный воин в центре картины вглядывается в бескрайние просторы: не подступает ли враг к родной земле?

Это Илья Муромец, былинный герой. А знаете ли вы, что Илья – не только богатырь, но и православный монах Киево-Печерской Лавры? Память необычного святого совершается в необычный день – 1 января, когда все мы празднуем вступление в новый год нашей жизни.

Илья по прозвищу Гущин родился в простой русской семье в селе Карачарово близ города Мурома. Часть крестьян этого села до сих пор носят фамилию Гущины и считают себя потомками славного богатыря.

         В детстве и юности будущий богатырь страдал параличом: у него совсем не ходили ноги. Однако чудесным образом он был исцелён. Былина говорит, что Илью вылечили «калики перехожие», то есть странники. В книгах, изданных до революции, писалось, что «калики» –

это Христос с двумя апостолами.

После чудесного исцеления Илия стал воином княжеской дружины. Он прославился невиданной силой и ратными подвигами. Не зря, наверное, о нём сложили былины!

Видимо, после тяжёлого ранения в бою Илия принимает решение стать монахом и постригается в Феодосиев монастырь ( так тогда называлась Киево-Печерская Лавра). Сегодня для нас удивительно, почему солдат становится монахом? Но тогда это было распространено среди православных воинов: они сменяли меч железный на меч духовный и проводили дни в сражении за блага небесные. Так поступили великие полководцы благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской.

Известно, что преподобный Илия преставился в 1188 году, сложив пальцы для крестного знамения. Для останков святого богатыря был сооружён придел в Софийском соборе Киева. Ему была оказана такая же честь, как и великим князьям ( например, святому князю Ярославу Мудрому). Потом мощи преподобного Илии перенесли в Киево-Печерскую Лавру, где они покоятся и сейчас.

В 1988 году проведена экспертиза мощей Илии Муромца с помощью сверхточной японской аппаратуры. Святой упокоился в возрасте 40-55 лет. Он был высокого роста – 180 см. По нашим меркам, это человек чуть выше среднего роста, но в 12 веке такой мужчина считался великаном и был на голову выше обычного человека.

На основании мощей святого скульптор С. А. Никитин воссоздал его облик. В память о знаменитом земляке в городе Муроме воздвигнут храм и построен памятник.

Иногда мы не замечаем за страницами былины или жития настоящее лицо человека, искренне посвятившего свою жизнь и свои подвиги во славу Божию. А если вглядеться внимательней, вчитаться, то преподобный Илия Муромский становится ближе нам.

                                            Диакон Сергий Матвеев, г. Нижневартовск  

 

б)Ответы на вопросы по содержанию жития.

     На доску помещаю опорные слова – основные вехи жизни

     преподобного Илии.

     Обращаю внимание на значение слов:

       ратные подвиги – боевые;

       воевода – военный начальник;

        застава - синонимы: граница, рубеж;

       дружинники – охраняют границу … (пограничники)

     – О каких качествах Илии вы узнали из жития?

Илья Муромец – герой былины.

– Можно ли его назвать народным героем?

– А патриотом?

(Ученица читает толкование слова по словарю В.И Даля).

 

6. Обзор детского творчества, зачитывание отрывков из сказок,

     придуманных детьми.

7. Обзор выставки книг.    

 

8. Заключение.

а) 4 мальчика в костюмах богатырей читают наизусть стихи.

 

А и сильные, могучие                                    Не топтать их коням

         Богатыри на славной Руси!                            Землю русскую!

         Не скакать врагам                                   Не затмить им солнце

         По нашей земле!                                      Наше красное!

         Все:          Век стоит Русь – не шатается!

                  И века простоит – не шелохнется!

 

б) Учитель:

         Много ещё можно рассказать о богатырях, об их ратных

   подвигах.   Былинные витязи остались в памяти народа нашего

   олицетворением силы, доброты и великодушия.

   Сквозь все тяготы и страдания народ русский пронёс веру в силу

   свою и величие.

– Послушайте, какую оду русскому народу посвятил великий   русский композитор М. И.Глинка.

(Звучит хор из оперы «Иван Сусанин». «Славься»)  

 

9. Итог урока.

– Почему я подобрала к уроку именно эту пословицу?

– Какие чувства воспитывает богатырская сказка и былина?

– Какие чувства укрепились, а может быть, родились в вашей душе?

Домашнее задание.

         Объясни смысл пословиц:

– Родина – мать, умей за неё постоять.

– Храбрость города берёт.

– Славу свою добывай в бою.

Допиши пословицы и объясни смысл:

– Береги землю родимую как … .      (мать любимую)

– Тот герой, кто … .                           (за Родину горой)

– Дисциплина - мать … .                       (победы)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top