Обобщающий  урок по истории,  4класс.

«Роль святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

в развитии культуры на Руси ».

 

Цели урока: - показать связь времен, учить понимать молитвенное покаянное

           слово,  знать историю своего государства, культуру народа,

 уметь рассуждать, анализировать,  читать  выразительно стихи,

                     уметь слушать музыку ; знать живопись;                

                      - развивать творческие способности;

                      - воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.

Оборудование: карта, таблица-схема, иконы, рефераты, картины, слайды,

      музыкальное сопровождение, хронологическая таблица.

 

 

Ход урока:

 

1. Орг.момент

 

2. Вступительное слово              

                                «Зачем средь общего волнения и шума

                                Меня гнетет одна мучительная дума?

                                Зачем не  радуюсь при общих кликах я?

                                Иль мира торжество не праздник для меня?...

                                Блажен, кто сохранил еще знаменованье

                                Обычаев отцов, их темного преданья,

                                Ответствовал слезой на пение псалма;

                                Кто, волей оторвав сомнение ума,

                                Святую Библию читает с умиленьем,

                                И, вняв церковный звон, в ночи, с благоговеньем,

                                С молитвою зажег пред образом святым

                                Свечу заветную, и плакал перед ним».    

                                                                                       Аполлон Майков.

                                       (Обучающийся зажигает свечу перед иконой).

 

3. Объявление темы: На уроках истории мы рассуждали о том, что значит быть гражданином своего Отечества, что значит любить свою Родину и испытывать гордость, что родился в России. Каждый думающий гражданин своего Отечества знает, что ни одно ГОСУДАРСТВО не может существовать без КУЛЬТУРЫ. Как вы понимаете слово «культура»? ( таблица на доске). – толковый словарь. Да, культура вмещает в себя письменность, развитие науки, искусство.

                         

КУЛЬТУРА

ПИСЬМЕННОСТЬ

(АЗБУКА)

НАУКИ

ИСКУССТВО

Образование

Литература

Математика                                       

Медицина

Астрономия

Живопись

Музыка

Архитектура

Скульптура

 

К уроку ребята приготовили свои сообщения, исследования о том, как развивалась культура на Руси. Смогло бы наше Государство быть таким мощным, если бы не события 9 века? Кто способствовал развитию культуры на Руси? 

 

Инсценировка

 

Педагог:

Ищу я отрока, он должен быть умен.      

 И благородным сердцем одарен.

1гр.

Пусть будет он помощником усердным

Мне в воспитании императорского сына.

Придворный:

 

Есть у меня ребенок на примете.

В мою семью уже давно он вхож.

Талантлив он, и весел, и пригож.

Его все любят – взрослые и дети,

И очень дружит с ним мой младший сын.

Педагог:

Как отрок сей зовется?

Придворный:

Константин.

Педагог:

Хотелось на него бы мне взглянуть

Придворный:

 

Ну что ж! Гонца за ним сейчас отправим в путь.

Сердечно услужить Вам  буду рад.

Приедет скоро Константин в Царьград.

5. Рассказ (ученики) (2гр.)         

 

Так отрок Константин, рожденный в г .Солуни, в семье, где было          7детей, ныне Салоники в Греции, оказался в византийской столице – Царьграде. Помогал учителю в воспитании императорского сына. А после уехал в далекий монастырь к своему старшему брату Мефодию. Мефодий

был не простым военным. Он имел большую власть и  управлял целой областью. Но  решил оставить свой высокий пост, принял монашество и стал жить в монастыре на горе Олимп. В 862 году византийский император попросил братьев отправиться в Моравию и научить христианскому учению эти народы. Братья увидели, что у славянского  народа нет своей письменности. Они создали Азбуку ( печатная Азбука на доске),  перевели на славянский язык богослужебные книги: Апостол, Евангелие, Псалтирь и др.  Это было чудо.

 « Глухие стали слышать, немые – говорить». Русская Церковь

стала молиться братьям Кириллу и Мефодию как святым уже в 13веке, а в лике святых они прославлены в 1863году, 24мая, по новому стилю. Кирилл и Мефодий не просто святые, а равноапостольные, т.е. по святости равны апостолам – ученикам Иисуса Христа. Они являются покровителями всех учащихся. С созданием письменности стали на Руси открываться первые школы при монастырях. На пергаменте монахи-летописцы писали от руки  летописи.

Помолившись Богу поутру,

наклонился над листом святой

буквы подносил к его перу

лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

и строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

посланной всевышнею рукой.

И казалось, блеск небесных звезд

эта книга бережно хранит.

И казалось, сам Иисус Христос

по-славянски с нами говорит!»

6.Опера Мусоргского М. « Борис Годунов»

Темп в музыке? (…)

Вывод: неторопливо, с раздумьем работали летописцы, обдумывая первые звучания слов Божьих. После событий 862года много прошло времени. Но, благодаря Святым Кириллу и Мефодию Россия стала развитой, образованной страной. Вспомните, мы на уроках литературного чтения говорили, что вначале дети не имели своих книг, читать могли только Библию, Евангелие, жития святых, а сейчас большой выбор имеем детской литературы: художественной, научной и т.д. Образование сейчас дается каждому: институты,

университеты, академии и др. уч. заведения

Уч –ль:

Вывод: Так святые Кирилл и Мефодий способствовали развитию образования славянских народов. Мы чтим святых, молимся им. Сейчас проследим как происходило развитие науки.

6. Рассказ 3гр.

Конечно, о своих технических достижениях говорить славянам было рано, но они с помощью Святых Кирилла и Мефодия могли прикоснуться и узнать о достижениях  Древней  Греции и Византии. Наука Византии стала родоначальницей современной науки. Научные достижения в медицине, математике, технике. Крупнейшим ученым Древней Греции был Аристотель. Он оставил труды по всем отраслям знаний. В них рассказывал о растениях, животных, явлениях природы, политической и общественной жизни людей. Пифагор первым назвал вселенную Космосом. Этот мудрец доказал связь музыки и числа, говоря, что гармоничная музыка врачует телесные болезни, пробуждает в душе добрые чувства. В наши дни с помощью замедленной съемки узнали, что растения тянутся к нежной музыке, а от резкой громкой музыки – сжимаются. Гармонические звуки усиливают их рост и цветение. Фалес из Милета был великим астрономом. Он первым из греков разделил год на 365дней. В современном государстве наука шагнула далеко вперед. В космосе первым космонавтом был русский человек, достижения  - радио, телевидение и т. д

Уч –ль:           

Вывод: Развитие науки доказывает то, что с созданием письменности творческая мысль все время двигалась вперед. И вы учитесь мыслить творчески, рассуждать, делать выводы. И за все это спасибо святым Кириллу и Мефодию. А теперь проследим как развивалось искусство.

7. Рассказ   4гр      5гр

 

 

 

 

показ слайдов

 

 

 

 

 

 

Уч. музыки

Греческая культура оказала воздействие на развитие искусства на Руси. Ведь именно в Греции появился первый театр. Даже в наше время мы не перестаем удивляться его размерам ( он вмещал 25000 человек), акустике. До сих пор трагедии и комедии, которые шли в театре Древней Греции мы можем увидеть на сценах наших театров: « Прометей» Эсхила, « Антигона» Софокла. В 10веке на Руси появляется Софийский Собор в Киеве. Внутри храм был украшен мозаикой, фресками. При нем была библиотека. А Великий Новгород в то время славился своими широкими деревянными мостовыми ( 3 -6 метров), крепостью – кремлем с 5 Куполами. Вода в город поступала по деревянным трубам.

Как русский народ исполнял песни?

- Народ «сказывал» свои песни. Иногда пение-сказание сопровождалось игрой на духовых инструментах: сопели, жалейке, волынке; ударных – бубне, барабане; струнных – гуслях, гудке.

О чем пелось в песнях?

- О том, что окружало, о явлениях природы. Музыка сопровождала праздники, события в жизни семьи.

Как передавались песни-сказания?

- Народная песня передавалась из поколения к поколению в устной форме и развивалась в свободной манере вольных импровизаций. Музыка славян не имела нотно-графической записи.

Создание равноапостольными Кириллом и Мефодием Азбуки и принятие вероучения византийских греков способствовали профессионализму русско-певческого искусства.

- Но как в иконе не было объема, так и в музыке не было многоголосия. Пение отличалось скупостью музыкальных красок, простотой напевов. Христиане пели псалмы, стихиры, гимны, восхваляющие Христа, Богородицу, святых.

( звучит Визанийский распев), сравнительная таблица.

Музыка русской православной церкви красивейшим пластом мировой музыкальной культуры.

Вывод:  Великая заслуга солунских братьев в деле просвещения славянских народов заключается в том, что они дали возможность славянским народам читать и молится на родном языке, способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе. Их славный труд послужил  фундаментом , на котором славянская культура заняла почетное место в мировой культуре. Посмотрим на важные даты, связанные с именами святых Кирилла и Мефодия:

1574г.- Иван Федоров издал первую кириллическую азбуку.

1862 г.– 1000летие начала правления династии Рюриковичей. Открытие в Великом Новгороде памятника « Тысячелетие России».

1869г. – 1000летие со дня кончины святого Константина – Кирилла.

1885г.  – 1000летие со дня святого Мефодия. Гимн святым Кириллу и Мефодию. Установление дня памяти святых ( 24мая по новому стилю Празднование Дня памяти святых Кирилла и Мефодия в учебных заведениях  дореволюционной  России.

1992г. – установление в России Дня памяти святых Кирилла и Мефодия как общегосударственного праздника. Создание в Москве памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.

2007г. – Президентом России год объявлен годом памяти Кирилла и Мефодия. По всей стране прошли праздничные торжества.

8. Гимн  

«Слава вам, братья, славян просветители!», «Величание».

 

   

                   Комментарий к уроку истории, 4класс

        «Роль святых равноапостольных  Кирилла и Мефодия

                  в развитии культуры на Руси»

 

С первого класса обучающиеся учились вслушиваться в родную речь, размышлять, понимать суть, строить предложения, работать с дополнительной литературой, жить по Заповедям Господа, ценить труд людей, любить свое Отечество. К четвертому  классу  ребята владеют компьютером, достаточно хорошо умеют ориентироваться в литературе, владеют на достаточном уровне устной и письменной речью, а следовательно  самостоятельно подбирают  материал, оформляют  наглядность к уроку. Работая с литературой, обучающиеся много узнали о жизни Святых равноапостольных Кирилле и Мефодии .Интересен был рассказ о влиянии  Греческой культуры на развитие  культуры на Руси. На уроке можно было посмотреть слайды и  почитать текст на церковно-славянском языке, послушать фрагмент из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».Ребята с интересом слушали сообщение о развитии науки в Византии, о родоначальнице современной науки. Имена Аристотеля, Пифагора, Милета и их вклад в развитие науки стал примером трудолюбия, мудрости, сосредоточенности. Четвероклассники смогли прочувствовать и сделать вывод на уроке: солунские братья особо почитаемы на Руси, так как они дали возможность славянским народам читать и молиться на родном языке, способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе.

 Таким образом, обучающиеся начинают осознавать значимость русской культуры, постигают ее самобытность. Так происходит становление православного человека, формируются нравственные убеждения.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top