Цель: Закреплять части слова; определить роль суффикса в слове; развивать речь, воображение, внимание, память, мышление.

Ход урока

1. Организационный момент

Игра-приветствие “Здравствуйте!” (Учащиеся поочередно касаются пальцами пальцев рук своего соседа, начиная с больших)

- Желаю (соприкасаются большими пальцами) ,успеха (указательными), большого (средними),

во всем ( безымянными), и везде (мизинцами)

- Здравствуйте! (Прикасаются всей ладонью)

 

2. Чистописание

- Ребята, работа на уроке предстоит серьезная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте.

- Запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску:

лЛл МмМ ЛЛлл мМмМ

- Зимний декабрьский ветер надул в нашем городе большие сугробы и, чтобы двигаться вперед, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, напоминающие зимний узор.

3. Словарная работа.

- Отгадайте загадку: Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

- Зачем нужны кормушки?

- Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?

- Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)

- Назовите птиц, сидящих на ней? (ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел: в клювах они держат буквы: С, У, ФФ, И, К, С)

- Какие птицы здесь собрались?

- Какая птица лишняя, почему? (Снегирь)

- Чем схожи слова, обозначающие названия птиц? (Словарные)

Доска закрывается.

- Запишите названия птиц, которые вы запомнили, обозначьте орфограмму.

(В это время с доски убирается одна птичка, доска открывается).

- Что изменилось?

- Какую букву держала птичка в клюве?

- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.

- А сейчас из букв, находящихся в клювах птиц, соберите слово, которое и будет являться темой нашего урока.

СУФФИКС

4. Работа над темой урока

- Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? (Ответы детей вывешиваются на доску)

ЧАСТЬ СЛОВА СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ

- Эти высказывания мы и будем проверять на уроке.

- Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках. У вас в тетрадях изображен грамматический человечек, с которым встречаемся на уроках русского языка.

- Вот сейчас давайте сформируем лицо этого человечк .Вы проверите себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо примет определенное выражение.

 

Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу.

(Окончание)

 

Графически обозначаем правый глаз.

Я и часть, я и предлог.

Без меня никто не смог.

Я и слово, и добавка,

Называюсь я… (приставка)

 

Графически обозначаем левый глаз.

Ну а я частичка.

Обозначусь я как птичка,

Только вот наоборот.

Это каждый разберет.

(Суффикс)

Графически обозначаем нос.

Часть я очень главная,

В слове я живу.

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу.

(Корень)

 

 

Графически обозначаем рот.

Без окончания, часть слова.

 

Называюсь я… (основа)

Графически обозначаем челку над глазами.

 

 

Да, лицо у нашего человечка получилось немного грустное, но я думаю, что к концу урока он улыбнется. А для этого надо выполнить все задания.

- Пока мы с вами работали, зимний ветер навеял нам такие слова (на доске слова)

Снежок  зима сугроб зимний зимушка

- Чем схожи эти слова?

- Выделите из этих слов группу слов, объединенных по какому-либо признаку, выделите в этих словах корень, окончание, основу.

- Какую часть слова не обозначили? (Суффикс)

Вернуться к началу урока.

- Доказали ли мы, что суффикс является частью слова?

Каждая часть слова выполняет свою работу. Какая работа у суффикса?

- Какие еще однокоренные слова с суффиксами можно подобрать? (Зимовье, зимовать)

Вы хорошо справились с заданием. Я думаю, что наш человечек остался доволен.

5. Работа с учебником. Упр.194 стр.131

- Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)

- В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)

- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?

ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК

- Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)

- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?

- ИК, -ЕК, -К

- Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

- Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)

Орфографическое задание.

- Найдите слова с безударной гласной в корне и в приставке.

 (Ребята, у которых голубые снежинки- 8 строчек, белые снежинки- 4 строчки)

Проверка по шаблону с доски.

Лексическая работа.

- Прочитайте слова в рамке. Что можете о них сказать?(Синонимы)

- Какие слова называются синонимами?

- С одним словом устно составьте предложение.

Разбор слов по-составу. ЛАПА, ЛАПКА

6. Итог урока.

Быстро время пролетело

И идет к концу урок.

 

Так давайте без задержки

Подведем всему итог.

 

 

- Доказали ли мы, что суффикс-это часть слова, нужен для образования новых слов?

- Может ли измениться лицо человечка? Что для этого нужно сделать?

- Выставление оценок (самооценка на снежинках)

7. Домашнее задание. Упр.194 стр.131 - закончить

 

 

 

В нашем современном мире помимо знания русского языка необходимо знать как минимум один иностранный язык. Для подтверждения знаний люди получают сертификат. Но прежде чем пройти тестирование для получения сертификата многим потребуется подготовка к TOEFL. TOEFL – один из самых первых международных экзаменов по английскому языку и до сих пор сохраняет сильные позиции во всем мире. Предоставление TOEFL это одно из самых главных условий для для поступления колледж и университет в Канаде и США и ряда других государств, где уроки проводят на английском языке. Для совершенствования владения иностранными языками многие выбирают к дополнительным курсам языковые лагеря. Различные туры оказывают положительный эффект на развитие знаний языка.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top