Урок литературного чтения ( интегрированный урок) во 2классе
по теме: « Русский народный фольклор» (2урок).
Цели:
- Закрепить знания о русском народном фольклоре, умения различать пословицы, поговорки, загадки, песенки, чистоговорки, скороговорки.
- Развивать интерес к родному языку, желание обогащать свой словарный запас.
- Развивать творческие способности обучающихся.
- Развивать духовно-нравственные качества личности.
- Воспитывать любовь к Отечеству, уважение и почтение к русскому народу.
- Воспитывать интерес к чтению, любознательность.
Оборудование: костюмы, карточки с пословицами, иллюстрации, поделки детей, музыкальное сопровождение, икона.
Ход урока:
Этапы урока
|
Содержание этапов урока |
|
Молитва. |
|
Урок сегодня не совсем обычный. Урок - обобщающий и вы его готовили сами. И, думаю, тему сообщите по ходу урока сами. Хочу только сказать, что дети работали в группах и очень старались все. |
Открыть тему урока
4. Разговор о языке. Инсценировка (разговор двух людей)
|
«За стеной костяной, соловейко, спой»?- (язык). К какому литературному жанру относится это изречение? (загадка). Действительно, загадка относится к русскому народному фольклору. Издревле является русский народ наблюдательным: ведь надо было зубы сравнить с костяной стеной, а сам язык с соловьем. Стоит радоваться, что мы можем тоже говорить на русском языке, ведь он самый богатый, могущественный. - Радоваться, а чему? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. С помощью языка можно лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. |
5. Физ. Мин. (Карточки)
6. Рассуждения о пословицах. |
- Может ли быть что-нибудь хуже языка? - Нет, ну что ты! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут решать любые вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, любовь. --Поэтому нужно думать, что нет ничего на свете лучше языка! Вывод: Да, ребята, я думаю, нам просто нужно хорошо изучать родной язык и уметь им правильно пользоваться. Тогда в жизни не будет ссор, огорчений и обид. А еще нам нужно помнить и благодарить святых праведных братьев – Кирилла и Мефодия за создание алфавита славянскому народу, за подаренные книги: Евангелие, о житие святых и т.д. - Может быть, угадаете еще одну загадку: «Не мед, а ко всему льнет»? (слово). И опять мы видим, что в загадке сравнивается слово с медом. Ведь словом можно убить, а можно и ободрить. Иисус Христос лечил словом, учил православных вере. Первое появилось слово и первым появилось слово Бог. Словом Господним мы живем, исцеляемся, стараемся совершать добрые дела. - Как вы думаете, можно ли общаться с людьми другими способами без использования языка, слова? Пообщаемся с помощью мимики и жестов. - Итак, в древности до появления письменности русский народ создавал сказки, загадки, пословицы, поговорки, песенки, прибаутки, скороговорки. Так появилось устное народное творчество – фольклор. Прочитайте: «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится». Что такое пословица? Это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключает в себе какое-либо поучение. Пословица советует, предупреждает, наставляет. Люди любят этот жанр и в своей речи часто используют. Речь становится точней, ярче.
|
7. Инсценировка
|
- Сейчас ребята вам покажут инсценировку, а вы попробуйте к ней подобрать пословицу. Мальчик сидит за столом и делает уроки. Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, Солнышко ясное, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок. Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, милая пташечка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок. Вишенка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, Вишенка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок. Мальчик заканчивает выполнение урока, кричит в окно: «Ну-ка, кто меня манил, погулять звал». - Ребята, какие русские пословицы сможете подобрать к этой сценке? ( «Кончил дело – гуляй смело», « Грамоте учиться – всегда пригодится», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Кто много читает, тот много знает», «Без труда ничего не дается», «Дерево смотри в плодах, а человека в делах»…). - Какие пословицы еще знаете? («Кто добро творит, того Бог благословит», «Богат Бог милостью», «Добро не умрет, а зло пропадет», «Без терпенья нет спасенья», «Доброго держись, а худого сторонись», «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», «Жизнь дана на добрые дела» Много загадок и пословиц ребята собрали. Теперь поговорим еще об одном жанре русского фольклора. Скоморохи: (С муз. Работником) - Какие молодцы, ребята. А теперь разговор пойдет о скороговорках.
Для чего, как вы думаете, русский народ занимается с древних времен фольклором? Что для себя узнали нового? Что понравилось на уроке?
|
8.Работа со скороговоркой. (инструкция).
9. Итог урока
|
|
|
|