Тема: Звуки [ и, г, г`, п, п`, т, т`, р, р`]. Строчная гласная буква и
согласные буквы г, п, т, р.
Разграничение понятий «звук» - «буква».
Цели:. 1Знакомство со звуком [ и] и группой согласных звуков, буквы,
которых сходны по описанию, что позволяет отработать основные эле-
менты букв.
2. Показать закономерность: согласные буквы на письме перед
буквой и обозначают мягкие согласные звуки.
3. Продолжить обучать проводить слого- звуковой анализ, что
способствует развитию фонематического слуха, умения правильно писать.\
4. Продолжить формирование и совершенствование навыка чтения .
5.Развивать интерес к чтению ,письму, желание читать.
6.Воспитывать интерес и любовь к чтению православной литературы.
Оборудование: Букварь, Прописи, иллюстрации, образцы печатных
и письменных букв, тетради для печатания.
Ход урока:
I . Оргмомент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок .
II Актуализация знаний.
- Дети, отгадайте загадку: Не мед, а ко всему льнет.
- Это слово.
- Да, дети, не зря о слове говорят, что оно ко всему льнет. Без него мы не можем с вами общаться.
III Работа по теме урока.
-Откройте Букварь на с.33. Прочитайте буквы на кубиках.
-Сегодня мы начинаем новый раздел « Учим буквы- учимся читать»
-А зачем нам буквы?
Д. Из букв и звуков складываются слова.
-Молодцы, что назвали буквы и звуки. Почему?
Д. Потому что звуки мы произносим, а буквами обозначаем эти звуки на
письме.
-Переверните страничку, посмотрите, сегодня к нам пришли сразу несколько
букв. Может быть кто-то уже может их назвать?
Д. г,п, т, р, и
-Отгадайте загадку и найдите рисунки, соответствующие отгадке.
Отгадай, какое слово
Есть у каждого портного?
Вместо шубы это слово
Ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой
В Новый год придет ко мне.
Д.Иголка для шитья, на елке.
-Звуко-буквенный анализ слова ИГОЛКА:
Д. Три:[ и,о,а]
-Сколько слогов? Обозначьте гласные звуки и слоги на схеме. Поставьте ударение. Расскажите о нем.
Д. Ударение падает на 2 слог. Первый и третий слоги – безударные.
-Произнесите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук? Можем ли
мы его увидеть?
Д. Звук один. Это звук [ и ]. Он гласный, безударный. Образует слог. Звуки слышим, но не видим.
-Знакомство с буквой и.
Как же нам перевести звуки из мира слышимого в мир видимый? Мы позовем
Особые значки-буквы. Звук [ и] обозначаем буквой и. Есть буква печатная и
Письменная.
-Показ буквы.
На что похожа? И – калитка, три доски.
Вот на что похожа буква и.
-Работа со схемой- человечком.
-Какой звук обозначен буквой и?
Д.Глас ный.
-Закрасим башмачки красным цветом.
-Измените слово так, чтобы гласный [и] стал ударным.
Д. Иглы.
-Знакомство со звуками[г,г`]
-Что нарисовано на картинках?
Голуби, гитара.
-Какой звук в начале слова голуби? Произнесите. Какой это звук:гласный или согласный?
Д.Звук [г] согласный: воздух при произношении встречает преграду, звонкий-
слышим голос,твердый.
-Какой первый звук в слове гитара?
Д[[г`]
-Дайте характеристику этому звуку.
Д Звук[г`]-согласный, звонкий, мягкий.
-Поработаем со схемами –человечками.
-Нарисуем шапочку-звоночек, башмачки: синий зеленый.
Знакомство с буквой г. Г-громадный кран подъемный.
-Так какие звуки будем обозначать буквой г,
Д.Буква г обозначает согласный звуки [г,г`].
Звуко-буквенный анализ слов голуби гитара по алгоритму:
-Сколько гласных в слове? Назовите.
-Сколько слогов? Почему? Назовите слоги.
-Какой слог ударный?
-В каком слоге звук [и]?
-Обозначьте на схеме звуки и напечатайте знакомые буквы. Какой звук нужно
прочитать перед буквой и?
Д Мягкий звук [г]``
Чтение слогов с доски.
Иг иги
Ги гиг
Физкультминутка.
Работа в Прописи
- А теперь мы должны научиться писать эти две буквы.
-Подготовка руки к письму. Беседа по рисунку в прописи.
-Заштрихуйте предметы, в названии которых есть звуки и, г наклонными линиями.
-Гимнастика для пальчиков. Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
1) Сравнение печатной буквы и с письменной: наклон, плавность линий, разные элементы.
2) Узнавание буквы на письме.
3) Объяснение и показ: высота и наклон,элементы, плавность линий,
Обведение по светлым линиям, письмо букв в воздухе,впрописи.
- Знакомство с буквами п, т, р
-На доске иллюстрация.
-Что изображено?
Д. Река, лес, храм, голубое небо, тучки.
-Нравится вам картина?
-Какое название мы можем дать этой картине?
Д. Родина.
-Тогда давайте подумаем какие первые звуки в словах Родина- рисунок?
- Выделение звуков [ р, р`], работа со схемами-человечками, звуко-буквенный анализ в тетрадях для печатания.
-Еще раз посмотрите на картину, можно сказать слово тишина?
-Выделение звуков [ т,т`] из слов тучи- тишина, работа со схемами-человечками, проведение звуко-буквенного анализа слов в тетрадях для
печатания.
-Выделение звуков [п,п` ] из слов парта-письмо, работа со схемами-человечками, проведение
звуко-буквенного анализа слов.
Физкультминутка.
Чтение слогов
Ги иг иги
Ти ит ити
Пи ип ипи
Ри ир ири
Гимнастика для глаз: По буквам , по строчкам
По цифрам и точкам
Бежали, бежали, бежали-устали!
-Работа в Прописи.
а)Знакомство с письменными буквами п, т, р. Их написание.
б)Написание слогов и слов с изученными буквами.
в)Самостоятельное написание слогов, слов с проговариванием….
-Игра: Узнай букву в словах.
Ангел Господь
Бог Икона
IY Итог урока.
С какими согласными звуками мы сегодня познакомились?
Д.[г,г`, п,п`, т,т`, р,р`]
-Сколько их?
Д.Восемь.
-Почему их меньше?
-Сколько гласных звуков сегодня узнали?
Д.Один
-А букв?
Д.Одну
-Как нужно произносить согласные звуки перед гласной и?
Кому сегодня урок понравился? Спасибо.