Тема: «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
(литовская сказка) 3 урок.
Цели:
- 1. Повторить жанр литературы: сказка, ее виды, признаки.
- 2. Учить давать характеристику персонажам сказки.
- 3. Учить строить предложения.
- 4. Учить читать по ролям, передавая характер героев интонацией.
- 5. Развивать творческие способности обучающихся.
- 6. Воспитывать любовь к чтению, уважение и почтение к родителям и другим людям.
Оборудование: Карта Литвы, карточки со словами, рисунки детей.
- Организационный момент
Молитва.
- На уроках литературного чтения с каким жанром литературы мы познакомились?
- Прочитайте фразы из сказок про себя. Догадайтесь, кто говорит эти слова и из какой сказки герой. А теперь закройте глаза, представьте этого героя мысленно. Попробуйте прочитать слова выразительно, как говорит персонаж сказки. /Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», Одоевский «Мороз Иванович»/
2. Подготовительный этап.
- Какие это все сказки?
- А с какой сказкой знакомились на последних уроках?
- Кто же написал эту сказку? ( литовский народ)
- Для кого написана сказка?
- Давайте посмотрим на карту и узнаем где живет литовский народ, где живут дети и , возможно, брат Золотой Хохолок и сестра Золотая Коса.
- Возле Балтийского моря расположены страны: Латвия, Эстония, Литва. Все вместе – Прибалтийские государства. Как называется народ, который проживает здесь?
Латвия латыши
Эстония эстонцы кто живёт в государствах?
Литва литовцы
- У каждого государства, как в России, свои традиции, культура, язык, песни, национальные костюмы, сказки.
- Мы прочитали одну сказку, но вы можете доказать, что это сказка?
- Раз есть зачин, прочитайте с чего она начинается? (жили..)
- А в русской сказке, обычно, какой зачин?
- Какие признаки сказки еще увидели? (сказочные герои, сказочные предметы)
- Почему детей так назвали?
- Какие признаки сказки еще выделить можете? (события трижды повторяются)
- В этой сказке есть борьба, каких сил? (добро и зло)
- Кто победил?
- Что в сказке еще является доказательством ее признаков? (концовка)
- Прочитайте концовку вслух (назовите страницу, абзац)
- А как заканчиваются русские сказки?
3. Этап усвоения новых знаний.
- Кто из персонажей является в сказке добрыми силами?
- В какой семье воспитывались дети?
- Какими они были?
Брат и сестра
смелые бесстрашные послушные почтительные
добрые к людям внимательные заботливые
доверчивые дружные
- Как вы думаете, какой Закон Божий дети всегда помнили? (почитай отца твоего и мать твою)
- Кто в сказке олицетворяет зло? (старуха)
- С чего началось, что старуха стала злиться? Найдите в тексте объяснения.
- Да, верно. Невзлюбила она невестку, т. к. та была бедной девушкой, а сын – знатного роду.
- Кем ей приходились дети? (внуки)
- За что же она невзлюбила их и решила извести? (мстила невестке)
- Какую Божью Заповедь она забыла? (не навреди, не убей)
- Как старуха решила отомстить? (посылала на гору…за…)
- Как она разговаривала с братом и сестрой, чтобы они ничего не заподозрили? (ласково, заискивающе)
- Что бы вы могли посоветовать бабушке, чтобы она забыла свой гнев, злобу? ( помолиться, покаяться, помириться с внуками, попросить у них прощение, т.д.)
- Какой мы видим старуху?
старуха
злая жадная мстительная коварная лгунья
- Найдите часть в тексте, где старуха пришла к детям и завела с ними беседу. Читать будем по ролям. Не забывайте характер детей, а значит как нужно читать слова брата и сестры? А как разговаривает бабушка с ними?
- Характеристика на доске поможет вам при чтении.
4. Вывод
- Три раза хотела злая старуха извести и погубить внуков, но ничего у нее не получилось. Кто победил? Как отблагодарили Добро? ( дети нашли родителей)
- Что со злом произошло? ( наказано)
- Как? ( почернела старуха от злости)
- Чему учит сказка? ( не злись, не навреди другим, т.д.)
- Сказка ложь, да в ней намек…
- В жизни пригодится знание этой сказки?...
5. Этап закрепления знаний
- У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитаем их и попробуем объяснить их смысл.
1. Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
2. Кто добро творит, тому зло не вредит.
3. Тот не унывает, кто на Бога уповает.
4. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
- А сейчас посмотрим выставку рисунков ваших. В рисунках видно, что победило Добро? Молодцы, все постарались.
6. Этап объяснения выполнения домашнего задания
- Научитесь пересказывать сказку. Творческое задание: придумайте свою сказку о мудрости, о теплоте взаимоотношений в семье, взаимовыручке.
7. Итог урока.
- В сказках всегда так говорится: «По делам и награда будет». Хозяйка Медной горы гостинец вам выслала в шкатулочке за вашу работу, ответственность, рассудительность, активность.