Тема урока: Д О Б Р О Т А
Цели: 1. Воспитание духовно-нравственных качеств личности через анализ
литературного произведения сказки Н.Прохоровой «Поляна Добра
и Любви».
2. Развитие навыков чтения и умения сопоставлять характеры героев.
Оборудование.
Над доской: пословицы.
На доске: тема, выставка творческих работ детей (рисунки),
карточки со словами, пословицами, для индивидуальной работы,
домашнее задание.
- 1. Молитва.
2. Вступительное слово учителя.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Это правило нравственности вывели наши предки.
И добавляли: «Свет не без добрых людей».
Они были уверены, что доброта, как и милосердие, рождается от любви. Человек от природы склонен к добру, благу, добросердечию.
3. Основная часть урока.
Разговор о доброте мы проведём в форме устного журнала.
Открываем страницу № 1: Добрые слова
Учитель:
В русском языке очень много добрых слов и выражений.
Ученики:
Встречая гостей и друзей, мы говорим: «Добро пожаловать!»,
а провожая: «Доброго пути!», «Ангела-спутника!».
Входя в дом, приветствуем хозяев: «Мир вам!» и слышим ответное пожелание: «С миром принимаем!»
Того, кто желает всем только добра, именуем доброжелательным.
О человеке, на которого всегда и в любом деле можно положиться, говорим, что он добропорядочный.
Старательного человека назовём добросовестным,
а незлопамятного – добродушным.
Учитель:
А сколько добра в привычном слове «благодарю»! Мы обращаем его к тому, кто сделал добро нам, принёс пользу. Благодарю – значит взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро.
- Давайте раскроем секрет таких добрых слов:
дружелюбный, благодушный, здравствуйте.
- Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?
Ученик:
Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастает и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
Учитель:
Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только уста, но и сердце. Добрые слова, идущие от холодного и равнодушного сердца, не греют.
И своим, и чужим делай добро, сколько можешь; и доброму, и злому говори добрые слова. Знай, что доброе слово и злых может сделать добрыми.
О тех же, кто тебя обидит, помолись Богу, чтобы Бог помог им исправиться.
Страница № 2: Добрые дела
а) Отец Владислав: «Притча о самарянине». («Истоки», 3 класс. Стр. 88)
б) Обсуждение сказки Натальи Прохоровой «Поляна Добра и Любви».
- Где происходит действие сказки?
- Назовите основных героев.
- Чем необычна эта сказка? (собачка разумнее, добрее Даши)
- Прочтите отрывок о том, как Жулька оценивает поступки Даши.
- А как птицы относятся к ней?
И вот Даша знакомится с Юлей.
- Какой мы видим Юлю? (с. 14)
Даша здоровая, но капризная и вредная, а Юля больная, но добродушная и жизнерадостная.
- Как вы думаете, что помогает ей преодолевать страдания?
Страдания делают человека добрее. Ему открывается красота Божиего мира.
- Прочитаем по ролям разговор девочек о Поляне Добра и Любви
(с. 14, 15).
- Что происходит с Дашей после этого разговора?
- Давайте проследим, как постепенно меняется Даша.
(учит молитву (с 16);
идёт в лес;
беспокоится о ближних (с. 19);
обняла Жульку (с. 19-20);
обрадовалась встрече с родителями (с. 21).
- Как встретила бабушка Юли, вернувшуюся из леса Дашу?
(с. 21 – прочитать отрывок)).
- О чём говорит нам автор в последнем предложении?
Даша испытывает на себе благодать Божию.
- Какова главная мысль сказки?
Всем открыта дорога в царствие Божие. Но не все сами могут найти путь к нему. Хорошо, если встретится на пути добрый помощник.
в) Индивидуальная и групповая работа.
Задание 1. Самостоятельно
Выбери 5 добрых дел. Подчеркни.
ДУМАТЬ О РОДИТЕЛЯХ УТЕШИТЬ ПЛАЧУЩУЮ
СЕСТРЁНКУ
РАДОВАТЬСЯ НЕУДАЧЕ
БЛИЖНЕГО ПОДАТЬ МИЛОСТЫНЮ
ЗАВИДОВАТЬ ПОМОГАТЬ БЛИЖНИМ
СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ ПОЗНАВАТЬ ИСТОКИ
БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
Задание 2. Работа в паре
Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию.
Подчеркните единое решение пары.
ДУМАТЬ О РОДИТЕЛЯХ УТЕШИТЬ ПЛАЧУЩУЮ
СЕСТРЁНКУ
РАДОВАТЬСЯ НЕУДАЧЕ
БЛИЖНЕГО ПОДАТЬ МИЛОСТЫНЮ
ЗАВИДОВАТЬ ПОМОГАТЬ БЛИЖНИМ
СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ ПОЗНАВАТЬ ИСТОКИ
БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
- Какие пословицы помогут нам закрыть эту страницу нашего журнала?
Кто добро творит, того Бог благословит.
Каждый день даётся в дар для добрых дел.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает душу и тело.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброе дело на два века: на этот и на тот.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Страница № 3: Доброта истинная и доброта ложная.
Истинная доброта может поначалу показаться суровой. Она бывает твёрдой и настойчивой.
Проблемная ситуация (сценка «В саду»).
В жаркий летний день очень хочется сбегать на речку с друзьями. А у меня обязанность поливать грядки с морковкой.
Прибежали к нашему саду друзья, поторапливают меня и дают разные советы.
… уговаривает:
… советует:
… предлагает:
Просто не знаю, чей совет принять…
– Давай немедленно сбежим на речку. Родители тебя любят, всё поймут и простят. А грядки польёт кто-нибудь из взрослых.
– Ты быстренько полей грядки, а мы подождём тебя.
– Давайте все вместе польём грядки и после этого пойдём на речку.
- Чей совет вы считаете добрым?
Вы правы, добрым будет тот совет, который не поссорит тебя с твоими близкими, с чувством долга.
Учитель: Это полезно знать
В одной старинной книге (ей уже 400 лет) дошёл до нас добрый совет тогдашним ученикам:
Ученик:
О дитя моё любимое!
Рассмотри и уразумей истину:
Не долго спи, не долго лежи.
Если будешь спать без меры,
Добра не добудешь,
Горя не минуешь,
Славы доброй не получишь…
- Можно ли этот совет считать полезным и для нас?
Это несомненно добрый совет. Он не призывает учеников к лёгкому и беззаботному учению. Но потому он и добрый, что через труд и трудности готовит их к будущей жизни.
- 4. Итог урока.
- Что полезного для себя взяли вы из этого урока?
Молитва.
Домашнее задание.
1. Прочти рассказ, приготовь ответы на вопросы.
2. Подбери несколько пословиц о доброте, добрых делах, запиши их
в копилку мудрых мыслей.
В. Сухомлинский
Девочка и синичка
Маленькая девочка Наташа повесила на яблоньку кормушку для Синички и каждый день приносила семена конопли. Синичка ждала девочку. Наташа радостно улыбалась, Синичка пела ей песенку и клевала семена.
Весной Синичка сказала девочке:
– Теперь не приноси мне корм. Я сама найду себе, что поесть. До свидания – до зимы!
– До свидания, Синичка.
Снова пришла зима. Всё засыпано снегом. Прилетела Синичка к кормушке, а в кормушке тоже снег.
Тревожно стало Синичке. Спрашивает она у яблоньки:
– Яблонька, скажи, почему нет Наташи? Неужели она забыла обо мне?
– Нет, она не забыла. Она больна.
Тяжело стало на душе у Синички. Села она на веточку и думает:«Полечу к девочке. Надо чем-то обрадовать её. Принести ей подарок. Но где я возьму подарок? Кругом снег, снег, снег…»
И тогда Синичка решила принести Наташе песню. Прилетела к её дому, влетела в форточку, села у постели больной девочки и запела.
Наташе стало легче.
- Как вы считаете: эта синичка – волшебница или это обыкновенная птичка?
- Как же ей удалось помочь Наташе?
- Почему синичка решила полететь к девочке?
- Как поступает человек с добрым сердцем, видя чьё-то горе или беду?
- А что вы думаете о своём сердце?
- Когда ваше сердце бывает добрым, а когда нет?
Это полезно знать
О дитя моё любимое!
Рассмотри и уразумей истину:
Не долго спи, не долго лежи.
Если будешь спать без меры,
Добра не добудешь,
Горя не минуешь,
Славы доброй не получишь.