- оказания помощи педагогическим работникам в оформлении нормативно-планирующей документации, материалов мастер - классов;
- установления единых норм к оформлению локальных документов
Содержание методических указаний основано на системно-деятельностном подходе, включающем алгоритм деятельности педагогов при оформлении материалов мастер - классов.
1.Общие положения
Мастер - класс проводится педагогами (преподавателями и мастерами п\о) с целью:
- передачи передового опыта;
- определения администрацией колледжа вектора профессионального развития педагога;
- установления соответствия реального уровня профессиональной компетентности педагога заявленной категории.
Мастер - класс проводится по методической проблеме, над которой преподаватель (мастер п\о) работает в соответствии с выданным нормозаданием.
Мастер - класс оформляется и сдается в научно-методический центр (НМЦ) не менее чем за 3 дня до его проведения.
- Требования к содержанию
Материалы мастер - класса должны содержать:
Введение
- Ситуацию занятия
- Предметные (дидактические) средства к ситуации
- Методологические (технологические) средства к ситуации
- Средства контроля по ситуации занятия
- Аналитические таблицы
- Требования к оформлению титульного листа
Титульный лист является первым листом документа. Он выполняется на листе формата А4 размером 210*297 (приложение 1)
Содержание полей титульного листа рекомендуется следующее:
– полное наименование управления, в систему которого входит колледж. Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, № 12;
– наименование документа. Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, №26, жирный;
– ситуация (тема) мастер - класса. Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, №16, жирный.
– в правой части рекомендуется помещать фамилию и инициалы педагога. В левой части – подпись (и ее расшифровку) лица, принявшего документ. Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, №12, обычный;
– город и время разработки. Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, №12.
- Введение
Во введении должна быть изложена суть методической проблемы, решаемой педагогом, оговорены средства и способы решения этой проблемы на конкретном занятии (открытом).
- Оглавление (содержание)
В оглавлении представляются разделы материалов открытого занятия с указанием страниц. Нумерация страниц указывается арабскими (основная часть) и римскими (приложение) цифрами. Размещается оглавление перед введением.
Пример:
Содержание
Введение
- Ситуация занятия ………………………………………………………………………….. 4
- Методологические средства к ситуации ……………………………………………….….. 5
…
- Аналитические таблицы ……………………………………………………………………. 8
- Приложение ………………………………………………………………………………….. 13
Предметные средства к ситуации:
- Ситуация занятия
План занятия при организации занятия в традиционном режиме и ситуация при организации занятия в природно - рефлексивной технологии оформляются по форме ситуации (приложение 2)
7 . Методологические средства
(для работающих в природно – рефлексивной технологии).
К методологическим средствам относятся, модули, древа понятий, алгоритмы (см. приложение 3).
- 8. Предметные (дидактические) средства
При подборе предметных средств обучения нужно учитывать основные общие дидактические функции средств обучения, а именно, что дидактические средства:
- повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который без средств обучения не доступен вообще или трудно доступен;
- помогают удовлетворить и в максимальной степени развить познавательные интересы учащихся, интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повысить темп изучения учебного материала;
- являются источником информации, освобождая преподавателя, мастера от большого объема чисто технической работы, тем самым способствуют повышению его творческого уровня;
- являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны преподавателя, мастера.
Предметные средства могут быть представлены в соответствии с перспективно - тематическим планом, скорректированным на конкретную ситуацию (Классификация средств обучения представлена в приложении 4) и вынесены в приложение.
- Средства контроля
Если при контроле знаний учащихся преподавателем использовались формы контроля, такие как: задания для проведения самостоятельной работы, карточки – задания, тесты, кроссворды, задания – инструкции, деловые дидактические игры и т.п., - они приобщаются в пакет материалов открытого занятия.
- Аналитические таблицы
Преподаватель (мастер п\о) исследует проведенное занятие по структуре аналитической таблицы (приложение 5).
Кроме того, в материалы мастер - класса приобщаются аналитические таблицы всех приглашенных на занятие педагогов.
Приложение 1 - оформление титульного листа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
/Технологический колледж сервиса ГОУ ВПО « ЮУрГУ»/
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА _код__ «_наименование _»
МАТЕРИАЛЫ МАСТЕР - КЛАССА
ДИСЦИПЛИНА (или ПРЕДМЕТ): ______________________________
КУРС ОБУЧЕНИЯ:___ № ГРУППЫ: ___
СИТУАЦИЯ (ТЕМА): «_________________________________________»
Принял: Преподаватель (мастер п/о):
____________ _____________ _________ _____________
подпись (ф.и.о.) подпись (ф.и.о.)
г. Челябинск, 200_г.
Приложение 2 – ситуация занятия
Ситуация занятия «Погружение в профессиональное пространство»
Цели |
Действия |
Средства |
Результат |
|
проектируемый |
фактический |
|||
1. Преобразовать интерес к избранной профессии в устойчивое желание освоить профессию 2. Раскрыть содержание профессиональной деятельности и выявить личностные качества, необходимые для данной профессии |
Наладить вешний механизм саморазвития человека: - приветствие - коррекция состава микрогрупп - рефлексия состояния
Подготовить развивающее пространство, располагающее к взаимодействию мастера и студента |
1. Преподаватель 2. Группа обучаемых 3. Нормы межличностных отношений 4. Развивающее пространство 5. Лист моего состояния 6. Коллекции 7. Фотоальбомы 8. Видеоматериалы |
1. Готовность группы к исследованию содержания ситуации 2. Взаимодействие по нормам межличностных отношений |
Система инвариантных способностей: - исследовательские - проектировочные - исполнительские (организационные) - коммуникативные - рефлексивные
|
I. Организация целевого пространства |
||||
1. Провести рефлексию по содержанию вводного блока: что значит саморазвитие человека? Что понял про себя? Что можно развивать в себе? Взаимосвязь прав и обязанностей человека.
|
1. Содержание ситуации обучения 2. Алгоритм организации развивающей среды |
Представление об уровне осознания модели саморазвития, ее главных ценностей: права, обязанности, ответственность за саморазвитие и освоение профессии |
||
|
2. Заявить содержание ситуации занятия «Введение в профессию»
3. Заявить форму занятия: коллективно-индивидуальная мыследеятельность в ситуации |
|
Организованы микрогруппы Соединение внутреннего и внешнего механизмов саморазвития |
|
|
4. Сообщить позицию мастера на содержание ситуации: - вводный блок – введение в жизнедеятельность колледжа, организованный по модели саморазвития человека; - введение в профессию – продолжение и развитие содержания вводного блока; - взаимодействие прав и обязанностей мастера и студента |
|
Осознание модели саморазвития человека через погружение в предметное пространство |
|
|
5. Выявить исходный уровень понимания содержания ситуации, противоречия, которые надо разрешить на данном занятии. Провести беседу по анкете. Выявить отношение студентов к избранной профессии
|
Анкета «Готовность студента к учебной деятельности» |
Осознание понятия «профессия» Понимание сущности избранной профессии Осознание качеств личности, необходимых для этой профессии |
|
|
6. Выявить проблему занятия и точно сформулировать ее. «Какие условия необходимы для успешного освоения профессии …» |
|
Осознание внутренних и внешних условий (предпосылок) успешного обучения, профессии Права и обязанности учащихся, права и обязанности мастера как фактор успешного обучения профессии |
|
7. Выявить индивидуальные цели познания: 1) чему могу научиться? 2) Что необходимо, чтобы стать профессиональным портным, парикмахером и т.д.? 3) В чем заключаются мои права и обязанности? 4) И др. |
|
Индивидуальные потребности познания |
|
8. Соединить цели слушателей в общую цель познания: 1) что такое профессия? 2) В чем сущность профессии портной, парикмахер и т.д.? 3) Что нужно делать, чтобы стать хорошим портным и т.д.? 4) Какие личностные и профессиональные качества особенно необходимы? 5) Какие предметы будем изучать? |
|
Вопросы познания группы |
|
|
9. Составить общую программу деятельности, прогнозируемый результат - определить сущность понятия «профессия»; - определить содержание понятия «Портной», «Парикмахер» и т.д. - условие успешной профессиональной подготовки; - личностно-профессиональные качества; - квалификационная характеристика; - правила охраны труда. |
|
Программа деятельности |
|||
10. Выделить ключевые понятия: «профессия», «деятельность», «портной», «парикмахер» и др. |
|
ключевые понятия |
|||
|
11. Провести рефлексию организации целевого пространства Что исследуем? В какой последовательности? Какие средства используем? Какие действия производим? Что получим в результате? |
4. Вопросы рефлексии
|
Осознание программы деятельности группы |
|
|
|
II. Организация поискового пространства |
|
|
||
|
1. Исследовать понятия «профессия» - составить древо понятия, сформулировать индивидуальное выводное знание |
1. Программа деятельности группы 2. Алгоритм составления древа понятий 3. Словари В.И. Даля, С.И Ожегова, БЭС |
Индивидуальные древа понятий Выводные знания «Профессия»
|
||
2. Исследовать смыслы древа понятия «профессия» и выявить условия успешного овладения профессией |
Осознание условий успешного овладения выбранной профессии |
||||
|
3. Исследовать понятие «портной» или др., составить выводные знания (индивидуальные, микрогруппы, общие). |
|
|
|
|
|
4. Обсудить какие личностные качества необходимы в деятельности по выбранной профессии |
|
Качества личности, особенно необходимые для данной профессии |
||
5. Обсудить права и обязанности мастер п/о - студент
|
|
Понимание содержания профессиональной деятельности. условий успешной профессиональной подготовки Взаимодействие мастера и студентов на основе взятых прав и обязанностей |
|||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
III. Организация рефлексивного пространства |
|
|||
|
1. Осознание результатов совместной деятельности (по процессу и по результату):
- Что понял(а) по содержанию ситуации? Что изменилось в сравнении с первоначальным знанием? Что было новым? - Что изменилось в понимании своей профессиональной деятельности? Какие испытываете чувства? Есть ли чувство усталости? Что хотелось бы изменить по процессу обучения?
2. Заполнить «лист моего состояния». |
1. Вопросы на понимание содержания и развитие способностей 2. Вопросы по состоянию сенсорного мира. 3. Вопросы по состоянию физического мира. 4. Лист моего состояния |
Лист моего состояния
|
Приложение 3
АЛГОРИТМ
СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДРЕВА ПОНЯТИЙ
- Выделить слова для исследования.
- Поставить цель на исследование.
- Исследовать смыслы слова по разным словарям.
- Прочитать текст до запятой.
- Выделить ключевые слова в тексте.
- Лаконично записать под стрелкой.
- Исследовать первый ряд древа понятий.
- Исследовать текст под каждой стрелкой и убрать повторы по смыслу.
- Исследовать текст под каждой стрелкой и соединить одинаковые смыслы из разных словарей.
- Сравнить смыслы разных посылок.
- Выделить общее.
- Найти различное.
- Сделать умозаключение (установив причинно – следственную связь сконструировать свою мысль).
- Определить глагол (сказуемое).
- Подобрать подлежащее.
- К подлежащему подобрать определение.
- К сказуемому подобрать обстоятельство и дополнение.
- Оформить выводное знание по цели.
Пример оформления древа понятия «органическая химия»
ЦЕЛЬ: исследовать сущность понятия «органическая химия»
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
МОДУЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ)
- Определить цель модульной организации предметного содержания.
- Выявить главные системы (разделы) предмета.
- Представить предметное содержание по структуре модуля.
- Элементы системы.
- Функции каждого элемента системы.
- Виды связей между элементами системы.
- Функции видов связей элементов системы.
- Функции системы.
- Нормы функционирования системы.
- Методы функционирования системы.
- Свойства системы.
- Выделить блоки (разделы) предметного содержания в главных системах предмета. Установить последовательность изучения блоков.
- Найти аргументы такой последовательности.
- Доказать логику аргументации.
- Разработать модули к каждому блоку программы.
- Сформировать систему модулей предметного содержания.
- Утвердить систему модулей предметного содержания на заседании кафедры.
Модуль оформляется в виде таблицы и имеет следующую структуру:
1. Структура системы |
|
1.1. Элементы системы |
|
1.2. Функции элементов |
|
1.3. Виды связи элементов |
|
1.4. Функции видов связи |
|
1.5. Функция системы |
|
2. Нормы связей |
Частные, общие, всеобщие законы |
3. Метод функционирования системы |
Способ взаимодействия элементов систем (алгоритм действия) |
4. Результат функционирования системы |
Система свойств, качеств, способностей |
Пример оформления модуля на предмет «Химия»
МОДУЛЬ «ХИМИЯ»
1 |
Структура системы |
|
|
.1 |
Элементы |
Вещество1 |
Вещество2 |
1.2 |
Функции элементов |
Носитель массы, энергии, свойств |
|
Внутриатомное взаимодействие, межатомное взаимодействие |
Внутримолекулярное взаимодействие, межмолекулярное взаимодействие |
||
1.3 |
Виды связей элементов |
Ковалентная связь, металлическая связь |
Ионная связь, ковалентная связь, донорно-акцепторная, водородная связь |
1.4 |
Функции связей |
Обеспечивает условия для образования веществ |
|
1.5 |
Функции системы |
Образование простых и сложных веществ |
|
2 |
Нормы связей |
1. Закон постоянства состава 2. Закон сохранения и превращения энергии 3. Периодический закон 3.1. Теория строения атома 4. Теория химического строения органических соединений 5.Реакция соединения, разложения, замещения, обмена |
|
3 |
Методы функционирования системы |
1. А+ВàАВ (реакция соединения) 2. АВ à А+В (реакция разложения) 3. АВ + С à СВ + А (реакция замещения) 4. АВ + CD à AD + СВ (реакция обмена) |
|
4 |
Результат функционирования системы (свойства) |
Вещество с новыми свойствами |
Пример оформления модуля на блок по дисциплине «Конструирование одежды»
МОДУЛЬ № 2. Проектирование базовых конструкций поясных изделий в женской одежде
1 |
Структура системы |
1 |
2 |
3 |
1.1 |
Элементы |
Сетка чертежа |
Передняя половинка (юбки, брюк) |
Задняя половинка (юбки, брюк) |
1.2 |
Функции элементов |
Определяет длину и ширину изделия |
Обеспечивает построение |
|
1.3 |
Виды связей элементов |
|
||
1.4 |
Функции связей |
Обеспечивает построение чертежа поясного изделия |
||
1.5 |
Функции системы |
Обеспечивает расчет и построение чертежа поясного изделия (юбки, брюк) |
||
2 |
Нормы связей |
ОСТ 17-326-81 «Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды». Единый метод конструирования женской поясной одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам. |
||
3 |
Методы функционирования системы |
3. Алгоритм построения задней половинки изделия. |
||
4 |
Результат функционирования системы (свойства) |
1.Профессиональные способности: Исполнительские – разновидностей юбок и брюк; Проектирование – выбор размерных признаков и прибавок; Исполнительские – расчет и построение чертежа конструкции юбки, брюк. Рефлексия – проверка чертежа конструкции юбки, брюк. 2. Предельные способности – чертеж юбки, брюк. |
Приложение 4 – перечень предметных средств
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
- Алгоритмы, правила.
2.Таблица «________________».
- Схема «_______________».
- и т.д.
(Далее предметные средства обучения прилагаются согласно перечню)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
по результатам мастер – класса _________________________________________________________________
Предмет исследования |
Успех |
Ошибки |
Причины ошибок |
Способы устранения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|