Тематика 3-го года занятий охватывает сравнительно обширный круг вопросов и рассчитана на подготовленных кружковцев и на квалифицированного специалиста в роли руководителя кружка. Данный раздел пособия рассматривает в основном общие положения изучаемого материала, что при достаточном количестве литературы позволит педагогу построить занятия кружка в соответствии с возможностями и наклонностями его воспитанников.
Деятельность школьников в кружках повышенного типа может иметь различные направления: постройка моделей автоматических систем и их экспериментальное исследование; разработка, изготовление и внедрение на производстве различных автоматических устройств, имеющих народнохозяйственное значение; разработка приборов, проведение исследований по заданиям предприятий и научных учреждений; изготовление действующих учебно-наглядных пособий, обучающих и экзаменующих машин в помощь школе; постройка автоматических игровых аппаратов, логических и вычислительных устройств; моделирование человекоподобных автоматов — роботов; создание многокомандных телеуправляемых моделей.
Таким образом, перечень конструкций, рекомендуемых для постройки в кружке, может быть достаточно обширным. Рекомендовать какие-то определенные работы—значит ограничить деятельность отдельных кружков, сковать их творческую инициативу.
Во многих конструкциях часто используются схемы и узлы, собранные в кружке 2-го года занятий. Следовательно, работа по созданию автоматических приборов и аппаратов может продолжаться и более одного учебного года.
Оригинальность конструкции, ее практическая ценность, а также доступность для ребят в первую очередь зависят от фантазии, квалификации и опыта педагога.
Вместе с тем совсем не обязательно каждый раз придумывать новую схему или конструкцию. Если руководитель испытывает трудности в подборе удачных проверенных схем, ценных в учебно-познавательном плане и доступных по уровню их сложности, он может воспользоваться технической литературой с описанием схем приборов и аппаратов. В конце раздела подобный перечень приводится.
Степень трудности предлагаемых схем весьма различна. Многие из них доступны с точки зрения простоты решения схемной задачи, а другие—сточки зрения возможности приобретения используемых материалов и деталей. Во всех случаях руководитель кружка имеет возможность выбора, сообразуясь со степенью подготовки юных конструкторов и их интересов.
Однако практические работы, выполняемые по описаниям, не должны сводиться к чистому моделированию или копированию образцов. Руководитель должен стремиться, чтобы работа над любой конструкцией носила творческий, исследовательский характер, выполнялась под девизом «Автоматику — в народное хозяйство».
В основу кружков электронной автоматики повышенного типа положен индивидуальный метод работы над конструкциями. Данный метод подразумевает, что каждый член кружка или группа из 2—3 кружковцев выполняют различные задания. Деятельность кружка должна строиться так, чтобы каждый кружковец стремился передать полученные знания и навыки своим товарищам, оказывал помощь школе, изготавливая схемы, приборы и учебно-наглядные пособия.
Успешная работа в кружках 3-го года занятий невозможна без умения правильно пользоваться технической и справочной литературой, творчески решать поставленные задачи, четко формулировать свои мысли, конкретно составлять технические требования к изготовляемому устройству автоматики.
Руководителю следует больше прибегать к помощи кружковцев. Всю работу, в том числе и теоретическую, можно строить на основе докладов и рефератов, обсуждения эскизных проектов систем автоматики, подготовленных силами кружковцев.
Практическая деятельность должна строиться на базе импровизированного конструкторскою бюро, где руководителю отводится роль старшего рецензента. Можно из числа ребят выбрать (назначить) начальника КБ и его заместителя по научной работе Все члены кружка должны принимать активное участие в работе так называемого техсовета. Все работы, рефераты и эскизные проекты с объяснительными записками должны быть четко оформлены по всем требованиям технической документации. Это позволит ребятам приучиться к четкости и аккуратности изложения материала.
1. ФУНКЦИИ АВТОМАТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ ПРИ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ
Кружковцы знакомятся с формами автоматизации производственных процессов, с видами автоматических устройств, с помощью которых осуществляется комплексная автоматизация. При комплексной автоматизации эти устройства выполняют функции управления, регулирования, контроля и сигнализации. Функции людей сводятся к наблюдению за ходом и анализу процессов, периодическому ремонту и т. д. Примерами комплексной автоматизации предприятий являются почти все крупные гидроэлектростанции СССР, многие химические, металлургические комбинаты с непрерывным технологическим процессом.
Руководитель дает краткую характеристику каждому из перечисленных видов автоматических устройств, приводит примеры технического воплощения. Для практического знакомства с различными видами автоматизации рекомендуется провести экскурсию на промышленное предприятие или животноводческую ферму.