Данная тема вводит юных техников в мир кибернетики. Кажущаяся сухость кибернетических терминов и понятий может быть сразу же смягчена живой и образной беседой руководителя кружка с применением разнообразнейших аналогий. Разговор о логических элементах следует начать, уяснив некоторые особенности логики и ее раздела — алгебры логики.
В законах логики рассматриваются схемы построения сложных предложений из простых. Между простыми предложениями имеются логические связки (операции). В частности, такими связками служат слова:
ИЛИ и . . НЕ . |
Если заменить каждое многоточие произвольным высказыванием, то получим определенное сложное предложение. Например: «Летом я буду отдыхать в пионерском лагере ИЛИ на даче». Здесь указывается на существование двух возможностей, из которых одна должна быть осуществлена. «Стало темно И включили свет». В одном предложении указывается, что произойдут два события.
Далее руководитель сообщает, что для законов логики был создан способ их записи в форме алгебраических выражений, в виде формул, куда вместо простых предложений входят так называемые переменные предложения или буквы (символы). Эти символы позволяют заменить сокращенными знаками более длинные речевые обороты.
Алгебра логики показывает, как оперировать с логическими суждениями (алгебраическими символами), складывать, умножать и т. д.
Объектом исследования алгебры логики являются высказывания и различные связи между ними. Под высказыванием понимается всякое сообщение, которое может быть истинным или ложным. Причем, его содержание для нас не имеет какого-либо значения. Если высказывание истинно, то значение истинности его будем считать равным 1, если ложное — равным 0. Высказывания удобно обозначать начальными латинскими буквами А, В, С, ... .
Например: А — Москва — столица СССР ... А = 1
В — 2X2 = 5
В = 0
С — ток протекает по замкнутой цепи С= 1
В алгебре логики имеются три основные логические операции:
- логическое умножение (Я);
- логическое сложение (ИЛИ)-,
- логическое отрицание (НЕ).
В зависимости от реализуемой задачи применяются комбинации основных логических операций, в результате получаются новые сложные высказывания.
Кружковцев следует познакомить с условными изображениями схем, реализующих основные логические операции: И (схемы совпадения), ИЛИ (собирательной) и НЕ (инвертора). Входящие стрелки показывают сигналы, которые поступают на вход схемы логического элемента, выходящие стрелки — сигналы после реализации логических операций.
Логические операции наиболее просто реализуются с помощью контактных схем. Разомкнутое состояние контакта соответствует 0, замкнутое — 1.
В результате операции логического умножения получается новое сложное высказывание, которое принимает истинное значение тогда,.когда его составляющие высказывания истинны, и ложное, если хотя бы одно составляющее выказывания ложно.
Операция логического умножения имеет математическое выражение А = ав. Если а= 1, e= 1, -1 = 1; когда а = 0, в=1, то А =0* 1=0; или а= 1, то А = 1 • 0 = 0; или а=0, е -0, то Л = 0 • 0 = 0.
Иначе говоря, выход равен единице, если все входы элемента равны единице, и равен нулю, если один из выходов равен нулю. В электрической схеме логическая операция И реализуется цепью, состоящей из последовательно включенных контактов.
Выражение ав указывает, что одновременно имеются оба сигнала, и оно должно читаться так: «аИв». Отсюда название — логическое умножение И.
В ходе беседы педагог знакомит также ребят с принципом схемного решения логических операций на диодах, транзисторах или лампах. В частности, логическую операцию И выполняет схема на диодах, на выходе которой появляется импульс тока при совпадении во времени импульсов а ив, поступающих на вход. Если на входе имеется только один из импульсов а или в, то схема его не пропускает. Схема И может быть построена на любое число входов и всегда имеет только один выход.
Логическое сложение ИЛИ может быть записано так:
ct+e=A,
где а ив — входные сигналы, А — выходной сигнал.
В логической операции ИЛИ сумма любого числа единиц считается равной единице, т. е.
0+0=0 1 + 0=1 0+1=1 1 + 1=1
Аналогией рассматриваемой логической операции является ряд контактов, включенных параллельно. Ток в цепи появляется тогда, когда замкнут хотя бы один из контактов, все равно какой: а ИЛИ в ИЛИ с.
Схему ИЛИ используют в логических операциях для объединения сигналов, поступающих из разных каналов в один общий канал, т. е. в так называемой собирательной схеме, имеющей несколько входов и один выход. Простейшие схемы логического сложения выполняются на диодах.
Логическая операция отрицания НЕ преобразует истинное высказывание в ложное, а_ложное в истинное. Эту операцию записывают так: А = а (А не есть а). Если а= 1, то А = 0, и наоборот. Логическое отрицание в электрической цепи по своему действию аналогично реле с нормально замкнутыми контактами. При срабатывании реле контакты его размыкаются.
Логическая схема НЕ (инвертор) выполняется на одном транзисторе (лампе). В таких схемах фаза сигнала на выходе всегда противоположна (на 180°) фазе сигнала на входе.
Далее в порядке информации руководитель может сообщить, что кроме рассмотренных логических операций, применяются производные от них с более сложной логической связью. Такими логическими операциями являются: запрет, равнозначность и отрицание равнозначности и др. Однако рассматривать их не следует.
После ознакомления ребят с основными логическими операциями необходимо проиллюстрировать применение алгебры логики при проектировании различных переключающих цепей.
Пример 1. Рассматривают порядок реализации заданной функции с помощью релейно-контактной схемы.
А*=ас+в А=(а+в) • (c+d).
Пример 2. Логическое построение схемы включения и выключения лампочки двумя выключателями. Здесь возможны четыре случая:
- оба выключателя выключены, и лампочка не горит;
- первый выключатель включил лампочку;
- второй выключатель включил лампочку;
- оба выключателя включены, и лампочка горит.
На доске составляется таблица, в которой отмечаются рассмотренные состояния.
№ п/п |
а |
в |
А |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
где а — состояние первого выключателя; в — состояние второго выключателя; А — состояние лампочки; включение света — 1, а выключение — 0.
Теперь следует составить уравнение, описывающее работу данной схемы. Его нетрудно составить по условиям истинности (по единицам), придерживаясь следующего правила. Для каждой строки в таблице условий работы схемы, в которой выходная величина равна 1, составляются произведения входных сигналов, а затем эти произведения складываются. Если значение входной величины равно 0, то берется ее отрицание.
В нашем примере первая строка даст ав, вторая—дв, третья ав. Согласно вышеприведенному правилу +ae+ae=ae+e{a--a)—ae + es=a+e, поскольку а+а= 1, а ав+в^а+в.
Из этой таблицы определяется логическая функция Л=а+в, что и подтверждается электрической схемой.
Если ход рассуждений ребятам понятен, можно предложить им составить логическую функцию электрической цепи самостоятельно.
Пример 3. Построение логической функции включения и выключения электрического света с двух и более мест (электрическая схема подобного устройства рассматривается в кружке 1-го года занятий) .
Для построения функциональной схемы должно быть известно:
а) при каких соотношениях входных сигналов имеется сигнал на выходе;
б) при каких соотношениях входных сигналов не будет сигналов на выходе.
Условия таковы (составляется таблица ^ для двух переключателей).
№ п/п |
а |
в |
А |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
0 |
Согласно правилу составления функциональной схемы по единицам, работа схемы включения и выключения лампочек с двух разных_мест должна быть выражена логической функцией ав+ав=А.
Ряд примеров подобного рода может быть предложен кружковцам в процессе работы над конструкциями логических автоматов.
На практических занятиях юным любителям автоматики предоставляются широкие возможности для развития творческих способностей, поскольку тематика работ охватывает широкий круг вопросов, связанных с разработкой и постройкой различных устройств, начиная с простейших логических приборов и кончая моделями информационно-логических машин,
Если руководитель затрудняется в выборе тем для практических работ, он может воспользоваться описаниями конструкций, опубликованными в печати.
- «Радио», № 1, 1968. Кодовый замок, стр. 56.
- «Радио», № 7, 1968. В. Прокудин. Кодовый замок.
- «Радио», № 10, 1968. Ю. Граблев. Экзаменатор на МТХ-90.
- «Радио», № 1, 1969. П. Вайнбойм. Малогабаритное обучающее устройство. В статье приводится описание нескольких разновидностей «репетиторов», используемых как для самоконтроля, так и для проверки знаний учащихся.
- «Радио», № 8, 1970. А. Еркин. Табло для проверки знаний. Схема табло выполнена на тиратронах МТХ-90. Подготовка вопроса и нахождение на него ответа производится касанием соответствующих контактов.
- «Радио», № 1, 1971. Кодовые замки.
- «Радио», № 8, 1971. И. Козлов. Фотоэлектронный замок. Приводится схема кодового замка на фотодиодах.
- «Моделист-конструктор», № 6, 1969. Замок... и теория вероятностей. В статье приводится описание кодового замка.
- «Моделист-конструктор», № 2, 1971. За рулем ЭВМ. Приводится схема решающего устройства для управления моделью автомобиля.
- «Юный техник», № 8, 1965. Волк, коза, капуста и логическая машина. Приводится описание логического игрового аппарата.
- «Юный техник», № 12, 1971. Считай, машина! Дается описание контактного цифрового сумматора.