Таблица 32

Примерная разбивка материала темы по занятиям

Тематика

Теоретические

Практические

заня­

 

 

тия

занятия

сведения

работы

1

Мультивибра­

Схема мультивибра­

Изготозаение «ми­

 

тор—генератор

тора. Физические ос­

галки» на базе муль­

 

сигналов пря­

новы происходящих

тивибратора

 

моугольной фор­

процессов

 

 

мы

 

 


№ заня­тия

Тематика занятия

Теоретические сведения

Практические работы

2

Частота муль­тивибратора

Анализ параметров, влияющих на частоту колебаний мультивиб­ратора.

Изготовление «мигалки» на базе муль­тивибратора

3

Мультивибра­тор в самодел­ках школьника

Чго можно сделать на базе мультивибра­тора?

Опыты с мультивиб­ратором; исследова­ние параметров, влияющих на частоту колебаний; изготовление автоматического пере­ключателя нагрузок

4

 

 

Опыты с мультивиб­ратором: электронный звонок; фотосигнали­затор; термосигнали­затор; сигнализатор влажности.

5, 6 7

 

 

Изготовление прибора на базе мульти­вибратора к летним каникулам (по жела­нию кружковцев)

 

Ход теоретических занятий

Большая часть учебного времени по данной теме от­водится на выполнение практических работ, связанных с разнообразными применениями мультивибратора в самоделках школьника.

Ребятам объясняют принцип работы мультивибра­тора, указывая, что этот прибор представляет собой не что иное, как простой зву­ковой генератор, генерируе­мые колебания которого имеют прямоугольную фор­му. Каскады, собранные на транзисторах Т1 и Т2 пред­ставляют собой два обыч­ных усилителя низкой ча­стоты, причем выход второ­го усилителя через конден­сатор С2 соединен с входом первого. При такой схеме оба усилительных каскада охвачены положительной об­ратной связью. Если на такую схему (рис. 42) подать питание, то она будет генерировать электрические коле­бания прямоугольной формы с частотой:

где С1 = С2 = С; R2=R3=R.

Дальнейшие пояснения педагога связаны непосред­ственно с тематикой выполняемых работ.

Ребятам рассказывают, что на основе схемы муль­тивибратора можно построить ряд интересных прибо­ров и самоделок: «мигалку», переключатель нагрузок, электронный звонок или сирену, метроном, устройство для изучения азбуки Морзе, фотосигнализатор, сигна­лизатор повышения температуры, сигнализатор влаж­ности, электронную удочку и многое другое. Назначе­ние каждого из перечисленных устройств следует обя­зательно объяснить. Желательно также продемонстри­ровать их в действии.

Ход практических занятий

Организация и процесс конструирования в общем остаются такими же, какими были показаны на преды­дущих занятиях. Однако при изготовлении отдельных устройств на основе схемы мультивибратора будут встречаться свои особенности, на которые педагогу сле­дует обращать особое внимание. При этом важно за­метить, что руководитель должен воздерживаться от вторжения в творчество ребят, оказывая им помощь только в случае необходимости или по их просьбе.

Действие такого прибора, как «мигалка», связано с применением мультивибратора. Кружковцам сообща­ют, что подобное устройство с небольшими изменения­ми можно использовать в электрифицированных игруш­ках, в качестве указателя поворотов для велосипеда и т. д.

После сборки схемы ребятам предлагают произве­сти замену номиналов конденсаторов С1 и С2 или рези­сторов R2 и R3. Становится ясно, что частота миганий лампочки зависит от частоты мультивибратора.

Далее, производя незначительные изменения и за­мены в схеме мультивибратора, кружковцы собирают

ряд приборов, имеющих раз­личное функциональное назна­чение.

Первая замена: вместо лам­почки в коллекторную цепь транзистора Т3 включают реле с напряжением срабатывания 5—8 в. Такое устройство мо­жет переключать, например, гирлянду лампочек.

Вторая замена: вместо ре­ле включают телефонный капсюль ДЭМ-4м. В этом случае автоматический пере­ключатель превращается в электронный звонок. Прав­да, звук он будет издавать в виде щелчков. Поэтому следует уменьшить емкость конденсаторов С1 и С2 до 0,025 мкф.

Если же к этому прибору добавить телеграфный ключ, он может быть использован для изучения и тре­нировки в приеме на слух азбуки Морзе.

Третья замена: в качестве коллекторной нагрузки транзистора П используется фототранзистор, а в ка­честве коллекторной нагрузки транзистора Т2—телефон­ный капсюль. Такой прибор называется фотосигнали­затор. При затемненном фототранзисторе сопротивле­ние его велико, что приводит к срыву автоколебаний мультивибратора. Попадание света на р-п-переход вы­зывает уменьшение сопротивления фототранзистора, мультивибратор восстанавливает автоколебания, и ди­намик издает сигнал (рис. 43).

На том же принципе основано действие сигнализа­тора превышения температуры и сигнализатора влаж­ности.

В качестве температурного датчика используется обычный транзистор, а датчиком влажности служат два металлических электрода, расположенных друг от друга на небольшом расстоянии. При попадании на них влаги сопротивление между ними уменьшается, что также приводит к возбуждению мультивибратора.

После того как кружковцы на опыте познакомились с различными «профессиями» мультивибратора, им предоставляется возможность выбрать себе схему по вкусу и выполнить законченную конструкци


Рис.42


Рис. 43

Ребятам надо будет рассказать, как использовать отдельные самоделки в период летних каникул. Напри­мер, можно изготовить прибор «Спутник туриста»,

включающий . в себя фотосигнализатор, сигнализатор температуры и сигнализатор влажности. Сменил дат­чик — и назначение прибора меняется. Или фонарик «Светлячок», позволяющий продлить «жизнь» батарей­ки. В пионерском лагере или на даче применение най­дет и электронный звонок, и электронная удочка.

Изготовление каждым таких несложных конструк­ций станет своего рода итогом работы кружка элек­тронной автоматики 1-го года занятий.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top