Таблица 31

Примерная разбивка материала темы по занятиям

№ заня­тия

Тематика занятия

Теоретические сведения

Практические работы

1

Механическое реле времени

Основные понятия о работе реле времени

Электронное реле времени. Изготовле­ние печатной платы


Тематика

Георегические

Практические

заня­

 

тия

занятия

сведения

работы

2

Электронное

Принцип действия

Электронное реле

 

реле времени

электронного реле

времени. Монтаж схе­

 

 

времени

мы

3

Реле времени

Знакомство с рабо­

Электронное реле

 

на транзисто­

той схемы транзистор­

времени. Настройка и

 

рах

ного реле времени

градуировка

4

Реле времени

Знакомство с при­

Электронное реле

 

в технике и в

менениями реле вре­

времени. Оформление

 

быту

мени

конструкции

Ход теоретических занятий

Членам кружка демонстрируют работу реле времени (любого типа) и объясняют, что подобное устройство служит для автоматического включения или выключения приборов и механизмов после определенного, заранее ус­тановленного промежутка времени.

Из применяемых в настоящее время типов реле вре­мени на занятиях кружка следует рассмотреть только принцип работы механических и электронных реле вре­мени. Ребятам рассказывают, что в основу действия ме­ханических реле времени положен часовой механизм. Здесь уместным будет несколько слов сказать о преды­стории автоматизации, связанной с созданием хитроум­ных механических игрушек, автоматически выполнявших заданную мастером программу. Так, например, русский механик И. П. Кулибин сделал такие уникальные часы размером с гусиное яйцо, в которых одновременно с бо­ем часов на исходе каждого часа раздвигались створча­тые дверцы, начинала играть музыка и разыгрывалось целое представление кукол.

Или, например, часовой механизм, представляющий собой, по существу, механическое реле времени, устанав­ливаемый в мину для взрыва в точно заданное время.

Разновидностью механического реле времени являет­ся так называемое двигательное реле, в котором вместо часового механизма используется маленький электродви­гатель, вращающий через редуктор с очень высоким пе­редаточным числом специальную скобу. При достижении крайнего положения скоба замыкает или размыкает кон­такты и отключает двигатель от сети.

Для того, чтобы объяснить работу элек­тронного реле времени, следует использовать макет рис. 36 (стр. 152).

Далее рассматрива­ют практическую схе­му реле времени на транзисторах. В исход­ном состоянии, когда контакты кнопки Кн разомкнуты, напря­жение на конденса­торе С1 равно нулю и ток через транзистор Т1 не проте­кает. При кратковременном нажатии кнопки Кн конденса­тор С1 почти мгновенно заряжается и тут же начинает медленно разряжаться через резисторы R2 и R3. Одно­временно с момента нажатия кнопки до момента, когда конденсатор С1 разрядится, реле Р останется включен­ным, замыкая своими контактами цепь питания внешне­го устройства.

Питание реле времени получает от двух батарей КБС. Ток срабатывания реле Р не должен превышать предельно допустимый ток коллектора транзистора, в цепь которого оно включено. Реле берется типа РСМ или РЭС с сопротивлением обмотки 200—700 ом.

В заключение своей беседы педагог приводит приме­ры применения реле времени в технике и в быту.

Ход практических занятий

На предыдущих занятиях члены кружка электронной автоматики познакомились с принципами конструирова­ния и составления монтажных схем простейших автома­тических устройств, с ходом работы по их созданию от замысла до готовой конструкции. Теперь им предстоит овладеть новой для них операцией — выполнением схем методом печатного монтажа.

Рис. 41
Ребят знакомят с устройством электронного реле вре­мени и обращают внимание на способ, каким выполнен монтаж схемы прибора. Руководитель подчеркивает, что в промышленности повсеместно используется печатный монтаж электронных схем, обладающий значительными преимуществами по сравнению с навестшм монтажом. К этим преимуществам относятся надежность, прочность, компактность, эстетичность, возможность поточно­го производства и др.
Далее преподаватель приступает к изложению поряд­ка изготовления печатных плат в условиях кружка. Пре­жде чем начинать изготовление печатной платы изфоль- гированного гетинакса, монтажную схему прибора вы­черчивают на миллиметровой бумаге. Затем при помощи копировальной бумаги рисунок переносят на гетинакс со стороны фольги. В местах, где должны быть отвер­стия, набивают керном углубления, после чего милли­метровку и копировальную бумагу удаляют.
Все участки фольги, которые должны остаться на Оплате, закрашивают нитролаком, асфальтобитумным или каким-либо другим лаком. Но сначала лаком покрывают набитые керном углубления — ставят точки диаметром 2,5—3 мм. Соединительные линии проводят с помощью колонковых кисточек № 2 и № 3, прямые можно выпол­нить рейсфедером.
Когда лак высохнет, плату ретушируют, т. е. под­правляют рисунок скальпелем, лезвием безопасной брит­вы или специальным скребком, используемым при рету­ши фотографий. Следующий этап — травление. Пл.|ггу помещают в фарфоровую или пластмассовую фотогра­фическую ванночку с раствором хлорного железа (FeCls) плотностью 1,3. Для получения раствора ем­костью 200 смъ кладут 150 г хлорного железа и залива­ют его до краев водой. Ванночку непрерывно и энергич­но покачивают. Схема полностью вытравливается за 50—60 мин. Если же раствор подогреть до 40°С, то про­цесс займет минут 10—15.
После травления смывают растворителем лак, хоро­шо промывают несколько раз в воде, сушат, обрезают по размеру и сверлят размеченные отверстия. Затем плату полируют мелкой шкуркой, снова промывают раствори­телем и покрывают канифольным лаком (15%-ый раст­вор канифоли в спирте), который предохраняет провод­ники от окисления и облегчает пайку.
Выводы радиодеталей, укрепляемых на плате, отги­бают в одну сторону, пропускают через отверстия и при­паивают к печатным проводникам. Сами детали должны плотно прилегать к поверхности, а их выводы выгибают­ся так, чтобы не перемещались при нажиме на деталь. Иначе печатный проводник может оторваться от платы.
Если нет возможности изготовить печатные платы ме­тодом травления, примерно тех же результатов можно достигнуть и без применения хлорного железа. Для этого всю поверхность платы в соответствии с монтажной схемой разбивают на отдельные токопроводящие участ­ки, а затем отделяют их один от другого, прорезав фоль­гу с помощью резака или ножа до основания платы. В остальном процесс идентичен описанному выше.
Если же у руководителя нет фольгированного гети- накса, его можно изготовить самим по следующему мето­ду. Для работы понадобятся куски гетинакса и листы медной фольги толщиной 0,05 мм. Одну сторону фольги и гетинакса зачищают мелкой шкуркой и обезжиривают спиртом или ацетоном. Затем смазывают фольгу и гетинакс тонким слоем клея БФ-2 и дают ему просохнуть в течение 10—15 мин. После этого на гетинакс накладыва­ют еще один, более толстый слой клея и прикладывают к нему фольгу, следя за тем, чтобы между поверхностями не было воздушных пузырьков. Гетинакс с приклеенной фольгой зажимают между двумя металлическими пла­стинами, проложив с обеих сторон по два-три листа ват­мана. В качестве зажима можно использовать струбцин­ки или винты, для которых по краям пластин сверлят от­верстия. Собранный таким образом пакет выдерживают в течение часа при комнатной температуре, а затем в течение трех часов при температуре 120°С.
После того как печатные платы изготовлены, необхо­димо предложить кружковцам проанализировать этапы осуществления дальнейшей работы над конструкцией ре­ле времени. После поправок и уточнений, сделанных ру­ководителем, ребята приступают к изготовлению прибо­ра.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top