Таблица 29 Примерная разбивка материала темы по занятиям
|
Кружковцы уже знают, что токи измеряют амперметрами, а напряжения — вольтметрами. Теперь им следует объяснить принцип работы стрелочных измерительных приборов.
Руководитель сообщает ребятам, что, несмотря на различие в наименованиях всех этих приборов (миллиамперметр, микроамперметр, милливольтметр, омметр), все они работают принципиально одинаково: отклонение стрелки показывает, что через прибор течет ток. Чем больше ток, тем больше отклонение стрелки прибора.
На доске зарисовывают схематический чертеж магнитоэлектрического измерительного прибора или используют учебный плакат по теме. Подвижная катушка такого прибора представляет собой несколько витков изолированной проволоки, намотанных на рамку из алюминия. Катушка помещается между полюсами очень сильного постоянного магнита, причем она подвешивается таким образом, что может свободно поворачиваться вокруг своей оси С катушкой скреплен легкий указатель — стрелка измерительного прибора, перемещающаяся относительно шкалы. Спиральная пружина стремится возвратить стрелку в нулевое положение на шкале. Угол поворота катушки определяется силой, с которой магнитное поле катушки взаимодействует с постоянным магнитом. Установку стрелки измерительного прибора на нулевое деление шкалы производят с помощью приспособления, называемого корректором.
Далее педагог рассказывает, что всякий измерительный прибор характеризуется пределом измерений — числом ампер, миллиампер, вольт и т. д., при котором стрелка дает отклонение до конца шкалы. В элементарной и доходчивой форме следует рассказать кружковцам, что выбранная для измерений шкала должна соответствовать измеряемым величинам. Если напряжение или ток слишком велик для данного прибора, он может перегореть. Следует также разъяснить смысл понимания «Цена деления шкалы».
Более сложными для понимания ребят являются шунт и дополнительное сопротивление. Здесь следует остановить их внимание только на физической сущности явлений без привлечения математических выражений.
Если магнитоэлектрический прибор используют для измерений сравнительно больших токов, например в амперметре, параллельно катушке присоединяют резистор, называемый шунтом. Сопротивление шунта подбирают с таким расчетом, чтобы через него шел основной ток, а через катушку прибора — только часть этого тока.
При использовании магнитоэлектрического прибора в качестве вольтметра последовательно с его катушкой включают добавочное сопротивление. Оно ограничивает величину тока, проходящего через катушку, повышая общее сопротивление прибора.
Добившись того, что кружковцы осмыслили основные понятия, переходят к практическому ознакомлению с методами измерений напряжений и токов. Поскольку в работе кружка обычно используют комбинированный измерительный прибор авометр, разумным будет все пояснения давать, взяв за основу тот тип прибора, которым располагает данный кружок.
Руководитель проводит инструктаж относительно правил проведения измерений и предлагает ребятам выполнить ряд тренировочных замеров. Все измерения проводятся только на постоянном токе и при невысоком напряжении. В данном случае удобнее всего использовать аккумуляторную батарею, реостат и лампочку или обычные батарейки КБС.
При различных положениях движка реостата педагог предлагает каждому кружковцу произвести тренировочный замер напряжения и тока. Одновременно доводит до сведения ребят правила техники безопасности. Руководитель постоянно напоминает своим воспитанникам, что при измерениях ни в коем случае нельзя держаться за металлические части щупов тестера, даже если измеряемые напряжения невелики.
Далее преподаватель объясняет принцип работы омметра. Сущность его действия заключается в том, что при включении различных резисторов или других деталей в цепь, составленную из электроизмерительного прибора и источника постоянного тока, величина тока этой цепи меняется. С помощью добавочного резистора R величину тока в цепи при замкнутых щупах R подбирают таким образом, чтобы стрелка прибора давала отклонение на всю шкалу. Если теперь к выводам омметра присоединить резистор неизвестного сопротивления, то стрелка прибора укажет деление на шкале, соответствующее сопротивлению этого резистора.
После того как кружковцы познакомились с измерениями на постоянном токе, руководителю следует рассказать об измерительных приборах переменного тока Если измерительный прибор постоянного тока включить непосредственно в цепь переменного тока, то стрелка прибора будет лишь вибрировать, так как смена направлений тока происходит быстро и прибор не успевает реагировать на эти колебания. Чтобы тот же прибор использовать для измерения переменных токов и напряжений, их предварительно надо выпрямить. Выпрямление производят при помощи одно- и двухполупериодных выпрямителей на полупроводниковых диодах.
Ребятам надо сказать, что в остальном схемы приборов для измерений переменных напряжений и токов аналогичны схемам таких же приборов для измерения постоянных напряжений и токов. Но градуировка шкал приборов переменного тока не совпадает с градуировкой шкал приборов постоянного тока. Объясняется это тем, что характеристики полупроводниковых выпрямителей нелинейны, особенно при малых напряжениях. Поэтому ток через магнитоэлектрический прибор не пропорционален измеряемым переменным токам и напряжениям.
Частотный диапазон миллиамперметров, вольтметров и т. д. переменного тока колеблется примерно от 10— 20 гц до 20—30 кгц.
Заключительная часть теоретических занятий по данной теме посвящена ознакомлению членов кружка с принципом работы и устройством авометра.
Ход практических занятий
Продолжая начатую ранее работу по изготовлению лабораторных блоков питания, кружковцы по мере знакомства со стрелочными измерительными приборами используют полученные знания для проведения измерений и снятия характеристик собранных схем.
В процессе электрического монтажа блоков питания руководитель сталкивается с трудностями по распределению обязанностей среди членов кружка, так как каждый блок не могут монтировать сразу несколько человек одновременно. Поэтому возможен такой вариант распределения нагрузки среди кружковцев отдельной группы: один кружковец производит монтаж непосредственно на шасси, другой монтирует детали на платах (диоды, резисторы), а третий, если группа состоит из трех человек, производит монтаж арматуры на лицевой панели.
В конструкции блоков питания могут быть введены элементы автоматики: автоматический предохранитель, автоматический переключатель напряжения питания. Применение подобных устройств не только упрощает работу с приборами, но дает ребятам возможность на опыте познакомиться с действием схем автоматики.
Автоматический предохранитель работает следующим образом. Последовательно с первичной обмоткой трансформатора включена обмотка реле, ток срабатывания которого равен или немного превышает максимально допустимый ток трансформатора. Если этот ток будет превышен, реле срабатывает и своими контактами разрывает цепь питания выпрямителя (рис. 39,а).
Автоматический переключатель сетевого напряжения работает по тому же принципу. При подключении блока питания к сети 220 в срабатывает реле и своими контактами автоматически переключает первичную обмотку трансформатора со 127 в на 220 (рис. 39,6).
Важнейшее требование, которое предъявляется ко всем подобным устройствам, — это безотказность в работе и точность срабатывания.
При непосредственном участии руководителя, который консультирует и оказывает помощь путем наводящих вопросов, ребята должны осмыслить и найти правильное решение поставленной проблемы. После распределения заданий перед кружковцами ставится новая задача: руководствуясь общей принципиальной схемой, а также образцами собранных устройств (их руководитель готовит заранее), ребятам необходимо подобрать реле, характеристики которых отвечают заданным условиям.
Собранные схемы кружковцы отлаживают и испытывают, используя в качестве нагрузки выпрямителя реостат (при испытании автоматического предохранителя) и ЛАТР в качестве источника сетевого напряжения (при испытании сетевого переключателя).