Таблица 27
|
№ занятия |
Тематика |
Теоретические |
Практические |
занятия |
сведения |
работы |
|
3 |
Генерация электрических колебаний |
Общие сведения о генераторах. Поножи тельная обратная связь. Форма кривой генерируемых колебаний |
Электронный звонок. Монтаж схемы |
4 |
Принцип работы трансформатора и электродинамического громкоговорителя |
Знакомство с физическими основами работы трансформатора и электродинамического громкоговорителя |
Электронный звонок. Наладка и оформление устройства |
5 |
Цепочка |
Процесс заряда и разряда конденсатора. Постоянная времени |
«Мигалка» на неоновой лампе. Разработка конструкции |
6 |
Генератор релаксационных колебаний |
Неоновая лампа в качестве разрядного устройства. Форма релаксационных колебаний |
Монтаж схемы «мигалки» |
Ход теоретических занятий
На занятиях по данной теме члены кружка знакомятся с назначением и принципом работы усилительного устройства и генератора электрических колебаний. Приводятся примеры практического применения усилителей и генераторов в устройствах автоматики. Преподаватель чертит на доске схемы двухкаскадного усилителя на лампах и транзисторах, объясняет назначение отдельных элементов схемы. Особо следует остановить внимание кружковцев на понятии «коэффициент усиления усилителя», охарактеризовав его как отношение напряжения на выходе усилителя к напряжению, имеющемуся на выходе источника сигнала.
Работу усилителя следует продемонстрировать. Для этой цели рекомендуется собрать развернутую схему двухкаскадного транзисторного усилителя, представленную на рис. 35. На вход 1—2 подают сигнал со звукоснимателя, а к клеммам 3—4 подключают телефонный капсуль ДЭМ-4М. Форму усиленного сигнала наблюдают на экране осциллографа (точка 5— 6). Ход проводимого опыта и происходящие процессы руководитель подробно объясняет членам кружка. Рассмотрение режимов работы усилительных каскадов в задачу кружка начинающих не входит.
Рис. 35 |
Об электронном генераторе следует сказать, что это прибор, создающий (генерирующий) электрическое напряжение или ток. В качестве примера можно привести батарейку — своего рода генератор, генерирующий постоянное напряжение за счет электрохимической реакции; генератор переменного тока, генерирующий переменное напряжение за счет механической энергии вращения.
Далее педагог сообщает, что существуют специальные электронные генераторы, преобразующие постоянный ток в переменный. Ставится опыт с развернутой схемой транзисторного усилителя. К точкам 3—4 подключают резистор 1к, а к точкам 5—6 — осциллограф. На макете соединяют выход усилителя с его входом (точки 5—1) и на экране наблюдают форму кривой.
Делается вывод: соединение выхода усилителя со входом превращает последний в генератор электрических колебаний, а проводник, их соединяющий, создает цепь положительной обратной связи.
Уместно будет привести сравнение наблюдаемой на экране кривой с формой кривой сетевого напряжения, напомнив ребятам такие понятия, как период, частота, амплитуда. Педагог сообщает также, что представленная на макете схема называется RC-генератором.
Далее руководитель рассказывает ребятам, что частота генерации зависит от величины С и R. Параллельно конденсаторам С1 и С2 подсоединяют дополнительные конденсаторы, за результатами эксперимента наблюдают с помощью осциллографа. Затем меняют величину резисторов R1 и R3 на 10 и 2 ком.
Процессы, протекающие в /?С-цепочке, рассматриваются более подробно. Для этой цели цспользуется макет.
№ занятия |
Тематика занятия |
Теоретические сведения |
Практические работы |
3 |
Генерация электрических колебаний |
Общие сведения о генераторах. Положи тельная обратная связь. Форма кривой генерируемых колебаний |
Электронный звонок. Монтаж схемы |
4 |
Принцип работы трансформатора и электродинамического громкоговорителя |
Знакомство с физическими основами работы трансформатора и электродинамического громкоговорителя |
Электронный звонок. Наладка и оформление устройства |
5 |
RС-цепочка |
Процесс заряда и разряда конденсатора. Лостоянная времени |
«Мигалка» на неоновой лампе. Разработка конструкции |
6 |
Генератор релаксационных колебаний |
Неоновая лампа в качестве разрядного устройства. Форма релаксационных колебаний |
Монтаж схемы «мигалки» |
Ход теоретических занятий
На занятиях по данной теме члены кружка знакомятся с назначением и принципом работы усилительного устройства и генератора электрических колебаний. Приводятся примеры практического применения усилителей и генераторов в устройствах автоматики. Преподаватель чертит на доске схемы двухкаскадного усилителя на лампах и транзисторах, объясняет назначение отдельных элементов схемы. Особо следует остановить внимание кружковцев на понятии «коэффициент усиления усилителя», охарактеризовав его как отношение напряжения на выходе усилителя к напряжению, имеющемуся на выходе источника сигнала.
Работу усилителя следует продемонстрировать. Для этой цели рекомендуется собрать развернутую схему двухкаскадного транзисторного усилителя, представленную на рис. 35. На вход 1—2 подают сигнал со звукоснимателя, а к клеммам 3—4 подключают телефонный капсуль ДЭМ-4М. Форму усиленного сигнала наблюдают на экране осциллографа (точка 5— 6). Ход проводимого опыта и происходящие процессы руководитель подробно объясняет членам кружка. Рассмотрение режимов работы усилительных каскадов в задачу кружка начинающих не входит.
Об электронном генераторе следует сказать, что это прибор, создающий (генерирующий) электрическое напряжение или ток. В качестве примера можно привести батарейку — своего рода генератор, генерирующий постоянное напряжение за счет электрохимической реакции; генератор переменного тока, генерирующий неременное напряжение за счет механической энергии вращения.
Далее педагог сообщает, что существуют специальные электронные генераторы, преобразующие постоянный ток в переменный. Ставится опыт с развернутой схемой транзисторного усилителя. К точкам 3—4 подключают резистор 1к, а к точкам 5—6 — осциллограф. На макете соединяют выход усилителя с его входом (точки 5—1) и на экране наблюдают форму кривой.
Делается вывод: соединение выхода усилителя со входом превращает последний в генератор электрических колебаний, а проводник, их соединяющий, создает цепь положительной обратной связи.
Уместно будет привести сравнение наблюдаемой на экране кривой с формой кривой сетевого напряжения, напомнив ребятам такие понятия, как период, частота, амплитуда. Педагог сообщает также, что представленная на макете схема называется RС-генератором.
Далее руководитель рассказывает ребятам, что частота генерации зависит от величины С и R. Параллельно конденсаторам С1 и С2 подсоединяют дополнительные конденсаторы, за результатами эксперимента наблюдают с помощью осциллографа. Затем меняют величину резисторов R1 и R3 на 10 и 2 ком.
Процессы, протекающие в RС-цепочке, рассматриваются более подробно. Для этой цели успользуется макет, собранный no схеме рис. 36. При отключенном питании вольтметр показывает отсутствие напряжения на конденсаторе С. Если нажать кнопку К н> стрелка вольтметра начнет отклоняться и через несколько :екунд остановится против деления, примерно соответствующего напряжению батареи. Чтобы изменить время отклонения стрелки прибора, т. е. время заряда конденсатора С, достаточно изменить величины резистора R и конденсатора С. Преподаватель сообщает кружковцам, что время это находится в прямой зависимости от произведения RC, называемого постоянной времени. Вычерчивают график кривой заряда конденсатора.
Теперь педагог останавливается на работе релаксационного генератора. Он чертит на доске схему RС-цепочки с включенной параллельно конденсатору неоновой лампой и напоминает ребятам принцип работы последней. Неоновая лампа выполняет роль автомагического разрядника, срабатывая в тот период, когда напряжение на конденсаторе становится равным напряжению зажигания лампы.
Форму кривой релаксационных колебаний наблюдают на экране осциллографа.
Ход практических занятий
На практических занятиях члены кружка продолжают работу над фотосигнализатором. Прежде чем приступить к монтажу устройства, кружковцев следует познакомить с особенностями работы усилителя на составном транзисторе, указав, что относительно большой неуправляемый ток первого транзистора может вызвать самопроизвольное срабатывание схемы. Параметры первого транзистора (f3, Iко) рекомендуется проверить с помощью прибора для проверки транзисторов ИГ1Т-1.
С приемами монтажа транзисторных схем ребята только познакомились, поэтому руководитель следит, чтобы полученные навыки постепенно закреплялись. На выводы транзисторов следует надеть разноцветные изоляционные трубочки, выводы аккуратно изогнуть и стараться не укорачивать.
Отладка фотосигнализатора сводится к проверке
правильности монтажа и подбору чувствительности усилителя с помощью переменного резистора R1. Плату со схемой рекомендуется поместить в футляр от карманного приемника.
Следующим устройством является электронный звонок, или сирена (рис. 37).
Рис. 37
Детали и материалы на одну конструкцию:
транзистор МП39-ьМП42;
выходной трансформатор от транзисторного радиоприемника;
малогабаритный электродинамический громкоговоритель;
резистор 51 ком;
конденсатор 0,1;
батарея «Крона»;
выключатель;
гетинаксовая плата размером 110X75 мм; корпус от карманного радиоприемника.
Монтаж схемы ведется на гвоздиках или лепестках. Плату со схемой, выключатель, громкоговоритель и батарею «Крона» устанавливают в корпусе от карманного радиоприемника.
Новыми для ребят элементами в схеме электронного звонка являются выходной трансформатор и электродинамический громкоговоритель. Рассказ о принципе их действия и устройстве должен стать темой беседы руководителя.
Схема RC-цепей находит практическое применение в работе «мигалка» на неоновой лампе. С помощью такого прибора можно задавать интервалы времени, измеряемые как долями секунды, так и минутами (рис. 38).
Рис. 38
Устройство представляет собой релаксационный генератор на неоновой лампе. Длительность интервалов вспышек лампы определяется величиной сопротивления резисторов R2 + R3 и емкости конденсатора С2. Плавное изменение частоты вспышек осуществляется переменным резистором R2. На вход схемы подают выпрямленное напряжение сети 127—220 в.
Для безопасной работы с прибором схему «мигалки» следует поместить в корпус.