Таблица 23
Примерная разбивка материала темы по занятиям
|
Ход теоретических занятий
Рассказывая о принципе работы диода, следует пользоваться образными сравнениями и аналогиями. Например, явление термоэлектронной эмиссии сравнивают с явлением парообразования. Образование в цепи диода анодного тока можно сравнить с таким явлением. Если над кипящей водой поместить крышку кастрюли или тарелку, то образовавшийся пар будет на ней конденсироваться в капельки воды. С помощью воронки мы можем эту воду вернуть в кастрюлю. Получается как бы замкнутая цепь, по которой движутся частицы воды.
Зависимость анодного тока от напряжения на аноде демонстрируют на стенде, собранном по схеме рис, 22. Снятые показания обобщают в виде графика вольтам- перной характеристики диода. По горизонтальной оси координат отложено в масштабе анодное напряжение U а в вольтах, а по вертикальной оси — величина анодного тока /а в миллиамперах.
Рис. 22
Членам кружка предлагают подумать и ответить: будет ли в анодной цепи диода протекать ток, если полюсы анодной батареи поменять местами? А что происходит в анодной цепи диода, когда в ней действует переменное напряжение? Обобщая ответы ребяг, педагог подводит их к понятию выпрямления переменного тока.
В ходе беседы преподаватель чертит на доске условное обозначение диода, рассказывает о применениях двухэлектродных ламп.
На очереди триод. Преподаватель рассказывает о конструкции трехэлек- тродной радиолампы, объясняет роль сетки, используя те же методы в изложении материала, что и при изучении диода. Для снятия зависимости величины анодного тока от напряжения на сетке триода собирают развернутую схему по рис. 23. Напряжение, подаваемое на сетку, измеряют вольтметром с «О» в центре шкалы, включенным параллельно потенциометру. Сначала, соединив положительный полюс батареи Б (три последовательно включенные батарейки КБС) с катодом, па сетку подают такое отрицательное напряжение, при котором лампа «запирается» — анодный ток равен 0. Затем перемещая ползунок потенциометра в сторону положительного полюса, напряжение на сетке постепенно доводят до нуля. При этом появляется анодный ток, который постепенно растет. В это время тока сетки нет.
Затем полюсы сеточной батареи меняют местами (переключают тумблер) и начинают подавать на сетку все большее и большее, но уже положительное напряжение. От этого анодный ток растет еще больше. Но одновременно появляется и растет ток сетки. Наконец наступит момент, когда ток сетки начнет резко возрастать, а ток анода — убывать. Снятые показания обобщают на доске в виде графика анодно-сеточной характеристики.
Делается вывод: изменение напряжения на сетке оказывает в несколько раз более сильное влияние на величину анодного тока, чем такое же изменение напряжения на аноде лампы. Сетка управляет потоком электронов, летящих от катода к аноду лампы.
Ребят знакомят с условным графическим обозначением гриода и рассказывают о применении трехэлек- Iродной лампы в радиоэлектронике.
Руководитель сообщает кружковцам, что гриод обладает недостатками, ограничивающими его применение. Одна из нежелательных особенностей триода состоит в том, что сетка и анод взаимодействуют между собой как пластины конденсатора, емкость которого равна 5—10 пф. В результате образуется паразитная обратная связь, вызывающая самовозбуждение усилителя. Введением второй сетки, называемой экранирующей, можно полностью исключить емкостный эфффект управляющей сетки и анода. Ценность этого результата, однако, несколько снижается из-за вторичной эмиссии электронов — явления, получившего название динатронный эффект. Добавление к тетроду третьей сетки, защитной, позволяет устранить этот эффект.
Ребят следует также познакомить с четырех- и пяти- сеточными лампами, именуемыми гексодами и гептодами, а также с комбинированными лампами, объединяющими в одном баллоне две-три лампы. Это диод-триоды, двойные триоды, триод-пентоды и т. д. Рассказывают об областях применения многоэлектродных и комбинированных радиоламп.
Обращают внимание кружковцев на многообразие радиоламп, выпускаемых нашей промышленностью, как по применению, так и по конструкции. Им показывают образцы ламп с металлическим и стеклянным баллонами, семи- и девятиштырьковые лампы пальчиковой серии и гак называемые сверхминиатюрные лампы.
Далее педагог сообщает ребятам, что каждой лампе .присвоено название, состоящее из цифр и букв, расположенных в определенном порядке. По названию можно судить о типе конструкции радиолампы.
Приступают к изложению системы условных обозначений, принятой для электровакуумных приборов. Сведения, сообщаемые педагогом, кружковцы записывают в тетради.
Первая цифра, входящая в наименование лампы, указывает округленно напряжение, на которое рассчитана ее нить накала. Второй знак в наименовании лампы — буква — характеризует тип и конструктивные особенности лампы. Д — диод, X — двойной диод, Ц — кенотрон, С —- триод, Н — двойной триод, Г — триод- диод, К и Ж — маломощные пентоды, П — мощные пентоды и лучевые тетроды, Б — пентод-диод, Ф — триод- пентод, E — электронно-световые индикаторы настройки, А и И — частотно - преобразовательные лампы. Следующий, третий знак в наименовании лампы указывает порядковый номер данного типа лампы. Четвертый, последний знак характеризует баллон лампы: С — со стеклянным баллоном, П — пальчиковая лампа, Б и А — сверхминиатюрная. Отсутствие в наименовании ламп четвертого знака указывает на то, что эта лампа имеет металлический баллон.
Теоретические занятия включают в себя также сведения о цоколевках радиоламп и о способах определения выводов электродов с помощью справочника по электровакуумным приборам.
Членов кружка электронной автоматики следует ознакомить с физическими основами действия газоразрядных приборов. Педагог обращает внимание ребят на тот факт, что в отличие от вакуумных электронных ламп в баллонах газоэлектрических приборов содержится разреженный газ. Под воздействием внешних факторов (космические лучи, радиация) газ частично ионизируется. В порядке отступления следует сказать несколько слов о свободном электроне, положительном и отрицательном ионах. Руководитель демонстрирует развернутую схему на неоновой лампе, приведенную на рис. 24. Постепенно повышают напряжение, следя за показаниями вольтметра, пока не загорится неоновая лампочка. При этом миллиамперметр покажет некоторый ток.
Делается вывод, что под действием приложенного к электродам постоянного напряжения электроны и положительные ионы, содержащиеся в газе, приходят в упорядочное движение: электроны устремляются к аноду, а положительные ионы — к катоду. При дальнейшем повышении напряжения их скорость возрастает до такой величины, при которой электроны, ударяясь об атомы газа, способны вызвать дальнейшую ионизацию. Процесс образования электронов и ионов за счет столкновения электронов с нейтральными атомами газа называется ударной ионизацией. При этом может происходить возбуждение атомов, наблюдаемое в виде свечения газа и названное тлеющим разрядом. Переход к тлеющему разряду происходит скачком при вполне определенном для каждого ионного прибора напряжении на электродах — напряжении зажигания £/заж. При этом резко возрастает ток, величину которого можно ограничить балластным сопротивлением R0гр.
Примерами практического применения газоразрядных приборов являются неоновая лампа, стабилитрон, тиратрон, цифровой индикатор тлеющего разряда, декагрон.
Кружковцев следует подробнее познакомить с принципом работы, устройством, применением неоновых ламп и тиратрона с холодным катодом МТХ-90. Охарактеризовав их как разновидность электронной лампы (неоновая лампа — диод, тиратрон — триод), педагог обращает внимание ребят на тот факт, что различные типы неоновых ламп начинают светиться при разных напряжениях. В качестве примера можно рассмотреть конструкцию неоновой лампы МН-3.
Ниже приводятся данные некоторых типов неоновых ламп (таблица 24).
В заключение своей беседы преподаватель рассказывает об универсальности этого вида электронных приборов (используются в схемах сигнализации, для электрических измерений, в автоматических и вычислительных устройствах).
Таблица 24
Неоновые лампы
|
Примечание. Лампы следует включать последовательно с отдельным сопротивлением, выбранным в соответствии с напряжением источника питания гак, чтобы сила тока, протекающего через лампу, не превосходила указанного в таблице значения. |
Ход практических занятий
Объектом работы является автоматический переключатель на электронной лампе. Управляющим элементом переключателя служит диод. Но практически в схеме можно применить любые радиолампы, имеющиеся в распоряжении руководителя кружка. Желательно только, чтобы все они были одинаковые.
Сетки лампы соединяют с анодом, нить накала питают непосредственно от электроосветительной сети через конденсатор С1. Величина его емкости выбирается в зависимости от типа радиолампы и напряжения сети.
Такой переключатель работает следующим образом, В цепь катода лампы Jl 1 включается обмотка электромагнитного реле Р1, имеющего две пары нормально замкнутых и одну пару нормально разомкнутых контактов. При включении устройства в электроосветительную сеть катод радиолампы начинает разогреваться, и, когда анодный ток достигает определенной величины, реле РI срабатывает и контактами Р1/1 разрывает цепь питания (тодогревателя. Кроме того, Р1/2 отключит лампу Л2 и (включит лампу JI3. За счет инерционности разогретого катода анодный ток будет продолжаться некоторое время, постепенно убывая. Реле останется в притянутом состоянии до тех пор, пока анодный ток не станет равным току отпускания реле. После этого весь процесс повторяется снова.
Емкость гасящего конденсатора С/ можно выбрать по таблице 25. исходя из напряжения и тока накала выбранной радиолампы, а также напряжения сети.
Таблица 25 Выбор емкости гасящего конденсатора С1
|
В рассматриваемом варианте автоматического переключателя применены лампы 6Х2П или 6Х6С; телефонное реле типа РКН с гоком срабатывания до 35 ма (сопротивление обмотки от 4 ком до 200 ом); конденсатор постоянной емкости 5 мкф на 250 в. Остальные номиналы указаны на схеме рис. 25.
Для экономии учебного времени рекомендуется заранее нарисовать на листах ватмана принципиальную и монтажную схемы переключателя. Такие наглядные пособия легко и быстро можно выполнить ручкой флама- стер либо цветной тушью с помощью плакатного пера.
Преподаватель рассказывает о принципе работы устройства, и кружковцы приступают к его изготовлению. Свои первые самоделки по электронике ребята собирают в основном по монтажным схемам. В особенности это касается тех конструкций, где применены новые для них элементы. В схеме переключателя таковой является электронная лампа, цоколевка которой, как показывает опыт, вызывает у начинающих определенные трудности.
В первую очередь необходимо подумать о корпусе. Лучше всего подобрать готовые корпуса, использоваз футляры от старых приборов, небольшие деревянные или пластмассовые коробочки. Если такой возможности нет, корпус можно сделать из 3-мм фанеры. Технология изготовления фанерных коробочек достаточно трудоемка, и поручать полностью выполнение этой работы ребятам не следует. Руководитель кружка должен позаботиться о подготовке полуфабрикатов для сборки корпусов, а кружковцам поручить только их склеить, установить собранные схемы и покрасить.
При изготовлении небольших корпусов соединение стенок производят при помощи деревянных брусочков, прокладываемых изнутри по всем ребрам ящика. Одна из стенок делается съемной и крепится на шурупах или винтах. Для склеивания деревянных изделий лучше всего использовать казеиновый клей.
Сухой казеиновый клей обычно состоит из готовой смесц казеина в порошке с определенным количеством
тех цли иных щелочных веществ. Такую смесь достаточно развести водой, чтобы получить клеевой раствор: казеин в порошке — 3 части, вода комнатной температуры — 6 частей.
Четыре части воды вливают в чистую стеклянную или консервную банку и в эту воду тонкой струйкой при непрерывном помешивании высыпают казеин. Если раствор окажется густым, то ему нужно дать отстояться 2— 3 мин. до разжижения и затем долить остаток воды. Раствор нужно продолжать мешать до тех пор, пока не получится совершенно однородный вязкий клей, без комков и сгустков. Затем раствору дают отстояться 10— 15 мин. и снимают с его поверхности пену. Готовый раствор казеинового клея сохраняется не более 4—6 час. Поэтому заготовлять раствор казеинового клея нужно только для текущей работы.
На склеиваемые поверхности клей наносят небольшими кисточками, соблюдая при этом осторожность: клей этот, попадая на кожу, вызывает раздражение, иногда довольно сильное.
Корпуса после того, как клей затвердеет, прошлифо- вывают мелкозернистой шкуркой и окрашивают снаружи нитрокраской.
Перед членами кружка стоит также задача подготовить платы для монтажа схемы переключателя: вырезать заготовки, разметить и просверлить в них отверстия под ламповую панельку, реле и другие детали. Затем приступают к монтажу. Руководитель обращает внимание своих воспитанников на качество паек, следит, чтобы они аккуратно прокладывали монтажные провода, не портили изоляцию паяльниками. На выводы контактных групп реле надевают изоляционные трубочки. Выполнение всех требований педагога способствует развитию у ребят аккуратности, культуры монтажа.
Необходимо помнить, что используемые напряжения достаточно высоки и при невнимательном обращении могут вызвать сильный электрический удар. Подключение схем к сети производится только под непосредственным наблюдением педагога, после проверки им правильности соединений и качества монтажа.
Во избежание всякого рода неожиданностей первые испытания всех ребячьих конструкций с питанием от сети рекомендуется проводить с использованием ЛАТРа или РНШ, увеличивая постепенно напряжение от нуля до рабочего.
Наладка переключателя трудностей не представляет.
Если правильно подобраны емкость гасящего конденсатора и паспорт реле, а в монтаже нет ошибок, устройство начинает сразу же работать.
Отлаженную схему вставляют в корпус. На лицевую панель, изготовленную из декоративного материала (пластик, оргстекло), устанавливают держатель предохранителя, клеммы внешней нагрузки; производят необходимые соединения множительным монтажным проводом.
Завершенные конструкции ребята могут взять с собой на время зимних каникул.
Следующей конструкцией по данной теме является вольтметр на неоновой лампе..
Для работы потребуются;
- резистор 200 ком;
- потенциометр 0,5 Мом;
- неоновая лампа МН-3;
- монтажный провод;
- прессшпан, картон, клей.
Объясняют назначение, порядок изготовления и после ознакомления с неоновой лампой принцип действия прибора.
Монтаж схемы производится непосредственно на выводах потенциометра. Если нет специальных патронов под неоновые лампы, необходимо изготовить к ним хомутики из жести. В качестве корпуса прибора можно использовать картонный футляр от перегоревших элементов 273 («Сатурн») или склеить корпус из прессшпана, воспользовавшись тем же элементом в качестве шаблона. Концы трубки закрывают картонными накладками. В центре кругов проделывают отверстия под ручку потенциометра с одной стороны и подводящие провода с другой. Поместив собранную схему в корпус, намечают в нем отверстие под неоновую лампу.
Неоновую лампу приклеивают к внутренней поверхности трубки так, чтобы лампа была видна через проделанное отверстие. Теперь приступают к калибровке прибора. Ребятам объясняют суть этого процесса, рассказывают, что все измерительные приборы, прежде чем они будут использованы, обязательно калибруются.
Для калибровки вольтметра на неоновой лампе необходимо воспользоваться регулируемым источником постоянного напряжения. Ручку потенциометра устанавливают на максимальное сопротивление Регулируя источник питания, добиваются, чтобы лампочка вспыхнула. Значение напряжения зажигания неоновой лампы будет началом шкалы вольтметра. Затем задают еще несколько значений напряжений источника питания в интервале до 250 в. В соответствующих.точках делают черточки на шкале и пишут соответствующие цифровые значения.