Таблица 22 Примерная разбивка материала темы по занятиям
|
Ход теоретических занятий
Беседа преподавателя начинается с вопроса к членам кружка, что они слышали о переменном электрическом токе. После короткого опроса внимание кружковцев останавливается на факте, характеризующим переменный ток как движение электронов сначала в одном направлении, а затем после остановки — в другом.
Форму волны переменного тока демонстрируют с помощью графика — синусоиды. Излагать материал следует доступным для ребят языком, избегая тригонометрических формул и математических выражений. Рассказ педагога может быть построен примерно так: «О чем говорит этот график? На горизонтальной оси отложено время, в течение которого в электрической цепи действовал переменный ток. Ток появился в момент времени, обозначенный точкой «а». Он плавно увеличивался, шел в одном направлении — туда, достиг наибольшей величины (точка «б») и так же плавно убывал до нуля (точка «в»). Исчезнув на мгновение, ток вновь появился, плавно возрастал и протекал в противоположном направлении — обратно. Достигнув наибольшего значения (точка «г»), он вновь уменьшился до нуля (точка «д») и т. д.
Говоря о частоте как о числе электрических колебаний в единицу времени, связывают ее со временем, в течение которого происходит одно полное колебание, — периодом. Ребят следует также познакомить с понятиями «полупериод», «амплитуда», «фаза».
При раскрытии содержания данной темы руководителю кружка предоставляются широкие возможности наглядной демонстрации на экране осциллографа картины переменных токов. Для этой цели можно воспользоваться обычной сетью частотой 50 гц, микрофоном, включенным непосредственно на вход осциллографа, а также звуковым генератором любой марки или высокочастотным генератором типа ГСС-6 или Г4-1А.
Рассматривая принципиальную схему цветомузыкаль- ной приставки, руководитель обращает внимание кружковцев на наличие в схеме элемента, обозначенного буквой С. Обобщая ответы ребят, педагог уточняет, что речь идет о конденсаторе — «накопителе» электрических зарядов (рис. 19).
Разбирают устройство конденсатора. Выясняют факторы, влияющие на способность конденсатора запасать электрический заряд (величина площади его пластин, диэлектрические свойства изолирующего материала и расстояние между пластинами). Членов кружка знакомят с единицами измерения емкости конденсаторов. Основной единицей емкости является фарада (сокращенно ф). Однако фарада слишком большая емкость (земной шар, например, обладает емкостью меньше 1 ф), поэтому на практике пользуются единицей емкости, равной миллионной доле фарады, — микрофарадой (мкф) или еще более мелкой единицей, равной миллионной доле микрофарады, называемой пикофарадой (сокращенно пф).
Затем рассказывают о типах конденсаторов: постоянных, переменных, электролитических. Педагог демонстрирует различные типы конденсаторов, отмечая разнообразие внешнего вида этих радиодеталей. Вместе с тем при одной и той же емкости размеры конденсаторов зависят от вида используемого диэлектрика (керамика, слюда, бумага, электролит) и предельного пробивного напряжения.
Далее кружковцев следует познакомить с системой условных обозначений конденсаторов на принципиальных схемах. Преподаватель вычерчивает на доске графические изображения конденсаторов: постоянного, переменного, подстроечного и электролитического, сообщая, что конденсатор любого типа на схеме обозначается буквой С. Индекс указывает на порядковый номер данного конденсатора в схеме, а цифры, следующие за обозначением конденсатора, — значение емкости. На принципиальных схемах емкость конденсаторов от 1 до 9999 пф указывают целыми числами, соответствующими их емкостям в этих единицах, а емкость конденсаторов от 0,01 мкф (10 000 пф) и больше — в долях микрофарады или пикофарадах без обозначений мкф или пф. Если емкость конденсатора равна целому числу микрофарад, то в отличие от обозначения емкости в пикофарадах после последней значащей цифры ставятся запятая и нуль.
Руководитель приводит несколько примеров обозначения емкостей конденсаторов в схемах, которые, как и ранее сообщенные сведения, ребята заносят в свои тетради:
С1 51 соответствует 51 пф
С2 6800 соответствует 6800 пф;
СЗ 0,05 соответствует 0,05 мкф (50 000 пф);
С4 0,1 соответствует 0,1 мкф
С5 20,0 соответствует 20 мкф,
В заключение беседы педагог рассказывает членам кружка о том, как ведет себя конденсатор в цепи электрического тока. Если подключить конденсатор к источнику постоянного тока, ток прекратится, как только пластины конденсатора полностью зарядятся. Диэлектрический материал является изолятором, и поэтому он препятствует прохождению тока. Если к пластинам конденсатора вместо напряжения постоянного тока подключить напряжение переменного тока, то в цепи будет существовать ток. В этом случае электроны проходят сначала в одном направлении, а затем в противоположном. Но конденсатор подобно резистору будет оказывать сопротивление переменному току, которое зависит от его емкости и от частоты тока: чем больше емкость конденсатора и частота тока, тем меньше его емкостное сопротивление.
Сделанное сообщение преподаватель обобщает в виде формулы для определения величины емкостного сопротивления конденсатора, выраженного в омах:
где Хс — емкостное сопротивление конденсатора, ом f — частота тока, гц С — емкость данного конденсатора, ф.
Приводят два-три примера расчета по формуле.
Теперь внимание ребят вновь обращают к принципиальной схеме цветомузыкалыюй приставки. Руководитель говорит, что конденсатор в данной схеме выполняет роль фильтра низких частот, пропуская хорошо только высокие звуковые частоты. При этом ярко горит зеленая лампочка.
Далее преподаватель кратко рассказывает о свойствах катушки, по которой протекает переменный электрический ток. Не вдаваясь в физическую суть утверждении, педагог говорит, что различные катушки оказывают току одной и той же частоты разное сопротивление. Характеристикой катушки служит ее индуктивность, обозначаемая буквой L. Единицей индуктивности является генри (сокращенно гн). Индуктивностью 1 гн обладает такая катушка, у которой при изменении тока на 1 а в течение 1 сек. развивается э.д.с. самоиндукции, равная 1 в. 11с пользуются также единицы, равные тысячным долям генри, называемые миллигенри (мгн), и миллионным долям генри, называемые микрогенри (мкгн).
Далее ребят следует познакомить с понятием индуктивного сопротивления и формулой для определения его числовых значений в омах:
XL=6,28fL,
где Xj — индуктивное сопротивление катушки, ом; f — частота, гц; L — индуктивность данной катушки, гн.
Рекомендуется рассмотреть два-три примера расчета индуктивного сопротивления.
Теперь можно объяснить, какую роль играет дроссель в схеме цветомузыкальной приставки.
Кружковцам рассказывают о том, что на питание электрических приборов и электронных устройств расходуется некоторое количество электроэнергии. Эта энергия, отдаваемая источником тока или получаемая от него нагрузкой в течение 1 сек., называется мощностью тока. Ребят знакомят с единицами мощности тока — ваттом, киловаттом и с формулой для расчета мощности электрической схемы, т. е. P=UI. Пользуясь этой формулой, следует рассмотреть несколько примеров практического расчета. Рекомендуется также познакомить юных любителей автоматики с формулами для определения мощности в случае, если известна величина тока и сопротивление цепи, т. е. P=I2R, или, когда известно напряжение, действующее в цепи, и сопротивление этой цепи.
Ход практических занятийТемой практических занятий является изготовление простейшей цветомузыкальной приставки. Работа эта имеет большую дидактическую ценность, поскольку члены кружка наглядно знакомятся с законами прохождения переменных электрических токов через сопротивление, емкость и индуктивность (рис. 19).
На изготовление цветомузыкальной приставки отводится четыре занятия. При этом преследуется цель не только собрать и наладить схему устройства, но и оформить его в законченную конструкцию.
В заключение беседы педагог рассказывает членам кружка о том, как ведет себя конденсатор в цепи электрического тока. Если подключить конденсатор к источнику постоянного тока, ток прекратится, как только пластины конденсатора полностью зарядятся. Диэлектрический материал является изолятором, и поэтому он препятствует прохождению тока. Если к пластинам конденсатора вместо напряжения постоянного тока подключить напряжение переменного тока, то в цепи будет существовать ток. В этом случае электроны проходят сначала в одном направлении, а затем в противоположном. Но конденсатор подобно резистору будет оказывать сопротивление переменному току, которое зависит от его емкости и от частоты тока: чем больше емкость конденсатора и частота тока, тем меньше его емкостное сопротивление.
Сделанное сообщение преподаватель обобщает в виде формулы для определения величины емкостного сопротивления конденсатора, выраженного в омах:
Хс=ттс'
где Хс — емкостное сопротивление конденсатора, ом f — частота тока, гц С — емкость данного конденсатора, ф.
Приводят два-три примера расчета по формуле.
Теперь внимание ребят вновь обращают к принципиальной схеме цветомузыкалыюй приставки. Руководитель говорит, что конденсатор в данной схеме выполняет роль фильтра низких частот, пропуская хорошо толь ко высокие звуковые частоты. При этом ярко горит Зеленая лампочка.
Далее преподаватель кратко рассказывает о свойствах катушки, по которой протекает переменный электрический ток. Не вдаваясь в физическую суть утверждений, педагог говорит, что различные катушки оказывают току одной и той же частоты разное сопротивление. Характеристикой катушки служит ее индуктивность, обозначавшая буквой L. Единицей индуктивности является генри (сокращенно гн). Индуктивностью 1 гн обладает такая катушка, у которой при изменении тока на 1 а в течение 1 сек. развивается э.д.с. самоиндукции, равная 1 п Пс. пользуются также единицы, равные тысячным долям . Так называемые миллигенри (мгн), и миллионным долям генри, называемые микрогенри (мкгн).
Далее ребят следует познакомить с понятием индуктивного сопротивления и формулой для определения его числовых значений в омах:
Xi = 6,28fL,
где Xi — индуктивное сопротивление катушки, ом f — частота, гц; L — индуктивность данной катушки, гн.
Рекомендуется рассмотреть два-три примера расчета индуктивного сопротивления.
Теперь можно объяснить, какую роль играет дроссель и схеме цветомузыкальной приставки.
Кружковцам рассказывают о том, что на питание лектрических приборов и электронных устройств расходуется некоторое количество электроэнергии. Эта энергия, отдаваемая источником тока или получаемая от не- ю нагрузкой в течение 1 сек., называется мощностью тока. Ребят знакомят с единицами мощности тока — ваттом, киловаттом и с формулой для расчета мощности электрической схемы, т. е. P=UI. Пользуясь этой формулой, следует рассмотреть несколько примеров практического расчета. Рекомендуется также познакомить юных любителей автоматики с формулами для определения мощности в случае, если известна величина тока и сопротивление цепи, т. е. P=I2R, или, когда известно напряжение, действующее в цепи, и сопротивление этой цепи
Ход практических занятий
Темой практических занятий является изготовление простейшей цветомузыкальной приставки. Работа эта имеет большую дидактическую ценность, поскольку члены кружка наглядно знакомятся с законами прохождения переменных электрических токов через сопротивление, емкость и индуктивность (рис. 19).
На изготовление цветомузыкальной приставки отводится четыре занятия. При этом преследуется цель не только собрать и наладить схему устройства, но и оформить его в законченную конструкцию.
Для этого потребуются следующие детали и материалы:
- три лампочки от карманного фонаря на 2,5—3,5 в, окрашенные лаком в красный, синий и зеленый цвет;
- дроссель, обмотка которого имеет 170 витков провода ПЭЛ 0,1 и намотана внавал на ферритовом кольце с внутренним диаметром около 10 мм или на кусочке стержня ферритовой антенны (20 мм);
- электролитический конденсатор на 20 ; 50 мкф;
- высокоомный резистор в качестве основания для намотки проволочного сопротивления;
- монтажный провод;
- плата размером около 70X70 мм из 2—3-мм пластика;
- «молочный» плексиглас;
- нитрокраска любого цвета;
- жестяная банка из-под консервов;
- материал для подставки (дерево, пластик, эбонит, металл).
В конструкции приставки в качестве корпуса использована жестяная банка из-под консервов. Окрашенным корпус с матовым экраном устанавливается на основании из фанеры или пластмассы. Оформленная таким образом самоделка имеет завершенный и эстетичный ви t
Прежде чем приступить к работе, необходимо провести небольшую беседу с ребятами о цветомузыке, рассказать им, что цветовое сопровождение улучшает восприятие музыки. Затем, используя образец цветому лекальной приставки, педагог демонстрирует кружковцам работу устройства и объясняет его схему. Ребята получают задание зарисовать схему приставки в своих тетрадях.
Далее руководитель инструктирует членов кружка в порядке изготовления конструкции. Вначале необходимо вырезать монтажную плату в соответствии с корпусом установки. В нашем варианте размер плат составляет 70Х7С мм. Платы вырезают из отрезков 2—3-мм гетинакса или другого пластика. Поскольку ребята уже знакомы с приемами разметки плат с помощью линейки, карандаша и угольника, а также с приемами работы резаком, педагогу достаточно будет только напомнить своим воспитанникам порядок выполнения отдельных операций (рис. 20).
Эскиз платы зарисовывается на доске. Прежде чем разрешить накернивать намеченные отверстия, преподавателю необходимо убедиться в правильности выполнения разметки. Затем приступить к сверлению отверстия.
При выполнении этой работы руководитель следит, чтобы члены кружка правильно пользовались приемами кернения, использовали сверла только нужного диаметра, выполняли правила техники безопасности. Поскольку в период проведения общей подготовительной работы одного-двух сверлильных станков явно не хватает педагогу необходимо уметь наладить «поточный» метод сверления, т. е. сначала все сверлят отверстия одного диаметра, затем меняют сверло и сверлят все отверстия следующего диаметра и т. д., пока вся плата не будет обработана. Отдельные отверстия доводят до нужного размера с помощью надфиля или напильника.
Далее приступают к окраске лампочек цветными лаками. Ребятам показывают, как окрасить лампочки путем погружения (окунания) стеклянного баллона в краску. Окрашенные лампочки кладут на подставку и сушат.
Следующим этапом работы над схемой цветомузыкальной приставки является намотка дросселя. Сердечником его может служить отрезок длиной 2—3 мм стержня ферритовой антенны или ферритовое кольцо с внутренним диаметром 8—10 мм. Несмотря на большую трудоемкость, мы рекомендуем второй вариант дросселя. В этом случае кружковцы овладевают техникой намотки кольцевых сердечников — умением, необходимым каждому юному любителю радиоэлектроники.
Для удобства намотки провода на кольцо делают челнок из двух кусочков голой медной проволоки толщиной 1 — 1,5 и длиной 60—70 мм. Куски проволоки спаивают в нескольких местах и концы их разгибают в виде вилок (рис. 21).
Провод наматывается на челнок такой длины, чтобы его хватило на всю обмотку. Если средняя длина одного витка составляет 10—12 мм, то для обмотки содержащей 170 витков, на челноке с учетом запаса надо брать около 2,5 м провода.
Перед намоткой углы кольца следует сгладить надфилем. Пропуская челнок в окно ферритового кольца, витки укладывают плотно и равномерно по всей его поверхности. Педагог внимательно следит за действиями своих питомцев, поправляет их, смотрит, чтобы на проводе не образовывались петли и не портилась изоляция. Очень часто, как показывает опыт, отдельные ребята забывают о начальном выводе обмотки и просто-напросто заматывают его. Чтобы избежать неприятностей такого рода, педагог на первых порах вынужден периодически напоминать кружковцам о существовании выводов.
После намотки дросселя приступают к монтажу схемы приставки: устанавливают на плате детали в соответствии с отверстиями и производят соединения по схеме.
Собранное устройство ребятам не терпится тут же испытать в действии. Для этого понадобится магнитофон, проигрыватель с усилителем или радиоприемник с выходом на дополнительный громкоговоритель. Схема приставки абсолютно электробезопасна. Поэтому испытания ее могут производиться без предварительной проверки педагогом. Подключая свои схемы к усилителю магнитофона или проигрывателя, кружковцы сразу же видят недостатки своей работы и исправляют ошибки в монтаже.
Принцип работы приставки несложен. Конденсатор хорошо пропускает высокие звуковые частоты. При этом ярко горит зеленая лампочка. Индуктивность, обладая малым сопротивлением в области низких частот, подает напряжение на красную лампочку. Лампочка синего цвета, включенная через сопротивление, реагируя на все частоты, создает на экране разнообразные переходы цветов. Настройка приставки сводится к подбору величины сопротивления R1. Если лампочка J12 вспыхивает намного слабее двух других лампочек, следует несколько уменьшить величину R1. Интенсивность свечения красной лампы можно усилить, уменьшая С1, и ослабить, увеличив его.
Цветовой эффект становится особенно ощутимым, если лампочки поместить в корпус с матовым экраном. Лучший материал для экрана —«молочный» плексиглас толщиной 2—4 мм. Можно также использовать любой прозрачный материал, приложив к нему слой кальки или пергаментной бумаги.
Ребята получают задание вырезать с помощью лобзика из листов оргстекла круги в соответствии с диаметром банки. Разметку окружности производят, используя банки в качестве шаблонов. Круглые экраны можно также изготовить, высверлив окружности по контуру и обработав края напильником. К каждой банке припаивают по четыре лапки из жести для закрепления экранов. Корпус со схемой устанавливают при помощи вертикальных стоек на основание.
Ребятам говорят о значении внешнего вида, эстетического оформления любых предметов, с которыми человеку приходится соприкасаться в повседневной жизни, рассказывают о науке, занимающейся вопросами эстетического конструирования механизмов и приборов, — технической эстетике.
Завершающим этапом работы по изготовлению цветомузыкальной приставки является оформление конструкции. Сначала предстоит окрасить корпус, а затем произвести окончательную сборку.
Для окраски различных изделий и конструкций в условиях кружка удобно применять нитрокраски различных цветов. Они хорошо окрашивают любой материал, дают яркий сочный цвет, быстро сохнут.
Наиболее качественную поверхность окраски можно получить с помощью компрессорного распылителя. Однако наличие компрессорной установки потребует специального покрасочного места, вытяжных устройств. Это неоправданно усложнит работу кружка электронной автоматики. Поэтому окраску учебных работ производят небольшими кисточками, а если потребуется более качественная отделка конструкции, обращаются за помощью в кружки, где имеется соответствующее оборудование (кружки моделирования, общего технического конструирования и др.).
После покраски конструкции собирают и проводят их окончательное испытание. Ребятам предоставляется право взять свои работы в школу или домой. Лучшие работы педагог рекомендует на итоговую выставку.