Таблица 20

Примерная разбивка материала темы по занятиям

№ заня­тия

Тематика занятия

Теоретические сведения

Практические работы

1

Простейшая электрическая цепь и ее эле­менты. Посто­янный электри­ческий ток

Понятие о простей­шей электрической це­пи; электрический ток; электрическое на­пряжение. Знакомство с основными типами монтажных проводов, переключателями — тумблером и галетным

Монтаж электриче­ских цепей, состоя­щих из батарейки, тумблера или галетного переключателя и лампочек

2

Химические ис­точники тока

Устройство и прин­цип действия сухого элемента; батарея эле­ментов; понятие о принципе действия и устройстве аккумуля­тора

Монтаж схем на тумблерах

3

Электрическое сопротивление и резисторы

Понятие об элек­трическом сопротив­лении.

Резисторы: примене­ние, основные типы, устройство, условные обозначения. Соедине­ние резисторов

Составление мон­тажных схем

4

Закон Ома

Закон Ома и про­стейшие расчеты уча­стка электрической цепи

Выполнение лабора­торных работ по ис­следованию закона Ома

Ход теоретических занятий

Кружковцев знакомят с простейшей электрической цепью, состоящей из источника тока, проводников и по­требителей (лампочек накаливания). Руководитель чер­тит схему электрической цепи на доске, а затем демонстрирует собранную электрическую схему. Для проведе­ния опыта можно воспользоваться электроконструктором или самодельной арматурой, изготовленной из провода и жести. Детали арматуры монтируются на панели. Зна­комство с работой простейшей электрической цепи под­водит членов кружка к пониманию элементарных основ теории электричества. В ходе беседы педагог рассказы­вает о природе электрического тока, представив его как упорядоченное движение электронов в проводнике под действием электрического напряжения. Величина, или сила, тока зависит от количества электронов, проходя­щих по цепи в течение 1 сек. Например, через нить на­кала горящей лампочки карманного фонаря ежесекундно проходит около 2 000 000 000 000 000 000 электронов.

Далее преподаватель говорит об единицах измерения силы тока (ампер — а; миллиампер — ма, микроам­пер — мка), характеризуя их как количество электриче­ства или число электронов, проходящих через попереч­ное сечение проводника за 1 сек. Так, при токе в 1 а че­рез поперечное сечение проводника за 1 сек. проходит около 280 000 000 000 000 000 электронов.

В рассказе об электрическом токе с успехом можно использовать аналогии, связанные с работой водопрово­да: трубы — провода, текущая по ним вода — электро­ны. Соответственно, напор воды в водопроводе — элек­трическое напряжение, т. е. «напор» электронов в про­воднике. При объяснении этого раздела важно, чтобы кружковцы четко усвоили понятие электрического напря­жения как потенциальной способности сил электриче­ского поля совершить определенное количество работы. Ребят знакомят с единицами напряжения или разности потенциалов (вольт — в, киловольт— кв, милливольт— мв, микровольт — мкв).

Начиная с данного занятия кружковцы приступают к сборке и налаживанию действующих электрических схем и конструкций. Беседы педагога включают в себя не только теоретические вопросы, но и сведения об эле­ментах электрических цепей. Следующее занятие может быть отведено, например, рассмотрению принципа ра­боты и устройства химических источников электрическо­го тока.

Ранее, при проведении опытов, ребятам уже прихо; дилось сталкиваться с батарейкой от карманного фона­ря. Теперь следует рассмотреть ее устройство, используя в качестве наглядного материала разрядившуюся бата­рейку КБС.

«Батарейка для карманного фонарика, с которой мы уже проводили опыты, относится к химическим источни­кам электрического тока», — этим вступлением можно начать рассказ преподавателя. Вскрывается батарея КБС. В ней три элемента. Теперь следует рассмотреть устройство одного из них. Его отрицательным электро­дом является цинковый стаканчик, а положительным — угольный стержень, помещенный в полотняный мешо­чек с деполяризатором. Свободное пространство между деполяризатором и стенками цинкового стаканчика за­полнено пастообразным электролитом — раствором на­шатыря с примесью крахмала или муки. Сверху элемент залит слоем смолки. Такой элемент называется сухим. Сухие элементы работают до тех пор, пока от действия химической реакции не разрушится цинковый электрод и не изменится химический состав электролита и деполя­ризатора. Последний представляет собой спрессованную смесь порошкообразного графита и двуокиси марганца, богатой кислородом.

При работе такого элемента выделяющийся на поло­жительном электроде водород нейтрализуется кислоро­дом двуокиси марганца деполяризатора. В результате этой реакции получается вода, и газовой пленки, пре­пятствующей движению электрических зарядов, на поло­жительном электроде не образуется. Принцип работы сухого элемента такой же, как и с жидким электроли­том. Но поскольку практическое применение их в круж­ковой работе ограничено, подробно останавливаться на них нецелесообразно.

Существуют и другие разновидности гальванических элементов. В батарее «Крона», например, элементы име­ют форму галеты, поэтому их называют элементами галетного типа. Отрицательным электродом элемента этого типа служит цинковая пластинка, а положительным поляризационная масса, состоящая из смеси двуокиси марганца и графита, которая обернута тонкой бумагой. Между электродами имеется картонная прокладка. Га­лета пропитывается электролитом и прочно стягивается тонкой пленкой эластичного пластика. При сборке батареи отдельные галеты укладывают в виде столбика и сжимают. При этом края пластиковых пленок плотно прилегают одна к другой, образуя сплошную оболочку столбика, предохраняющую от испарения воды из элек­тролита.

Далее кружковцев следует познакомить с промыш­ленными типами элементов и батарей, получивших наиболее широкое распространение в кружковой работе и радиолюбительской практике. При этом следует обра­тить внимание юных электротехников на тот факт, что один гальванический (сухой) элемент независимо от его конструкции развивает напряжение около 1,5 е. Ток же, который можно потреблять от элемента, определяется главным образом размерами его электродов и обычно не превышает 0,2—0,3 а. Чтобы получить большее напря­жение (больший ток), элементы соединяют в батареи.

Основные данные наиболее распространенных галь­ванических элементов и батарей приведены в справоч­ных таблицах, опубликованных в радиотехнической лите­ратуре. Цифры и буквы в наименованиях элементов и батарей обозначают: первая группа цифр указывает на­чальное напряжение в вольтах, последняя — начальную емкость в ампер-часах. Одна или несколько букв, стоя­щих за первой группой цифр, являются сокращенным обозначением назначения элемента или батареи: А — анодная, Н — накальная, Ф — фонарная, АН — анодно- накальная, АС — анодно-сеточная, СА — слуховая анод­ная, СН — слуховая накальная, АНС — анодно-накаль- ная сеточная. Следующие одна или две буквы характеризуют систему деполяризации: М — марганцевая, ВМ— воздушно-марганцевая, ВД или В воздушная. Буква Ц обозначает, что отрицательные электроды элементов цинковые. Если затем стоит буква Г — элементы галетного типа, буква Ч — элементы чашечного типа. Батареи из элементов стаканчикового типа дополнительных букв в наименовании не имеют. Далее может быть буква X — холодостойкий или буква У — универсальный источник тока.

Пример. Элемент 1,3-ФМЦ-0,25 — начальное на­пряжение 1,3 в, фонарный, марганцевой деполяри­зации, отрицательный электрод цинковый, предна­значен для работы в летних условиях, начальная емкость 0,25 ач.

Наша промышленность выпускает различные типы аккумуляторов и аккумуляторных батарей. Многие из них с успехом могут быть использованы в работе круж­ка электронной автоматики для питания транзисторных и релейных схем, а также переносной малогабаритной аппаратуры. Поэтому знакомство кружковцев с ухтрой- ством и принципом действия аккумулятора также вхо­дит в программу занятий. Преподаватель сообщает ре­бятам, что аккумулятор, как и гальванический элемент, является химическим источником тока, но в ртдичие от последнего не сам вырабатывает ток, а только отдает электрическую энергию, накопленную им в результате зарядки его другим источником постоянного тока. Аккумуляторы допускают многократные заряды и разряды, чем они выгодно отличаются от сухих элементов и бата­рей. При объяснении материала рекомендуется широко использовать учебные плакаты с изображением устрой­ства и принципа действия аккумулятора.

Рассказ педагога об электрическом сопротивлении можно построить примерно таким образом. В электри­ческой цепи имеются провода и ряд устройств, препятст­вующих прохождению тока, другими словами, каждая цепь обладает определенным сопротивлением для тока.

Электрическое сопротивление можно сравнить с тре­нием, которое препятствует свободному перемещению движущихся предметов. Поезд, мчащийся по железнодо­рожному пути, преодолевает трение о воздух и между колесами и рельсами, моторная лодка испытывает трение о воду и т. д. Во всех случаях трение замедляет движе­ние.

Сопротивление электрической цепи является препят­ствием для потока электронов. Объясняется это тем, что при своем движении свободные электроны сталкивают­ся с атомами и молекулами, причем в одних веществах атомы и молекулы сильнее мешают движению электро­нов, а в других — меньше.

Далее преподаватель говорит членам кружка, что сопротивление проводника зависит не только от свойств его материала, но и от его размеров. Сопротивление це­пи можно повысить, если увеличить длину провода, ис­пользуемого в ней, поскольку при этом удлиняется путь, который должен пройти поток электронов. Если взять провод с меньшим сечением (при той же длине), сопро­тивление также возрастет, так как при этом как бы су­жается путь, по которому движутся электроны. Здесь уместно провести аналогию: широкая и короткая труба оказывает меньшее препятствие движению воды, чем тонкая и длинная.

Затем следует перейти к единицам измерения сопро­тивлений. 1 ом — это сопротивление, которое оказывает току ртутный столбик высотой 106,3 см и сечением 1мм2 при температуре 0°С.

Для выражения больших величин сопротивлений ис­пользуют единицы килоом (сокращенно ком), равный 1000 ом, и мегом (сокращенно Мом), равный 1 000000ом, или 1 000 ком.

Используя образцы или приводя примеры различных электрических приборов, педагог сообщает ребятам, что некоторые из этих устройств имеют сопротивление всего в несколько ом, сопротивление других может достигать миллиона ом.

Продолжая свой рассказ, руководитель кружка пере­ходит к резисторам. Набор различных типов этих радио­деталей, а еще лучше, специально подобранная коллек­ция является прекрасным учебным пособием при изуче­нии данного материала.

Наша промышленность выпускает постоянные и пере­менные резисторы разных конструкций и номиналов: от нескольких ом до десятков и сотен меюм. Устройство постоянного резистора удобно рассмотреть на примере непроволочного сопротивления типа ВС. Этот прибор представляет собой стержень или трубочку, на поверх­ность которых нанесен слой углерода. Выводами служат контактные латунные луженые хомутики либо кол­пачки с удлиненными лепестками. Корпус собранного резистора покрывают влагостойкой эмалью.

Переменный непроволочный резистор устроен при­мерно так. К круглому пластмассовому основанию при­клеена дужка из гетинакса, покрытая тонким слоем са­жи, перемешанной с лаком. Этот слой обладает сопро­тивлением. От обоих концов слоя сделаны выводы. В центр основания впрессована втулка. В ней вращается ось, а вместе с осью фигурная гетинаксовая пластинка. На внешнем конце пластинки укреплена контактная щетка из нескольких пружинящих проволочек, которая соединена со средним выводным лепестком. При вра­щении оси щетка перемещается по слою сажи на дужке, вследствие чего изменяется сопротивление между сред­ним и крайним выводами. Сверху резистор закрыт ме­таллической крышкой, предохраняющей его от повреж­дений. Номинальные сопротивления резисторов в омах, килоомах и мегоомах указываются на их корпусах, при­чем обозначение ком часто заменяют буквой К, Мом — буквой М.

В последнее время принята новая система обозначе­ний номиналов резисторов. В составе каждого обозна­чения имеется буква Е, К и М, соответствующая опре­деленным пределам значений сопротивлений резисторов:

Е — 0 — 99 ом;

К — 100 ом — 91 ком;

М — 100 ком — 91 Мом. Буква стоит на том месте, где должна быть запятая, разделяющая целую и дробную части обозначения. Если в значении сопротивления резистора отсутствуют целые числа, то нуль впереди буквы не ставится. Таким обра­зом 51 Е расшифровывается как 51 ом, К15 — 150 ом, 6К8 — 6,8 ком, Ml — 100 ком, 1МО — 1 Мом и т. д.

Поскольку в кружковой работе используются рези­сторы различных годов выпуска, кружковцам необхо­димо уметь свободно ориентироваться в любой системе обозначений.

Основные типы резисторов:

ВС — углеродистые влагостойкие;

УЛИ — углеродистые лакированные измерительные;

УЛМ — углеродистые лакированные малогабарит­ные;

БЛП — бороуглеродистые лакированные прецизион­ные;

ТВО — углеродистые объемные;

МЛТ -- металлизированные лакированные тепло­стойкие;

МТ — металлизированные теплостойкие;

СП — переменные;

СПО — переменные объемные;

ВК — волюм-контроль (регулятор тембра);

ТК — гон-контроль (регулятор громкости);

ПЭ — проволочные эмалированные;

ПЭВ — проволочные эмалированные влагостойкие;

ПЭВ-Х — то же, с передвижным хомутиком для ре­гулировки;

ПП — проволочные переменные.

На данном занятии члены кружка электронной авто­матики знакомятся как с условными обозначениями ре­зисторов на принципиальных схемах, так и с принятыми сокращениями для обозначения их номиналов.

Сопротивления резисторов от 1 до 999 ом обознача­ются целыми числами без букв. Сопротивления резисто­ров от 1 до 999 ком обозначаются соответствующими цифрами с буквой К. Если в числе, обозначающем номи­нал резистора, присутствует запятая и нет букв, речь идет о мегомах.

В ходе беседы ребята делают записи в тетрадях. Пе­дагог задает вопрос: «Как быть, если требуется опреде­ленное сопротивление, а у вас есть резисторы других номиналов?». Из создавшегося положения можно выйти сравнительно просто, если знать расчеты для последова­тельного и параллельного соединений сопротивлений. Руководитель зарисовывает на доске схемы последова­тельного и параллельного соединений резисторов и де­монстрирует опыты с электрической цепью. Для этого по­требуется батарейка от карманного фонаря, лампочка на 3,5 в и два резистора по 5—10 ом.

Делается вывод: при последовательном соединении резисторов общее сопротивление электрической цепи увеличивается, а при параллельном — уменьшается.

Приводятся формулы для вычислений общего сопро­тивления последовательно и параллельно соединенных резисторов, а также примеры расчета.

На практике приходится иметь дело только с опреде­ленными номиналами, составляющими так называемую шкалу сопротивлений, стандартизованную ГОСТом. Оп­ределение общего сопротивления двух параллельно сое­диненных резисторов, а также обратный пересчет удобно производить с помощью заранее рассчитанных таблиц. Подобная таблица опубликована в журнале «Радио», № 2 за 1971 год.

Однако юным электротехникам полезно будет по­практиковаться в расчетах с применением формул для последовательного и параллельного соединений сопро­тивлений. Ребята получают задание выполнить ряд рас­четов в своих тетрадях. Если руководитель замечает, что кружковцы не могут осилить предложенную им задачу, ее следует разобрать на доске.

Примеры для упражнений:

  1. Чему равно общее сопротивление цепочки, со­ставленной из трех последовательно включенных резисторов, если Ri = 15 ом, R2=35 ом и R3 = 50 ом?
  2. Чему равно общее сопротивление двух парал­лельно соединенных резисторов, если Ri = R2 = 100 ом?
  3. Чему равно общее сопротивление двух парал­лельно соединенных резисторов, если Ri=20 ом, а R2=30 ом?
  4. Имеется четыре резистора с номиналами: Ri = 20 ом, R2 = 40 ом, R3= 100 ом и R4=150 ом. Как получить сопротивление, равное 60 ом?

Теперь членам кружка необходимо дать четкое пред­ставление о законе Ома и всех вытекающих из него след­ствиях!

Если записать словами весь ход теоретических заня­тий, то получится длинный рассказ, который вряд ли сделает более доступными обычные методы изложения этого важного закона. Объяснение материала необходи­мо сопровождать примерами практического применения закона Ома, приведением расчетных соотношений, де­монстрацией опытов.

При исследовании соотношений между напряжением, сопротивлением и током кружковцы впервые сталкива­ются со стрелочными измерительными приборами — вольтметром и амперметром. Однако знакомство это на данном этапе имеет чисто практический характер, т. е. ребятам известно, что вольтметр показывает величину напряжения, а амперметр — величину тока в цепи.

Сведения, полученные на теоретических занятиях, следует закрепить выполнением упражнений и практи­ческих работ с применением закона Ома. Вопросы уп­ражнений для записи в тетрадь руководитель диктует фронтально. Ход решения каждой задачи разбирают коллективно. Обобщая ответы ребят, преподаватель уточ­няет полученные ими знания, связывает их с практикой.

В качестве примера ниже приводится несколько во­просов для упражнений.

  1. На цоколе лампочки карманного фонарика имеют­ся надписи: 0,28 а и 3,5 в. Чему равно сопротивление на­каленной нити лампочки?
  2. Напряжение аккумуляторной батареи равно 6 а. Сопротивление обмотки электродвигателя равно 3 ома. Какой ток будет протекать в этой цепи?
  3. В электрическую цепь включен резистор сопротив­лением 7,5 ком. Протекающий через него ток равен 20 ма. Каково напряжение, приложенное к данному ре­зистору?


Ход практических занятий

Работа ведется в соответствии с принципом «от про­стого к сложному». Вначале — это монтаж и испытание нескольких простейших электрических цепей, состоящих из батарейки, переключателя и лампочек от карманного фонаря (3,5 в). Несмотря на кажущуюся простоту, ди­дактическая ценность подобных схем велика. С их по­мощью начинающие юные электротехники постигают ос­новы электросхем и делают свои первые шаги в монта­же

Все схемы собираются на платах, изготовленных на практических занятиях по теме «Электро- и радиотехни­ческие материалы».

Первая схема представляет собой последовательное соединение батарейки, выключателя и лампочки (рис. 10,а). Педагог зарисовывает ее на доске и «расшифровы­вает» условные обозначения элементов схемы. Далее он объясняет ребятам, что чертеж, на котором условно изображены различные радиодетали, а также порядок соединений между ними, называют принципиальной электрической схемой. Графические обозначения радио­деталей стандартизованы Единой системой конструктор­ской документации (ЕСКД), введенной с 1 января 1971 года, Кружковцы переносят условные обозначения в тетрадь и приступают к выполнению практических па- бот. Дежурный раздает платы и детали. Ребята устанавливают детали на плате, а затем производят монтаж схемы. Задача эта, как правило, затруднений у юных электротехников не вызывает, и схему несколько услож­няют. На каждую плату устанавливается вторая лампоч­ка. Руководитель кружка чертит на доске два варианта включения ламп: параллельное (рис. 10,6) и последова­тельное (рис. 10,6'). Не затрагивая физики вопроса, он обращает внимание ребят только на суть обоих способов включения и предлагает произвести сборку электриче­ской цепи.

рис. 10

Прежде чем начать сборку схемы рис. 11, членам кружка предлагается решить задачу: как с помощью тумблера поочередно включать две лампочки. Схему ре­бята составляют сначала в своих тетрадях, а затем кто- нибудь из кружковцев чертит ее на доске. Обсуждаюг схему всем кружком и, если она составлена неверно, пе­дагог, направляя ход мыслей своих воспитанников, по­степенно подводит их к правильному решению.

На данном занятии кружковцы собирают также схе­му поочередного включения трех лампочек, или электрическую схему светофора. На монтажной плате устанавливается третья лампочка и переключатель на три положения (рис. 12). Переключатель является новой для членов кружка деталью. Им рассказывают о том, что переключатель — устройство, упрощающее коммутацию электрических це­пей. Преподаватель чертит на доске условные обозначе­ния переключателей на «п» положений. Ребята переносят эти обозначения в тетрадь. Затем руководитель объясня­ет устройство и принцип работы галетного переключате­ля. После этого кружковцы приступают к монтажу схемы.

В том случае, если необходимого количества галетных переключателей в кружке нет, могут быть изготов­лены самодельные переключатели, описанные в книге Ю. Н. Верхало «Самодельные приборы по электротехни­ке». Конструкции эти настолько просты, что не нужда­ются в дополнительных описаниях. Недостает часто и нужного количества патрончиков для лампочек. Изгото­вить их можно также самим из жести и проволоки.

На практических занятиях кружковцы продолжают сборку простейших схем с применением источников пита­ния, тумблеров и лампочек накаливания. Однако задача, стоящая перед ребятами, в этом случае усложняется, ре­шение ее требует активного и творческого участия всего коллектива кружка.

Кружковцам дается задание составить схему вклю­чения одной лампы двумя переключателями на два по­ложения. Такая схема используется для включения и выключения света с двух различных мест, например с двух концов зала или с верхней и нижней площадок лестничной клетки. В качестве переключателя удобно ис­пользовать тумблер (рис. 13,а).

Поиски нужного решения ведутся с помощью каран­даша и бумаги. Самостоятельная работа над схемой пре­следует не одну цель. Во-первых, развивается хмыс.литель- ная активность и самостоятельность членов кружка, во- вторых, педагог получает представление о сообрази­тельности ребят и, наконец, об уровне их знаний. Со­ставленную схему каждый кружковец показывает свое­му педагогу, и после необходимых замечаний ребята приступают к ее сборке. Для этого с монтажной платы снимают галетный переключатель, лишние лампочки и устанавливают два тумблера (можно использовать и са­модельные переключатели на два положения).

Однако может случиться, чтё не все члены кружка смогут правильно составить сйему включения лампы двумя переключателями. В таком случае преподавателю следует подробно объяснить принцип работы схемы, убедиться, что всем без исключения кружковцам понятен заложенный в нее смысл, и только после этого присту­пать к ее сборке.

Далее можно предложить ребятам подумать над схе­мой включения и выключения лампы из трех мест. Для этого потребуется дополнительно двухполюсный тумблер. Схема позволяет включать или выключать свет лю­бым выключателем, независимо от положения остальных.

Рис. 12

Монтаж схемы выполняется так же, как и предыду­щий, за исключением того, что в разрыв проводов, сое­диняющих контакты 2 и 3 однополюсных тумблеров, включается дополнительный двухполюсный тумблер. Вы­воды двухполюсного тумблера между собой соединяют так, что при его переключении меняется порядок соеди­нения остальных тумблеров. После монтажа схемы следует убедиться, что один выключатель может управ­лять светом независимо от остальных (рис. 13,6).

Часть учебного времени отводится на ознакомление членов кружка автоматики с основами составления мон­тажных схем.

Педагог обращает внимание ребят на тот факт, что на предыдущих занятиях им уже приходилось сталки­ваться с принципиальными и монтажными схемами при сборке простейших электрических цепей. Далее уместно будет продемонстрировать достаточно сложную схему

какого-нибудь автоматического устройства или прибора и объяснить кружковцам, что данная схема отображает только порядок или принцип соединения между собой отдельных элементов. В то время как монтажная схема, являясь плодом конструкторской мысли, отображает ре­альное расположение элементов схемы на плате или шасси с учетом рационального монтажа, особенностей конструкции и требований технической эстетики. В ка­честве примера руководитель кружка чертит на доске принципиальную схему на резисторах и тут же показы­вает, как наиболее рационально разместить ее на мон­тажной плате (рис. 14).


Рис. 14

Различные варианты схем на резисторах зарисовывают на доске (рис. 15).

В качестве объектов для лабораторных работ по при­менению закона Ома целесообразно использовать элек­тронагревательные приборы, лампы накаливания и дру­гие электротехнические устройства.

Лабораторная работа № 1. Определение сопротивле­ния раскаленной нити осветительной электролампы.

Когда преподаватель замечает, что учащиеся пони­мают смысл его пояснений, он предлагает им самостоя­тельно составить в тетрадях несколько таких эскизов.

Для опыта потребуются (в расчете на одного круж­ковца): электролампа 25—50 вт, элекгропатрон, вилка, многожильный изолированный провод, а также вольт­метр и амперметр переменного тока. Если в кружке нет нужного количества стрелочных измерительных прибо­ров, можно обойтись одним вольтметром и одним ампер­метром. В этом случае следует предусмотреть дополни­тельные клеммы, к которым каждый кружковец по очереди сможет подключить соответствующие приборы и снять необходимые для расчета показания.

Схему руководитель чертит на доске. После измере­ния напряжения и тока ребята по закону Ома опреде­ляют сопротивление нити лампы.

Лабораторная работа № 2. Определение тока, по­требляемого электропаяльником.

В опыте используют рабочие электропаяльники, вольтметр и амперметр переменного тока, электрорас­пределительную колодку, многожильный изолированный провод, изоляционную ленту.

Сопротивление 36 в паяльника равно примерно 30— 36 ом. Точное значение сопротивления имеющихся в кружке паяльников педагог должен определить прежде, чем дать задание ребятам. Кружковцы включают электропа­яльники в сеть, замеряют напряжение и рассчитывают ток, воспользовавшись законом Ома. Правильность рас­чета подтверждают, включая в цепь паяльника ампер­метр.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top