Таблица 18

Примерная разбивка материала темы по занятиям

№ заня­тия

Тематика занятия

Теоретические сведения

Практические работы

1

Демонтаж

Знакомство с про­фессиональным мон­тажом

Демонтаж узлоз и блоков электронной аппаратуры


№ заня­тия

Тематика занятия

Теоретические сведения

Практические работы

2

Пайка

Правила пайки

Пайка геометриче­ских фигур из отрез­ков обмоточного провода

3

Пайка радио­деталей

Овладение навыка­ми пайки радиодета­лей

Пайка резисторов ВС

4

Пайка радио­деталей

Требования, предъ­являемые к монтажу радиоэлектронной ап­паратуры

Монтаж конденса­торов и резисторов на монтажной плате

5

Пайка проводов

Знакомство с ме­тодами обработки и заделки концов мон­тажных проводов

Пайка монтажных проводов

6

Электромонтаж

Знакомство с мон­тажной схемой. Ов­ладение навыками электрического мон­тажа

Учебный монтаж электрической схемы

Цель занятий: усвоение основных навыков и правил пайки, знакомство с приемами электромонтажных ра­бот.

Практическая деятельность членов кружка по дай­ной теме начинается с учебного демонтажа. Списанная измерительная аппаратура, неработающие блоки элек­тронных приборов и устройств с большим удовольст­вием демонтируются ребятами на занятиях кружка. Роль демонтажа на первом этапе работы кружка очень велика. Во-первых, кружковцы приобретают навыки об­ращения с электромонтажным инструментом, во-вторых, наглядно знакомятся с профессиональные монтажом и, в-третьих, выполняют общественно полезную работу, выпаивая нужные для кружка детали.

Прежде чем начать демонтаж, руководитель круж­ка подробно инструктирует своих воспитанников о пред­стоящей работе, обращая внимание ребят на приемы выполняемых операций. Некоторые кружковцы понима­ют демонтаж как простое «добывание» деталей и для убыстрения этого процесса прибегают к выкусыванию их из схемы с помощью бокорезов, что приносит непопра­вимый ущерб как учебному процессу, так и деталям. Разумеется, подобную «инициативу» следует пресекать.

Выпаянные детали ребята сортируют по типам и сдают своему педагогу.

На учебный демонтаж отводится одно занятие, а затем приступают к овладению «тайнами» пайки. В вводной беседе руководитель сообщает, что для радио­монтажных работ применяется мягкий припой, плавя­щийся при сравнительно низкой температуре. Мягкий припой представляет обычно сплав олова со свинцом. Содержание олова колеблется от 30% до 60%. В соот­ветствии со стандартом оловянносвинцовые припои мар­кируются буквами НОС и числом, указывающим содер­жание олова в процентах (ПОС-ЗО-ьПОС-61). Содержа­ние олова в припое можно установить по характерному хрусту, который издает припой при сгибании его. Хруст тем сильнее, чем больше процент олова. С увеличением количества олова от 18% до 61% температура плавле­ния припоя понижается от 240 до 180°С.

Для пайки полупроводниковых приборов рекомен­дуется использовать припой ПОС-61. При пайке дета­лей, не допускающих перегрев, применяют припои, включающие в себя кадмий или висмут. Так, припой, состоящий из одной части свинца и двух частей висму­та, плавится при температуре 100—110°С.

Хорошо спаять можно только тщательно зачищен­ные и залуженные поверхности. Зачищают места спай­ки ножом, наждачной бумагой, напильником или ша­бером. Обмоточный провод с эмалевой изоляцией в ме­стах пайки вначале обжигают. Тщательно зачищенный проводник помещают в канифоль, облуживают хорошо прогретым паяльником, а затем производят пайку. Ес­ли жало паяльника покрыто окисью, припой не «прили­пает» к его поверхности. Перед началом работы жало всегда надо зачищать с помощью напильника и облу- живать.

Следует заметить, что перечисленные выше условия, составляющие основу качественного радиомонтажа, большинством школьников, как показывает опыт, упор­но не соблюдаются. В результате ненадежный и некачест­венный монтаж многих ребячьих работ. На этот факт руководителю кружка следует обращать внимание с первых же занятий и настойчиво воспитывать у своих питомцев культуру монтажа.

Несколько слов надо сказать и о флюсе. Флюс пре­дохраняет спаиваемые поверхности от окисления. Без него расплавленный припой ложится на металл непроч­но и при малейшем усилии легко отскакивает в ме­стах пайки.

В радиомонтаже наиболее распространенным флю­сом является канифоль. Наряду с твердой канифолыо удобно использовать канифольный лак — раствор од­ной части измельченной в порошок канифоли в двух частях спирта, в крайнем случае можцо использовать борный спирт, который продается в аптеке. Такой флюс наносят на спаиваемые места кисточкой, а хранить его надо в пузырьке с хорошо притертой пробкой.

Применять травленную цинком соляную кислоту и нашатырь при монтаже электронной аппаратуры нель­зя, так как эти вещества разъедают выводы деталей и разрушают изоляцию проводов.

Полученные на занятиях теоретические сведения по­может закрепить практическая пайка. Прежде чем пе­рейти к выполнению работ по данной теме, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий. На заня­тиях членам кружка предлагается спаять из отрезков обмоточного провода любую геометрическую фигуру: куб, пирамиду, призму и т. д. Выбранную фигуру не­обходимо изобразить на доске. Еще лучше, если такая фигура будет изготовлена заранее и ребята имели бы наглядное представление о выполняемой ими работе. Разумеется, образец должен быть в полном смысле об­разцовым: красиво выполненный и, главное, с качест­венными пайками. Затем каждый кружковец получает подготовленные заранее отрезки обмоточного провода ПЭЛ или ПЭВ диаметром 1-Й,5 мм и длиной 10 — 12 см. Количество отрезков равно числу граней выпол­няемой геометрической фигуры.

Теперь педагогу следует подробно проинструктиро­вать ребят о порядке выполнения работы. Отрезки про­водов с обоих концов на расстоянии 1 см тщательно зачистить и залудить, а затем изогнуть один конец под углом. Таким образом, пайка проводов при сборке фи­гуры производится «внакладку» (рис. 8).

Если вопросов у членов кружка нет, преподаватель разрешает приступить к работе. Каждый зачищает жа­ло своего паяльника напильником или наждачной бу­магой, а затем облуживает его. Делается это на неболь­ших кусочках фанеры, укрепленных на паяльницах. Со гременем наконечник снова покрывается окисным нале­
том, поэтому следует приучить кружковцев выполнять эту операцию перед каждым занятием.

Для выполнения качественной пайки важное значе­ние имеет температура разогрева паяльника. Недоста­точно горячий паяльник превращает припой в бесполез­ную кашицу, а у перегретого — жало быстро окисляет­ся и не берет припой. В период обучения пайке руководитель особенно внимательно должен следить за рабо­той паяльников, используя там, где это необходимо, трансформаторы или ЛАТРы. В дальнейшем, по мере приобретения опыта электромонтажника, ребята само­стоятельно «справляются» со своими паяльниками.

Пайку геометрической фигуры начинают с ее осно­вания. Затем добавляют вертикальные грани, поддер­живая отрезок провода с помощью пинцета. Если пайки качественные, дело быстро продвигается. В противном случае при прикосновении паяльником конструкция на­чинает разваливаться и к работе нужно приступать за­ново.

Прочность изготовленных фигур ребята испытывают, бросая их на пол с высоты поднятой руки. Если «при­земление» оказалось неуспешным, работа переделыва­ется и испытание повторяется.

В заключение можно провести миниконкурс на луч­шую пайку в кружке. Выполненные геометрические фи­гуры рекомендуется передать в школьный кабинет ма­тематики для использования их в качестве учебно-на­глядных пособий.

Следующий этап занятий по данной теме — знаком­ство с основами монтажа электрических схем. Теорети­ческие сведения, сообщаемые преподавателем кружков- дам, могут тут же подкрепляться выполнением практи­ческих заданий.

Беседу начинают с рассказа о требованиях, предъ­являемых к монтажу радиоэлектронной аппаратуры. Ребятам говорят о значении надежного, доступного и эстетического монтажа. Надежный монтаж, характери­зующийся высоким качеством паек, жестким креплени­ем деталей, отсутствием случайных замыканий в схеме, обеспечит долгую жизнь прибору. Доступный монтаж позволяет легко устранять неисправности и налаживать схему. Эстетически выполненный монтаж оказывает благоприятное влияние на восприятие человеком всего прибора в целом.

Конденсаторы и резисторы чаще всего монтируют на специальных монтажных платах или групповых план­ках, снабженных лепестками или стойками. Руководи­тель кружка демонстрирует ребятам подобное изделие и предлагает выполнить простейший монтаж путем при- паивания к лепесткам или стойкам выводов радиодета­лей. Процесс монтажа должен производиться с соблю­дением всех правил пайки, рассмотренных на предыду­щих занятиях.

Схемные задачи на первых этапах учебного монта­жа перед кружковцами не ставятся. Однако установку деталей на монтажных платах с самого начала необ­ходимо производить с учетом эстетических требований к радиомонтажу: впаиваемые конденсаторы и резисторы размещают в ряд на равных расстояниях друг от дру­га; выводы аккуратно изогнуты, но не обрезаны. Уко­роченные выводы деталей затрудняют их дальнейшее использование.

Соединение радиодеталей в схеме производится с помощью монтажных проводов, одножильных и много­жильных. Знакомство ребят с их типами в задачу дан­ного занятия не входит. Кружковцам необходимо толь­ко показать приемы зачистки и заделки концов прово­дов.

Удалять внешнюю изоляцию надо очень осторожно, чтобы при этом не повредить токопроводящие жилы. При известном навыке эту операцию успешно выполня­ют с помощью щипцов для удаления изоляции, остро за­точенного монтажного ножа, бокорезов, ножниц.

Провода с эмалевой изоляцией зачищают в зависи­мости от их диаметра лезвием ножа, надфилем или мел­кой шлифовальной шкуркой.

Заделка изоляции у зачищенного конца провода про­изводится после его облуживания. Закрепить конец волокнистой изоляции можно с помощью клея БФ, нит­ролака, оболочкой оргстекла, растворенного предвари­тельно в дихлорэтане, или ниток.

Если в схеме много соединительных проводов, то их вяжут в жгуты. Операция вязки проводов в жгуты не­сложная, но требует определенных навыков. Разумеет­ся, за одно занятие в совершенстве освоить приемы вязки жгутов ребятам трудно. Да этого и не требуется. Для начала достаточно ограничиться сообщением об­щих сведений по данному вопросу и выполнением от­дельных несложных операций.

Провода вяжут в жгуты с помощью толстых ниток (№ 10). При наличии монтажной схемы жгуты заготов­ляются на специальных шаблонах. Если монтажная схе­ма не разработана, то предварительно осуществляют монтаж одиночными проводами, располагая их так, что­бы они по мере монтажа формировали будущие жгуты. При этом концы проводов, которые войдут в жгут, не запаивают. Затем эти провода прямо в монтаже за­крепляют в нескольких местах нитками и вынимают, стараясь не деформировать. После этого жгут обвязы­вают, вновь укладывают в аппарат и запаивают.

Это теория. А на практике ребятам предъявляют более скромные требования. На заключительном этапе занятий по данной теме кружковцы выполняют учебный радиомонтаж, в ходе которого не только закрепляют полученные навыки пайки, но и овладевают на практи­ке операциями заделки концов монтажных проводов и вязки последних в жгуты.

Задача, которую руководитель кружка ставит перед своими воспитанниками, вполне определенная: произве­сти монтаж платы в соответствии с монтажной схемой. Предварительно ребятам следует рассказать, что мон­тажная схема служит для обозначения места располо­жения и порядка взаимного соединения радиодеталей на шасси или плате электронного устройства.

Монтажная схема для наглядности должна быть вы­полнена на листе ватмана цветной тушью: детали, сое­динительные провода, лепестки — разными цветами.

Схему не следует перегружать деталями. Достаточно воспользоваться одним-двумя типами конденсаторов и резисторов. К свободным лепесткам в ходе монтажа подпаивают отрезки монтажных проводов с заделанны­ми и зачищенными концами, а затем связывают их в жгут.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top