Основные инновационные направления деятельности современной общеобразовательной школы должны быть связаны с ориентацией школы на развитие индивидуальных психологических ресурсов каждого ученика, создание условий для его становления в качестве самодостаточной, инициативной и компетентной личности. С особой остротой вопрос о необходимости инновационных изменений образовательной среды стоит в области обучения математике.
Чтобы обеспечить новый уровень школьного математического образования, необходима реконструкция всей образовательной среды, включая содержание образования, методы и формы обучения. Такие изменения невозможны без привлечения обучающих материалов нового поколения. Именно они должны помочь учителю выработать инновационный подход к формированию базовых понятий школьного курса математики. Для этого учителю необходимо сформировать представление об изучаемом предмете как об одном из инструментов практического познания мира; научить школьников работать с информацией в разных видах (находить, сохранять, обрабатывать); создать условия для развития познавательных интересов учащихся, их общих интеллектуальных умений и творческих способностей.
Чтобы реализовать инновационные подходы к построению содержания математического образования, мне как учителю математики пришлось пересмотреть свои взгляды на цели образования, его содержание, методы обучения, критерии эффективности. В частности, компьютерные технологии воспринимаю как современный педагогический инструмент организации процесса обучения. За счет использования таких свойств электронных ресурсов, как интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность, приобщаю представителей подрастающего поколения к особому типу интеллектуальной культуры.
Томский государственный педагогический университет создал комплекс, который был назван «Компетентность. Инициатива. Творчество», авторами стали: М.А. Холодная, Э.Г. Гельфман, В.А. Панчищина, Т.В. Налепа, Л.А. Шевцова, А.Д. Кудзев, А.Г. Подстригич, Т.А. Прищепа, Л.Н. Демидова, Н.И. Зильберберг. Все компоненты данного инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК) выполнены в рамках обогащающей модели обучения, направленной на интеллектуальное воспитание учащихся. Каждый из элементов этого комплекса учитывает психолого-дидактические закономерности, а именно зависимости между внутренними процессами, характеризующими психическое развитие учащихся и внешними дидактическими условиями (содержанием образования и методами обучения). В течении 10 лет я успешно применяю учебные пособия разработанные томскими авторами Э.Г. Гельфман и В.А. Панчищиной, преподаю математику и геометрию, в рамках обогащающей модели. Изучив данный комплекс, я решила это моё, так как он дает возможность овладеть математикой на таком уровне, чтобы она стала:
- особым языком описания действительности;
- особым средством решения практических жизненных задач;
- специфической системой построения знания;
- источником общих методов познания и решения проблем;
- одной из областей деятельности, в которой вырабатываются культурные и нравственные ценности;
- одним из средств реализации и развития индивидуальных интеллектуальных ресурсов, интеллектуальной самоактуализации личности в процессе обучения;
- средством решения нестандартных задач из различных областей человеческой деятельности.
На основании этого цель работы: развитие интеллектуальной активности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время средствами ИКТ.
Задачи:
- сформировать наряду с системой математических знаний, умений и навыков такие качества мыслительной деятельности, как интеллектуальная компетентность, инициатива, творчество;
- выработать навыки применения средств ИКТ в учебной и практической деятельности;
- сформировать умение осуществлять коммуникативную деятельность;
- сформировать навыки самостоятельной работы, потребности и умения к самообучению;
- развить умения исследовательской и проектной деятельности.
Ожидаемый результат внедрения
- Формирование компетенций, получение знаний, осваивание умений и навыков в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по математике.
- Выработка навыков применения средств ИКТ в учебной деятельности при изучении математики, выполнении индивидуальных и коллективных проектов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; формирование умений работать с различными видами информации с помощью компьютера.
В качестве критериев эффективности образовательного процесса дополнительно рассматриваю показатели сформированности определенных интеллектуальных качеств в виде КИТСУ (М.А. Холодная, 1997):
К - компетентность в области математики, предполагающая особый тип организации знаний (их структурированность, оперативность, гибкость, категориальный характер, способность к переносу и т.д.), а также способность принимать эффективные решения;
И - интеллектуальная инициатива, характеризующая готовность по собственному побуждению искать информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности;
Т - интеллектуальное творчество, проявляющееся в создании субъективно либо объективно новых способов и продуктов деятельности
С - интеллектуальная саморегуляция, проявляющаяся в умении произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью и целенаправленно строить процесс самообучения;
У - уникальность склада ума, связанная с наличием индивидуально-своеобразных способов организации познавательного отношения к действительности.
Формы и методы организации учебной деятельности
учащихся в процессе обучения
Рефлексивно- диагностические
Процесс понимания складывается из некоторого множества этапов, начиная с осознания своего незнания в виде вопроса, включая обсуждение вариантов поиска ответа, в том числе ошибочных и сбор необходимых сведений, заканчивая анализом и обобщением обретенного знания. Таким образом, процесс понимания организую средствами учебного текста с учетом двух важных психологических моментов: во-первых, подвожу учеников к ситуации незнания, непонимания с последующим созданием условий для осознания причин и степени своего незнания и, во-вторых, обеспечиваю возможность рефлексии уже усвоенного знания, ибо подлинное понимание – это знание о знании.
При изучении нового материала, огромное внимание уделяю:
- работе с информацией, представленной и в словесной, и в визуальной, и в предметно-практической форме;
- использую разные способы переработки информации - аналитический или синтетический, индуктивный или дедуктивный; стараюсь чтобы каждый ученик, мог выбрать свой путь в процессе освоения понятий - на уровне практических действий, логического обоснования, эмоционально-метафорических оценок и т.д.;
- формулирую и решаю проблемы алгоритмически или эвристически, на уровне исполнителя или исследователя и т.д.;
- оцениванию и выбору наиболее подходящий для себя вариант тренировочных и контролирующих заданий (с учетом степени их сложности, привлекательности формы их предъявления и т.п.).
При изучении нового материала использую модули компьютерной программы ИУМК: «Программы» (для изучения алгоритма действий в режиме обучения и пошаговой подсказки), «Электронного справочника» (представления изучаемого материала в разных формах восприятия, обобщающий материал после разбора темы, сравнение изложенного материала с текстом учебника, его анализ), «Мультфильмы» (иллюстративный материал при объяснении), «Конструктор алгоритмов» (для построения алгоритма выполнения действий, демонстрации подготовительного алгоритма при объяснении учебного материала). Система локальных веб-сайтов при изучении нового материала необходима как дополнительный теоретический материал, развития навыков поиска нужной информации. Модуль «Модулятор для классификации и поиска соответствий. Конечно, каждый модуль имеет сою конкретную направленность, но сочетание на уроке нескольких модулей позволяет заинтересовать обучающихся, повысить уровень мотивации, потренировать обучающихся работе с диском.
На этапе усвоения знаний используются эти же модули, но с другой целью. Реализую три режима работы: обучение, тренинг и контроль.Программа хороша тем, что при формировании примеров во всех видах работы не используются числовые константы: все числа по заданным критериям генерируются внутри программы. Огромным плюсом, на мой взгляд, компьютерной программы является и то, что в контрольной работе предусмотрены только отметки "4" и "5" , в случае получения более низкого результата (выполнено правильно менее 60% заданий), предлагается повторить обучение и повторно выполнить контрольную работу. Конечно, при выполнении контрольной работы помечаю (для себя) с какого раза ученик смог ее выполнить, что очень влияет на динамику успеваемости (Приложение1). Осуществляя компьютерную диагностику (в разработке тестов принимала активное участие) математических способностей (два раза в год), отслеживаю основные линии математического познания: линия сравнения, линия уравнений, линия алгебраических операций, текстовых задач, визуализации и поиска закономерности (Приложение 2).
Помимо компьютерной программы в работе использую рабочие тетради, которые являются средством организации учебного процесса, позволяющего учесть индивидуальные различия учащихся.
Каждая рабочая тетрадь посвящена теме школьной математики и содержит три раздела, в которых содержатся задания разной направленности. Эти задания создают условия для того, чтобы независимо от индивидуальных особенностей, ученик мог работать самостоятельно, под руководством учителя или с участием родителей.
В первый раздел собраны задания, которые носят обучающий, тренировочный характер и оснащают каждого ученика дополнительным дидактическим материалом по данной теме.
Задания второго раздела, углубляют знания детей по теме, нацеливают на наблюдение, выявление закономерностей, обобщение, формулировку выводов, применение их при составлении своих заданий. Это способствует развитию общих интеллектуальных умений учащихся.
В обоих разделах есть задания, обучающие школьников приемам работы с текстами, которые представляют собой фрагменты из учебников по математике разных времен, энциклопедий или работ известных педагогов – математиков.
В третьем разделе предлагаются задания исследовательского, творческого, олимпиадного характера. Они позволяют ученику проявить свои математические способности, творческую инициативу, оценить свои возможности относительно участия в олимпиадах и других математических конкурсах. Каждая глава сопровождается заданием для самоконтроля.
Огромное внимание уделяю преподаванию геометрии, так же используя весь инновационный комплект, который изучается в 5-6 классах. Стараюсь очень эффективно использовать разные ресурсы, чтобы сделать более гармоничной интеллектуальную деятельность ученика.
Конечно имея такой дидактический материал, возникает вопрос: где же ваши инновации? Так вот моя инновация - умение на уроке эффективно использовать данный ИУМК для интеллектуального развития обучающихся, разработать методические рекомендации для личного использования и не только и продолжить работу в седьмом классе (к сожалению ИУМК в 7-9 классе пока нет), создавая свои контрольные работы (на три уровня), свои тренажеры, мультфильмы, локальные сайты. Именно этим мы сейчас занимаемся с обучающимися. Группа ребят из моего класса обучаются вмести со мной по программе «Школьного университета» при ТУСУРЕ, мы изучаем возможности информационных технологий и создаем свои продукты. Пока продуктами являются презентации, тесты, динамические мультфильмы. Мы вмести выбирает какие модули будем использовать при изучении темы в зависимости от настроя учащихся, их подготовленности, условий проведения уроков, технического оснащения и т. д. Конструирование уроков с применением модулей развивающего программного комплекса позволяет индивидуализировать процесс обучения, организовать работу с использованием различных методов представления материала, создать комфортный для учащихся режим обучения.
Проблемно- исследовательские.
Проблемно-исследовательский метод обучения направляю в первую очередь на развитие продуктивного мышления. Данный метод ориентирован на широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, форм и методов проектной организации образовательного процесса.
Использование на уроках проблемно-исследовательского метода стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации междисциплинарного обучения.
Реализацию обучения в рамках данного метода осуществляю в первую очередь через создание учащимися собственных авторских проектов, основу которых составят практические приложения математических знаний в реальной жизни. Причем каждый ученик, наблюдая за окружающей действительностью, самостоятельно определяет тот аспект, где изученный материал имеет, с его точки зрения, яркое практическое воплощение. Форма его организации такова: класс делится на несколько групп в составе 4-5 человек, в каждую из них входят учащиеся, разные по уровню обученности. Одним и тем же составом группа может работать от одного урока до нескольких месяцев. Группы получают конкретные задания. Каждый ученик должен, используя различные источники, подготовить информацию - ответить на свой вопрос. Представители группы готовят презентацию, чтобы наглядно, эмоционально представить свое задание на уроке, подключая выдумку и фантазию. Исходя из продолжительности работы над проектом (1 полугодие), создаем с обучающимися проектные мастерские. Цикл работы проектных мастерских представлен следующим образом: с 1 октября (15 января) по 15 октября (1 февраля) определяется состав участников работы в проектной мастерской; с 15 октября (1февраля) по 1 ноября (15 февраля) определяем тему и источники, методы исследования; с 1 ноября (15 февраля) по 15 декабря (15 мая) продолжается практическая работа над проектами учащихся, в ходе которой я, как руководитель проектной мастерской осуществляю педагогическое руководство проектами, веду наблюдения и оцениваю сформированность ключевых компетентностей учащихся, заполняю оценочные бланки; с 15 декабря (15 мая) по 25 декабря (25 мая) проходит презентация проектов учащихся, оценивается сформированность «устной коммуникации» учащихся, анализируются результаты проектной деятельности учащихся.
Обучение в сотрудничестве даёт учащимся осознание личное участие и ответственности за успех совместной работы, осознание творческой взаимозависимости членов группы, умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других, интенсивное творческое общение между учащимися. Регулярное обсуждение всей группой промежуточных итогов работы повышает ее эффективность. И поэтому методика создания проектных работ активно используется в моей практике преподавания математики. Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как форма проверки домашнего задания; способ создания проблемной ситуации; объяснения нового материала; форма закрепления изученного; способ проверки знаний в процессе урока. Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и другие.
Мои ученики активно участвуют в конференциях разного уровня - от школьной до областного, занимают призовые места, работают в творческих группах, создают собственные проекты, ведут исследовательские работы, принимают активное участия в конкурсах. Ребятами были выполнены за два учебных года 8 учебных проектов и 17 творческие работы. В этом учебном году ребята уже реализовали пять учебных проекта (Приложение 3).
Познавательно - развивающие.
В учебных пособиях 5-7-х классов осознать свой познавательный стиль учащимся помогают введенные в текст герои. Благодаря сюжету, наблюдая за поведением героев, дети учатся правильно реагировать на противоречия, планировать и контролировать свою деятельность, сотрудничать при решении поставленных задач, быть толерантными к мнению другого человека, доверять своей интуиции и т.д.
Сюжет помогает мотивационно и содержательно включить ученика в работу с текстом в качестве активного участника происходящих в этих текстах событий, связанных с усвоением соответствующей математической темы; за героями сюжетов изначально закрепляются определенные психологические позиции, знакомство с которыми позволяет ученикам освоить разные формы интеллектуального поведения. Ученик «примеривает на себя» поведение героев сюжетных историй, и тем самым на основе механизма идентификации можно, миную приемы прямого назидания, обеспечить формирование способов продуктивного интеллектуального поведения на основе приемов косвенного воздействия; сюжет позволяет создать определенное семантическое пространство, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой – от игры к повторению, от одинокого вдумчивого чтения – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию и т.д.; сюжет позволяет построить диалоги героев, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом. И именно здесь проявляется творчество ученика и учителя: театрализация, прикладное творчество. Ребята с удовольствием готовят математические газеты, буклеты, математические загадки, шарады, сказки; выступления и пишут математические сочинения. В свою очередь я провожу вместе с ребятами математические праздники, игры и фестивали: «Математическое лото», «Мой банк», « Тайна черных ящиков», «Ярмарка», «Бал чисел», «Математический фестиваль».
Формы и методы оценивания результатов
обучения и аттестации учащихся
- Диалоговые методы (беседа, анкета, опрос, дискуссия, тест)
- Рефлексивно- аналитические методы (самоанализ, саморегуляция, творческие работы разных типов)
- Методы дифференцирования (разноуровневые контрольные работы, рейтинговые контрольные)
Реализуя программу основным аспектом является психолого-педагогическое сопровождение. Исследования проводятся по методике определения уровня мотивации Е.И. Роговой. Анализ полученных результатов по наиболее важным компонентам мотивационной структуры – познавательный интерес, сложность задания, мотив самоуважения и значимость показывают положительную динамику, которая приближается к максимальному результату (Приложение 4).
Мониторинговые исследования развития ключевых компетенций диагностируем с помощью тестов Фишман И.С."ТЕСТЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ" (Методическое пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений) (Приложение 5).
Сравнительный анализ мониторинговых исследований ключевых компетенций, а именно компетенции решения проблем, информационной и коммуникативной в 5 А классе -2008год и 6 А классе-2009 году показывает, что уровень сформированности компетенции решения проблем повысился в среднем на 16 %, информационной на 22 %, а коммуникативной на 8%.
Основным психологическим методом работы считаю похвалу. Японцы говорят: «Доброе слово – уже доброе дело», а в древней Индии утверждали: «Где нет ценителей, там нет и спроса на жемчуг». Похвала – это одна из лучших оценок. Как видим, от нас очень многое зависит.
Самое главное, на мой взгляд, всегда помнить, что каждый человек – уникален и неповторим. Задача учителя, прежде всего, увидеть те возможности, которыми обладает ученик. Каждый человек - это целый мир, разобраться в котором непросто. Но возможно! При одном условии – сотрудничая. Постоянное и тесное сотрудничество - только тогда работа учителя и ученика будет плодотворной и результативной.
Подведем итог
Инновация по данной теме предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как консультанта, а ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения знаний. Заявленную инновацию можно использовать в учебной деятельности: на уроках и во внеурочное время.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию. Данная инновация находит своё отражение и в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Результаты и достижения инновации положительно влияют на жизнь учреждения
Источники:
- М .А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования – Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд –во «Барс»
- Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. – Самара: Изд-во ЦПО, 2005