формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся.
Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три
раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей.
Уровни сформированности ключевых компетентностей выделены сообразно возрасту
учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся
конкретизированы в критериях для оценки и задаются к отдельным элементам компетентности - группе сложных интегрированных умений. Критерии предназначены для бинарной оценки (да \ нет).
Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при
оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося.
Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом учитывается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, как предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения.
В оценочном бланке отведено место для того, чтобы учитель фиксировал помощь,
оказанную ученику в ходе работы над проектом. Это имеет принципиальное значение, так как переход учащегося на новый уровень освоения компетентности, или его продвижение внутри уровня нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках проектной деятельности.
Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, а также
наблюдение за презентацией продукта, работой в группе и консультацией. При оценивании учитель использует только один бланк.
При необходимости предложенная система подсчета баллов может быть соотнесена с
пятибалльной отметкой, при этом рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу выставления отметки персональное продвижение учащегося по сравнению с его предыдущим проектом.
Минимальным требованием к педагогу, производящему оценку сформированности
ключевых компетентностей учащихся при проектной деятельности, должно стать освоение им соответствующей программы повышения квалификации.
ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие замечания
В процессе проектной деятельности учащегося предоставляется исключительная
возможность оценки уровня сформированности компетентности решения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта. Также по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся, - можно выявить уровень сформированности таких компетентностей, как работа с информацией и коммуникация.
Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на
входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.
Предложенные оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому
критерию.
Поскольку переход учащегося на новый уровень освоения компетентности (или его
продвижение внутри уровня) нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках проектной деятельности, рекомендуется фиксировать ту помощь, которую оказывает учитель при работе над проектом.
Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация
продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией. Субъекты оценки в первых двух случаях могут быть разными: руководитель проекта, другие педагоги; при оценке презентации – также учащиеся и родители. Наблюдение и оценку рабочих листов портфолио проектной деятельности проводит только руководитель проекта.
Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество
очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для решения проблемы).
Решение проблем
Объектом оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности
учащегося1.
Постановка проблемы:
- балл: признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое
высказывание по этому вопросу.
- балла: учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой
проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования; обращаем внимание: указание на внешнюю необходимость изучить какой-либо вопрос часто является признаком неприятия проблемы учащимся.
- балла: важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым
положение дел не устраивает учащегося.
- балла: учащийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая,
предположительно, станет следствием реализации проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.
- баллов: противоречие должно быть четко сформулировано учащимся, таким образом он
делает первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы (поскольку в основе каждой проблемы лежит противоречие между существующей и идеальной ситуацией).
- баллов: поскольку причины существования любой проблемы также являются
проблемами более низкого уровня, выявляя их, учащийся демонстрирует умение анализировать ситуацию, с одной стороны, и получает опыт постановки проблем – с другой.
- баллов: анализ причин существования проблемы должен основываться на построении
причинно-следственных связей, кроме того, учащийся может оценить проблему как решаемую или нерешаемую для себя.
- баллов: выполняется, по сути, та же операция, что и на предыдущей ступени, однако
учащийся уделяет равное внимание как причинам, так и последствиям существования проблемы, положенной в основу его проекта, таким образом прогнозируя развитие ситуации.
Целеполагание и планирование:
Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности,
планирование и прогнозирование результатов деятельности.
Постановка цели и определение стратегии деятельности
- балл: признаком того, что учащийся понимает цель, является развернутое высказывание.
- балла: учащийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее
деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с этапами работы над проектом).
- балла: учащийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть
достигнута, при этом в предложенном им списке могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.
- балла: цель должна соответствовать проблеме (например, если в качестве проблемы
заявлено отсутствие общих интересов у мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе, странно видеть в качестве цели проекта проведение тематического литературного вечера).
- баллов: учащийся указал на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую
сторону после достижения им цели, и предложил способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения (например, если целью проекта является утепление классной комнаты, логично было бы измерить среднюю температуру до и после реализации проекта и убедиться, что температура воды, подаваемой в отопительную систему, не изменилась, а не проверять плотность материала для утепления в оконных рам).
- баллов: для этого учащийся должен показать, как, реализуя проект, он устранит все
причины существования проблемы или кто может устранить причины, на которые он не имеет влияния; при этом он должен опираться на предложенный ему способ убедиться в достижении цели и доказать, что этот способ существует.
- баллов: многие проблемы могут быть решены различными способами; учащийся должен
продемонстрировать видение разных способов решения проблемы.
- баллов: способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными), вплоть до того, что проекты, направленные на решение одной и той же проблемы, могут иметь разные цели. Анализ альтернатив проводится по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п.
Планирование
- балла: действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы, но при
этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.
- балла: список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.
- баллов: на предыдущих этапах учащийся работал с хронологической
последовательностью шагов, здесь он выходит на логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем, учащийся начинает не только планировать ресурс времени, но и высказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсах.
- баллов это означает, что учащийся без дополнительных просьб руководителя проекта
сообщает о достижении и качестве промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются совместно с учителем.
8 баллов: учащийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные
результаты) в соответствии со спецификой своего проекта. Прогнозирование результатов деятельности
- балла: в самых общих чертах учащийся описывает продукт до того, как он получен.
- балла: делая описание предполагаемого продукта, учащийся детализирует несколько
характеристик, которые окажутся важными для использования продукта по назначению.
- баллов: продукт может быть оценен как самим учеником, так и другими субъектами;
если это происходит, особенно важно согласовать с учащимся критерии оценки его будущего продукта; на этом этапе учащийся останавливается на тех характеристиках продукта, которые могут повлиять на оценку его качества.
- баллов: учащийся соотносит свои потребности (4 балла) с потребностями других людей
в продукте, который он планирует получить (в том случае, если продукт может удовлетворить только его потребности и учащийся это обосновал, он также получает 6 баллов).
8 баллов: учащийся предполагает коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность
своего продукта и планирует в самом общем виде свои действия по продвижению продукта в соответствующей сфере (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.); вместе с тем, учащийся может заявить об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта - это не снижает его оценки в том случае, если границы применения продукта обоснованы (в случае с планированием продвижения продукта границы его использования тоже могут быть указаны). Оценка результата:
Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного
продвижения в проекте. Оценка полученного продукта
1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится,
хорошо - плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.
- балла: учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.
- балла: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик,
которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).
- баллов: критерии для оценки предлагает учитель.
- баллов: учащийся предлагает группу критериев, исчерпывающих основные свойства
продукта (например, в оценке такого продукта, как альманах, учащийся предлагает оценить актуальность содержания, соответствие нормам литературного языка и эстетику оформительского решения).
- баллов: см. предыдущий пример: учащийся предлагает актуальность содержания
оценивать по количеству распространенных экземпляров, язык - на основании экспертной оценки, а оформление - на основании опроса читателей.
Оценка продвижения в проекте
- баллов: учащийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную
новую информацию, полученную в рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.
- баллов: учащийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные
планы.
Работа с информацией
Поиск информации:
Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для совершения
действия принятия решения (определение пробелов в информации) и получение информации из различных источников, представленных на различных носителях.
Определение недостатка информации
Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя
проекта.
1-2 балла: признаком понимания учащимся недостаточности информации является
заданный им вопрос; продвижение учащегося с 1 балла на 2 связано с проявлением первых признаков предварительного анализа информации.
3-4 балла: продвижение учащегося выражается в том, что сначала он определяет, имеет ли
он информацию по конкретно очерченному вопросу, а затем самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, связанных с реализацией проекта, по которым он не имеет информации.
На этих уровнях учащийся может фиксировать основные вопросы и действия, предпринятые по поиску информации в дневнике (отчете), поэтому объектом оценки может являться как дневник (отчет), так и, по-прежнему, наблюдение за консультацией, если учащийся и руководитель проекта договорились о минимальном содержании дневника (отчета)2.
- баллов: учащийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет
производить поиск по четко очерченному руководителем проекта вопросу (например, областная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, наблюдение за экспериментом, опрос и т.п.).
- баллов: подразумевается, что учащийся спланировал информационный поиск (в том
числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план.
- баллов: учащийся не только формулирует свою потребность в информации, но и
выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию или прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет однозначной (достоверной), что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов.
- баллов: самостоятельное завершение поиска информации означает, что учащийся может
определять не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения.
Получение информации
1 балл: объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя
проекта; демонстрировать владение полученной информацией учащийся может, отвечая на вопросы, предпринимая действия (если возможная ошибка в понимании источника не влечет за собой нарушение техники безопасности) или излагая полученную информацию.
Поиск информации тесно связан с ее первичной обработкой, которая приводит к созданию вторичного информационного источника учащимся (пометки, конспект, цитатник, коллаж и т.п.), поэтому уже в начальной школе дневник проектной деятельности может стать тем документом, в котором фиксируется полученная учеником информация, и, соответственно, объектом оценки. Вместе с тем, возможно, учитель рекомендует фиксировать информацию с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения готовых форм, карточек и т.п. В таком случае эти объекты подвергаются оценке в ходе консультации.
4 балла: свидетельством того, что ученик получил сведения из каких-либо конкретных
источников, может являться библиография, тематический каталог с разнообразными пометками учащегося, "закладки", выполненные в Internet Explorer, и т.п.
Обработка информации
Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя
проекта. Нарастание баллов связано с последовательным усложнением мыслительных операций и действий, а также самостоятельности учащихся. Первая линии критериев оценки связана с критическим осмыслением информации.
- балл: ученик в ходе консультации воспроизводит полученную им информацию.
- балла: ученик выделяет те фрагменты полученной информации, которые оказались
новыми для него, или задает вопросы на понимание.
- балла ученик называет несовпадения в предложенных учителем сведениях. Задача
учителя состоит в том, что снабдить ученика такой информацией, при этом расхождения могут быть связаны с различными точками зрения по одному и тому же вопросу и т.п.
- баллов: ученик "держит" рамку проекта, то есть постоянно работает с информацией с
точки зрения целей и задач своего проекта, устанавливая при этом как очевидные связи, так и латентные.
- баллов: ученик указывает на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу
сведения, например, задает вопрос об этом учителю или сообщает ему об этом.
- баллов: ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из
общего ряда, например, принадлежность авторов монографий к разным научным школам или необходимые условия протекания эксперимента.
- баллов: ученик реализовал способ разрешения противоречия или проверки
достоверности информации, предложенный учителем, или (8 баллов) такой способ выбран самостоятельно. Эти способы могут быть связаны как с совершением логических операций (например, сравнительный анализ), так и с экспериментальной проверкой (например, апробация предложенного способа).
Вторая линии критериев оценки связана с умением делать выводы на основе
полученной информации.
- балл: сначала принципиально важным является умение учащегося воспроизвести
готовый вывод и аргументацию, заимствованные из изученного источника информации.
- балла: о том, что вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником,
свидетельствует то, что он смог привести пример, подтверждающий вывод.
- балла: ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации. Под
идеей подразумеваются любые предложения ученика, связанные с работой над проектом, а не научная идея.
4-5 баллов: ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной
информации и привел хотя бы один новый аргумент в его поддержку. В данном случае речь идет о субъективной новизне, то есть вполне вероятно, что приведенный учеником аргумент (для оценки в
- баллов - несколько аргументов) известен в науке (культуре), но в изученном источнике
информации не приведен.
- баллов: ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника
информации или приведенных самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике, например, выстраивая свою собственную последовательность доказательства или доказывая от противного.
- баллов: ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или
сопоставления первичной информации (то есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.
- баллов: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Коммуникация Письменная презентация
1-2 балл: при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное
удержание культурных норм, в частности, учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом.
3-4 балла: нарастание балов связано с усложнением темы изложения, которая может
включать несколько вопросов.
- баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики,
диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).
- баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней
определяет жанр текста. Например, если цель - вовлечь в дискуссию, то соответствующий жанр - проблемная статья или чат на сайте.
- баллов: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую
избранному жанру. Например, он предваряет презентацию своего проекта раздачей зрителям специально разработанной рекламной продукции (листовки).
- баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель - привлечь внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если же целью является обращение с предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо, отправленное по e-mail, а если цель - продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте.
Устная презентация
Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося),
основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
Монологическая речь
Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в
монологической речи.
- балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во
время презентации обращается к нему.
- балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления,
которым пользуется в момент презентации.
- балла: ученик самостоятельно готовит выступление.
4-8 баллов: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует
различные средства воздействия на аудиторию.
- балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего
выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.
- баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные
материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя - руководителя проекта.
- баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или
использовал невербальные средства.
- баллов: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные
учителем, например, проведение аналогий, доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.
- баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.
Ответы на вопросы
Во-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во
время презентации проекта вопросы необходимого типа могут не прозвучать, тогда, чтобы не лишать учащегося как возможности продемонстрировать умение, так и соответствующего балла, учителю следует задать вопрос самому.
Во-вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.
- балл: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления,
при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту.
- балла: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную
информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.
- балла: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение
терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи.
- балла: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную
информацию, не прозвучавшую в выступлении.
5-6 баллов: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально
новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.
- баллов: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции,
ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).
- баллов свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например,
поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы.
Продуктивная коммуникация (работа в группе)
Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием –
результаты наблюдения руководителя проекта.
В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной
формой работы. В случае, когда реализуются индивидуальные проекты учащихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентаций проектов, которые будут происходить в одном месте и в одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступлений, распределение пространства для размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п.
Первая линия критериев оценки связана с умением соблюдать выстраивать процедуру
группового обсуждения.
1-2 балла: для I и II уровней сформированности коммуникативных компетентностей
необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом на I уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, а на II ученики самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения.
3-4 балла: ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах
обсуждения. Однако для III уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.
- баллов: ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные
результаты обсуждения.
- баллов: ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так
и устно. По завершении обсуждения предлагаются дальнейшие шаги, план действий.
- баллов: группы учащихся, работающих над проектом, или специально сформированные
учителем группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными. Однако во время работы любая группа испытывает затруднения и ход дискуссии приостанавливается или заходит в тупик. При этом возможны два варианта развития групповой работы. 7 баллов присуждаются вне зависимости от того, по какому из них пошла группа. Во-первых, для входа из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например, ученики изменяют организацию рабочего пространства в комнате - переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения и т.п. Во-вторых, групповое обсуждение может завершиться тем, что ученики резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов.
Если выбор варианта развития работы в группе сделан самостоятельно - 8 баллов.
Вторая линии критериев оценки связана с содержанием коммуникации. Ситуация
групповой коммуникации предполагает, что ученики будут обмениваться идеями.
- балл: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие
непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.
- балла: напомним, что ученики на II уровне самостоятельно работают в группе, учитель
при этом не руководит дискуссией, все усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.
- балла: возможны 2 варианта самоопределения учащихся по отношению к содержанию
коммуникации. Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его.
- баллов: чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов
группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга.
5-6 баллов: ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными
другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.
7-8 баллов: понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление
тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений.
Список ключевых компетентностей учащихся
Компетентность |
|
Показатели для учащихся |
Ценностносмысловая компетентность |
• |
Сформированность положительной мотивации. |
|
• |
Осознание своей роли и предназначения. |
|
• |
Умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать решения |
Общекультурная компетентность |
• |
Осведомленность ученика в вопросах познания. |
|
• |
Владение эффективными способами организации своего досуга. |
|
• |
Уровень воспитанности учащихся. |
|
• |
Овладение познанием и опытом деятельности |
Информационная компетентность
|
• |
Умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать ее. |
|
• |
Умение создавать мультимедийную продукцию |
Коммуникативная компетентность |
• |
Эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность. |
|
• |
Владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации. |
|
• |
Сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе. |
|
• |
Умение представить себя |
Социальнотрудовая компетентность |
• |
Сформированность навыков самоуправления. |
|
• |
Сформированность гражданских качеств. |
|
• |
Готовность к поликультурному общению. |
|
• |
Осведомленность в области социальнотрудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права |
Компетентность личностного самосовершенствования |
• |
Знания и умения применить навыки здорового образа жизни. |
|
• |
Сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения. |
|
• |
Степень комфортности школьника в |
|
|
образовательной среде |
Учебно-познавательная компетентность
|
• |
Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. |
|
• |
Овладение креативными навыками продуктивной деятельности |
Профессиональнопедагогическая поисковая и исследовательская активность
|
• |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в т. ч. и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные советом школы, участие в мастерклассах, конференциях, круглых столах и т. д. |
|
• |
Разработка программ факультативов, элективных курсов с углубленным изучением предмета и т. д. |
|
• |
Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах |
Владение инновационной (проектной) деятельностью
|
• |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастерклассов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.). |
|
• |
Наличие авторских публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике. |
|
• |
Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики |
Дидактикометодическая компетентность |
• |
Соответствие методических приемов образовательным задачам. |
|
• |
Адаптированность методических приемов и средств к возрастными и индивидуальнотипологическими особенностями школьников |
Коммуникативная компетентность
|
• |
Организация команды с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса. |
|
• |
Моделирование эффективного для образовательных и воспитательных |
|
целей диалогового взаимодействия (учитель – ученик, ученик – ученик) |
|
Информационная компетентность
|
Готовность к работе с информацией, умения: • отбирать необходимую информацию; • систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи; • использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности; • структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации |
|
Кооперативная компетентность
|
Готовность к сотрудничеству с другими людьми, умения: • находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; • осуществлять коллективное целеполагание и планирование; • распределять задачи и роли между участниками группы; • действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; • координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; • анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; • осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов; • осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы |
|
Проблемная компетентность
|
Готовность к решению проблем, умения: • самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; • формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач; • находить альтернативные пути и средства решения задач; |
|
|
• |
определять наиболее и наименее выигрышные из них; |
|
• |
реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; |
|
• |
доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения |
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся в процессе проектной деятельности
Ученик:
|
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Уровень IV |
- демонстрирует понимание проблемы, - демонстрирует понимание цели и задач деятельности, - демонстрирует понимание последовательности действий, - имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности, - высказывается по поводу полученного результата. |
- описывает желаемую и реальную ситуацию, - формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы, - планирует свою деятельность, - формулирует детальное представление об ожидаемом результате деятельности, - оценивает результат и процесс деятельности. |
- формулирует проблему с помощью учителя, - ставит достижимые и измеримые цели, - проводит текущий контроль реализации плана деятельности, - предполагает последствия достижения результатов, - анализирует результаты и процесс деятельности. |
- формулирует и анализирует проблему, - определяет стратегию решения проблемы, - анализирует ресурсы и риски, - анализирует потребность окружающих в планируемых результатах деятельности, - проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности. |
|
- осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности, - применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника, - демонстрирует понимание полученной информации, - демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу. |
- осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет, - применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов), - интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности, - приводит аргументы. |
- планирует информационный поиск, - владеет способами систематизации информации, - критически относится к полученной информации, - делает выводы. |
- определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения, - выбирает информационные источники, адекватные цели проекта, - разрешает противоречия, - делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности. |
|
- соблюдает нормы речи в простом высказывании, - соблюдает нормы изложения простого текста, - работает с вопросами на уточнение, - соблюдает процедуру при работе в группе. |
- соблюдает нормы речи в сложном высказывании, - соблюдает нормы изложения сложного текста, - работает с вопросами на понимание, - взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре. |
- использует невербальные средства воздействия на аудиторию, - определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций, - работает с вопросами в развитие темы, - совместно с членами группы получает результат взаимодействия. |
- использует риторические и логические приемы, - определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели, - работает с вопросами на дискредитацию, - успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы. |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
|
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Уровень IV |
||||
|
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
6 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем. |
Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Ученик описал ситуацию и указал свои намерения. |
Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуацию. |
Ученик назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией. |
Ученик назвал некоторые причины существования проблемы, сформулированн ой с помощью учителя. |
Ученик сформулировал проблему и привел анализ причин ее существования. |
Ученик указал некоторые последствия существования проблемы. |
|
Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. |
Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
Ученик сформулировал задачи, адекватные цели проекта, определенной совместно с учителем. |
Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем. |
Ученик предложил способ убедиться в достижении цели. |
Ученик обосновал достижимость цели и назвал риски. |
Ученик предложил возможные способы решения проблемы. |
Ученик предложил стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы. |
|
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. |
После завершения проекта ученик описал последовательност ь и взаимосвязь предпринятых действий. |
Ученик выстроил в хронологической последовательности сформулированные совместно с учителем действия (шаги). |
Ученик указал время, необходимое для выполнения сформулированных совместно с учителем действий (шагов). |
Ученик предложил действия (шаги) в соответствии с задачами и назвал некоторые необходимые ресурсы. |
Ученик обосновал необходимые для реализации проекта ресурсы. |
Ученик зафиксировал результаты текущего контроля над соответствием деятельности плану. |
Ученик спланировал текущий контроль с учетом специфики деятельности (шагов). |
|
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. |
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагает получить. |
Ученик детально описал характеристики продукта, важные для его использования. |
Ученик указал, каким образом он планирует использовать продукт. |
Ученик описал характеристики продукта, с учетом заранее заданных критериев оценки продукта. |
Ученик обоснованно назвал потенциальных потребителей и области использования продукта. |
Ученик сформулировал рекомендации по использованию полученного продукта другими. |
Ученик спланировал продвижение или указал границы использования продукта. |
Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. |
Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
По завершении проекта ученик сравнил ожидаемый и полученный продукт. |
Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу. |
Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. |
Ученик предложил несколько критериев для оценки продукта. |
Ученик предложил систему критериев для оценки продукта. |
Ученик предложил способ оценки продукта. |
|
Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом. |
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Ученик назвал сильные стороны работы над проектом. |
Ученик назвал сильные стороны работы над проектом. |
Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом. |
Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Ученик аргументировал возможность использовать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельности. |
Ученик проанализиров ал результаты работы над проектом с точки зрения жизненных планов на будущее. |
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
|
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Уровень IV |
||||
|
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
6 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
Ученик указал на отсутствие информации во время выполнения того действия, для которого эта информация была необходима, задавая вопросы. |
Ученик указал на отсутствие конкретной информации во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта, задавая вопросы. |
Ученик выделил из обозначенных учителем вопросов для изучения те, информацией по которым не обладает. |
Ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения проекта. |
Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. |
Ученик организовал поиск информации в соответствии с планом работ по проекту. |
Ученик при планировании работы выделил вопросы, по которым необходимо получить сведения из нескольких источников. |
Ученик самостоятельно и аргументировано принял решение о завершении этапа сбора информации. |
|
Ученик продемонстрирова л владение информацией из указанного учителем источника. |
Из указанного учителем источника ученик зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос. |
Из нескольких источников, указанных учителем, ученик зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос. |
Ученик получил сведения о конкретных источниках информации при работе с каталогом или поисковой системой. |
Ученик зафиксировал информацию, полученную из разных источников в единой системе, предложенной учителем. |
Ученик охарактеризовал основные источники информации, которыми он воспользовался. |
Ученик предложил способ систематизации данных и сведений, полученных из различных источников. |
Ученик обосновал использование источников информации того или иного вида. |
|
Ученик изложил полученную информацию. |
Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик назвал несовпадения в сведениях, содержащихся в источниках информации, предложенных учителем. |
Ученик интерпретировал полученную информацию в контексте содержания проекта. |
Ученик указал на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения. |
Ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, или обнаруженных противоречий. |
Ученик реализовал предложенный учителем способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации. |
Ученик предложил способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации. |
|
Ученик воспроизвел аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации. |
Ученик привел пример, подтверждающи й вывод, заимствованный из источника информации. |
Ученик предложил или предпринял действия по проекту, основываясь на полученной информации. |
Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент. |
Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения. |
Ученик выстроил в собственной логике совокупность аргументов, подтверждающих вывод. |
Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации. |
Ученик подтвердил вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. |
КОММУНИКАЦИЯ
|
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Уровень IV |
||||
|
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
6 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. |
Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста. |
Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомогательные средства. |
Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста. |
Ученик изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра. |
Ученик представил информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации. |
|
Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя. |
Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя. |
Ученик самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент. |
Ученик использовал вербальные средства или паузы и интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления. |
Ученик использовал жестикуляцию или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем. |
Ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы. |
Ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем. |
Ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы. |
|
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. |
Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. |
В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинноследственные связи. |
В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик дал объяснения или дополнительную информацию. |
Ученик дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы. |
Ученик дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы. |
Ученик уточнил свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту. |
Ученик высказал свое отношение к вопросу, заданному на дискредитацию позиции, и привел новые аргументы. |
Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии. |
Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученики перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учителя. |
Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения. |
Ученики следили за соблюдением процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы. |
Ученики зафиксировали полученные ответы и мнения и предложили план действий по завершении обсуждения. |
Ученики использовали приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения. |
Ученики выявили причины неэффективности обсуждения или предложили свои дополнения к известной процедуре выхода из тупиковых ситуаций. |
|
Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель. |
Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее. |
Ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы. |
Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга. |
Ученики высказывали собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками. |
Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов группы, развивали и уточняли идеи друг друга. |
Ученики называли области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий. |
Ученики согласовали критерии и дали сравнительную оценку предложений. |
Матрица для оценивания сформированности ключевых компетентностей учащихся
Уровень сформированности компетентности |
критерии |
Показатели (ожидаемые действия ученика) |
Компетентность разрешения проблем |
||
Минимальный |
Идентификация (определение) проблемы |
- объясняет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем - в общих чертах описывает реальную и желаемую ситуации, указывая, чем они отличаются |
Достаточный |
Целеполагание и планирование деятельности |
- определяет и выстраивает в логической и временной последовательности шаги по решению задачи |
Применение технологий |
- воспроизводит технологию в строгом соответствии с инструкцией |
|
Планирование ресурсов |
- называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности |
|
оптимальный |
Оценка деятельности |
- выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности |
Оценка результата \ продукта деятельности |
- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом. |
|
Высокий |
Оценка собственного продвижения |
- указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности - называет мотивы своих действий |
Информационная компетентность |
||
|
|
- делит информацию на известную и |
Минимальный |
Планирование информационного поиска |
неизвестную - указывает, какой информацией для решения поставленной задачи из представленного списка обладает, а какой нет - выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи |
- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам |
||
Достаточный |
Извлечение первичной информации |
- проводит наблюдение/ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей - получает информацию от человека, задавая вопросы - извлекает информацию из источников, содержащих художественные образы |
Извлечение вторичной |
- извлекает и систематизирует |
|
информации |
информацию по двум и более заданным основаниям |
|
|
- систематизирует извлеченную |
Оптимальный |
Первичная обработка информации |
информацию в рамках простой (по 1 признаку) заданной структуры |
- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот |
||
Обработка информации |
- точно излагает полученную информацию |
|
- указывает на недостаточность информации или свое непонимание информации |
||
- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации |
||
Высокий
|
Использование логических операций при обработке информации
|
- воспроизводит объяснение, оценку, аргументацию - детализирует или обобщает предложенную информацию в соответствии с заданием - классифицирует по заданным основаниям - выделяет признаки понятия, объекта, явления, делит их на главные и второстепенные - находит соответствия и несоответствия |
Коммуникативная компетентность |
||
|
|
- оформляет свою мысль в форме |
Минимальный |
Письменная коммуникация |
стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры |
- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом |
||
Достаточный |
Публичное выступление |
- готовит план выступления - соблюдает нормы публичной речи и регламент - использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления - работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание |
Оптимальный |
Диалог |
- воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), - начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами, отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога |
Высокий |
Продуктивная групповая коммуникация |
- ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы - ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы |