ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКА
- Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся:
инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;
создание ситуации выбора;
организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:
опора на субъектный личностный опыт учеников;
активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид действия с учебным материалом;
формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;
создание ситуаций, где бы ученики проявили собственные способности, возможности, интересы.
- Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации):
развитие мотивационной сферы учащихся;
создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности, учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;
повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.
- Знание и учёт психо-физиологических особенностей учащихся:
использование приёмов внешней и внутренней дифференциации;
выбор методических приёмов, типа урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития).
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:
ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам;
обучение целеполаганию (приёмам, последовательности, классификации);
создание ситуации успеха;
помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности;
создание ситуации нравственного выбора.
- Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:
постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
поощрение творческой активности учащихся;
ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только запоминание учебной информации;
использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций или их моделей;
разнообразие используемых методов и приёмов деятельности;
повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера.
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат и т.д.);
формирование стремление к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
создание ситуаций включённости учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества.
- Организация равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия:
приоритет диалогических форм учебной деятельности;
организация сотрудничества учителя и учеников;
организация сотрудничества учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ);
оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
доброжелательность в общении.
- Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:
поощрение инициативы и активности учащихся;
акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;
использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивают зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнёров;
подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности;
поощрение познавательной активности детей.
- Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:
«считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на неё;
обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов;
открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников;
возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности;
взаимность обратной связи;
заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.
- Личностно-ориентированная позиция педагога:
установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
признание самобытности и уникальности каждого ученика;
безоценочная позиция − принятии ученика и ситуации как данности;
приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей;
доверительная позиция;
склонность выражать собственное мнение;
умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.