ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКА

 

  1. Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся:

инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;

создание ситуации выбора;

организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;

приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.

 

  1. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:

опора на субъектный личностный опыт учеников;

активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид действия с учебным материалом;

формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;

создание ситуаций, где бы ученики проявили собственные способности, возможности, интересы.

 

  1. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации):

развитие мотивационной сферы учащихся;

создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности, учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;

повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;

поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.

 

  1. Знание и учёт психо-физиологических особенностей учащихся:

использование приёмов внешней и внутренней дифференциации;

выбор методических приёмов, типа урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;

обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития).

 

  1. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:

ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам;

обучение целеполаганию (приёмам, последовательности, классификации);

создание ситуации успеха;

помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности;

создание ситуации нравственного выбора.

 

  1. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:

постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;

поощрение творческой активности учащихся;

ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только запоминание учебной информации;

использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций или их моделей;

разнообразие используемых методов и приёмов деятельности;

повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера.

 

  1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;

стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат и т.д.);

формирование стремление к достижению успеха, а не к избеганию неудач;

создание ситуаций включённости учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества.

 

  1. Организация равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия:

приоритет диалогических форм учебной деятельности;

организация сотрудничества учителя и учеников;

организация сотрудничества учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ);

оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

доброжелательность в общении.

 

  1. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:

поощрение инициативы и активности учащихся;

акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;

использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивают зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнёров;

подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности;

поощрение познавательной активности детей.

 

  1. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

«считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на неё;

обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов;

открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников;

возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности;

взаимность обратной связи;

заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.

 

  1. Личностно-ориентированная позиция педагога:

установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;

признание самобытности и уникальности каждого ученика;

безоценочная позиция − принятии ученика и ситуации как данности;

приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей;

доверительная позиция;

склонность выражать собственное мнение;

умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top