Личность не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на те идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для нее.
В русской образовательно-воспитательной традиции всегда присутствовал акцент на духовность. Главное внимание уделялось формированию таких духовно- нравственных качеств, как совесть, благочестие, смиренномудрие, доброжелательность. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в выступлении своем отметил: « И пастырь, и учитель призваны к насаждению истинных понятий и истинных путей человеческой деятельности. В основе образовательной системы необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к учености, а развитие внутренних сил в духе благочестия, формирование цельной и целомудренной, нравственной личности, сознающей свой долг перед ближними и Отечеством. В этом главнейшая задача образования».
Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств являются необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть вера, государство, патриотизм, символика, закон; для формирования любви к Родине, гордости за нее, чувства милосердия и сострадания к людям, сопричастности к духовной и общественной жизни Отечества, овладения элементами духовной культуры.
Таким образом, необходимость интеграции целей общего и православного образования очевидна. Для организации учебного процесса, необходимо подобрать такие средства и методы педагогического взаимодействия, которые адекватны целям интеграции.
Интегрированные уроки в рамках предметов «Русский язык», «Чтение и начальное литературное образование», «Окружающий мир» в начальных классах занимают особое место в системе образования.
Интегрированный урок — это урок, который преследует цель раскрытия общих закономерностей, законов, идей, теорий, отображенных в разных науках и соответствующих им учебных предметах. Проведение интегрированных уроков оказывает содействие углублению и расширению знаний учеников, диапазона их практического применения знаний в окружающей действительности. Целесообразность интегрированных уроков обусловлена задачами интеграции знаний, умений и навыков учеников по основам наук. Именно интегрированные уроки позволяют:
- объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действии, явлении, процессе;
- повысить эффективность достижения образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, задействованном в интеграции;
- создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
- развить навыки продуктивного общения, приобретения жизненно-необходимого опыта, расширить социальное пространство личности.
Для каждого учителя разработка интегрированных уроков – это постоянное повышение своего профессионального мастерства, расширение методических знаний, которые в свою очередь помогают формировать познавательный интерес к обучению.
Интеграция учебного материала способствует развитию творческого, логического и вариативного мышления обучающихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания внутренней культуры и личностных качеств.
В рамках предмета «Русский язык» определены основные линии развития обучающихся, на которых строится непрерывный курс:
- овладение функциональной грамотностью;
- навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- навыками и умениями понимания и анализа текстов;
- приобретение систематических знаний о языке;
- раскрытие его воспитательного потенциала;
- формирование у детей чувства языка.
Обучение по данной программе дает возможность:
- формировать у детей орфографическую зоркость на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом;
- развивать языковое чутье детей;
- вызывать у детей живой интерес к родному языку, вводя сведения о частях слова с первых шагов обучения грамоте;
- привлекать внимание обучающихся к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих;
- увеличить объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации;
- выдержать единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка, как художественным, так и учебно-научным;
проводить разноуровневую работу по отработке тем;
- развивать у обучающихся логическое и образное мышление, память, внимание.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу «Православный и светский этикет» (1,2классы). Сочетание курсов «Русского языка» и «Православного и светского этикета» дает возможность максимально успешно пользоваться знаниями и умениями в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами.
В рамках предмета «Чтение и начальное литературное образование» реализуются сквозные линии развития обучающихся средствами предмета:
- Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
- Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Обучение по данной программе дает возможность:
- проводить интегрированные уроки, что позволяет расширить понимание
окружающего мира в целом, развивать творческие способности обучающихся, сформировать основы православного мировоззрения
Обучение по данной программе имеет дальнейшее развитие в среднем звене (5- 9 классы).
Таким образом, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, хотели жить по этим нравственным правилам.
Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств являются необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть государство, патриотизм, символика, закон, для формирования любви к Родине, гордости за нее, чувства милосердия к людям, сопричастности к общественной жизни Отечества, овладения элементами материальной и духовной культуры.
Решая проблемы духовно-нравственного воспитания современного поколения на основе заповедей Божьих нам необходимо подготовить обучающихся к восприятию высокотехнологичного мира и научить их оставаться православными людьми любых жизненных ситуациях.
С самого начала обучения первоклассники познают себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивают нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей и Святых отцов. В первом классе дети узнают, что человек может делать интересные открытия, если научиться вглядываться в окружающий мир. В процессе постижения предлагаемого материала происходит духовное становление Человека.
Душевное состояние первоклассников волнует больше всего в начале учебного года, так как они только переступили порог православной гимназии. Как пройдет адаптационный период? Все ли дети благополучно будут обучаться?
На первых уроках Закона Божия учитель беседует с ребятами о Боге, о Божьем мире, об Ангелах. Первоклассники много рассуждают о том, что Господь очень любит людей, каждому православному человеку при Крещении дает своего ангела – Ангела-хранителя. Он помогает делать человеку добро, молится за него перед Господом и огорчается, если человек совершает плохие поступки. На уроке этикета учитель продолжает тему: «Ангелы в душе каждого. Совесть.» Обучающиеся рассуждают о своей душе, о своем душевном состоянии. Учитель говорит о том, что душа человека бессмертна, она стремится к Богу. Своей душой люди похожи на Господа, Который есть Отец наш Небесный. В конце урока первоклассники приходят к выводу, что трудно быть похожим на Всевышнего. Для этого необходимо стараться быть послушными, любить людей, делать добрые дела. Продолжением темы был урок изобразительного искусства, где учитель еще раз беседовал с детьми об Ангелах, о Божьем мире, рассматривая иконы и исследуя репродукции. Далее ребятам было предложено отобразить в красках состояние своей души.
Вся подготовительная работа дала возможность провести интегрированный урок «Душа обязана трудиться», в который вошли темы уроков по обучению грамоте, изобразительному искусству и музыки. На уроке дети могли прочувствовать красоту Божьего мира, окунуться в прелестное благоухание летней природы, почувствовать умиротворение. Обучающиеся самостоятельно делают вывод, что нужно любить природу своего края, заботиться о ней, быть в ладу с самим собой. Свое отношение к миру, созданному Всевышним, обучающиеся передают в работе «Летний луг». Учитель предлагает выполнить красками закладку для книг, на которой можно будет увидеть яркий букет цветов лета. Дети с усердием, любовью создают великолепие летнего сюжета. В конце урока сделали вывод: душа каждого человека для Создателя такой же красивый цветок, который живет, благоухает, несет в себе красоту, радость, любовь, мир.
Постигая Божий мир, ребята узнают о жизни Пресвятой Девы Марии, о ее святости, о том, что любимыми ее занятиями были молитва, чтение Священных книг и помощь бедным, а также о том, что весь православный народ находится под Покровом Пресвятой Богородицы. Обучающиеся, размышляя о жизни православных людей, изображают красками Покров Пресвятой Богородицы. Дети православных родителей, чувствуя в семье заботу и любовь, учатся почтительно общаться с ними, уважать мнение старших, помогать, чем могут.
Таким образом, первоклассники узнают, что такое послушание, почему бывает так сложно слушаться и какие последствия могут подстерегать, когда в нас действует дух противления и противоречия.
На уроке этикета с детьми учитель обсуждает тему: « Семья. Порядок в доме. Отношения в семье». На уроке обучения грамоте учитель обсуждает с ребятами поступок двух братьев из рассказа Е.Кузнеца « Ботинки». Обучающиеся сопереживают мальчикам, им хочется помочь и делом, и советом. Они приходят самостоятельно к общему мнению, что выполнять послушание – это полезно, иначе получаются курьезные последствия.
На уроке окружающего мира, продолжая тему, обучающиеся используют свои познания на практике. Они готовят семейный альбом и имеют возможность рассказать о своих семьях, о взаимоотношениях в семье, поделиться своим мнением о любимых делах, праздниках. А на уроке изобразительного искусства все рисовали любимое занятие всей семьи. После комментировали свой рисунок, радовались друг за друга и любовались всеми работами.
Первоклассники узнают о тех, кто приобрел послушание, смирение. Значит, они приобрели великое достояние, великое богатство. Узнают о том, что главное в послушании, чтобы оно стало добровольным и осознанным. Тогда оно будет в радость, с пользой для себя. Таким образом, смирению и послушанию могут научить образы Святых. Они приближены к Самому Господу. На уроках Закона Божия обучающиеся слушают рассказы о житии Святых, рассматривают иконы. На уроке обучения грамоте дети получают сведения о Святых братьях Кирилле и Мефодии, об их подвиге, о созданном ими алфавите для славянского народа, о первом книгопечатаннике И.Федорове. Самостоятельно знакомятся и обсуждают рассказ Г.Сапгира « О старых Букварях». А после на практике ребята побывали авторами своих книг, изготавливая свою книжку-малышку. Приходят к выводу, что качественно получаются те дела, которые выполняются с усердием, желанием, вниманием.
В православной гимназии часто используется опыт работы – разновозрастного сотрудничества. Ведь известно, что одним из критических моментов школьной жизни ребенка является проблема перехода из начальной в основную школу.
Следовательно, чтобы рост самостоятельности, например: пятиклассников, утверждался, а у первоклассников накапливался, используем метод сотрудничества. Таким образом, решаем ряд педагогических задач:
- работа ребенка в позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики
подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
- работа продолжает развивать учебную самостоятельность обучающихся;
- учебное сотрудничество между младшими и старшими детьми дает возможность
учителю организовать работу таким образом, чтобы первоклассники могли набираться опыта, а пятиклассники совершенствовали свои знания, умения, оценивая свои действия с разных позиций.
Опыт разновозрастной работы используем на уроках окружающего мира, математики, а также в проведении праздников. Так с помощью пятиклассников был организован праздник «Прощание с Букварем». Обучающиеся совместно готовили инсценировки, а роли Фонетики, Орфографии, Синтаксиса и Пунктуации обыграли старшеклассники.
Совместная работа помогает решить и ряд воспитательных задач:
- сплотить детский коллектив гимназии;
- приобрести опыт общения: проявлять заботу, внимание, уважительное отношение, понимание, интерес к товарищам;
- воспитывать чувство ответственности, неравнодушия за окружающие события в гимназии, в городе, стране.
Православная гимназия использует также опыт работы с родителями: на уроках, в проектной деятельности.
На уроках окружающего мира первоклассники ведут беседу о временах года, учатся подмечать существенные признаки сменяющихся сезонов. На уроках литературного чтения читают стихи о природе, рассуждают о красоте мира, созданной Господом. На уроках музыки дети слушают произведения великих композиторов о временах года, разучивают песни. А на уроках изобразительного искусства и художественного труда рассматривают картины художников и создают свои картины прекрасного.
В результате такой трудоемкой работы первоклассникам было предложено собрать весь накопленный материал и провести презентацию по теме: «Времена года». Родителям рекомендовано быть помощниками в группах.
Интегрированное занятие - презентация « Времена года» говорит о положительных результатах в обучении и воспитании первоклассников. В последствии получился красочный праздник, где прозвучали стихи о каждом времени года, проведены были любимые народные игры, вспомнили православные праздники. Первоклассники получили первые навыки выполнения проектной работы, опыт общения со взрослыми, со сверстниками.
Такая работа помогает развивать творческие способности каждого ребенка, сплочению детского коллектива и коллектива родителей, учит быть терпимыми, милосердными, заботливыми, способствует развитию гармоничной личности, знающей историю развития своего Отечества, понимающей красоту Божьего мира.
Итак, важнейшим в воспитании и образовании является речемыслительная деятельность, которая выстраивается не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других уроках, особенно гуманитарного цикла. Обязательным составляющим является воспитание уважения и любви к народному искусству, развитие духовно-нравственных ориентиров, основанных на любви к ближнему и всему окружающему миру. Важно формирование исторического сознания, а именно: целенаправленное развитие интереса к истории России в нарастающей последовательности – от истории своего рода (родословные русских святых, героев, родственные связи) к истории родного города, святых мест, связанных с русской духовностью, проявлением героизма во славу Божию и Отечества. Знания, приобретенные на уроках литературного чтения, помогают в изучении истории Отечества.
Так, прочитав о житии и подвигах Александра Невского, обучающиеся находятся не только «внутри» той эпохи древней Руси, но вместе с героями переходят из одного состояния в другое, от одной мысли к другой: от апатии к воодушевлению, от ненависти к врагам – к решимости в борьбе с ними. Юные читатели в своих совместных рассуждениях приходят к выводу: чтобы разобраться в характере героя, в его поступках, нужно читать глубоко вчитываясь и за внешним рассмотреть внутреннее. Очень важно, что читатели вместе переживают страдания и радости героя, как свои собственные, что они видят духовный рост князя Александра – защитника Отечества.
«Жития святых и героев» показывают обучающимся живые образы национальной святости и национальной доблести. Преклонение перед святым возвышает душу, оно дает ей и смирение, и чувство собственного достоинства, и указывает правильный жизненный путь.
Так в четвертом классе темы по литературному чтению тесно связаны с темами по курсу истории Отечества. Обучающиеся четвертого класса на уроках литературного чтения узнают о первых школах, созданных при Петре I, о становлении русской литературы, архитектуры, живописи, народного творчества. Уже в «Повести временных лет» говорится: «Велика бо бывает полза от учения книжного…Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрещеши велику ползу души своей». Вместе с литературой сформировался богатый и выразительный древнерусский язык. Обучающиеся знакомятся с произведениями: «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха». «Поучения Владимира Мономаха» является первым документом, раскрывающим светское понимание христианской морали на Руси в начале 12века. Главное в нем – приоритет труда, преклонение перед человеческой деятельностью, добротой и презрение к лени: « В дому своем не ленись…Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…». Обучающиеся знакомятся с изобретением славянской Азбуки, с величайшим вкладом в славянскую письменность братьев Святых Кирилла и Мефодия. Интересно узнать о произведении Ярослава Мудрого «Похвала книгам» и о произведении Н.И.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума».
На уроках истории обучающиеся знакомятся с архитектурой: византийские базилики под влиянием деревянного русского зодчества превращаются в стройные шатровые церкви. К таким образам можно отнести и церковь Покрова на Нерли, и Новгородскую Софию, и другие шедевры, сохранившиеся до наших дней. Уроки литературного чтения знакомят с произведениями К.Д.Ушинского: «Столица и губернский город», «Деревня и уездный город».
В богослужебный распев, пришедший на Русь из Византии, народные музыканты – исполнители церковных песнопений, вплетали элементы мелодики народных песен, что в дальнейшем привело к созданию шедевров русской духовной и светской музыки. Еще И.А.Ильин писал: «Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо в ребенке пробудить уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы…». На уроках литературного чтения и истории обучающиеся используют замечательное издание « Кладезь мудрости» (поучения старцев) М.Эдельвейс, 2006г., «Детский православный календарь» М. Благо, 2006г, 2009г., а так же притчи и дополнительную научную, познавательную литературу.
Только православный человек более тонко различает добро и зло. Имеет истинную любовь – самую большую ценность и силу на свете. Он более добр и безгрешен. Он имеет благополучную семью. Он более глубоко воспринимает культуру и продолжает ее лучшие традиции. Он легче и достойнее преодолевает в своей жизни неизбежные тяжелые испытания. Такой человек глубоко нравственен. Именно в таком обществе хотелось бы всем жить.
Следовательно, система работы на интегрированных уроках литературного чтения, изобразительного искусства, музыки с включением православного компонента позволяет воспитывать нравственно здоровую, духовно полноценную, трудоспособную личность.
Структура построения интегрированного урока в 1 классе литературное чтение,
изобразительное искусство и художественный труд.
Тема: « Душа обязана трудиться».
Цели:
-- формировать умение плавного безошибочного чтения;
расширять словарный запас обучающихся;
- развивать устную речь;
- развивать умение рассуждать, делать выводы;
- развивать художественный вкус, творческие способности;
- воспитывать чувство прекрасного;
- воспитывать православного гражданина своего Отечества.
Оборудование: фотографии пейзажей, пластинки, выставка детских рисунков и работ, костюмы.
Ход урока:
Дидактическая задача этапа |
Содержание этапа |
Показатели выполнения дидактической задачи этапа |
|
1. Организационный этап. |
|||
- подготовить к работе - выбрать формы организации учебной деятельности (индивидуальная, коллективная) |
- молитва - организация внимания ( рассказ девочкой сна) |
-быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока; - развитие памяти, внимания, мышления. |
|
2.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению учебного материала. |
|||
- организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся; - расширять словарный запас; -развивать устную речь. |
- прослушивание песни Ю.Антонова « Родные места»; - выставка работ и рисунков; - работа со словом. |
- развитие любознательности; -развитие желания творчески работать; - развитие речи, логического мышления; - развитие самостоятельности. |
|
3. Этап усвоения новых знаний. |
|||
- учить умению осознавать главную мысль текста; - прививать любовь к чтению книги; - учить понимать Заповеди Божии; - воспитывать чувства прекрасного, любовь к природе, родному Отечеству. |
- чтение эпизода рассказа Г. Сапгира; - инсценирование детьми образа цветов; - составление характеристики цветов.
|
-формирование безошибочного плавного чтения; - развитие выразительной устной речи; -развитие умений рассуждать, делать выводы; - развитие творческих способностей; - воспитание любви к слову - воспитание патриотических чувств. |
|
4. Этап практической деятельности. |
|||
- учить выполнять красками работу; - воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, добросердечности; - развивать мелкую моторику руки. |
- выполнение подарка-закладки; - прослушивание музыки П.И.Чайковского « Вальс цветов» и исполнение движений вальса. |
- развитие трудолюбия; - развитие мелкой моторики - развитие уверенности при выполнении работы; - развитие творческих способностей; развитие координации движений; - воспитание чувства заботы о родственниках, товарищах; - формирование детского коллектива. |
|
5. Итог урока |
|||
- учить видеть Божью красоту; - развивать художественный вкус; - воспитывать христианские качества |
- любование работами; - благодарственная молитва |
- развитие трудолюбия; - развитие творческих способностей; - воспитание чувства заботы о родственниках, товарищах; - формирование детского коллектива. |
|
Интегрированный урок литературного чтения в 1 классе по теме:
«Душа обязана трудиться»
Цели:
- Формировать умение плавного безошибочного чтения;
- формировать умение рассуждать, делать выводы;
- развивать устную речь, творческие способности;
- развивать художественный вкус, слух;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать православного гражданина Отечества.
Этапы урока |
Ход урока |
|
Орг. момент |
Молитва. |
|
Рассказ ученицы |
Настеньке приснился сон. Послушайте. -Почему на душе у девочки было легко и светло? |
|
Сообщение темы урока |
Этот сон навел меня на мысль поговорить с вами о родных местах, где вам приятно быть, о лете, о душевной теплоте. |
|
Прослушивание песни Ю.Антонов «Родные места» |
Сядьте удобно и послушайте песню. - Какое настроение у вас после прослушивания? ( светлое, радостное, спокойное, бодрое). - Почему? ( о родных местах поется…). Вывод: это музыка создала такой душевный настрой. |
|
Беседа |
Кто создал все такое родное, красивое, светлое? ( Господь – Создатель, Творец). Каждый человек создан по подобию Божию, каждый любим, каждый является помощником Создателя. Господь любит и маленькую птичку, и цветочки. Нужно жить в гармонии с природой, с Божьей красотой. |
|
Выставка работ |
К уроку ребята рисовали, делали поделки. |
|
Чтение текста С.103, Букварь
|
Давайте у Насти побываем в деревне. Закройте глазки и представьте: Тихо. Вы в лесу на поляне. Легкий, теплый ветерок шелестит листвой белоствольных берез. Вы присели на травку, провели по ней рукой. Глазки откройте: какая она? ( зеленая, мягкая, шелковая, приятная). Божественная красота! Душа природы такова. И писатель Г. Сапгир пишет: « Я думаю, что во всем есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре. Когда я гуляю по лугу или в лесу, я вижу, как распускаются цветы. Мне кажется, это у них душа такая». |
|
Инсценировка |
Все Господом любимо, у всего живого есть душа. Дети приготовили подарок. ( Дети в костюмах о душе цветов). |
|
Прослушивание музыки
Физ.мин. – танец цветов. |
Слушаем музыку П.И.Чайковского « Вальс цветов» Как вы думаете, что за музыка? ( нежная, легкая, плавная, красивая). Что можно под эту музыку делать? ( танцевать). Кто бы мог танцевать? (Цветы). Это « Вальс цветов» ? ( исполнение) Оказывается и у цветов есть душа, ведь они живые. Даже ученые, проделав опыты. Пришли к выводу, что растения лучше растут с нежной, легкой музыкой. |
|
Вывод |
Вот видите, и у цветов есть душа, они очень похожи на людей, у каждого свой характер. Божья красота! Нужно научиться ее примечать, а значит мы с вами должны защищать природу, заботиться о ней, любить. |
|
Изобразит.иск-во и худож. труд |
Как настроена ваша душа после нашего разговора? Мы создадим картину летнего луга, вспомним о лете, постараемся передать в своих работах душу цветов. Пусть наш луг заблагоухает запахами цветов и все почувствуют этот летний аромат. |
|
Итог урока (Любование работой) |
Наша поляна ожила, наполнилась цветами, а значит сюда обязательно придут люди полюбоваться, появятся насекомые, запоют птицы ( поместить насекомых, птиц, т.д.) |
|
Вывод |
И появится в мире гармония, а в душах мир, нежность, любовь, доброта. Храните добро в своих душах, будьте верны Заповедям Господа, храните себя и ближних. Молитва. |
|
Комментарий к интегрированному уроку в 1 классе
литературное чтение, изобразительное искусство и художественный труд.
Тема: «Душа обязана трудиться».
Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать книгу, вызвать стойкий интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, у которого сформирована душевная и духовная потребность изучения литературы, как средство познания мира и самопознания.
Первоклассник познает себя и мир вокруг, усваивает нормы поведения в нем через стихи и маленькие рассказы. Обучающиеся узнают о том, что можно делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий мир.
На организационном этапе урока важно подготовить ребят к деловому сотрудничеству. Молитва помогает сосредоточиться на рабочий лад. Момент, когда дети слушают рассказ девочки об увиденных родных местах во сне, помогает припомнить свое милое, близкое сердцу. Национальный сарафан девочки дает возможность приобщить ребят к истории русского народа. Этот момент использован также для воспитания эстетического вкуса.
На подготовительном этапе урока обучающиеся прослушали песню Ю.Антонова « Родные места», что развивает музыкальный слух, создает душевный настрой на восприятие материала. Помогает настроить детей на творческий лад и подготовительная работа – выставка ( рисунки о своей семье, о любимых родных местах, работы из природного материала). С помощью этой работы обучающиеся точнее подбирают прилагательные о своем душевном состоянии на уроке( настроение: радостное, теплое, светлое, спокойное, нежное). Следовательно, идет работа со словом, формирование устной выразительной речи. Подмечая красоту природы, дети приходят к выводу, что у природы есть, как и у человека, нежная душа, которую нужно беречь, охранять по Заповедям Господа.
На этапе освоения новых знаний главную роль играет работа, когда дети припоминают летний луг, теплый солнечный день, нежную зелень травы, ароматный запах цветов. Далее ребята сами представляют цветы, «вживаются» в образ цветов, подбирая характеристику каждому цветку. Также идет работа по чтению отрывка рассказа Г.Сапгира «Душа природы». Таким образом, увеличивается словарный запас обучающихся, развивается желание читать, умение понимать главную мысль отрывка, размышлять, наблюдать за красотой природы. Участие в уроке каждого ребенка дает возможность сплотить детский коллектив, научить сопереживать, оказывать помощь товарищам. Свое понимание прекрасного, душевное состояние на данном этапе урока, ребята могут выразить в исполнении движений под музыку П.И.Чайковского « Вальс цветов». Таким образом, идет развитие музыкального слуха, фонематического слуха, воспитание православного гражданина своей Родины.
Следующий этап работы способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей, мелкой моторики, желанию самостоятельно трудиться, уверенности в свои силы. Ребята выполняют рисунок цветов на закладке кистью. После проходит любование всеми работами. Получается целая цветочная поляна. Она благоухает ароматами цветов, созданных руками первоклассников.
На заключительном этапе подводится итог работы. Дети усваивают, что Бог – Созидатель, Творец. Человек создан по подобию Божию. Нужно выполнять Заповеди Господа, быть помощником Творца, тогда в душе сохранится мир, чистота, любовь.
Таким образом, вся проведенная работа на уроке направлена на воспитание православного гражданина, любящего свои родные места, свою страну.
Обобщающий урок по истории, 4 класс.
«Роль святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в развитии культуры на Руси ».
Цели урока: - показать связь времен, учить понимать молитвенное покаянное слово, знать историю своего государства, культуру народа,
- уметь рассуждать, анализировать, читать выразительно стихи,
- уметь слушать музыку ; знать живопись;
- расширить и углубить знания о развитии культуры на Руси;
- учить ориентироваться в поисках дополнительного материала;
- учить размышлять, делать выводы;
- развивать творческие способности;
- воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.
Актуальность темы - работы обусловлена тем, что интерес к истории
Российского государства еще больше возрастает, т.к. в настоящее время в стране идет духовное возрождение православия, культуры русского народа.
Оборудование: карта, таблица-схема, иконы, рефераты, картины, слайды,
музыкальное сопровождение, хронологическая таблица.
Ход урока:
1. Орг.момент Молитва, звон колоколов.
2. Вступительное слово
«Зачем средь общего волнения и шума
Меня гнетет одна мучительная дума?
Зачем не радуюсь при общих кликах я?
Иль мира торжество не праздник для меня?...
Блажен, кто сохранил еще знаменованье
Обычаев отцов, их темного преданья,
Ответствовал слезой на пение псалма;
Кто, волей оторвав сомнение ума,
Святую Библию читает с умиленьем,
И, вняв церковный звон, в ночи, с благоговеньем,
С молитвою зажег пред образом святым
Свечу заветную, и плакал перед ним».
Аполлон Майков.
(Обучающийся зажигает свечу перед иконой).
3. Объявление темы:
На уроках истории мы рассуждали о том, что значит быть гражданином своего Отечества, что значит любить свою Родину и испытывать гордость, что родился в России. Каждый думающий гражданин своего Отечества знает, что ни одно ГОСУДАРСТВО не может существовать без КУЛЬТУРЫ. Как вы понимаете слово «культура»? ( таблица на доске). – толковый словарь. Да, культура вмещает в себя письменность, развитие науки, искусство.
КУЛЬТУРА |
||
ПИСЬМЕННОСТЬ (АЗБУКА) |
НАУКИ |
ИСКУССТВО |
Образование Литература |
Математика Медицина Астрономия |
Живопись Музыка Архитектура Скульптура |
К уроку ребята приготовили свои сообщения, исследования о том, как развивалась культура на Руси. Смогло бы наше Государство быть таким мощным, если бы не события 9 века? Кто способствовал развитию культуры на Руси?
4. Инсценировка
( 1гр.) |
Педагог: - Ищу я отрока, он должен быть умен. И благородным сердцем одарен. Пусть будет он помощником усердным Мне в воспитании императорского сына. Придворный: - Есть у меня ребенок на примете. В мою семью уже давно он вхож. Талантлив он, и весел, и пригож. Его все любят – взрослые и дети, И очень дружит с ним мой младший сын. Педагог: - Как отрок сей зовется? Придворный: - Константин. Педагог: - Хотелось на него бы мне взглянуть Придворный: - Ну что ж! Гонца за ним сейчас отправим в путь. Сердечно услужить Вам буду рад. Приедет скоро Константин в Царьград. |
5. Рассказ (ученики) (2гр.)
|
Так отрок Константин, рожденный в г .Солуни, в семье, где было 7детей, ныне Салоники в Греции, оказался в византийской столице – Царьграде. Помогал учителю в воспитании императорского сына. А после уехал в далекий монастырь к своему старшему брату Мефодию. Мефодий был не простым военным. Он имел большую власть и управлял целой областью. Но решил оставить свой высокий пост, принял монашество и стал жить в монастыре на горе Олимп. В 862 году византийский император попросил братьев отправиться в Моравию и научить христианскому учению эти народы. Братья увидели, что у славянского народа нет своей письменности. Они создали Азбуку ( печатная Азбука на доске), перевели на славянский язык богослужебные книги: Апостол, Евангелие, Псалтирь и др. Это было чудо. « Глухие стали слышать, немые – говорить». Русская Церковь стала молиться братьям Кириллу и Мефодию как святым уже в 13веке, а в лике святых они прославлены в 1863году, 24мая, по новому стилю. Кирилл и Мефодий не просто святые, а равноапостольные, т.е. по святости равны апостолам – ученикам Иисуса Христа. Они являются покровителями всех учащихся. С созданием письменности стали на Руси открываться первые школы при монастырях. На пергаменте монахи-летописцы писали от руки летописи. Помолившись Богу поутру, наклонился над листом святой буквы подносил к его перу лучезарный ангел золотой. И ложилась букв славянских вязь, и строка бежала за строкой, Книгою великой становясь, посланной всевышнею рукой. И казалось, блеск небесных звезд эта книга бережно хранит. И казалось, сам Иисус Христос по-славянски с нами говорит!» |
6.Опера Мусоргского М. « Борис Годунов» |
Темп в музыке? (…) Вывод: неторопливо, с раздумьем работали летописцы, обдумывая первые звучания слов Божьих. После событий 862года много прошло времени. Но, благодаря Святым Кириллу и Мефодию Россия стала развитой, образованной страной. Вспомните, мы на уроках литературного чтения говорили, что вначале дети не имели своих книг, читать могли только Библию, Евангелие, жития святых, а сейчас большой выбор имеем детской литературы: художественной, научной и т.д. Образование сейчас дается каждому: институты, университеты, академии и др. уч. заведения |
Уч –ль: |
Вывод: Так святые Кирилл и Мефодий способствовали развитию образования славянских народов. Мы чтим святых, молимся им. Сейчас проследим как происходило развитие науки. |
7. Рассказ 3гр. |
Конечно, о своих технических достижениях говорить славянам было рано, но они с помощью Святых Кирилла и Мефодия могли прикоснуться и узнать о достижениях Древней Греции и Византии. Наука Византии стала родоначальницей современной науки. Научные достижения в медицине, математике, технике. Крупнейшим ученым Древней Греции был Аристотель. Он оставил труды по всем отраслям знаний. В них рассказывал о растениях, животных, явлениях природы, политической и общественной жизни людей. Пифагор первым назвал вселенную Космосом. Этот мудрец доказал связь музыки и числа, говоря, что гармоничная музыка врачует телесные болезни, пробуждает в душе добрые чувства. В наши дни с помощью замедленной съемки узнали, что растения тянутся к нежной музыке, а от резкой громкой музыки – сжимаются. Гармонические звуки усиливают их рост и цветение. Фалес из Милета был великим астрономом. Он первым из греков разделил год на 365дней. В современном государстве наука шагнула далеко вперед. В космосе первым космонавтом был русский человек, достижения - радио, телевидение и т. д |
Уч –ль: |
Вывод: Развитие науки доказывает то, что с созданием письменности творческая мысль все время двигалась вперед. И вы учитесь мыслить творчески, рассуждать, делать выводы. И за все это спасибо святым Кириллу и Мефодию. А теперь проследим как развивалось искусство. |
8. Рассказ 4гр 5гр
показ слайдов
Учитель музыки |
Греческая культура оказала воздействие на развитие искусства на Руси. Ведь именно в Греции появился первый театр. Даже в наше время мы не перестаем удивляться его размерам ( он вмещал 25000 человек), акустике. До сих пор трагедии и комедии, которые шли в театре Древней Греции мы можем увидеть на сценах наших театров: « Прометей» Эсхила, « Антигона» Софокла. В 10веке на Руси появляется Софийский Собор в Киеве. Внутри храм был украшен мозаикой, фресками. При нем была библиотека. А Великий Новгород в то время славился своими широкими деревянными мостовыми ( 3 -6 метров), крепостью – кремлем с 5 Куполами. Вода в город поступала по деревянным трубам. Как русский народ исполнял песни? - Народ «сказывал» свои песни. Иногда пение-сказание сопровождалось игрой на духовых инструментах: сопели, жалейке, волынке; ударных – бубне, барабане; струнных – гуслях, гудке. О чем пелось в песнях? - О том, что окружало, о явлениях природы. Музыка сопровождала праздники, события в жизни семьи. Как передавались песни-сказания? - Народная песня передавалась из поколения к поколению в устной форме и развивалась в свободной манере вольных импровизаций. Музыка славян не имела нотно-графической записи. Создание равноапостольными Кириллом и Мефодием Азбуки и принятие вероучения византийских греков способствовали профессионализму русско-певческого искусства. - Но как в иконе не было объема, так и в музыке не было многоголосия. Пение отличалось скупостью музыкальных красок, простотой напевов. Христиане пели псалмы, стихиры, гимны, восхваляющие Христа, Богородицу, святых. ( звучит Визанийский распев), сравнительная таблица. Музыка русской православной церкви красивейшим пластом мировой музыкальной культуры. Вывод: Великая заслуга солунских братьев в деле просвещения славянских народов заключается в том, что они дали возможность славянским народам читать и молится на родном языке, способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе. Их славный труд послужил фундаментом , на котором славянская культура заняла почетное место в мировой культуре. Посмотрим на важные даты, связанные с именами святых Кирилла и Мефодия: 1574г.- Иван Федоров издал первую кириллическую азбуку. 1862 г.– 1000летие начала правления династии Рюриковичей. Открытие в Великом Новгороде памятника « Тысячелетие России». 1869г. – 1000летие со дня кончины святого Константина – Кирилла. 1885г. – 1000летие со дня святого Мефодия. Гимн святым Кириллу и Мефодию. Установление дня памяти святых ( 24мая по новому стилю Празднование Дня памяти святых Кирилла и Мефодия в учебных заведениях дореволюционной России. 1992г. – установление в России Дня памяти святых Кирилла и Мефодия как общегосударственного праздника. Создание в Москве памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. 2007г. – Президентом России год объявлен годом памяти Кирилла и Мефодия. По всей стране прошли праздничные торжества. |
9. Гимн |
«Слава вам, братья, славян просветители!», «Величание». |
10. Итог урока |
Молитва. |
Комментарий к уроку истории, 4 класс
«Роль святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в развитии культуры на Руси»
С первого класса обучающиеся учились вслушиваться в родную речь, размышлять, понимать суть, строить предложения, работать с дополнительной литературой, жить по Заповедям Господа, ценить труд людей, любить свое Отечество. К четвертому классу ребята владеют компьютером, достаточно хорошо умеют ориентироваться в литературе, владеют на достаточном уровне устной и письменной речью, а следовательно самостоятельно подбирают материал, оформляют наглядность к уроку. Работая с литературой, обучающиеся много узнали о жизни Святых равноапостольных Кирилле и Мефодии .Интересен был рассказ о влиянии Греческой культуры на развитие культуры на Руси. На уроке можно было посмотреть слайды и почитать текст на церковно-славянском языке, послушать фрагмент из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».Ребята с интересом слушали сообщение о развитии науки в Византии, о родоначальнице современной науки. Имена Аристотеля, Пифагора, Милета и их вклад в развитие науки стал примером трудолюбия, мудрости, сосредоточенности. Четвероклассники смогли прочувствовать и сделать вывод на уроке: солунские братья особо почитаемы на Руси, так как они дали возможность славянским народам читать и молиться на родном языке, способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе.
Таким образом, обучающиеся начинают осознавать значимость русской культуры, постигают ее самобытность. Так происходит становление православного человека, формируются нравственные убеждения.