Изменение содержания образования
Самостоятельная деятельность личности
Компетенции
Уровни математической компетенции
Кривых И. Ю.
ГУ « Средняя школа № 5»
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ.
Проблема повышения качества образования в последние годы получает новый ракурс рассмотрения. Так, в «Концепции 12 – летнего образования Республики Казахстан» она соотносится с изменением содержания образования (соответственно и его результата), которое для общего образования выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». В этих условиях возрастает значимость математики как фундаментальной науки и как предмета, так как именно на уроках математики формируются те стороны современной личности, которые востребованы информационным обществом сегодня, т. е. у учащихся формируются ключевые компетенции.
Обобщая многочисленные исследования психологов и педагогов в области формирования компетенций в образовании ( Т. Орджи, Дж. Равен, М. Холстед, И.Г.Агапов, А.А. Пинский, В.В.Сериков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.), можно отметить, что компетенция применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в освоении учащимися знаний определённой предметной области, в умениях мыслить её категориями, решать предметно-ориентированные задачи [9].
В ГОСО[2] Компетенция: готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющих социальный заказ системе образования.
Мы остановимся на понятии, выдвинутом А.В. Хуторским: компетенция - это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. В связи с этим будем опираться на следующие ключевые компетенции, выделенные Д.А. Ивановым [7]
1) Ценностно-смысловая; 2) Общекультурная; 3) Учебно-познавательная; 4)Информационная; 5) Коммуникативная; 6) Социально-трудовая; 7) Личностная.
Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции. Как учитель математики отдаю приоритеты математической компетенции [6].
Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
При отборе содержания учебного материала дифференцирую задания в соответствии с уровнями математической компетенции.
Выделяют три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Для учащихся первого уровня задания предусматривают прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Для учащихся второго уровня строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня учащимся требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить, или обосновать полученные результаты. [5]
В Едином Национальном Тестировании последовательно реализуется проверка всех трех уровней математической компетентности школьников.
Учитывая не высокие результаты ЕНТ прошлых лет, данная последовательность реализуется и на уроках математики. Для этого на первом этапе ОЭР уровни компетенций соотнесены с требованиями к уровню подготовки выпускников ГОСО [2] .
Так, при формировании ключевых компетенций на уроках математики в 5- 9 классах ставлю следующую цель: наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика, для осуществления продуктивной и осознанной деятельности по отношению к объектам реальной действительности.
На своих уроках провожу следующую работу по отбору содержания в соответствии с выбранными компетенциями ( см. таблицу 1)
Таблица 1. Содержание работы по формированию компетенций у учащихся на уроках математики
| Компетенция | Темы и цели уроков, математические объекты | Сущность заданий | Примечания | 
| Ценностно-смысловая Цель: осмысленная организация собственной деятельности | Содержание новой темы | Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный. | Используется на начальных этапах изучения новой темы. Ни один вопрос не остается без ответа | 
| Математическая цель урока, цикла уроков | Используя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель. | 
 | |
| Текст учебника | Организация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести... | Используется при обучении составлению краткого конспекта параграфа учебника | |
| Информационная Цель: учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее | Расчетные задачи на движение, стоимость | За 1-2 недели до урока – практикума по решению расчетных задач выдаётся карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку. | По мере необходимости | 
| Старинные меры длины, массы, исторические термины, математические понятия, образованные от иностранных или устаревших слов | Используя толковый словарь, дайте различные определения математического понятия. Например: в математике модуль - это… В строительстве модуль – это … | Работа проводится при изучении новых терминов | |
| Коммуникативная Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог | Математические софизмы | Например, 5 класс: возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6. Задание: Объясните в чём ошибка. | Подбираются из книг по занимательной математике для каждого раздела | 
| Задание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту. | Работа в начале урока 
 
 
 
 
 | ||
| Определения математических понятий; числа (натуральные, дробные и т.д.) | По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время). | Во внеурочное время | 
Сущность заданий позволяет учителю свободно ориентироваться в их выборе по различным темам, ориентированных на формирование компетенций у учащихся, а также разнообразит формы и методы взаимодействия.
Приведу примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока.
Таблица 2. Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока
| Этапы урока | Цель Результативность | Виды деятельности | 
| А. Проверка домашнего задания | Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетенции | 1.Рецензирование ответов (домашнего задания) | 
| Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование самообразовательной компетенции | 2. Математический диктант (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения) | |
| Б. Объяснение нового материала | Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование поликультурной компетенции | 1. Доказательство теорем, и т.п. | 
| Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной компетенции | 2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации | |
| Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетенций | 3. Исследовательская лаборатория (коллективная экспериментальная работа) | |
| В. Физкульт-минутка | Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность Результативность: формирование компетенции по отношению к своему здоровью | Игры-физкультминутки | 
| Г.Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков | Цель: изучить свойства дроби, и т.п. Результативность: формирование познавательной компетенции | 1. Учебная самостоятельная работа | 
| Цель: закрепить знания о производной и ее применении, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование компетенции, которая оказывает содействие саморазвитию | 2. Исследование различных видов памяти | |
| Цель: закрепить умение решать задачи и примеры Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетенции | 3. Решение задач, примеров с комментированием | |
| Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование познавательной компетенции | 4. Математическая эстафета | |
| Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование интеллектуальной компетенции | 5. Решение задач несколькими способами | |
| Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетенций, развивать индивидуальные способности | 6. Работа с учебником (учебная практическая работа) | |
| Этапы урока | Цель Результативность | Виды деятельности | 
| Д. Творческая работа | Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование поликультурной компетенций | 1. Создание проектов | 
| Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование поликультурной, коммуникативной компетенций | 2. Заседание математического кружка | |
| Е. Контроль | Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование интеллектуальной компетенции | 1. Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах с взаимной оценкой | 
| Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование социальной компетенции | 2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа | |
| Ж. Домашнее задание | Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетенции, которая оказывает содействие саморазвитию | 1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока | 
| Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование интеллектуальной компетенции | 2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п. | 
Данная таблица показывает, что разные этапы урока предусматривают формирование отдельных компетенций, которые в целом работают на результат.
Таким образом, задача повышения результативности качества образования решается через применение продуктивных технологий, оптимальное сочетание форм и методов взаимодействия учителя и учащихся в урочной деятельности. В этом взаимодействии принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. [10]
В связи с этим большое внимание уделяю повышению своей профессиональной компетентности. Учитывая результаты инвариантного блока диагностики, проанализировала свои слабые и сильные стороны, составила программу ОЭР. При подготовке к урокам учитываю особенности общения, анализа информации, а также особенности учащихся 8 – 9 классов, опираясь на результаты инвариантного блока диагностик, рекомендованного ГОРОО в 2008г.
Хочется закончить свое выступление словами Г.С.Батищева: «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».
ЛИТЕРАТУРА
- Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина // Концепция 12 – летнего среднего образования Республики Казахстан. Проект.
- Государственный общеобязательный стандарт образования // УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 ноября 2007г. №566/1 - п.3.7
- Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.
- Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.
- Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.
- Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды.-Красноярск. 2003
- Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24.
- Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. // Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2003, № 10.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. 2004. № 5.
