Модератор группы: Данельченко Т.А., руководитель отдела профессиональной переподготовки кадров
Педагоги группы: Варганова И.В., и.о. зав.кафедрой ЕМД, Кудинов В.В., доцент кафедры ПиП
Характеристика профессиональной деятельности учителя и возможные формы ее описания при подготовке экспертного заключения по оценке соответствия уровня квалификации педагогического работника первой (высшей) квалификационной категории
Должностные обязанности* |
Должен знать* |
Документация и материалы портфолио педагогических работников |
Возможные формы описания |
1. Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической деятельности |
|||
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета… |
− основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических,… и организационно-управленческих задач; − педагогику, психологию, возрастную физиологию; − школьную гигиену; − правила по охране труда и пожарной безопасности; − методику преподавания предмета; − программы и учебники по преподаваемому предмету; − методику воспитательной работы; − требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; − средства обучения и их дидактические возможности; − основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; − теорию и методы управления образовательными системами; − современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; − методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими)…; |
Документация и материалы портфолио педагогических работников позволяющие увидеть: − учет психолого-физиологических особенностей обучающихся и специфики преподаваемого предмета; наличие благоприятного морально-психологического климата в учебной группе; − использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения; − организацию и поддержку разнообразных видов деятельности обучающихся, ориентацию на личность, развитие мотивации, познавательных интересов, способностей; − применение современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; − использование в своей деятельности компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц; − использование современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) |
− способен выбирать технологии и методики в соответствии с возрастными и проявляющимися физиологическими особенностями обучающихся; − имеющийся объем теоретических знаний и практических навыков позволяет варьировать использование технологий и методик и их различных сочетаний для достижения учащимися образовательных результатов; − владеет современными образовательными технологиями, технологиями диагностики и корректировки; - может простроить оптимальную модель обучения, совершенствуя методы обучения и воспитания; - отмечается работа на повышение учебной мотивации, развитие познавательной активности учащихся (стабильные результаты); - педагог понимает перспективы ФГОС, реализует деятельностный подход на уроке; - педагог комплексно ставит задачи …и т.д.; - совокупность используемых технологий и методик обеспечивает эффективную и продуктивную деятельность педагога; - формирует у учащихся новые образовательные результаты и практики; - в осуществлении профессиональной деятельности педагога наблюдается стремление включиться в инновационную и исследовательскую деятельность; − |
…используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. |
|||
Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. |
|||
…организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. |
|||
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. |
|||
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. |
|||
2. Внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания |
|||
Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. |
− приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; − законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; − Конвенцию о правах ребенка; − основы научной организации труда; − нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; − основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения… научно-методических и организационно-управленческих задач; − педагогику, психологию, возрастную физиологию; − методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с… коллегами по работе; |
Документация и материалы портфолио педагогических работников позволяющие: 1. Отразить результаты методической работы, т.е. степень направленности педагогического мышления на улучшение, обогащение, преобразование существующей педагогической практики, пр.; 2. Дать оценку участия в экспертной деятельности; 3. Отразить направленность деятельности на обеспечение программ по преподаваемой дисциплине собственными методическими и учебно-дидактическими материалами; 4. Дать оценку результатов работы, в т.ч. оценку участия в проектной деятельности (работа в творческих группах) по разработке научно-методических материалов, оценку результативности работы по индивидуальной методической теме; 5. Подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах); 6. Дать оценку заинтересованности педагога в повышении квалификации или профессиональной переподготовки; 7. Дать оценку признания педагога на отраслевом и государственном уровне (наличие государственных отраслевых наград) |
− Полученные результаты свидетельствуют об эффективности педагогического опыта (или… обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов); − Данный опыт направлен на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации; − Можно утверждать о непрерывном профессиональном росте педагога; − Ореол распространения педагогического опыта свидетельствует о его востребованности среди педагогической общественности района (города, области) и воспроизводимости; − Деятельность учителя (его опыт по…) получила признание педагогического сообщества на… уровне; |
Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. |
|||
3. Наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области (в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах соревнованиях) |
|||
…способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ |
− программы и учебники по преподаваемому предмету; − педагогику, психологию, возрастную физиологию;
|
Документация и материалы портфолио педагогических работников позволяющие увидеть: 1. Результаты учебной деятельности обучающихся (результаты освоения обучающимися образовательных программ; результаты ГИА, ЕГЭ, предметных олимпиад); 2. Результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам (результаты по сохранности контингента обучающихся; охват обучающихся различными внеклассными мероприятиями по предмету; системность социально направленной деятельности в организации воспитательной работы)
|
− стабильно проявляющиеся образовательные результаты обучающихся (воспитанников) превышают средние показатели в субъекте Российской Федерации (указать стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ) или степень педагогического воздействия (влияния) на учащихся (воспитанников)); − прогнозирует тенденции ближайшего развития обучающихся; − можно отметить работу на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов; |
Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). |
|||
Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся |
|||
Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе |
|||
Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение |
* ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования")