Главная
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
План
1. Предмет педагогики.
2. Функции и задачи педагогической науки.
3. Структура и отрасли педагогической науки.
4. Связь педагогики с другими отраслями научного знания.
5. Методологические и теоретические основы педагогической науки.
6. Методы педагогики.
7. Сущность образования.
8. Целеполагание в педагогике.
1. Предмет педагогики
Педагогика – наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования и воспитания людей, а также о сущности процессов самообразования и самовоспитания.
Ключевые категории педагогики:
Образование – во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической и практической подготовке человека.
Учение (обучение) – целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни.
Российских школьников хотят проверить на агрессивность, пишут СМИ
Правительственная комиссия по профилактике правонарушений планирует усилить меры по контролю за подростками и молодежью. В числе прочих мер чиновники обдумывают исследования, которые выявят у школьников агрессивность и склонность к насильственным действиям.Об этом говорится в документе, который имеется в распоряжении издания «Известия».
По данным властей, благодаря профилактике за последние десять лет уровень подростковой преступности снизился почти вдвое. Но проблема агрессии и насилия несовершеннолетних, в том числе подготовка ими нападений образовательные организации, все еще остается актуальной и требует дополнительного контроля.
Рособрнадзор обдумывает отмену досрочного периода на ЕГЭ-2022
Рособрнадзор допустил, что в 2022 году досрочный период сдачи ЕГЭ будет отменен из-за роста заболеваемости коронавирусом. Об этом заявил руководитель ведомства Анзор Музаев.Как напомнили в Рособрнадзоре, пик заражений приходится на октябрь–ноябрь, а затем — на конец марта и апрель. Досрочный период сдачи единых госэкзаменов всегда планировался на весну.
«Конечно же, все ожидали, что этой осенью все будет хорошо, но этого не происходит, с большой вероятностью весной тоже будут какие-то проблемы. Здесь вопрос дискуссионный, и сейчас мы точно не можем ответить, будет он или нет, но если ситуация будет сохраняться такая, мы думаем, что все будет перенесено в одну волну летнюю», — цитирует Музаева ТАСС.
Столичный "Техноград" запустил бесплатные онлайн-курсы по 10 направлениям
Инновационно-образовательный комплекс "Техноград" на ВДНХ приглашает всех желающих пройти бесплатное обучение на 10 новых онлайн-курсах. Образовательные программы посвящены цифровой журналистике, продвижению товаров и услуг в социальных сетях, программированию на языке Phyton, графическому дизайну. Слушателей также научат управлению ИТ-проектами и SEO-продвижению, которое позволяет повысить позиции сайта при запросе в поисковых системах. Кроме того, все желающие смогут обучиться по таким направлениям, как "Анализ данных", "3D-моделирование и 3D-печать". Для выбора доступно один или несколько курсов, регистрация проходит на сайте "Технограда". Заммэра Москвы Наталья Сергунина рассказала на официальном портале мэра.Петербургские университеты вошли в список 300 лучших бизнес-вузов мира
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбГПУ им. Петра Великого) вошли в список 300 лучших бизнес-вузов мира по версии авторитетного британского издания Times Higher Education (THE). Об этом сообщила в среду пресс-служба университета ИТМО.Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа: Руководство для преподавателей
Повышение квалификации имеет своей главной целью поступательное развитие личности обучающегося на основе совершенствования его профессиональной деятельности.Модель повышения квалификации реализуется при смене парадигмы когнитивной на личностно-ориентированную, поэтому нами сделан акцент на андрагогическую науку.
Личностно-ориентированное обучение имеет свои закономерности. По В.В. Серикову это:
- Элемент проектирования обучения - не фрагмент учебного материала, а «событие в жизни личности», дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его».
- Проектирование обучения есть совместная деятельность учителя и ученика.
- Стирание грани между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, игра) - источник личностного опыта.
- Обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.
- Межличностное, межсубъектное общение среди участников учебной деятельности и становление внутреннего личностного мира педагога как части содержания образования.
- Текст как фрагмент приобретаемой культуры усваивается через контекст. Усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения!), а сама эта целостность, что предполагает, по меньшей мере, имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций.
Характерные особенности дистанционного обучения
Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., ВладзимирскийА.В.
Дистанционное обучение в медицине.
– Донецк:ООО «Норд», 2005. - 80 с.
Характерные особенности дистанционного обучения
Гибкость: ученики, студенты, слушатели, получающие дистанционное образование, в основном, не посещают регулярных занятий, а учатся в удобное для себя время и в удобном месте.
Модульность: в основу программы дистанционного образования заложен модульный принцип; каждый отдельный курс создает целостное представление про отдельную предметную область, которая разрешает из набора независимых курсов-модулей сформировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность: обучение осуществляется одновременно с профессиональной деятельностью (или с обучением по другому направлению), т.е. без отрыва от производства или другого вида деятельности.
Большая аудитория: одновременное обращение ко многим источникам учебной информации большого количества учеников, студентов и слушателей, общение с помощью телекоммуникационной связи студентов между собою и с преподавателями.
Экономичность: эффективное использование учебных площадей и технических средств, концентрированное и унифицированное представление информации, использование и развитие компьютерного моделирования должны привести к снижению затрат на подготовку специалистов.
Технологичность: использование в учебном процессе новых достижений информационных технологий, которые оказывают содействие вхождению человека в мировое информационное пространство.
Опубликована инструкция, как вести себя при нападении на учебное заведение
Минобрнауки России вместе с учеными и экспертами в сфере безопасности разработало инструкцию, как вести себя при вооруженном нападении на образовательное учреждение.Информацию опубликовали в Telegram-канале министерства.
В инструкции указывается, что можно считать сигналом о нападении: это звуки выстрелов, взрывов, крики, вооруженные люди в зоне видимости. Далее следует:
спрятаться — лучше всего в помещении, где можно закрыться;
Учительнице из Петербурга пришлось уволиться из-за аккаунта о секс-просвете
Учительнице Ольге Щеголевой пришлось уволиться из-за того, что в свободное от работы время она время вела блог о секс-просвещении для взрослых, сообщает интернет-издание «Фонтанка.ру».Педагог преподавала биологию в школе-лицее Консерватории имени Римского-Корсакова, однако две недели назад она написала заявление об увольнении. По словам Щеголевой, к этому ее вынудило давление со стороны администрации учебного заведения.
Как сообщает издание, аккаунт был открытым, но помечен маркировкой 18+, кроме того, работали возрастные фильтры для подписчиков.
Нижегородцы выиграли самый престижный мировой чемпионат программистов
В финале самого престижного чемпионата мира по программированию среди университетских команд ICPC-2020 (International Collegiate Programming Contest) абсолютное первенство завоевала команда Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (ННГУ).Соревнования прошли в Москве, а индекс-2020 объясняется тем, что в связи с пандемией COVID-19 их пришлось перенести с прошлого года на октябрь 2021-го. Стать первыми среди 59 тысяч (!) участников (включая мощнейших программистов из Массачусетского технологического института (MIT), Кембриджа, Гарварда, Стэнфорда, МГУ) - это невероятный результат. Как нижегородцам это удалось? Сами ребята настолько выбились из сил после финала, что поговорить из всей команды с журналистом "РГ" смог только ее руководитель - доцент Института информационных технологий, математики и механики (ИИТММ) ННГУ Николай Борисов.
Учительница придумала соцсеть, где школьники подтягивают друг друга
Молодая учительница школы села Солянка Астраханской области Аида Казиева придумала новую социальную сеть. В ней регистрируются школьники, которым нужна помощь в учебе, и ребята, готовые прийти им на выручку.Урок в классе Аиды Казиевой. Кто пропустил занятие или не понял тему - могут потом обратиться за помощью в соцсеть.
Дети договариваются о товарищеских уроках, и успеваемость растет. Количество участников соцсети тоже прибывает. В проекте зарегистрировались уже 300 детей из 18 сельских школ.
Сельская учительница воздвигает стелы в память о сибирских фронтовиках
Аида еще школьницей задумалась о том, как мотивировать одноклассников помогать друг другу с занятиями. Ее семья часто переезжала, Аида поменяла пять школ, везде разные подходы и темпы обучения. Подойти к учителю или попросить о помощи одноклассников, с которыми она еще не успела подружиться, девочка не решалась. В итоге успела побывать и двоечницей, и отличницей, а когда сама вернулась в школу, поняла, что с подобной проблемой сталкиваются многие ребята: