ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ
|
Критерии оценки качества лекции
|
Перечень показателей качества электронной лекции
|
научность (соответствие современному уровню развития науки)
|
Непротиворечивость раскрываемых понятий
Ссылка на авторов и источники научных концепций
Использование современных трактовок понятий, с точки зрения современных научных исследований
Сопоставление точек зрения различных научных школ на проблему, раскрываемую в лекции
|
мировоззренческая сторона
|
Фундаментальность представленных в лекции знаний, основанных на общенаучной парадигме, признаваемой большинством ученых
|
наличие методологических вопросов, правильная их трактовка
|
Раскрытие понятий с точки зрения методологии науки, современных концепций
Раскрытие закономерности рассматриваемых явлений
Целостность в раскрытии сущности рассматриваемой проблемы
|
освещение истории вопроса
|
Отражение этапов, периодов развития научной области
|
показ различных концепций
|
Наличие в лекции не менее 2-3 концепций
|
связь с практикой
|
Наличие ярких примеров
Раскрытие рассматриваемых понятий, закономерностей на 2-3 примерах (примеры из различных сфер деятельности)
Связь примеров с опытом слушателей
|
связь с предыдущим и последующим материалом
|
Понятная структура лекции
Включение в лекцию блока, закрепляющего понятия предыдущей лекции
Введение новых понятий с опорой на ранее изученные
|
внутрипредметные, межпредметные связи
|
Раскрытие сущности изучаемых понятий и явлений на примерах из различных научных областей
Прослеживание причинно-следственных связей между понятия одной научной области (дисциплины)
Доказательность теории с использованием средств и методов другой науки
|
изложение материала, выходящего за пределы учебника
|
Наличие в лекции материалов взятых из ведущих международных научных изданий
Наличие в лекции ссылок на ведущие научные школы, занимающиеся проблематикой представленной в лекции
|
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ
|
четкая структура и логика изложения
|
Наличие в лекции многоуровневой нумерации представленных блоков материала
Изложение лекции от общего к частному или от частного к общему
|
наличие плана, следование ему
|
Отсутствие хаотичности в представленном лекционном материале
|
сообщение литературы к лекции
|
Наличие списка литературы
Наличие гиперссылок на Интернет-источники
|
доступность и разъяснение новых терминов
|
Наличие поясняющих схем, таблиц, помогающих слушателям лучше усвоить изучаемые понятия и явления
|
доказательность
|
Соблюдение структуры доказательства схеме: научный тезис - доводы, с помощью которых этот тезис обосновывается –вывод
Наличие аргументов, учитывающих уровень знаний слушателей в той области науки, по которой читается лекция
|
выделение главных мыслей
|
Главные мысли выделяются лектором с помощью дикции, логических пауз, главные мысли в тексте выделяются цветом, подчеркиванием и т.п.
|
наличие приемов закрепления
|
Наличие в лекции:
- закрепляющих упражнений,
- тестов для самопроверки,
- примеров с разбором решений и др.
|
подведение итогов
|
Наличие в конце лекции:
- резюме,
- выводов,
- вопросов.
|
применение наглядных пособий, ТСО
|
Уместность использования пособий и ТСО
Своевременность использования пособий и ТСО
Отсутствие одновременного использования нескольких ТСО перегружающих понимание изучаемой проблемы
|
применение лектором опорных материалов
|
Наличие в лекции схем, таблиц, выделенных определений понятий
Наличие заранее заготовленных раздаточных материалов для слушателей
|
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИИ
|
требование конспектировать и контроль выполнения
|
Наличие обратной связи
Наличие критериев оценки выполнения заданий
Наличие баллов в системе оценивания заданий
|
обучение студентов методике записи лекции
|
Наличие методических рекомендаций по составлению конспектов лекций
|
помощь в конспектировании
|
Выделение главных мыслей в лекции
Наличие рекомендаций для слушателей (на какие вопросы следует обратить особое внимание)
|
активизация мышления
|
Наличие в лекции проблемных вопросов, занимательных задач, развивающих заданий
|
использование приемов поддержания внимания
|
Использование в лекции приемов удержания внимания: интересные примеры, изменение высоты голоса, мимики преподавателя
|
побуждение задавать вопросы
|
Применение в лекции заведомо нераскрытых терминов, побуждающих слушателей задавать вопросы
Применение в лекции логических пауз, во время которых лектор обращается к слушателям с просьбой задать вопрос
|
разъяснение особо трудных вопросов
|
Предусмотренность в лекции разделов с четким алгоритмом, разъясняющим трудный вопрос
Изложение трудного вопроса с опорой на уровень (подготовленность) слушателя к изучению трудных вопросов
Наличие в лекции материалов подготавливающих слушателей к изучению нового сложного вопроса
|
наличие заданий на самостоятельную работу по учебнику
|
Соответствие заданий самостоятельной работы стандартным требованиям, предъявляемым к времени выполнения, сложности и уровню образования
Наличие пояснений к выполнению заданий для самостоятельной работы
Однозначность понимания текста задания слушателями
|
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕКТОРСКИХ ДАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
|
знание предмета
|
|
умение установить контакт
|
Умение лектора понимать состояние аудитории через опосредованные средства (письменные сообщения, стиль вопросов от слушателей, длительные паузы и т.д.)
Умение лектора адекватно отреагировать на сложившееся эмоциональное состояние аудитории
|
эмоциональность
|
Искренность
Сдержанность
Экспрессивность
Эмоциональное взаимодействие с аудиторией
|
поставленный голос
|
Способность лектора достигать максимальной силы голоса
Способность голоса выдерживать значительные нагрузки
Яркое и сильное звучание речи
Широкий звуковысотный диапазон речи
Длительность дыхания
|
хорошая дикция
|
Плавность и слитность произнесения слов
Чёткость и ясность произношения
Приемлемая манера выговаривать слова
|
ораторское мастерство
|
Убеждающее воздействие
Владение техникой речи
Большой запас слов
Свободное владение речью
Коммуникабельность
|
культура речи
|
Владение языковой нормой устного и письменного языка
Умение использовать выразительные языковые средства
Правильное произношение слова
Коммуникативная целесообразность
Богатство речевых оборотов
|
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕКЦИИ
|
информационная ценность
|
Достаточная новизна знаний
Отсутствие в лекции банальных утверждений, общих рассуждений, не требующих размышления,
Развивающее содержание лекции
Наличие нескольких познавательных уровней: репродуктивного, реконструктивного, эвристического
|
воспитательный аспект
|
Соответствие стиля изложения лекции общепринятым нормам и культурным ценностям общества
|
достижение дидактических целей
|
Наличие показателей, по которым оценивается эффективность самостоятельной работы слушателей (достижение слушателями образовательного эффекта, становление компетентностей) как индикаторов качества лекции
|