ПАМЯТКА - АЛГОРИТМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ) УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ
- Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
- Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
- Определите вывод, который будете доказывать.
- Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
- Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводами
- Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ТРЕБОВАНИЮ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ
- Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
- Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
- Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
- Правильность и частота речи.
- Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
ПАМЯТКА: КАК ЧИТАТЬ УЧЕБНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАННОЕ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИЛОСЬ
МЕТОД ПОВТОРЕНИЯ: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знание легко забываются.
Более эффективен – МЕТОД КОДИРОВАНИЯ.
По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти надо произвести ряд мыслительных операций:
- Прокомментировать новые данные;
- Оценить их значение;
- Поставить вопросы;
- Сопоставить полученные данные с ранее известными.
Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ
- Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.
- Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.
- Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.
- Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).
- Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.
Если удается найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).
Если одни понятия вытекают из других, то можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.
Требования составлению логических схем:
- простота (минимальное количество схемных элементов и их связей);
- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т.д.);
- наглядность схемы (цветовое решение и т.п.).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООБЩЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
- Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения ( концепции), выражено ли свое отношение.
- Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи, владение научной терминологией.