КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЕМИНАРУ
- Внимательно прочти вопросы к семинару.
- Проверь! Есть ли дома рекомендованная литература; если нет,
сходи в библиотеку. - Не откладывай поиск литературы и подготовку на последний
день. - Прочитай параграф, выдели главные положения, сделай
выписки из учебника и хрестоматии. - Прочти указанную литературу, определи основной источник
по каждому вопросу, делая выписки на листах или карточках,
номеруй их пунктом плана, к которому они относятся. - Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и
место издания, том, страницу. - При чтении найти в словарях значение новых слов или слов,
недостаточно тебе известных. - Проверена все ли вопросы плана у тебя есть ответы.
- Просматривая периодическую печать, делай вырезки по теме
семинара. - На полях конспекта запиши возникшие у тебя вопросы,
подчеркни опорные положения в тексте. - В случае затруднения с ответом, обратись за консультацией к
преподавателю.
Искусство овладения речью.
Развить эти умения помогут следующие рекомендации.
- Никогда не будьте бесстрастными. В любой разговор,
выступление вкладывайте максимум заинтересованности,
увлеченности, желания все объяснить, доказать, убедить. - Сила слова в знаниях и убеждениях. Нельзя говорить о том, чего
не знаешь и в чем не убежден сам. Необходимо научиться
говорить естественно, просто, без сложных оборотов и казенных
фраз. - Уделите внимание технике речи. Голос должен естественно и по
смыслу нарастать по громкости и силе выразительности,
снижаться, становиться легким и задушевным. Голос не должен
быть слишком громким или слишком тихим. - Ежедневные выразительные чтения помогут развить речевые
способности.
ПАМЯТКИ
по составлению тезисов
ТЕЗИСЫ - это кратко сформулированные основные положения текста или, иными словами, краткий ответ на пункт плана. Сформулировать тезис - значит дать сжатый ответ на вопрос плана, раскрывающий содержание изучаемого материала, и доказательно обосновать его. Тезисы можно сформулировать своими словами или словами автора.
Для составления тезисов необходимо:
- Прочитать весь текст
- Выделить основные мысли, идеи автора.
- Кратко и последовательно изложить их в виде пунктов,
носящих характер утверждения.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ.
1 .Подготавливая ответ по любой теме, не зубрите, а выделите основные мысли, ваш ответ должен быть кратким, содержательным.
2.Помимо повторения вопросов теории, не забудьте подготовить практическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки решения задач. Ученик должен уметь работать не только головой, но и руками, должен не только знать, но и уметь.
3.Установите четкий ритм работы и режим дня, сочетая чередование труда и отдыха, питания, нормального сна и пребывания на воздухе.
4.Подготовь свое рабочее место, где все должно способствовать успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.
5.Разумно используйте консультации учителя, приходите на них, солидно поработав и с заранее заготовленными конкретными вопросами.
6.Бойтесь шпаргалок, они вам не прибавят знаний, обман себя и учителя не к лицу настоящему ученику.
7.В одинаковой степени надо не допускать, как излишнюю самоуверенность, так и недооценки своих способностей и знаний. Нельзя идти на экзамен не подготовив хотя бы один билет. Чаще всего он и достается.
8.Когда на экзамене вы получите свой билет, спокойно сядьте за стол, обдумайте вопрос, набросайте план ответа. Верьте в себя, свои знания, своим учителям.
ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЕ.
1.Письменная работа должна быть выполнена четким аккуратным почерком на листах со штампом и с полями.
2.Сначала переписывается условие задачи или примера, а затем записывается решение.
3.В решении в необходимых случаях делается пояснение: на основании, какого свойства, теоремы или определения производится решение.
4.После решения каждого задания записывается обязательно ответ.
5.Графики вычерчивайте аккуратно, карандашом и по линейке. Прежде чем строить график постарайтесь заранее представить, как он будет выглядеть, исходя из свойств функции.
б.Если надо найти ошибку, то не ищи ее в старой записи - лучше сделай все заново и сравни результаты.
7.Не рви черновик, не забудь, что он прилагается к работе.
8.Пользуйтесь математическими таблицами, это облегчит вычисления.
9.На соседа не надейся.
Чтобы развить свою память, следует:
- заниматься систематически, постоянно нагружая память новой
информацией, связывая знания с практикой; - ставить четкие цели запоминания, знать, почему и для чего нужен
тот или иной материал, где его можно использовать; - прежде чем запомнить, нужно понять;
- все, что надо запомнить, надо отобрать, осмыслить,
систематизировать, связать с ранее пройденным; - запоминать ведущие идеи и способы их доказательств, тогда
память воспроизведет в вашем сознании и детали (нельзя
запомнить все!); - создавать хорошее настроение при заучивании, учиться видеть в
обычном новое и необычное, интересное и необходимое.
Чтобы научиться мыслить, необходимо:
- стремиться видеть главное и доказывать, что важнее и почему;
- овладеть основными умственными операциями (сравнение,
доказательство, анализ, синтез, обобщение, опровержение); - критически относиться ко всему, что читаешь, изучаешь, иметь
свою нестандартную точку зрения; - совершенствовать склонность к остроумию, находчивость,
инициативу в практической деятельности.
ПАМЯТКИ
по составлению конспекта
КОНСПЕКТ - это краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы.
Основные требования, предъявляемые к конспекту.
а) Конспект должен отражать главное в содержании текста, быть
полным (полный - не значит подробный).
б) Конспект должен быть по возможности кратким, небольшим
по объему. Записать текст кратко - значит изложить его содержание
в значительной мере своими словами за исключением цитат,
правил, знаков и т.д.
Последовательность действий при составлении конспекта:
- Внимательно прочитать текст.
- Мысленно разделить текст на логически законченные части.
- Определить о чем говорится в каждой части, выделить
главное. - Выделить трудные для понимания места в каждой части и
разобраться в них. - Записать краткое содержание каждой части.
Оформление конспекта
Писать конспект следует синими чернилами, четко и разборчиво. Нужно соблюдать красную строку. Наиболее важные места рекомендуется подчеркивать. В конспект должны быть поля для последующих записей, дополнений, уточнений и т.п. В конспекте желательно включать схемы, диаграммы, таблицы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного.
КАК КОНСПЕКТИРОВАТЬ
- Иметь отдельную тетрадь для конспектов.
- Сделать на листе тетради широкие поля (в треть листа).
- Приступая к конспектированию, напиши полное название
работы, фамилию автора, укажи год написания, том, страницу. - Прочитай и подумай над текстом в целом (если текст большой
- читай по параграфам, абзацам). - Выдели узловые вопросы и приступай к конспектированию.
- Продумай главное положение, сформулируй его своими
словами и запиши, подтверждая цитатой, возьми ее в кавычки,
укажи страницу. - Поля используй для краткой записи фактического материала,
выписывай на полях незнакомые понятия и слова, записывай
свои мысли. - Продолжай работу над конспектом во время семинара:
дополни его положениями из выступлений товарищей и
выводов учителя, исправь ошибки, устрани неточность.
ПАМЯТКИ
по составлению плана
ПЛАН - это краткий перечень основных вопросов, которые рассматриваются в данном тексте.
План может простой (содержит только пункты в виде повествовательных или вопросительных предложений) и сложный или развернутый (каждый пункт плана раскрыт с помощью подпунктов).
При составлении плана необходимо:
- Прочитать название параграфа и вдуматься, о чем пойдет
речь. - Внимательно прочитать весь текст с целью общего знакомства
с его содержанием. - Выяснить значение непонятных или незнакомых слов и
выражений. - Выделить основные мысли, в соответствии с которыми
разделить текст на законченные в смысловом отношении
части. - Установить соотношение между частями текста.
- Сформулировать выделенные основные мысли своими
словами в виде пунктов плана.
Единые методические требования по
формированию общеучебных умений и
навыков
на уроках теоретического обучения.